Почему нам не нужны мобильные игры на телефонах?

Зачем крупные издательства возвращаются на рынок мобильных игр и адаптируют культовые серии под free-to-play?

Diablo: Immortal
Diablo: Immortal

На E3 2018 от «корпорации зла» Electronic Arts никто не ждал чего-то хорошего. Времена Dead Space и Mirror's Edge прошли — только лутбоксы, только хардкор. И когда казалось, что ничего хуже «казино» уже не придумать, EA выкатила мобильную версию Command & Conquer. И не просто выкатила, а долго и нудно рекламировала ее на главной игровой выставке, где обычно показывают ААА-проекты, а не tower defence.

Полыхнуло как у прессы, так и у геймеров. Не полыхнуло только у казуальщиков. Почему? Потому что они не смотрели презентацию и, скорее всего, в этот момент играли в match-3 в очереди к врачу, в пробке на московской улице или дома, уютно устроившись на диване.

Почему это проблема?

Напомню, что история с лутбоксами закончилась благополучно. Огромное количество негатива привлекло внимание судебной системы Бельгии и такую монетизацию признали «казино». Теперь Konami, Valve, Blizzard и Square Enix отключают лутбоксы в своих играх, чтобы легально выпускать в Бельгии свои продукты. Хотите продавать игры? Будьте, пожалуйста, законопослушны.

Вопрос только в том, сможем ли мы победить мобильные игры с донатом от крупных издательств? Кажется, в этот раз дизлайки под роликами на YouTube никак не повлияют на решения больших боссов из корпораций: продавать предметы внутри приложения законом не запрещено.

Краткая история монетизации в мобильных играх

iPhone сделал две важные вещи: пересадил людей с кнопочных телефонов на сенсорные экраны и научил платить деньги за приложения. Случилось это в начале 2010-х. Появление магазина приложений AppStore изменило представление о мобильных играх. Геймерам, разработчикам и издательствам открылся дивный мир новых технологий, цифрового ритейла и небывалых мощностей карманных устройств. Почему на телефонах так и не появился свой Skyrim? Все просто: он никому не нужен.

Вначале существовала теория, что мобильные игры на телефонах — это игры с приставок и компьютеров адаптированные для мобильных экранов. И продавали их соответственно: за полцены от большого проекта. Геймер покупал игру один раз и больше не тратил на нее ни цента. Вообще. Так было с ранними клонами от Gameloft, которые открыто копировали Call of Duty, Halo и Diablo.

Говорят, что если в игре появляется вертолет, то его единственная цель — быть сбитым из пулемета (Modern Combat 5)
Говорят, что если в игре появляется вертолет, то его единственная цель — быть сбитым из пулемета (Modern Combat 5)

Крупные издательства по инерции делали также: EA выпустили Dead Space для телефона в 2011 году, а в 2013 Eidos и Square Enix разжились Deus Ex: The Fall. Правда, спрос на такие игры оказался невысоким. Еще ниже оказался спрос на порты — в GTA или Max Payne было неудобно играть на телефоне без геймпада. Эти игры были рассчитана на ностальгирующюю публику, которая была готова подключать внешнюю периферию или мучиться с управлением.

Поэтому возникла теория номер два: у мобильных игр свой, особый путь. И путь этот условно-бесплатный.

Условно-бесплатная модель успешно проявила себя ММО еще в 2008 году, когда вышла Perfect World. Изначально она распространялась по подписке, но когда перешла на условно-бесплатную модель, то стала моментально успешной. Конечно, она была не первой. Такой формат продажи возник естественно: многие китайские игроки играли в ММО в интернет-кафе, а чтобы защитить себя от пиратства, издатели придумали изящное решение: распространять игру бесплатно, а зарабатывать на продаже внутренних предметов. В идеале донат должен работать так, чтобы игрокам было комфортно, а разработчикам — доходно. Это в идеале.

Проблема всех free-to-play игр в том, что человек в какой-то момент перестает контролировать количество вложенных денег. Это работает точно так же, как распродажи в Steam: ты набираешь десятки дешевых игр, а потом в них не играешь (Perfect World)
Проблема всех free-to-play игр в том, что человек в какой-то момент перестает контролировать количество вложенных денег. Это работает точно так же, как распродажи в Steam: ты набираешь десятки дешевых игр, а потом в них не играешь (Perfect World)

На практике же индустрия развлечений превратилась в рынок. В воздухе пахло деньгами и эти деньги начали стричь на огромной аудитории,. Постепенно технология free-to-play перестала учитывать интересы геймера и превратила игры в финансовую систему. В какой-то момент работа художника или геймдизайнера перестала играть важную роль. Теперь придумывают монетизацию, а потом, вокруг нее, выстраивают игру.

Мобильные игры появились в тот момент, когда схема ММО была отработана до идеала. И поэтому было взято все самое лучше: никакого геймплея, только донат. В таких условиях большинство крупных издательств перестали делать большие проекты и переключились на маленькие. Подходы были разные: Eidos выпускала отличную серию головоломок GO с Ларой Крофт и Хитменом, а EA сосредоточилась на спортивных симуляторах и казуальных стратегиях. Если мы говорим о бизнесе — это правильное решение, но с точки зрения хардкорных игроков — крайне неудачное.

Тем временем рынок рос и развивался. К 2018 году половина всей выручки в сфере видеоигр оказалась в руках тысячи студий, которые делали игры для телефонов и выпускали ММО для PC. Об этом сообщает издание Newzoo и добавляет: рынок в 2019 году будет только расти, а Азиатско-Тихоокеанский регион — самый доходный.

Только представьте: половина всех денег в игровой индустрии сосредоточена в free-to-play проектах (включая «мобильники» и ММО), а количество активных игроков превышает население России и Европы. Это очень вкусный кусок пирога, который хотят откусить все крупные западные издательства. Поэтому на рынок мобильных игр возвращается Activision-Blizzard, 20th Century Fox, EA и Bethesda. Они ведут за собой топовые франшизы: Diablo, Alien, Command & Conquer и The Elder Scrolls.

Как анонсировать бесплатную игру и облажаться

В 2018 году с презентациями облажались все, кроме Bethesda. Сначала была E3, на который анонсировали возвращение легендарной серии — Command & Conquer.

Command & Conquer: Rivals

Напомню, что это одна из самых популярных серий стратегий, которая появилась еще в 90-х и была на пике жанра вместе с Warcraft, Dune и Total Annihilation. В 2018 году ее превратили в клон Clash Royale и гордо рассказывали на презентации EA Play о классном геймплее. Это никого не впечатлило. На сегодня дебютный трейлер Rivals собрал 66 тысяч дизлайков против 3,5 тысяч положительных.

Казалось бы, пора остановиться и сделать правильные выводы: не показывать казульные проекты хардкорным игроком. Но никто не учится на чужих ошибках, верно?

Diablo: Immortal

В финале осеннего BlizzCon вместо Diablo IV игрокам показали мобильную гриндилку Immortal. Вот тут расстроились все — Blizzard всегда любила свои продукты и относилась к фанатам максимально трепетно. Если бы после презентации Diablo: Immortal показали хотя-бы тизер полноценной четвертой части или намекнули, что ее делают, то все было бы хорошо. А так — масса негативных отзывов, 732 тысячи дизлайков против 28 тысяч лайков, и загубленная репутация «издательства без плохих игр».

The Elder Scrolls: Blades

Bethesda переиграли всех: на E3 больше говорили про мобильную версию Blades, но затем показали тизер шестой части «Древних Свитков».

И если мы знаем, что The Elder Scrolls: Blades выйдет уже весной, то вот что будет с релизом полноценного продолжения — неизвестно. Помните как анонсировали Skyrim в 2010-м? Там было настоящее шоу! Сейчас же просто продемонстрировали тизер без графики. Это наводит на мысль, что главной на презентации была все же мобильная игра. Кстати, ролик с E3 на YouTube-канале IGN собрал 3,8 тысячи дизлайков против 11 тысяч лайков. Будем, считать, что это хороший знак.

Alien: Blackout

Финальный и последний анонс — Alien: Blackout. Мощная PR компания в Интернете обещала нам продолжение лучшего хоррора 2014 года. Оказалось, что нас ждет мобильная игра, где нужно провести команду по уровню избегая Чужого.

На главную роль взяли Аманду Рипли — героиню Alien: Isolation, а геймеры отреагировали соответственно — тысяча лайков и 32 тысяч дизлайков под трейлером на YouTube. Фишка в том, что игра даже не free-to-play, а первые отзывы от профильной прессы хвалят игру за проработанность и интересный геймплей. Даже если это так, ее репутация все-равно испорчена. Но 20th Century Fox не планирует останавливаться: есть инсайд, что прямо сейчас разрабатывается MMO по вселенной «Чужих». Естественно, free-to-play.

Что нам делать?

А ничего: перечисленные выше игры направлены на совсем другую аудиторию и проблема издательств в том, что они пока что не знают, как их анонсировать правильно. Крупных выставок для казуалов еще нет, поэтому приходится рассказывать о мобильных играх на E3. Хейта, конечно, много, но так хотя бы узнают про мобильную Diablo или Command & Conquer.

Рынок продолжается развиваться, и эти анонсы вполне можно считать отдельной веткой развития. Другая — это AR-игры в стиле Pokemon GO, дальнейшее развитие идей Battle-royale на телефонах и возможное появление пула больших и качественных игр по подписке, как это работает в Xbox Game Pass или Origin Access.

Во что будете играть на телефоне?
Alien: Isolation
The Elder Scrolls: Blades
Diablo: Immortal
Command & Conquer: Rivals
Не хочу, не буду
88 показов
8.4K8.4K открытий
12 комментариев

Почему нам не нужны мобильные игры на телефонах?Громкий заголовок, а на деле лишь перечисление мобильных проектов, кек, хороший материал

Ответить

Haters gonna hate. Десктопные игры выпускать не перестали. Просто телефоны становятся все навороченнее, но при этом доступнее, и все хотят отхватить свой кусок от растущего рынка. Не нравятся мобильные игры? Не играйте. А ныть об этом на каждом углу... Уже надоело, честно.

Ответить

Да нет ничего плохого в мобильном гейминге... Игр там банально хороших нет!
Вот если бы доказать издателям, что люди способны и на смартфон игру купить, причём долларов так за 10-15, то появление этих самых издателей, с нормальными играми - вопрос времени.
Вот есть игры: Morrowind и Disciples 2 - они довольно старые, так что навряд ли их не потянет современные смартфон, при этом в Morrowind не самый динамичный геймплей, Disciples пошаговая стратегия, но сам бой там выглядит не так привычно (как в тех же Героях), и замечательно игра играется на сенсорном экране, проверил лично на Windows планшете.
Ну сделали бы ремастеры этих игр для мобильных устройств - по любому были бы хорошие продажи... Нет, одни дрочильни, гриндилки и f2p... Заработать денег все хотят - только вот реально ли получится? Зато хейта словили точно.

Ответить

Просто имеет смысл сделать шаг назад, в то самое время мобильных игр на Java. Тогда было полно интересных игр (Обидно только, что часть из них совсем вылетела из памяти по названию, но не по геймплею).

Ответить

Игр там банально хороших нет!

А я бы сказал, что сейчас просто "рынок порешал". Еще несколько лет назад было много крутых ПЛАТНЫХ игр БЕЗ доната. Даже пресловутый Gameloft радовал качественными клонами игр (например, был очень классный клон SoulCalibur) за полную стоимость без встроенных покупок. А сейчас... Сейчас в моде лутбоксы, поэтому 90% приложений - f2p. Надеюсь, это временное явление, но и сейчас встречаются неплохие игры, вроде того же Alien.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Опять мусолят одно и тоже.....

Ответить