Чего так не достает нашей реальности, что все её хотят дополнить?

Пара (тысяч) слов о мобильном AR.

Чего так не достает нашей реальности, что все её хотят дополнить?

Augmented Reality или дополненная реальность — это, простыми словами, наш реальный мир, но дополненный объектами, созданными компьютером. Кто-то об AR услышал лишь недавно, а кто-то и сегодня понятия не имеет, что это такое и с чем его едят из-за чего может создаться впечатление, что это довольно новая и еще совсем не обкатанная технология, однако это далеко не так.

Немножко истории... и древнегреческих преданий

В далеком 1968 году американский ученый в области информатики, Айвен Сазерленд изобрел устройство под названием Дамоклов Меч (The Sword of Damocles), которое дало рождение известным сегодня технологиям: дополненной и виртуальной реальностям.

Причудливое название устройства отсылало к древнегреческому преданию о мече Дамокла. Сиракузский тиран Дионисий предложил своему фавориту Дамоклу, который считал своего царя счастливейшим человеком на земле, занять его престол на один день. В момент пиршества Дамокл, сидевший на троне, заметил над головой меч, подвешенный на конском волосе и тут же осознал какую цену за свое высокое положение платит Дионисий каждый день.

Можно предположить, Сазерленд думал, что его изобретение когда-нибудь погубит человечество, но все гораздо проще и ироничнее: устройство было очень габаритным и сам шлем свисал с потолка чтобы им было удобнее пользоваться — отсюда и аналогия с мечом.

Девайс был до боли примитивным по сегодняшним стандартам. Графика представляла собой каркасную модель, а система просто отображала данные с компьютерной программы на стереоскопический дисплей шлема.

Первые полноценные AR системы предназначенные для массового пользователя появились только в начале 90-х. Одним из первопроходцев в области дополненной реальности и создатель первой полностью иммерсивной AR технологии был Луис Розенберг, а уже в 1998 году AR использовался для навигации в прототипе возвращаемого космического аппарате NASA.

В 2000 году AR сделала один из первых шагов в видеоигровую индустрию. AR Quake был модом разработанным в Университете Северной Австралии и это был очень уникальный проект. Вся вычислительная мощность находилась на спине у пользователя: ноутбук, GPS и трекеры. За AR экспириенс отвечал шлем Glasstron от Sony, пистолет изначально был более брутальным, но чтоб не привлекать внимание полиции его заменили на детскую игрушку. Вся конструкция весила 16 килограммов. Мамино "иди на улице поиграй" еще никогда не было настолько увлекательным и полезным для здоровья.

AR Quake

Спустя 5 лет AR уже полноценно без помощи энтузиастов вошел в мобильную игровую индустрию. Одним из первых проектов был AR Tennis разработанный специально для смартфонов от Nokia. Если в AR Quake почти все объекты висели в воздухе и дергались при движении, то теннисный корт в AR Tennis был привязан к поверхности, на которой лежит особая AR карточка. Камера девайса сканирует рисунок на карточке, что позволяет легко отслеживать положение корта когда телефон перемещается в пространстве. Само собой для большого количества объектов в AR Quake понадобилось бы большое количество AR карточек, чтобы обеспечить стабильность этим объектам. Эта технология отлично подходила для медитативных игр, не подразумевавших какой либо экшн составляющей, но это не помешало AR Tennis быть награжденной за технические достижения.

AR Tennis

Дополненная реальность сегодня

Со времени выхода первых AR приложений на мобильные устройства в индустрии произошел большой апгрейд. Технологии шагнули вперед, и вычислительная способность телефонов достигла приемлемого уровня, чтобы удивлять. В 2017 году в одной только Северной Америке было 37 миллионов пользователей AR. По прогнозам, к 2020 году это число может удвоиться.

Сейчас на рынке AR принято выделять 5 типов технологий, несмотря на то что различия между ними порой не совсем очевидны:

  • AR на основе проекции: как ясно из названия, этот тип AR проецирует цифровые изображения на физические объекты в пространстве. Он может быть интерактивным и проецировать цифровую клавиатуру на вашем столе или циферблат на вашей руке. Так же он может быть неинтерактивным, и его можно использовать для создания проекции объектов, которые вы можете расположить и увидеть в глубине — например, он может показать вам, поместится ли ваш будущий холодильник в то пространство, которое у вас есть рядом с духовкой, проецируя холодильник перед вами.
  • AR на основе распознавания: всякий раз, когда вы сканируете QR-код или изображение, вы фактически используете AR, основанный на распознавании. Приложение AR обнаруживает и распознает то, что называется маркером AR. Как только маркер распознан, он заменяет его соответствующим объектом. Еще один тип, основанный на этой технологии, — это тот, который переводит слова, видимые через камеру, он также является наиболее широко используемым — наряду со следующим.
  • AR на основе определения местоположения использует преимущества функций GPS. Если вы путешественник и хотите открыть для себя новые места, этот метод будет использовать ваше местоположение, читая GPS, компас и акселерометр вашего устройства, предоставляя вам соответствующую информацию о том, что вы ищете на экране.
  • AR на основе пометок: данный тип очень сильно напоминает первый. Например, всякий раз, когда вы паркуете свой автомобиль в темноте, приложение распознает границы дороги и помечает их для вас. Этот метод может также использоваться в архитектуре и технике, чтобы очертить здания и их опоры.
  • AR на основе наложения также использует распознавание объектов, чтобы заменить весь объект или его часть расширенным представлением. Например, в FPS играх, у вашего солдата может быть передовая военная техника, показывающая инфракрасное, ночное видение, радиоактивное изображение и т.д. Кроме того, в медицине врач может использовать эту технологию для наложения рентгеновского изображения сломанной кости руки пациента на реальное изображение, чтобы обеспечить четкое понимание того, что на самом деле является повреждением.

К первому типу можно отнести множество приложений и игр. Самые наглядные примеры — IKEA Place и Amazon AR view. Они позволяют настроить интерьер, или понять поместится ли диван в выбранном месте, и всё это без лишних действий и замеров рулеткой. Так же они способны дать представление о том как будет падать свет на тот или иной объект. Плюс погрешность в расчетах составляет всего 2 процента, потому в AR карточках сегодня нет необходимости.

IKEA Place

Одной из самых популярных игр, использующих AR на основе проекции является Pokemon GO. Возможно, теперь игра и не упоминается так часто как на релизе, но в неё до сих пор играет очень много людей. На момент написания статьи игра занимает 2 место по доходу среди мобильных игр во всем мире. Она также использует третий тип AR. Редких покемонов зачастую можно найти в особых местах типа центрального парка в Нью-Йорке или Тадж-Махале. Игра задействует GPS навигатор мобильного устройства, потому что у каждого покемона есть свой ареол обитания. К примеру, найти водных покемонов можно у рек, а огненных в местах с сухим климатом. Уже спустя 3 года у игры есть должное количество конкурентов в лице Ghostbusters World, The Walking Dead: Our World, Jurassic World Alive и многих других, а на подходе AR игра во вселенной Гарри Поттера. Однако до успеха Pokemon GO им всё еще далеко.

Но помимо Pokemon GO-подобных есть и множество других игр на основе проекции. Например в Army of Robots игрок берет на себя управление мехом и должен расправляться с вражескими роботами. Kings of Pool позволяет насладиться бильярдом в любом удобном месте, ведь бильярдный стол можно носить прямо у себя в кармане, а AR Robot просто неплохой казуальный файтинг. Каждая AR игра так или иначе задействует метод проекции.

AR на основе распознавания — можно сказать древнейшая технология в дополненной реальности. Выше я уже рассказал об одном из первых её появлений, но где она только не использовалась с тех пор. Сегодня это в основном QR коды, "живые страницы" в журналах, или тот же Google Translate. Однако даже до сих пор выходят игры, в которых используются AR карточки, хотя необходимость в них, благодаря прогрессу, скоро пропадет.

Чего так не достает нашей реальности, что все её хотят дополнить?

Одной из первых очень качественны AR игр этого типа была ARhrrrr 2009 года. На столе находилась небольшая карта городка, а дополненная реальность делала остальную работу. Целью было отстреливать зомби, которые заполонили город, и не давать им напасть на мирных жителей.

ARhrrrr
ARhrrrr

PS Vita, Nintendo 3DS и даже PSP активно продвигали AR. У последней не было встроенной камеры, но её можно было купить отдельно. Какого-то откровения не было, но из-за относительной новизны побаловаться вечерком в Invizimals, где два зверя сражаются друг с другом, или "строить" гоночные треки было весело.

Сегодня довольно оригинальным выглядит концепт игры Brave Explorers, про которую не слышно уже два года (если я не прав, пожалуйста поправьте, но я не нашел никакой инфы об отмене). Это платформер в котором можно самому создавать разнообразные уровни с помощью карточек, либо заготовленных предметов. Выглядела игра довольно привлекательно и с помощью комьюнити которое бы постоянно наполняло игру новыми уровнями (а редактор в игре был вполне себе дельным) мог бы получиться достойный проект.

Про AR на основе определения местоположения я уже упомянул, Pokemon GO и другие подобные игры отлично адаптировали эту технологию, однако из игр, которые переносят подобный экспириенс на по-настоящему мировой уровень сходу всплывает в голове Ingress Prime. Суть очень проста: есть 2 фракции и цель каждой захватить как можно больше порталов и территорий, а самими порталами могут быть памятники, здания и прочие достопримечательности в нашем реальном мире. Чем больше порталов фракция захватила и больше контролируемая территория — тем фракция сильнее. Но и тут есть свои нюансы. Например, чтоб захватить портал, необходимо поставить резонатор, но таких резонаторов можно поставить до 8 штук, а для того чтобы получить больше резонаторов необходимо взламывать дружеские и вражеские порталы, но надо иметь ввиду, что любой взлом ослабляет портал в независимости от его принадлежности к той или иной фракций. Так же взлом дает и другие расходники, с помощью одних можно атаковать порталы противника, а с помощью других соединять свои для контроля территорий. Игра вышла в 2012 году и до сих пор пользуется большой популярностью.

Пример невероятной командной работы в Ingress
Пример невероятной командной работы в Ingress

Среди игр калибром поменьше, которые активно полагаются на GPS хочется выделить Geocaching. На реальной карте спрятано множество контейнеров, которые нужно находить, а после перепрятывать и оставлять подсказки о их местонахождении для других игроков. Благодаря гибкой настройке "квеста", можно выбрать сложность, тип местности и размер контейнера, а для самых проворных сорвиголов предлагают взбираться на горы.

AR на основе определения местоположения нашел широкое применение среди приложений для туристов и просто людей любящих изучать местность.

Последний тип — AR на основе наложения. На мобильных устройствах он гость редкий. Однако все еще только впереди. Единственная игра подобного типа, которая приходит на ум — dARk: Subject One. Игра в жанре хоррор разве что накладывает фильтр на картинку, пусть это и выглядит реалистично.

Что бы лучше понять, как работает наложение достаточно вспомнить ту знаменитую сцену из фильма "хХх" с Вином Дизелем, которую мы все с вами пересматривали не один раз. Там был якобы настоящий X-RAY и Ксандр Кейдж реально "раздевал женщину глазами". Но само наложение работает примерно так, за исключением того, что оно не раскрывает что есть под одеждой/кожей, а только накладывает гипотетическую модель голого человека/скелета.

"Будущее уже наступило, стARик"

Чего так не достает нашей реальности, что все её хотят дополнить?

Аналитики отмечают, что всё больше компаний и инвесторов начинают вкладываться в дополненную реальность, и по прогнозам мобильный AR будет огромной индустрией в 80 миллиардов долларов уже к 2022 году. Google с ARCore и Apple с ARKit активно поддерживают и упрощают разработку AR игр для разработчиков.

Немало компаний пытаются занять рынок "умных очков" за которым, однозначно, будущее дополненной реальности, осталось только дождаться когда технология выйдет из бета версии, и "очки" станут технологичнее и доступнее для массового покупателя. Возможность проецировать объекты в реальный мир это само по себе классно, но повлиять на тот или иной объект, даже при должных технологиях имея только одну свободную руку не очень удобно. Именно поэтому дожить до момента, когда очки виртуальной реальности не будут большой и дорогой бандурой очень хочется.

Взаимодействие с виртуальными мини-тессерактами больше не фантастика

Сейчас, возможно, мобильный AR и шлемы "обеих реальностей" это довольно разные рынки, но в один день всё это вполне может стать одной экосистемой.

Но, если не заглядывать слишком уж далеко, то совсем не за горами вполне себе иммерсивные игры. Например те AR хорроры, что есть на рынке сейчас не способны по настоящему напугать, потому что используют самые примитивные методы: искажение изображения, звуки и другие невпечатляющие визуальные эффекты. Возможно не буду слишком оригинальным но решение проблемы мне кажется в следующем: представьте, что вы ходите по своей комнате, направили свой телефон на выключенный телевизор и ваше устройство, распознав что это телевизор, включило его (в самом приложении) и показало какой-нибудь крипи-ролик, или пройдя мимо окна, телефон резко бы врубил эффект молнии, а вместо того чтоб монстр появлялся неожиданно из-за кадра, пусть он вылезет из под кровати к примеру. Пожалуй, такого развития AR технологии мы все ждем. И это касается не только хорроров, взять тех же покемонов: по-моему, куда более реалистичнее, найти одного спрятавшегося под машиной, а другого в собачьей будке.

Однако уже сейчас можно взглянуть в ближайшее будущее мобильного AR. Niantic (Pokemon GO, Ingress Prime) продолжает быть главным новатором в этой сфере и поговаривают, что их прототип Codename: Neon — это обкатка новой механики дуэлей для будущей AR игры во вселенной Гарри Поттера. Прототип представляет из себя лазертаг, где игроки должны подбирать частицы света и стрелять ими в оппонентов. То, что AR уже способен взаимодействовать не просто с предметами из реального мира, а с живыми людьми, которые при этом довольно быстро перемещаются, впечатляет.

Codename: Neon

Не открою Америку, если скажу, что у дополненной реальности есть огромный потенциал... но потенциал у неё просто огромный. Всё, что только можно представить в голове будет реализовано по максимуму через каких-то 5-10 лет. А нам лишь остаётся не упускать из виду достойные проекты и показывать, что мы очень заинтересованы в том, чтобы нашу реальность дополняли.

99
Начать дискуссию