Yikii: Музыкальный Сюрреализм

И в Поднебесной за завесой социально-капиталистического благополучия скрывается хтонь, мрак, призраки, а кошмары просачиваются в реальность и приобретают формы вроде бы знакомые, но неуловимо искаженные, инородные.

Ну вот, к примеру, формы музыкальные.

Живет в Китайском городе Чанчунь девушка по имени Yikii. Она рисует, пишет стихи, фотографирует. А еще она пишет музыку - много музыки: по данным discogs с 2017-го года Yikii выпустила восемнадцать альбомов, и это если не считать EP и парочку других релизов. Это, понятное дело, много. Что заставляет ползти бровь чуть вверх еще сильнее - это удивительно малый разрыв в качестве между релизами.

Впрочем, а что собственно играет похожая на приведение китаянка?

Yikii: Музыкальный Сюрреализм

Играет, она собственно (собственные?) сны, часто переходящие в ночные кошмары и обратно. Если не пытаться в очередной раз слепить жанрового кадавра из сущностей порой вызывающих вопросы, а попробовать подвести под общий знаменатель все те элементы, что Yikii использует в своей музыке и объять их в простые образы, то можно сказать, что китаянка пишет описательную музыку к фантастическим и нервозным, пугающим мирам, локациям, персонажам, пейзажам, состояниям.

Еще проще говоря - саундтреки к (пока?) несуществующим хоррорам.

Или же к тем ужасам, что мы все уже несем в себе, так или иначе.

Саундтреки эти сотканы из целого сонма музыкальных течений, о которых Yikii как минимум знает - а как максимум, активно слушает, о чем можно узнать из нескольких миксов, которые она составила для нескольких сайтов. Вариации современной шумовой музыки соседствуют с невесомым электро-попом, академический авангард и электроакустика оказываются не столь далеко от блэк-метала, а замыкать с обеих сторон этот список источников вдохновения будут всевозможные композиции, написанные для (вполне, наверное, ожидаемо) азиатских дорам и видеоигр.

Пользователи DTF наверняка будут рады увидеть знакомые тайтлы. Например, Sunless Sea. Ace Attorney и Disgaea тоже не последней величины серии.
Пользователи DTF наверняка будут рады увидеть знакомые тайтлы. Например, Sunless Sea. Ace Attorney и Disgaea тоже не последней величины серии.

Термин “саундтрек” упомянут не просто так - то, как создаёт музыку Yikii, и то как эта музыка звучит, скорее всего напомнит работы японских композиторов, работавших над играми серии Forbidden Siren или, например, Fatal Frame - о последней (наравне с Fran Bow и Little Misfortune) Yikii сама открыто говорит как об источнике вдохновения для альбома Crimson Poem. Треки китаянки динамичны и изменчивы, обладая достаточной резкостью, чтобы в каждой “фазе” спровоцировать ответ от слушателя - будь то в виде эмоциональной реакции или же в формате визуализации; банально в виде фантазирования на тему “а что могло бы происходить под эту музыку?”. Но треки Yikii при этом стараются избегать откровенной монтажной рубленности: ”фазы” и сегменты сменяют друг друга медленным смещением из одного в другое, а каждый явственно жанровый троп, ход или стандарт будет изначально каким-то образом перемолот и изменён, искажён, прежде чем будет вплетён в музыкальное полотно; от туманных эмбиентных зарисовок к индустриальным ритм партиям переходящим в агрессивные диссонансы, до вкраплений традиционной китайской музыки, сменяющейся почти что танцевальным битом (возможно, под такую музыку заводят дискотеки где-то в в городке Сайлент Хилл).

Yikii использует достаточно широкий ряд инструментов, свободно сочетая акустические и электронные источники, сэмплы и огромное количество звуковых эффектов; как аккуратно ликвидируя дистанцию между цифровыми и аналоговыми источниками, так и преломляясь в сторону глитч-эстетики. Вообще, феномен цифровой ошибки и распада, невесть откуда образующегося шума, Yikii использует как смыслообразующий прием возникновения голоса из ниоткуда, или же “не отсюда” - откуда-то из изнанки самой реальности, где скорее всего и обитают порой кошмарные образы, что навещают всех нас во снах.

Ну, и голос самой Yikii, конечно же. Именно голос помогает всему этому весьма эклектичному полотну из крайне разнородных элементов не рассыпаться, не разойтись на лоскуты: голос Yikii создает необходимую собранность и цельность - большая часть ее музыки описательна и несмотря на кажущуюся абстрактность (особенно в том, как она сочетает разные сэмплы и эффекты) эти треки подчинены внутренней драматичности. Эта драматичность не обязательно обусловлена концептом нарративным; поле деятельности Yikii - это в первую очередь поэзия и тонкая зыбкость описания столь же тонкого и зыбкого мира снов, фантазий, страхов. Для русскоязычного слушателя, эта вязкость восприятия еще будет обусловлена в большинстве своем незнанием китайского языка - но Yikii очень точно чувствует ту материю, с которой работает, отчего в ее музыке полно не только невербальных вокализмов (от странных вокальных поскрипываний до крайне неуютного плача), но и строф спетых на выдуманном, несуществующем, а оттого изъятом от воспринимаемого смысла языке.

Но в тех текстах, что есть, и что можно (пусть и потеряв, понятное дело всю ту неуловимость оригинального текста) перевести с помощью онлайн переводчика обнаруживаются поэтические образы, которые напомнают о двух вещах: сказочном пространстве и декадансе. Это цветы и бабочки, знаменующие увядание, переход из жизни в смерть и перерождение; это яркие, наполненные сжатой энергией цвета - особенно красный оттенка крови и ослепляющий, поглощающий белый; это мечты, а как следствие и сны; это боль, отчаяние, одиночество, изоляция и несвобода, это сама смерть как явление, так и образы смерти, которые преследуют живых подобно неупокоенным привидениям.

Похожим образом Yikii работает и с визуальным оформлением - она на правах человека оркестра как и рисует обложки для своих альбомов, так и снимает видеоклипы для своих треков. Все вышесказанное о ее музыке в категориях метода можно отнести и к тому, как она работает с визуальным медиа - это сочетания фотографий с цифровыми рисунками, фильтры и эффекты шума, искажений, распада, плавных колористических переходов сочетающихся с многослойностью и отдельными эпизодами диссонирующих контрастов. И тематически китаянка работает с тем же набором образов и метафор - животные и насекомые, куклы, цветы, искаженные и изломанные автопортреты, где коллажем поверх её фигуры могут оказаться инородные элементы или фигуры, фото себя, снятые со спины.

Видео, сопровождающее один из синглов с последнего альбома чем-то может напомнить многообразный сегмент крипипаст видео: тут и глитчи, и полиэкран, неформатное кадрирование, контрастирующий текст с неизвестным значением. Ну и коты.

Весь этот спектр приемов и решений создает очень герметичную эстетику, части и истоки которой несложно отследить, но сложно собрать воедино органично - это впечатляет, конечно, как мастерски Yikii это удается сделать; при этом не скатываясь в манипуляцию и апелляцию к самым простым и базовым эмоциональным категориям. Безусловно пугающая при прослушивании и вызывающая все вышеупомянутые ассоциации с хоррорами, с ужасами, с состояниями ума и рассудка далекими от стабильных, музыка Yikii оказывается скорее точкой доступа к чему-то (пока?) недоступному и запредельному, зыбкому и туманному.

Всё творчество Yikii пронизано чувством, неявственном ощущением потустороннего, сокрытого, мрачного, макабрического - не только отдельно тексты, но и сама музыка может показаться проклятой, подверженной воздействию сил не от мира сего; и конечно же возникнет так или иначе вопрос - а насколько все эти призраки лишь завеса чего-то более пугающего, а вместе с тем более реального: наваждений, депрессий, состояний сознания?

Возникает ощущение, по крайней мере лично у меня, что само существование подобной музыки и есть ответ на этот вопрос - это уравнивание аффекта и его проявления на одной горизонтальной линии. Одно без другого не существует, призраки и есть те состояния, что нас тревожат, а символы и знаки, что к этим призракам отсылают есть среда их существования. Призрак и есть мы, дубль, отражение наших страхов, который существует не когда мы сами переживаем этот страх, а когда мы сталкиваемся с ним “со стороны” - вот посредством такого искусства, например.

И только так и получиться примириться и дать покой как наваждению, так и самому себе.

Чтобы из кошмара наконец и выйти.

Музыка Yikii бывает страшной и отталкивающей, да, но бывает же она и меланхоличной и грустной, бывает она и светлой, успокаивающей. Да и попросту странной тоже - это качество с одной стороны неизбежно при соприкосновении с эстетикой, которая включает в себя исследование и осмысление сновидческих пространств, но с другой стороны - это же качество и делает её творчество именно что сновидческим - а от того и крайне притягательным и завораживающим.

Да и в конце концов просто красивым и честным. Ведь где ещё человек может быть предельно честным с собой и с миров вокруг, как не во снах? Где еще окажется возможным признаться, увидеть в себе то, от чего каждый день будешь отмахиваться?

Yikii: Музыкальный Сюрреализм

С какого альбома начать слушать: лучшей точкой входа по моему мнению будет уже вскользь упомянутый Crimson Poem - он же у Yikii кажется один из самых популярных, будучи единственным изданным на физическом носителе - крайне приятно выглядящей виниловой пластинке.

Yikii: Музыкальный Сюрреализм

Для тех кому грузно, грустно и тяжеловато такое слушать:

В 2017-ом году совместно с японским продюсером Ninomiya Tatsuki, Yikii основала группу anemone, где китаянка ограничилась исключительно вокальной работой, отдав на откуп японцу композиторскую часть. На выходе получились несколько удивительной красоты синглов, в легком и мечтательном стиле. Электро-поп, с фокусом на нежный вокал и пост-роковые ходы; композиции, которые крайне уместно смотрелись бы в опенинге какого-нибудь романтического аниме.

Музыку Yikii вы можете найти здесь: https://yikii.bandcamp.com/

Личный сайт Yikiii c ее музыкой, поэзией, фотографиями и рисунками здесь: https://yikiitong.wixsite.com/nonbeing

Музыку проекта anemone вы можете найти здесь: https://anemone0214.bandcamp.com/

529529 показов
177177 открытий
1 комментарий

#хоррор #сюрреализм #experimental #darkwave #dark_ambientКитайский Witch House, ауфъ!

Ответить