Музыка Влад Ребров
469

XXXTentacion - ключевой музыкант эпохи метамодернизма

Основные идеи, читающиеся между строк творчества популярного музыканта.

В закладки

В 2010 году голландские философы Тимотеус Вермюлен и Робин ван дер Аккер описали изменение состояния эпохи с точки зрения культуры и сформулировали новое название для нового времени. Метамодернизм обозначает колебания от модернистских идей к постмодернистским как основную тенденцию текущего века. Насмешка и нигилизм отходят на второй план, возрождаются надежда и романтизм, но полноценного возвращения к модерну не происходит; скорее мы как бы преодолеваем весь предыдущий опыт и занимаем позицию над ним, отбрасывая ненужное и принимая к сведению наиболее удачные концепты; модернизм и постмодернизм существуют одновременно. Одной из основных идей метамодернизма, во многом ему синонимичной, стала новая искренность, получившая грандиозный толчок благодаря стараниям американского писателя Дэвида Фостера Уоллеса. Он очень четко ощущал, что, вооружившись исключительно иронией и цинизмом, подвергнув деконструкции культурные коды и все, что было когда-либо дорого человечеству, мы обречены на блуждание во мраке. Новая искренность сохраняет все лучшее, что было в постмодерне, но уходит от деконструкции в сторону реконструкции и честно пытается ответить на вопросы, стоящие перед человеком.

Во многом концепция метамодернизма не успела еще широко распространиться в силу своей молодости и инновационности; но истинная причина заключается в том, что традиционно философское или творческое движение должно представлять из себя закрытую систему с четким набором специфических ценностей и методик. Сама эта идея противоречит метамодернизму, сущность которого заключена в попытке очертить мир во всем его разнообразии и неоднозначности; мы прекрасно понимаем, что подобная задача невыполнима, а потому обречены на бесконечное размывание границ в попытке дотянуться до недостижимого идеала. Уместны ли тут оформленность и завершенность?

Новая искренность пытается сформировать картину мира, наиболее приближенную к реальности с учетом всего предыдущего опыта, игнорируя устаревшие рамки и условности. Пластинку “?” XXXTentacion’a можно считать настоящим манифестом постоянного расширения пространства борьбы и поиска истины.

Джасей Онфрой, двадцатилетний уроженец штата Флорида появился на радарах искушенных поклонников хип-хопа, готовых спускаться в недры SoundCloud в поисках жемчужин, благодаря коротким, резким бэнгерам c перегруженным басом, пропитанным животной агрессией и яростью. Эпатаж его музыки множился на почти джокеровскую харизму самого Онфроя, замешанного в деле о домашнем насилии. Подняв настоящую бурю хайпа и получив возможность легко монетизировать собственную известность после решения проблем с законом, Джасей поступил наименее очевидным образом - записал пластинку “17”, построенную на меланхоличных фортепианных переливах, медленных глухих ударных и депрессивном альте, идеально сочетающимся с аскетичными акустическими аранжировками.

После громоподобного хита “Look At Me!” большая часть хип-хоп сообщества поспешила записать дерзкого юношу в авторы одного хита или по крайней мере в очередной конвейер по созданию бэнгеров для фанатов новой школы. Онфрой же пошел своей дорогой, записав пластинку, перпендикулярную любым ожиданиям фанатов - и выиграл. Комьюнити приняло “17” на ура, в XXXTentacion’е начали видеть оригинального, талантливого музыканта со своими стилем и вайбом. Кендрик Ламар порекомендовал релиз в твиттере с комментарием “listen to this album if you feel anything. raw thoughts”. Точнее не придумаешь.

Главной тенденцией в творчестве Джасея стала грубая, неотесанная искренность. Для него творчество было в первую очередь терапией, его методом борьбы с жутчайшими внутренними демонами, разрывающими юношу изнутри. Непростое прошлое и ощущение покинутости, отчужденности наложило серьезный отпечаток на личность XXXTentacion’a. Посредством музыки он пытался это побороть.

Но “17” был лишь подготовкой, трамплином к тому, что случилось в марте 2018. Джасей выпустил вторую полноформатную пластинку под аналогично странным названием “?”. Возглавив с ней чарт Billboard, XXXTentacion серьезно перепутал карты всем своим коллегам. До него ни один автор полутораминутных песен не продавал за неделю больше 130 000 копий.

Изменение игры - одна из основных метамодернистских задач. Отрицание эпохи еще не означает ее ложности; большая часть артистов еще даже не уловила момент смены парадигмы; Онфрой же существовал в ней с рождения и ориентировался, как рыба в воде. Мало вооружиться дистиллятом искренности, чтобы что-то изменить, необходимо еще обладать невероятной харизмой, чтобы суметь протолкнуть свои идеи и сделать их заметными. XXXTentacion сочетал в себе оба этих качества и реформировал музыкальную индустрию. Точнее, не он сам, а факт его успешности.

Путь Джасея к славе и коммерческому успеху был долгим и тернистым. Он шел наперерез всем законам и правилам, поступая зачастую импульсивно и необдуманно, но всякий раз органично. Скитался по тюрьмам для несовершеннолетних, обвинялся в избиении своей девушки и удерживании ее в плену, чтобы та не смогла позвонить в полицию (что так и не было доказано); уже будучи известным рэпером, пришел в ярость от песни KMT Дрейка и начал публично поливать грязью 6 god; поступок беспрецедентный, последний рэпер, осмелившийся на это, растерял львиную долю своего успеха и оправляется от последствий до сих пор. Но XXXTentacion сумел тогда выйти сухим из воды. Он троллил Cardi B в соцсетях, за что немедленно получил по лицу от группы Migos. Он ссорился со всеми своими друзьями, записывал депрессивные истории в Instagram и грозился уйти из музыки сразу после заключения крупного контракта с мэйджор-лейблом.

Та самая песня, из-за которой произошел весь сыр-бор

А потом Джасей серьезно изменился и вырос. Пережив все эти душевные мытарства, он переборол себя и пришел к позитивному, благотворному мышлению, результатом которого стала его вторая пластинка. “?” преодолел гегемонию минорного настроения и вместил в себя все ключевые идеи XXXTentacion’a, развив их до предела.

Название “?” прямо указывает на трудности с идентификацией пластинки. Это уникальный, разносторонний альбом, вместивший в себя выступления чуть ли не во всех ключевых жанрах. Тут нашлось место лаконичным SoundCloud-балладам, фортепианной лирике, олдскульным хип-хоп битам с джазовым оттенком, акустике, классическим бэнгерам с ревущим басом и орущим вокалом на задворках, полноценным альтернативным номерам в стиле групп середины нулевых, редкой красоты эмо и даже латиноамериканским поп-хитам. Сделаны все эти песни одинаково талантливо. Но как они вообще смогли уместиться на одной работе?

Обложка "?"

Многогранность - следствие радикализма его искренности, не терпящей компромиссов. Джасей был готов во всем идти до конца, а финальной точкой любого честного номера становится уничтожение всех рамок и преград для максимально точного изложения своей мысли. XXXTentacion наплевал на традиции и полностью освободился от предрассудков для того, чтобы с немецкой педантичностью перевести себя на язык музыки, отразить каждую свою грань и провозгласить сложность, непостижимую многообразность человека.

Если Канье Уэст пробовал вывести в “The Life of Pablo” всю разносторонность самой музыкальной матрицы, то XXXTentacion в своих стремлениях к истине зашел еще дальше и попытался начать разговор о неоднозначности личности. Он был человеком, которому не хватало целого мира, было тесно в любом очерченном пространстве, традиции, каноне. Для того, чтобы выразить себя, он брал лишь ключевое от музыки. Если было нужно, он менял жанр, мог написать лишь припев, объединив две репетативные части небольшим бриджем от PnB Rock, записать песню на минуту или отказаться от образности, метафоричности, прибегнув к лобовому призыву не сдаваться для того, чтобы его послание было трактовано однозначно.

Джасея в принципе не особо волновали проблемы языка, он плевал на многовековую традицию иносказательности. Если раньше для того, чтобы транслировать какое-либо сообщение, музыкант мог написать целую историю с персонажами, драмой, действием, развязкой, то Онфрой все это игнорировал, просто выкрикивая необходимые фразы. Для него язык был еще одним методом достижения истины. Каждое его действие было направлено на ее поиск, будто форма музыкальная или вербальная. Он не гнушался примитивизма. Точное отражение эмоции для него было важнее ложной красивости.

При этом не стоит думать, что всю дорогу “?” убийственно серьезен. Пластинке не чужда ирония. У Джасея было странное чувство юмора, но оно периодически просвечивалось сквозь основную ткань нарратива: как в интро в infinity (888) или в i don’t even speak spanish lol, где Онфрой подчеркивал всю абсурдность существования этой песни в самом названии.

Методы XXXTentacion’a тяжело назвать революционными; музыка насчитывает десятки лет экспериментальной деятельности, и не он один рушил песенную структуру или отказывался от традиционного промоушна с клипами и радио-хитами. Но он был абсолютно честен и последователен в своем порыве. Он стал одним из первых исполнителей, существовавших в метамодернистской парадигме и достигших таких серьезных коммерческих успехов. Это очень серьезное достижение. К сожалению, Джасей больше не сможет записывать новую музыку. Он ушел несправедливо рано. Но даже за свои двадцать лет он успел многое. Как минимум – наметить дорогу в более свободное будущее.

Jahseh Dwayne Ricardo Onfroy (1998-2018)

Если вам понравился этот материал и вы хотите прочесть больше о самых интересных идеях из мира искусства, то подписывайтесь на мою публичную страницу doom, на которой регулярно выходят новые тексты.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Влад Ребров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 25, "likes": -9, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 27148, "is_wide": false }
{ "id": 27148, "author_id": 88565, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27148\/get","add":"\/comments\/27148\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27148"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 71328 }

25 комментариев 25 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
13

Очень странно видеть попытку осмысления западной черной культуры здесь. Ламар и Онфрой пишут для своего рынка, и "осмысляются" левыми западными товарищами. У нас нет ни базы, ни реальности, ни языка, чтобы что-то там "осмыслять" (спойлер: особо-то и нечего).

Тогда, простите, Хабиб Нурмагомедов или любой спортсмен-борец был метамодернистом гораздо раньше всех этих тенасьосов. Искренний и простой, что хочет, то и творит, идет на глупые конфликты, любит людей (своих).

Искать в сих коммерческих проектах глубокий смысл и метамодернистскую искренность русскому/дорогому россиянину/снг-шнику глупо. Нет там никаких глубоких смыслов, как их нет нигде. В говнарском русском роке для этого плодотворная почва потому, что там сплошные не связанные с реальностью метафоры на метафоры (читай, просто красиво слова легли). А здесь, комменатрий выше/ниже -- вполне конкретно, как и у Ламара и иже с ними, про сиськи-письки-кокс-траву, сложную жизнь ниббосов и непередаваемо глубокое желание намешать сироп от кашля с дешевым виски.

Особенно поражает то, как люди отзываются о музыкальной составляющей. Я могу ошибаться, но попробую пованговать: он же нихера не написал из этого? Максимум, что-то в начале и это как говно мамонта звучит, простите, как
бэнгер c перегруженным басом, пропитанный животной агрессией и яростью

Остальное -- куплено у ноунейм битмейкеров или уже известных битмейкеров, украдено (в комментах есть тоже кто-то скинул, молодец). Какие переливы? Какая музыка? Уберите музыку -- тупой бубнеж или пародия на вокал. Музыка и создает это настроение, привет, секрет. Но почему-то никто не пишет про метамодернизм битмейкеров, таких вот инди-авторов и проч (частично пригорает, так как я тоже что-то пописываю, не в промышленном масштабе конечно, но на пальцах представляю, как оно и что).

Финальмант: просто скажите, что вам это нравится. Не обязательно подводить какую-то философскую базу и высасывать из пальца. Если нравится Стас Михайлов, то это не значит, что он ницшеанец, раз "все для тебя". Разобрать ту же Монеточку можно, там видно, что пытаются троллировать и попасть в область пост-пост, мета-мета.

А если охладить трахание: ничего против автора не имею, имею против таких вот заблуждений; если хочется объяснить метамодерн, то его надо показать, разжевать, разобрать текст, что ли; объяснить, что скрывается в действительности за поеданием кисок, что люди слушают не из-за диков, а из-за звучания и вайба того самого; было бы классно сделано, если бы статья подвела к идее, что искренность -- это мне нравится вот ЭТО, признаюсь, мне не стыдно, и я нечем не оправдываю, потому что хватит кичиться и быть крутыми. Но это, вроде, постмодерн...

Ответить
9

Открыл песню наугад (going Down! ):
Hey, she ride my dick like a biker, huh

I am the shit, need a diaper, huh

Like I'm Lil Yachty, I one night her, uh

I eat the pussy like rice and- ayy

Knock out your boyfriend, Mike Tyson, ayy

When I'm drunk I feel like fightin', ayy

She pop that pussy like vicodin, yuh (ohmy ohmy)

Beat up that pussy like vikin', a-

She get wet, whip look like I pulled up in a jet

She wants sex (hm), okay, shorty, I just want the neck

Особенно понравилось про поедание ее киски словно рис. Очень глубоко и постмодернично.

Ответить
0

В чем проблема?

Ответить
1

Да ни в чем, Типичная песня для бунтующих подростков. Заслуживает ли такая посредственность статьи на DTF?

Ответить
0

Думаю, что да. Ведь x действительно повлиял на современную хип-хоп сцену. Странно судить о его творчестве по одной песне.

Ответить
0

Это случайная песня на которую я тыкнул. Сомневаюсь, что таких у него больше нет.

Ответить
0

Конечно есть. Но чем песня плоха? И каким образом это отменяет его другие заслуги?

Ответить
1

Тебе правда нравятся песни про еблю и наркоту?

Ответить
0

Да. Надеюсь ты не считаешь эту песню плохой, только потому что тебе не нравится сама тема.

Ответить
1

Это не плохо. Просто такие песни слушают в основном очень юные мамкины бунтари. Собственно для них такие песни и пишутся, детям не особо важен смысл песни, лишь бы побольше ругательств и чтобы качало.

Ответить
0

Ну что за снобизм. Говоришь не плохо, но всеми словами изображаешь из себя эстета, который не слушает эту вашу «посредственную музыку с ругательствами». Такое поведение обычно свойственно детям, которые любят отвергать целые жанры. Я раньше таким тоже был, и не любил рэп, попсу. Ладно бы ты послушал альбом и сказал что-нибудь конструктивное (его есть за что критиковать, как и хвалить). Но вот это элитарство, выглядит глупо.

Ответить
1

Какое элитарство, ало? Тут "музыка" тупо набор ругательств под примитивный бит. Не нужно быть эстетом, чтобы понимать, что это посредственность.
Через несколько лет в рэпе будет еще одна новая школа, где будут в микрофон пердеть и ты так же будешь говорить, что тут не все так однозначно и надо весь альбом слушать чтобы понять глубокий посыл автора?

Ответить
0

Какое элитарство, ало?

Просто такие песни слушают в основном очень юные мамкины бунтари. Собственно для них такие песни и пишутся, детям не особо важен смысл песни, лишь бы побольше ругательств и чтобы качало.

Ты правда не понимаешь как это смотрится со стороны?
Ты сейчас называешь артиста посредственностью, потому что послушал одну его песню и тебе не понравился текст. Причем проблема текста в матах(!). Мне кажется, но это не адекватная критика.

Ответить
2

Так скажи, петь про про поедание пизды словно рис - не посредственность? Это гениально по-твоему?
Проблема-то песни не в матах, а в том, что кроме них там ничего нет. То есть это пустой набор слов.
Скажи, в чем разница между этим и пердежом в микрофон? На пердеж можно тоже бит наложить и будет реально то же самое. Смысловая нагрузка не поменяется.

И я не сказал, что текст мне не понравился. Мы же ведь не относимся негативно к мультикам для дошколят, верно?)

Ответить
0

Нет. Гениальность заключается не в этом. Ты как-то просто сложил все его творчество в пару строчек. Но это так не работает. Я тоже могу сказать, что в тексте Lucy in the sky смысла никакого. Но цель песни то в другом. Текст без смысла, не делает песню плохой. Хватит мыслить ограниченными рамками.

Ответить
5

Как то быстро эти -измы стали сменяться. Уверен, дальше будут все более несуразные надстройки типа неопосттрансмодернизма.

Ответить
3

Придумают, культурологов и прочих искусствоведов пруд пруди - и всем получка нужна:D

Ответить
6

Я, конечно, всё понимаю - вкусы у всех разные. Но, блин, ребята, вылезьте из этих помоев современного нечто, которое хип-хопом сейчас называют, и расширьте кругозор.

Вот честное слово, говорить про "грубую, неотесанную искренность" после целой кучи таких культурных феноменов, как N.W.A., Onyx, разноплановых Cypress Hill; после 20 лет творчества горячо любимых мною dalek (не могу не упомянуть), у которых некоторые треки можно и нужно ставить в качестве образца жанра... это ж дичь какая-то.

Парень просто был обычным торчком, который выезжал на трендовой музыке. Нет ничего плохого (наверное) в том, что такая музыка нравится и её хочется слушать. Но преподносить обычную вторичку как знаковую вещь - это дофига неправильно.

Ответить
3

Вполне неплохо, спасибо.
На минусы не стоит обращать внимание, ЦА этого сайта старики-русс-рокеры.

Ответить
2

Хорошо хоть не дети, любящие песни про еблю и наркоту.

Ответить
0

Я после коммента про "случайную песню" открывал твой твиттер, и эталоном морали тебя не назовешь. Так к чему такие комментарии?

Ответить
4

Хэхэхэтентакль - это просто перерождение эмо. Тех самых, которые отращивали себе чёрно-розовые чёлки и мазали запястья кетчупом под депрессивные завывания высоким голоском, только теперь немытые сальные волосы стало модно закручивать в колбасу и бить на лицо татухи в стиле "уснул на вписке". Но есть и разница - теперь не нужно даже знать как правильно держать гитару и извлекать из неё минорные ноты. Если метамодернизм заключается в деградации не только формы, но даже мысли, то я скорее открою банку белого монстра и крикну "раньше было лучше".

Ответить
0

Улыбнуло, но что-то в этом явно есть)

Ответить
1

Очень жаль, приятель, что твой текст насобирал минусов. Ну, тут так бывает (как и всюду).

В любом случае, спасибо и удачи в дальнейшем.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Новая игра Ubisoft на релизе выглядит
точно так же, как и на E3
Подписаться на push-уведомления