The Residents. Небольшая экскурсия по миру глазных яблок

Ну что, господа и дамы, готовы ли вы начать со мной великолепное путешествие по самой великой и самой странной группе the Residents? Хотя, это не важно, что вы ответите, потому что быть полностью готовым к прослушиванию этой группы невозможно.

<i> Ага, вот эти ребята </i>
Ага, вот эти ребята

Обычно я начинаю свою притчу с истории возникновения группы. Но мне особо нечего сказать про биографию резидентов - и это вовсе не потому, что мне лень это делать, и мне не хочется пересказывать википедию. Проблема в том, что до сих пор непонятно кто есть кто в этой группе. Неизвестны их имена, их фамилии. Черт, неизвестно даже сколько людей задействовано в этом культурном эксперименте! Это очень интересный ход.

Во-первых, таким образом они не могли ‘зазвездиться’ и вестись на поводу у своих же фанатов. Во-вторых (тут уже важно для моей работы), вы будете оценивать музыку вне зависимости от её творца. Это очень важный момент, поскольку любое искусство прежде всего автобиографично. Поэтому каждый альбом и каждая песня становится для нас ещё большей загадкой. В-третьих, резиденты (кто бы они не были) - прекрасные бизнесмены. Одной из причин популярности этой группы стала, как ни странно, эта замечательная стратегия, которая работала от противного. Ну и если продолжить про пиар и коммерческую жилку, у the Residents был превосходно выработанный стиль (одежды, символы, музыка). Серьёзно, разве вы бы не рассказали всем своим знакомым, что вы побывали на концерте, где исполнители одевались в костюмы больших глазных яблок (эти яблоки еще и прекрасно скрывали ваше лицо, что тоже немаловажно?)

<i>Ага, вот эти ребята x2</i>
Ага, вот эти ребята x2

1. Meet The Residents

Начнем сначала.

На дворе бурные 70-е. Расцветают прог-рок группы, такие как Pink Floyd, Yes, Genesis и их многочисленные последователи (если я не написал вашу любимую прог-рок группу, то это не означает, что я ее считаю вторичной по отношению к пинк флоиду). Многие группы тех времен делали ставку не на мелодичность песни, а на виртуозную технику игры на том или ином инструменте. На мой взгляд, это был главный минус исполнителей прогрессивного рока: все-таки как бы музыкант хорошо не играл, для того, чтобы эту музыку стало интересно слушать, этого было мало. И тут внезапно появляются the Residents с их абсолютно противоположным подходом. На момент записи их дебютника "Meet The Residents" никто из них не умел играть ни на одном инструменте. Я бы даже сказал нЕкто не умел играть (вспомним про их полную анонимность) - простите за плохую шутку.

В основном для записи этого альбома иcпользовался многодорожечный магнитофон.После прослушивания данного опуса ты понимаешь - если уж сильно захотеть, то можно записывать классную музыку и без умения играть на инструментах, и без знания музыкальной теории. Хотя для этого безусловно нужен определенный талант, мозги, идеи, и немного воображения.А с идеями у the Residents всегда все было в порядке. Основным мотивом их творчества всегда было издевательство над современной (по тем временам) поп-музыкой. В дебютнике эта идея не сильно раскрывается (спойлер: в отличие от следующего альбома), но тем не менее первая же песня - это издевательский кавер на песню These Boots Are Made for Walkin от Ли Хезлвуда, которая практически ничего не имеет общего с оригиналом, но прекрасно показывает отношение группы к популярным песням: если не ненависть, то определенную неприязнь.

Тот самый кавер. Если его можно так назвать.

Они не готовы уважать "классику": не зря обложка их альбома - это, так сказать, слегка "переделанная" обложка альбома "Meet The Beatles" от группы - вы не поверите - The Beatles. С талантом и воображением у the Residents тоже отлично - этот альбом как минимум ИНТЕРЕСНО слушать! После первой песни-кавера идут еще пять, которые объединены в одну сюиту. А в этой сюите есть и игра на растроенном клавесине, есть и гитара, которую как будто пропустили через шредер.

Под этим видео есть комментарий, с которым я полностью согласен: ""This would be a perfect tune for Eraserhead - actually there are a number of Residents tunes that would be perfect for Eraserhead.""

"Rest Aria" и "Spotted Into Bean" - шедевры, сыгранные на фортепиано. Но поверьте, это очень СТРАННЫЕ шедевры, сыгранные на фортепиано. Ну а эпилог альбома - "N-ER-GEE" - это всевозможные эксперименты группы на магнитофоне, которые вообще можно придумать.

Да, это все звучит как минимум непривычно, а где-то затянуто, но дайте этому альбому шанс. Как минимум, вы узнаете, что существует и такая вот музыка. Как максимум - вы оденетесь в костюм глазного яблока и будете кричать "БУГАЛУУУУ", что тоже весьма неплохо.

2. The Third Reich 'n Roll

В чем нельзя упрекнуть второй альбом the Residents - так это в отсутствии концепта и идеи. Серьезно, этот альбом создан именно для того, чтобы про него всем рассказывать. А слушать его вовсе не обязательно. Вот уж действительно, этот альбом может опровергнуть высказывание Фрэнка Заппы: "Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре"

Так давайте же я поговорю!

И тут я сразу спотыкаюсь. Обсуждая этот альбом, я буду ходить по очень тонкому льду. Ведь уже по названию альбома вы наверно заподозрили, что тут не все так ЧИСТО. Так вот, обложку альбома я не буду прикреплять к записи, но при желании, вы можете ее найти самостоятельно в интернете. Но поверьте, это стоит того.

Хотя, на Youtube эта обложка есть на превью.

На обложке изображен известный американский деятель радио и телевидения Дик Кларк, который одет в фашистскую униформу. Он держит в руках морковку. Вокруг него на маленьких облаках танцуют маленькие Адольфы Гитлеры. Поверьте, это очень смешно, учитывая как выглядит Дик Кларк - ведь он считается "самым старым подростком Америки".

О, да. Резиденты явно с нами не церемонятся. Но тем не менее, эта обложка поможет нам объяснить содержимое альбома. Дик Кларк работал в нескольких телешоу. Одним из его самых популярных телешоу была "Американская эстрада". Дик Кларк был ведущим этой передачи около 30 лет. Многие справедливо полагают, что именно это шоу сформировало музыкальный вкус молодежи. А самое важное, именно это шоу окончательно популяризовало рок-н-ролл. Так почему же такого золотого человека резиденты одели в нацистскую форму?

Дик Кларк - великий ведущий Америки
Дик Кларк - великий ведущий Америки

Возможно, именно эта передача задавала некий определенный стандарт для рок-н-ролла и поп-музыки. Я очень сильно сомневаюсь, что создатели ""Американской эстрады"" выбирали музыку, которая была очень сильно похожа друг на друга. Но какие-то определенные ГРАНИЦЫ дозволенного безусловно были. Несомненно, музыку, которая выходила за РАМКИ, установленные телепередачей, не ставили в эфир. Именно в этом the Residents увидели некоторую "сегрегацию" в музыке, прямо как в этом вашем нацизме. Итак, с обложкой мы разобрались, а что там с музыкой?

Альбом "Third Reich 'n Roll" - это жесткая пародия и сатира на всю музыку тех лет. В первом альбоме эта идея только проскальзывала в своем зародыше, во втором альбоме она расцветает во всей красе. Это деконструкция рок-н-ролла и поп-музыки, это своеобразный манифест о том, что музыка мертва.

Первая эмоция после прослушивания этого альбома - господи, the residents действительно НЕНАВИДЯТ поп! Вторая эмоция - блин, концовка альбома реально красивая!

Возможно, рейх-н-ролл является первым mashup-альбомом, потому что в этом комбайне длительностью 35 минут содержатся отрывки 30-ти популярных песен тех лет, хотя их очень тяжело различить в этой монструозной смеси. Хорошая проверка на музыкальную эрудицию! Хотя с ФОРМОЙ альбома все просто замечательно (вон, смотрите, какую простыню про идеи накатал!), с СОДЕРЖАНИЕМ альбома есть проблемы (по крайней мере у меня). ЭТО довольно тяжело слушать. Ну и на мой взгляд, каверы у the Residents есть и поинтереснее, да и сама идея сохраняется! (например, послушайте "I Can't Get No Satisfaction", или "Hit the road, Jack") Но все равно, послушайте этот альбом хотя бы раз. Уверяю, он не оставит вас равнодушным!

Знаменитый кавер на Rolling Stones

3 (2?). Not Available

Про второй альбом the Residents я написал, пора написать и про "настоящий" второй альбом этой замечательной группы. Хм, пока что все это звучит не очень понятно. Начнем издалека.

Как вы уже могли понять, хоть резиденты и не умели играть ни на одном инструменте, они брали совсем другим. Про то, что их мозги были наполнены идеями под завязку, и что поп музыку группа видела только лишь как элемент сатиры - вы это все уже прочитали. Теперь я расскажу вам про этакую философскую теорию группы the Residents.

По легенде, группа вместе с неким философом N. Senada (про которого также ничего не известно - возможно, под этим псевдонимом скрывался сам Капитан Бифхарт!) и гитаристом Снейкфингером (он активно помогал группе с записями альбомов и с концертами) разработала Теорию Забвения - Theory Of Obscurity. Она гласит о том, что "любое произведение искусства может стать доступным лишь тогда, когда о его существовании забудет сам автор".

Документальный фильм про the Residents имел такое же название

В 1974 году музыканты записали альбом - "Not Available" - с этаким "говорящим" названием альбома, и держали его у себя в закромах, пока они не забыли про него. А забыли они его в 1978, и тогда они и выпустили этот альбом в продажу. Таким образом, согласно это теории, этот альбом был записан сразу после дебютника "Meet the Residents"

Возможно, лучший альбом The Residents

Но я ни черта не верю в эту теорию. Потому что хоть этот альбом и является своеобразным мюзиклом с очень странным сюжетом, который очень сложно пересказать в формате рецензии - это самый продвинутый альбом в плане музыкальных находок. The Residents очень сильно выросли в музыкальном плане. И одновременно, это самый странный концептуальный альбом, который вы услышите в своей жизни. Это артефакт, который упал к нам из другой планеты. Не только идеями и философией богато творчество the Residents - и этот альбом доказывает, что они гениальные сонграйтеры и продюссеры. И вот именно совокупность всех этих талантов делает эту группу по-настоящему гениальной.

Честно, я не знаю как еще лучше описать этот альбом. Многие считают этот альбом магнум опусом этой группы, и я не могу с этим спорить. Возможно, вам больше понравятся другие альбомы. Но тем не менее именно этот альбом подарит вам уникальный опыт.

4. Небольшой эпилог

Надеюсь, я вызвал у вас интерес к творчеству данной группы, и вам понравилось читать данную статейку.

P.S. Паблик, где я пишу свое никому не интересное мнение по разным вещам. Вдруг вам интересно.

1515
21 комментарий

Комментарий недоступен

1
Ответить

пардон, но вы ошибаетесь. я знаю прекрасного, наверное, человека, эксперта по фолку и классике, и он не рубит в нойзе, ставит ему нижайшие оценки и вообще явно дистанцируется. но - ну-ка, хором - нойз тоже музыка after all. так что вкусы это одно, объективность другое, а вот обобщения оставьте.

1
Ответить

Когда тебе 12 лет и ты не знаешь что музыка давным-давно не просто музыка.

Ответить

Я про группу из-за игр узнала. Подкидываю тему для следующей заметки.

1
Ответить

Вы имеете ввиду игру Bad Day on the Midway? Пока в нее не играл, к сожалению

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Если вам не нравятся авангардные альбомы этой группы, то могу посоветовать альбом "Demons Dance Alone", который имеет вполне себе поп-звучание

Ответить