Эстетика киберпанка в музыке

Как популярный жанр творчества обогащается посредством современной электронной музыки.

Эстетика киберпанка в музыке

Во время месяца киберпанка была схожая статья на эту тему, но мне показалось, что автор подошёл к ней весьма поверхностно (без обид). Поэтому я хочу ещё раз поднять вопрос и рассказать о значимых (по моему мнению) для современной киберпанк-музыки исполнителях.

На волне популярности СР2077, многие выяснили, что "киберпанк в вакууме" у каждого свой. То же самое можно сказать и о музыкальном направлении. Первый мигом вспомнит саундтрек блейдраннера, второй пойдёт гуглить композиции Майкла Маккана. А третий вовсе прикрепит свои любимые треки в стиле downtempo или future garage (да-да, кучу интересной музыки я и жду от вас в комментах). Но среди фанатов киберпанка есть негласный идол, музыка которого считается эталоном аутентичного саунд-дизайна.

Знакомьтесь, <b>Access to Arasaka</b>
Знакомьтесь, Access to Arasaka

Rob Lioy - скромный и скрытный от общества человек, значимость которого для жанра сложно преувеличить. Конечно же, было множество экспериментаторов и до него. Но именно Арасака возвёл этот саунд в абсолют. Уникальное сочетание idm, обилия глитча, старомодных синтов и тягучего амбиента - прямые ассоциации с грязными улицами, километрами проводов над головой, повсеместным криминалом и снующими туда-сюда в дождливый вечер human+. Киберпанк стало возможным, что называется, послушать.

Что интересно, Роб нашёл свой фирменный почерк, но при этом никогда не боялся экспериментировать. Музыка и тематика меняются от релиза к релизу. Неизменным остаётся одно - точная передача cyperpunk и sci-fi атмосферы.

Тем более кажется несправедливым то, что Роб всегда оставался в тени более популярной музыки и исполнителей, пребывая годами в андеграунде. Как и весь киберпанк, в общем-то...

Один из немногих треков с вокалом

К сожалению, после релиза 2013 года настало длительное затишье. Некоторые подшучивали на тему того, что Арасака оцифровал своё сознание и продолжил путь уже там - где-то в глубинах интернета, вдали от внешнего мира. Но правда куда прозаичнее - карьера, личная жизнь и увлечение компьютерными играми. Роб практически не поддерживает связь с комьюнити, но фанаты до сих пор верят в его камбэк.

Как же хорошо, что его идеи не остались незамеченными и нашли место в творчестве других музыкантов.

<b>Huron </b>- один из топовых декеров нашего времени
Huron - один из топовых декеров нашего времени

Steffen Schröder - он же Huron, берёт формулу Арасаки, замораживает её в едином темпе, разбавляет обилием клавишных и пускает это всё на конвейер. Получается интересно, аппетитно, пусть и несколько вторично.

Да, музыка Хурона может (и покажется) однообразной во время длительного прослушивания. Но тем не менее это тот музыкант, который берёт количеством, не теряя при этом в качестве. У него есть фирменный почерк, в его паттерны хочется вслушиваться, его композиции заставляют задуматься о неизбежном "hich tech - low life".

И если Хурон стал своеобразным образцом idm-конвейера для фонда киберпанк-музыки, то этот человек решил напомнить нам о том, откуда у жанра растут ноги.

<b>Holon </b>
Holon

Mark Rydyger - он же Holon, использует классические синтвейв-мотивы, заворачивает их в современное звучание, сдабривая всё приличной порцией idm и амбиента. Выходит настолько тепло и лампово, что устоять не получится.

Киберпанк, сам по себе - палка о двух концах. С одной стороны мы боимся технологий и их возможностей. А с другой ждём их с интересом и нескрываемым восторгом. Так вот Холон - скорее про второе. Мотивы у него меняются от релиза к релизу, но в целом это всё тот же ненавязчивый по звучанию синтвейв про сохранение души человека в эпоху цифровых технологий.

Holon в последнее время, что называется, активизировался и начал штамповать релиз за релизом. Кому как, лично я доволен.

Кстати, у Марка есть и второй проект - Sylac. В нём нашла отражение более тёмная сторона музыканта. Мрачный дарксинт с налётом ebm.

И раз уж мы вспомнили про синты и "олдовое" звучание, будет кощунством не поговорить о современной электро-сцене, которая всегда являлась неотъемлемой частью киберпанка... и получила сейчас новое дыхание, кстати.

Carl Finlow (Silicon Scally) - один из тех старичков, которые не сдаются и радуют из года в год
MetaComplex - очень крутой проект многогранного Tamás Olejnik
Plant43 - ещё один пример ламповой ностальгии по золотой эпохе киберпанка

Под конец упомяну о музыканте, который уже оставил за собой огромное наследие и является лицом жанра. Саундтреки к серии Mass Effect, релизы на Tympanik Audio, неповторимый саунд-дизайн:

Comaduster, господа

Real Cardinal также ведёт за собой ещё один проект - Underfelt. Весьма интересное сочетание дабстепа с мрачным амбиентом и фирменными паттернами прямиком из комадастер. Тёплая отсылка к началу 10х, когда дабстеп не играл из каждой дыры и ещё представлял творческую ценность.

Так как страница не резиновая, на этом заканчиваю. Всё вышеперечисленное - всего лишь капля в море, поэтому я буду рад видеть ваш идеальный саундтрек к CYBERPUNK в комментариях.

1313 показов
7.4K7.4K открытий
11 репост
52 комментария

Для меня музыка киберпанка - это музыка старых демосцен, трекерная музыка, поскольку именно это - компьютерное ретробудущее, безжизненная футуристичная музыка компьютеров.

P.S.
Примечательно, что в первом Deus Ex'е была именно трекерная музыка. Неспроста.

Ответить

OST к Human Revolution до сих пор иногда слушаю, и наверно это был первый OST который мне захотелось послушать отдельно от игры.
https://www.youtube.com/watch?v=n07RJW2BEBc

Ответить

Маккан, конечно, на очень тонких струнах играет. Игра своим успехом во многом ему обязана, мне кажется.

Ответить

Как же меня сегодня радуют люди, кто посещает наш маленький, но гордый раздел. Спасибо вам за текста и за порцию музыки, благодаря которым можно "освежить" воспоминания по многим нишам.

Ответить

Спасибо на добром слове) Я не смогу так же объёмно/информативно заполнять раздел, но пару-тройку статей постараюсь запилить, как будет время.

Ответить

Ох, а вот это хорошо, спасибо.

Ответить

КиберВиабу

Ответить