Как делать JazzHop

Пошаговое руководство.

Приветствую вас, друзья, меня зовут Феликс, и я — композитор-фрилансер из города Москвы. В своей статье я поделюсь с вами некоторыми «фишками», которые открыл для себя за всё время моей работы в создании аранжировок, партитур, битов, песен, инструментальных произведений и так далее.

А если говорить конкретно, то речь пойдёт о том, как создать элегантно звучащий, в частности, бит нового для русского музыкального «поприща» — жанра JazzHop с нуля, не обладая при всём при том какими-либо специальными навыками.

Свойство, к которому мы будем стремиться — глубина звучания, именно глубина становится ключевым компонентом, позволяющим прочувствовать нужную атмосферу вечера. Я расскажу, какие гармонии, инструменты и эффекты стоит для этого использовать.

Как делать JazzHop

Сперва-наперво надо разобраться с основой бита. Если основной целю стоит что-то изысканное, то и гармония должна быть соответствующей, и здесь я посоветую использовать именно джазовые аккордовые прогрессии, а конкретно остановимся на классической джазовой «2-5-1», состоящей из двойной доминанты и доминанты, разрешающейся в тонику.

Как делать JazzHop

Это прогрессия основана на кварто-квинтовом движении, так характерном джазовой музыки. Она позволяет создать музыкальное «напряжение» и нужное настроение. Но нам не будет достаточно взять лишь установку в виде сухих цифр — нужно прописать сами аккорды, и лично я, для примера, возьму тональность «до-минор».

Что мы имеем: двойная доминанта D, после идёт доминанта G, а затем следует уже и сама тоника C. Для джазового звучания мы будем использовать септаккорды, что является ещё одной характерной чертой этого жанра, а конкретно: Dm7(b5) - G+7 – Cm9 - F7(+11).

Первый аккорд — это малый минорный септаккорд от ноты «ре» с пониженной пятой ступенью (квинтой аккорда), он как раз и призван к созданию этого самого «напряжения» (tension), о котором говорилось выше, после чего идёт септаккорд от «соль» с повышенной пятой ступенью, который являет собой кульминационный момент этого самого «напряжения». Последним следует малый минорный нонаккорд от «до» в качестве разрешения напряжения в минорную (то бишь грустную) тонику с прибавленной девятой ступенью (ноной) для богатства звучания.

Дополняет прогрессию малый мажорный септаккорд от «фа» с повышенной ундецимой, призванный ввести нас в новый круг прогрессии. Подобное сочетание аккордов позволяет настроить слушателя на серьёзный, философский лад, и все эти пониженные, повышенные и добавочные ступени играют роль «специй» для того, чтобы придать вкус. Итак, с гармонической основой определились. Идём далее.

Далее следует подобрать нужный набор инструментов. Здесь я бы порекомендовал не использовать их слишком много; ограничимся фортепиано, sub-басом и ритм-секцией в виде кика, снейра и, возможно, хай-хета (но это — на усмотрение).

Ритм секция должна быть свингованной, с упором на тяжёлый кик и эквализированный снейр (об этом я ещё скажу). Фортепиано тоже стоит записывать с небольшим покачиванием и акцентированием на слабую долю, что характерно для джазовой музыки, а басовая партия должна идти фоновым гулом и подкреплять клавишную партию, делая её глубже.

Как делать JazzHop

Важно не переборщить ни в чём, и в этой части процесса нам поможет правильный набор эффектов, совсем, к слову, небольшой, а если говорить точнее, то это будут: Reverb, EQ, limiter и Sidechain. С помощью этого «набора молодого бойца» можно создать так истово вожделенную глубину.

Начнём с ритм-секции. Её следует обработать эквалайзером, срезав высокие частоты (не совсем полностью, но хотя бы наполовину) у снейра и, соответственно, накрутив низкие у кика.

Как делать JazzHop
Как делать JazzHop

Этим мы добиваемся актуального нынче звучания в стиле «Lo-Fi», что очень важно соблюсти в жанре JazzHop. Когда эта часть пройдена, стоит заняться обработкой фортепиано, и здесь нужно применить уже два эффекта: тот же эквалайзер и теперь уже реверберацию. С помощью эквалайзера ослабляем (именно ослабляем, а не убираем) высокие частоты на фортепиано, а затем добавляем реверберацию с установкой на 30% процентов от полного значения параметра «wet».

Как делать JazzHop

Так мы создаем иллюзию большого помещения с хорошей акустикой и простором для распространения звука. Можно добавить и больше, но это дело тонкое, и главное — не переборщить. Я лишь описываю один конкретный вариант.

После проделанного приступаем к басу. Его стоит записывать в низком регистре, а после записи усилить его громкость до того момента, когда его не будет полностью перекрывать фортепиано, но одновременно с этим будет соблюдён баланс, при котором он всё равно сохранит дополняющую и подчеркивающую, а не доминирующую функцию. В этом аспекте нам поможет Limiter, который призван ограничить излишки звуковых частот, что позволит избежать перегруза и треска.

На фортепианную и басовую партию нужно поставить Sidechain, указав главной целью кик (не кик и снейр, а только кик), и тогда при каждом ударе кика звук фортепиано и баса будет приглушаться, что создаст ощущение «качовости». Это немаловажно, поскольку в названии жанра всё же присутствует слово «hop». Напоследок можно добавить для атмосферности немного «виниловой грязи», семплы которой можно спокойно найти в интернете.

Как делать JazzHop

Таким образом, мы смоделировали полноценный бит в данном жанре, и если вы будете следовать приведенным советам, то сможете создать свой первый трек в стиле JazzHop, показать его своим друзьям и услышать от них, что это говно, бездарная работа и что вам вообще не стоит заниматься музыкой.

Надеюсь, этим я вас замотивировал, а потому — дерзайте! Ежели вы не хотите мучиться с подобными делами, то для вас есть вариант написать мне по почте и заказать такой проект уже лично у меня (к слову, ко мне можно обратиться не только за такой музыкой, буду рад любым предложениям). Всем удачи

11 показ
1.5K1.5K открытий
19 комментариев

Спасибо за статью :) Побольше бы статей про то как делают музыку и в чем

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

потому что у мамкиных битмейкеров оч сильно страдает чувство времени как правило и поэтому все ручками.
но вообще норм тема - все в сэмплер, поиграться-порисовать. потом почистить, расставить. дальше причесать сами сэмплы.

Ответить
Автор

Вручную это делать максимально точно, потому как можно буквально до 128-х долей отрегулировать свинг

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Чувак, без обид, но ты написал абсолютно бесполезную с точки зрения обывателя статью - просто чтобы продать свои услуги аранжировщика)

Пы.Сы.
хип-хап он не про гармохи, он, дядь, про работу с сэмплами и обработку.
Посвящать половину текста джазовым заменам - ну такое) Любому человеку в теме понятно, что от джаз-хопа ты как от луны, сорян. В следующий раз про 3 тональности и квинтовый круг в giant steps расскажешь)) ты раз так "радеешь" - подскажи пожалуйста, каким образом человек сам в секвенсере без дополнительных знаний наберет ре-минор септ с 5й си?))

еще раз - без обид, но не надо так.

Ответить
Автор

Я здесь пишу не про джазхоп, который делается путем семплирования старых пластинок, а про то, что можно сделать самому на инструменте. Этот материал предназначен для тех, кто знаком с понятием цифровок, ну а если попробовать набирать Dm7(b5) в секвенсоре, то нужно просто расставить кирпичики на нотки "ре, фа, ля-бемоль, до" и дело с концом. Разве сложно? Первая версия этой статьи делала упор на обывателей, но за время того, как она проходила проверку у разных людей, меня попросили сделать ее более специфической и теоретически наполненной. А видение джазхопа у многих разное, однако скажу, что уже не первый год работаю и в этом жанре тоже. Я описываю лишь свой подход.

Ответить