Музыка
Илья Марзаев
1918

Как букируют иностранные группы

Немного о работе концертного организатора из Санкт-Петербурга.

В закладки

Слово «booking» с английского переводится как бронирование. Думаю, оно многим знакомо либо со школьной поры, либо по одноимённому агрегатору бронирования жилья. Что касается бронирования артистов – термин «букинг» давно используется в обороте шоу-бизнеса самых разных масштабов, мы же поговорим о букинге иностранных артистов клубного формата.

Сразу скажу, текст предназначен для людей, которые хотят понять, как это примерно работает. Если вы бывалый букинг агент и считаете, что я в чём-то не прав или просто хотите рассказать о своём опыте – с удовольствием почитаю ваши комментарии.

Обозначим следующих участников процесса: букинг-агент группы, группа, организатор тура (тоже букинг-агент), организаторы в городах тура.

Традиционно у группы есть букинг агент, который занимается бронированием шоу со своей стороны, им может быть, как отдельный человек, так и один из участников группы. Его задача получить со стороны организатора наиболее выгодные для коллектива условия, точнее даже условия, которые наиболее удовлетворят цели группы. Выгода, так или иначе, ассоциируется с деньгами, но порой группой (особенно в андеграунде) могут двигать и другие мотивы. Существует целый пласт неизвестных европейских групп, которые с удовольствием ездят по России за свой счёт, просто потому что это весело, дёшево и душевно. Я видел очень много команд, которые приезжали за 100-200 евро, едва покрывавшие транспортные расходы, и оставались довольны. Но надо понимать, что в случае с такими группами инициатива скорее всего будет от них самих, они сами выйдут на нужных людей и сорвутся в эту поездку. Зачем? Для них это новый опыт, новая аудитория и море эмоций (и дешёвой водки).

Если же мы говорим о коллективах, которые как-то состоялись и имеют достаточное количество слушателей в России для того, чтобы у кого-то из организаторов был коммерческий интерес привезти их сюда, то скорее вы пишете группе сами, а не она вам. В таком случае, схема примерно следующая: вы оплачиваете группе визы (для европейцев от 60 евро, для американцев от 100 долларов) перелёты/переезды, трансфер, проживание, питание, кейтеринг и непосредственно гонорар. То есть если вы написали группе и у них гонорар, допустим, 300 евро, то не торопитесь радоваться – на вас ляжет такое количество сопутствующих расходов, что эти 300 евро будут каплей в море. Если группа из Америки, например, то будет логичнее всего выдернуть её из европейского тура, допустим из Германии. Очевидно, что перелёт из Берлина обойдется вам в разы дешевле, чем из Нью-Йорка. Тут необходимо заблаговременно озаботиться не только билетами на самолёт, но и визами, без которых эти билеты будут бесполезны. Суть в том, что участники коллектива должны получить визы, пока они находятся в родном городе, и истории известно огромное количество случаев, когда по вине одной из сторон визы вовремя сделаны не были, а группа уже уехала в тур, в таком случае российские шоу чаще всего отменяются. Иногда возможно подать на визу в российском посольстве в Европе или ещё где-то, но здесь существует множество обстоятельств, из-за которых всё может накрыться.

Так, например, один из участников группы I set my friends on fire потерял свой паспорт, на второй день европейского тура, каким-то образом восстановил его в одном из американских посольств, но сделать российскую визу уже не успел.

Вернёмся к нашим затратам. Если визы и перелёты будет оплачивать один город, то это будет нецелесообразно, именно поэтому организаторы чаще всего делают концерты в Питере и Москве, реже – в регионах. Обычно группе интересно отыграть как можно больше концертов и заработать как можно больше денег. Но в работе с артистами есть одна неудобная деталь. Букинг-агенты групп редко открыто называют цену, они ждут оффер, то есть предложение. Например, хочу сделать такую-то группу, 5 концертов, 5000 евро, визы и перелёты. Если ты много лет занимаешься привозом артистов, то ты примерно понимаешь, что сколько стоит, но если ты начинаешь, то называя сумму, тыкаешь пальцем в небо. Для одной группы эта сумма может показаться смехотворной и оскорбительной, тогда они даже могут вам не ответить, для другой - эта сумма превысит в несколько раз любые их ожидания, потому что у себя этот коллектив вообще никому не нужен, а вот в России он внезапно популярен. Либо вы просто уже заведомо влетели, переоценив посещаемость и заинтересованность публики. Также обычно агенты уже имеют контакт нескольких российских промоутеров и предлагая какую-то группу отдадут тому, кто предложит больше, что может быть обидно, когда тебе кажется, что ты уже её забил (некоторые агентства славятся перебиванием цены группы у другого промоутера, но увы не всегда их завышенный ценник отбивается).

Итак, ты, организатор тура, называешь оффер, он группу устраивает, тогда здесь несколько путей – либо ты сам делаешь все эти концерты, либо перепродаешь их другим организаторам из других городов. Не факт, что ты будешь даже один концерт делать, ты можешь быть просто таким же букинг-агентом, который сидит дома с ноутбуком и имеет свой процент с перепродажи группы, допустим продашь группу с гонораром в 1000 евро с шоу Москве за 2000, а Питеру за 1500. Тут уже частные случаи, все работают по-разному, кто-то просто берёт фиксированную сумму с группы за определённое количество концертов, кто-то – процент, кто-то – накручивает как в вышеприведённом примере. Если ты при этом делаешь один или несколько концертов, то очень приятно будет отбиться ещё на этапе букирования тура, перепродав шоу, а дальше работать в чистый плюс. Но тут на тебе множество рисков – если один из организаторов в другом городе загасится, то спросят с тебя. Координация получения виз и покупки авиабилетов также на организаторе тура. А если у группы вдруг произойдёт ЧП и тур отменится, то суеты будет очень много.

Организатором тура может выступить кто угодно – представитель площадки, концертного агентства, частное лицо. Находиться эти агенты могут где угодно.

Когда забиты клубы, найдены организаторы, внесена предоплата и всё анонсировано – самое время делать приглашения на визы и отправлять их агенту. Группа идёт с приглашениями в консульство и получает визы. Обычно именно после получения виз организаторы уже спокойны и начинают наиболее активную рекламу мероприятия, ибо даже если билеты на самолёт практически всегда можно купить, пусть и дороже, то без виз ничего состояться не сможет. А всё же лучше возвращать меньше билетов в случае отмены, чем больше.

Кстати, далеко не все группы перемещаются самолётами. Если группа с другого континента, то она может прилететь в Европу сесть на арендованный вэн, объехать на нём весь тур и из конечной точки уже лететь обратно. Либо просто сесть на вэн и в путь, если группа из Европы. Если группа едет на своём транспорте, то это очень сильно облегчает жизнь организаторам, но в то же время больше рисков — шансов сломаться, попасть в аварию или ещё чего.

Далее задача букинг-агента уведомить всех и вся обо всём, предоставить информацию о прилётах, переездах, транспортировках, заселениях, выселениях, саундчеках и так далее (обычно организаторы заранее заполняют формы, в которых прописаны все волнующие группу вопросы). Во время концертов необходимо также быть на связи, потому что любые проблемы, связанные с тем, что кто-то кому-то что-то не донёс, будут решаться в том числе через агента. Вздохнуть спокойно получится только когда группа сядет на самолёт в какой-нибудь Лондон и улетит домой.

Надеюсь, то, что касалось бронирования артистов мной более-менее раскрыто, спасибо, что прочитали, если есть замечания и комментарии – пишите!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Марзаев", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u043f\u044b\u0442","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440","\u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u0440\u0442","\u0433\u0430\u0439\u0434\u044b","music","long"], "comments": 22, "likes": 49, "favorites": 58, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 63844, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 15 Aug 2019 12:36:42 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 63844, "author_id": 157653, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/63844\/get","add":"\/comments\/63844\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/63844"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 71328, "last_count_and_date": null }
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Зато есть люди мечтающие чтобы их малоизвестные группы звали выступать на фестах или концертах.

Ответить
5

О том как найти организатора на свой концерт я готовлю материал, который выйдет завтра.

Ответить
0

А что за агентство у тебя, дай линк?

Ответить
0

Раньше работал, но не через агенство, а как отдельный организатор, позднее привозил от лица площадки.

Ответить
0

А что за площадка? Кого привозил?

Ответить
0

В Екатеренбурге TeleClub/Дом печати, собственно помимо малоизвестных европейских пост-хардкор групп, были Skillet, Papa Roach, Eskimo Callboy, Adept, Annisokay и так далее. Думаю понятно в каком музыкальном жанре любил привозить ребят, но были и русские группы и рэперы.
Сейчас немного решил отойти от этой деятельности, но все равно соблазн есть, учитывая тот факт, что сейчас на пмж в Спб и возить сюда намного легче.

Ответить
0

Я тоже отошел. Привозил в Москву в начале 2010-х годов, техно в основном.

Ответить
2

А кого ты букировал? Интересно же

Ответить
2

Неплохо, но маловато инфы. Животрепещущая тема: "Почему невыгодно ехать в глубинку, а шастать только по Москве и Питеру" задета лишь в паре предложений. Да, вроде бы и так очевидно, что аудитории в глубинке просто не соберется столько сколько нужно, и концерт не отобьется. Но в тексте затронута мысль, что выгоднее продавать сразу целый тур: Питер-Москва-ЕщеКакой-нибудьГород. И с технической точки зрения этот вопрос до конца тоже не раскрыт. Почему невыгодно, как этот вопрос решается и решается ли вообще.

Ответить
0

Лучше бы рассказал как группы попадают в список участников концертов, но сами они при этом не в курсе и, соответственно, отказываются там выступать (на примере последних московских "фестивалей" в дни митингов).

Ответить
0

Очень кратко:
Создание проектной версии лайнапа фестиваля
Согласование лайнапа с артистами, апеллируя гонораром превышающим гонорар артиста по райдеру (чаще всего)
Письменное уведомление артистов о переносе фестиваля на дату митинга
Публикация лайнапа для общественности и объявление даты
Отказ артистов от выступлений

Ответить
0

Вот только сами артисты иной раз заявляют, что с ними вообще ничего не согласовывали.

Ответить
0

Такое тоже бывает, дело в том, что когда создается лайнап за кратчайшие сроки, как это происходит в Москве во время митингов, обычно публикуется проектный лайнап сразу, а уже потом начинается работа с артистами и их агентами

Ответить
0

Почему-то вспоминаются бары, возле которых висят флаеры Scorpions, Metallica и Nirvana, а на самом деле будут петь каверы местные Ваньки и Петьки из соседних домов :D

Ожидаешь одно - получаешь другое.

Ответить
4

Особенно ожидаешь Nirvana

Ответить
0

И Кино, да.

Ответить
0

какой смысл в подобном материале без примеров, я не думаю, что на дтф сидит много людей, мечтающих стать организаторами концертов

Ответить
0

Букинг-агенты групп редко открыто называют цену, они ждут оффер, то есть предложение.

Никогда такого не встречал, если западные артисты - у них есть сумма гонорара, озвучиваемая сразу же агентом.

По тексту: все же сначала нужно обговорить всё с площадкой, в первую очередь. Потом уже делать всё остальное, чтобы потом не искать площадку, когда уже состоится привоз. Да и на практике, площадка сильно помогает с привозом (переводы денег, визы, договор и прочее), если им это интересно и концерт эксклюзивный.

Из ошибок моих лично: есть соблазн прокатить артистов еще по паре мест, если "уж они всё равно тут будут". Но за такое мне один раз основная площадка выписала пиздюлей.

UPD: ну и букировать родных, отечественных... Ох! Вот про это напиши :) На моей практике прошлой: чем малоизвестней, тем гиморойней.

Ответить
0

Никогда такого не встречал, если западные артисты - у них есть сумма гонорара, озвучиваемая сразу же агентом.

Подтверждаю. Из опыта общения с несколькими организаторами.

Ответить
0

С западными артистами и более извстными, которые собирают от 1000 все легче, я рассказал о малых клубах до 1000 человек, да и плюс по опыту европейские группы как раз таки ждут оффера. Как-то так)

Ответить
0

Мои товарищи возят в основном блэк-метал. Один товарищ несколько раз возил Вардруну и различных пост-панк музыкантов. Я так или иначе знаю, как они работали с проектами самых разных масштабов

Ответить
0

В связи со спецификой площадки отечественные группы сами предлагают оффер и свое выступление)

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]