The Chemical Brothers: “Наш тандем крепче большинства браков”

Перевод интервью The Chemical Brothers изданию "The Guardian". 2015 год (тогда коллектив задумывался о завершении карьеры, хотя спустя 5 лет станет обладателем "Гремми").

<b>В студии (Эд Саймонс и Том Роулендс)</b>
В студии (Эд Саймонс и Том Роулендс)

Уже тогда, в далёкие 90-ые, когда музыка “химических братьев” только-только набирала обороты, став чем-то новым и эксклюзивным, Эду и Тому стали поступать довольно неожиданные предложения от мастодонтов музыкальной индустрии. Например, Metalica и Саймон Ле Бон (вокалист группы “Duran Duran”) просили сделать на них официальные ремиксы. Предложение Дэвида Ли Тота (вокалиста группы “Van Halen”) вообще заслуживает отдельного упоминания: он отправил “химикам” видеоролик, в котором он, всячески изгаляляясь, бегал вокруг своего дома с одной из любимых пластинок The Chemical Brothers в руках. Таким образом он хотел привлечь внимание электронщиков к совместному сотрудничеству. Сегодня же, по словам музыкантов, большинство предложений поступают от крупнейших мировых брендов.

Том Роулендс: Нам предлагают сняться в рекламе. Представьте, переполненный клуб, в котором играют The Chemical Brothers, то бишь мы. Стоя на сцене, мы разговариваем по телефону, который, собственно, и рекламируется.

Эд Саймонс: Или другой пример. Мы сидим в комфортабельном автомобиле, где звучит наша музыка. По-моему, это бред.

Том Роулендс: Музыка - лучшее, что мы можем дать миру. Вместо этого, нас заставляют продавать телефоны!

The Chemical Brothers никогда не претендовали на звание “супер-звезд”, известность их особо и не интересует. Это два обыкновенных парня, которые любят делать необычную электронную музыку: более драйвовую осовремененную версию психоделии. Названия их альбомов (“Surrender” (“Сдавайся”), “Don’t Think” (“Не думай”), “Come With Us” (“Следуй за нами”)) похожи на наставления некого религиозного лидера по расширению сознания. Их музыка действительно открывает новые горизонты: как признался велогонщик Крис Хой, перед тем как выиграть свое пятое олимпийское золото в 2012 году, он не раз переслушивал “Escape Velocity”.

Но не это самое главное:

Наша главная цель: попытаться выйти за рамки возможного, к чему мы стремимся в своих live-выступлениях. Понятная задача, которая требует колоссальных усилий.

Том Роулендс

В 2015 году они выпустили свой восьмой альбом - «Born In The Echoes». Их первый альбом, “Exit Planet Dust”, вышедший в 1995 году, по-прежнему звучит круто. Это было уникальное время, середина 90-х, когда было нормальным одновременно слушать и электронику, и хип-хоп, и рок. С тех пор прошло 20 лет, а переиздания альбом так и не дождался. “Химические братья” стараются не забивать голову ностальгией по прошлому танцевальной музыки.

Жить прошлым глупо. Мы не хотим быть теми, кто застрял в 80-х, делая треки в стиле Томми Стила.

Эд Саймонс

Тому сейчас - 44 лет, Эду - 45. Они познакомились в 1989 году в Манчестерском университете и до сих пор неразлучны. Оба изучали историю. Во время интервью я заметил, насколько тонко они понимают друг друга, в разговоре нередко иронично шутят, по-британски. Роулендс - отец троих детей, живет в Восточном Сусексе, он очень дружелюбен и немного сентиментален. Саймонс живет на западе Лондона, в общении он более осторожен и весьма ироничен. “Химики” никогда не раскрывали подноготной студийной работы, но очевидно, что среди них Роулендс в большей мере отвечает за музыку. Это он руководит студией, это его коллекция винтажных синтезаторов радует глаз. Это он неоднократно записывал свой голос и игру на гитаре для некоторых альбомных композиций. Одна из главных особенностей творчества коллектива - компактность: пока Том отвечает за синтез звуков, Эд придает им более лаконичный вид. Бесспорно, Роулендс играет ключевую роль в коллективе; он, как Хоулетт в The Prodigy, отвечает за всю музыкальную составляющую. Но не стоит забывать и о Саймонсе: именно благодаря его музыкальному чутью треки The Chemical Brothers продаются миллионными тиражами и не единожды занимают верхние строчки хит-парадов.

<b>Гластонбери, 2011 год</b>
Гластонбери, 2011 год

Но сейчас будущее коллектива туманно. После мирового турне 2011 года Саймонс внезапно занялся учёбой, которая не позволит ему принять участие в гастролях в этом году. Что же он такое изучает?

Я не хочу об этом распространяться. По разным причинам. Просто укажите, что я посещаю некоторые академические занятия.

Эд Саймонс

(смеётся) Вы чего, не поняли? Да он же шпион!

Том Роулендс

Что бы это ни значило, но Саймонс сосредоточен на обучении так, словно бы записывает свой новый сольный альбом. Тем временем, Том Роулендс занимается музыкой и без Эда, продюсируюя для Klaxons и Tinie Tempah, а также работая с певицей Lorde (а ведь когда вышел первый альбом “химиков”, “Exit Planet Dust”, она еще не родилась!) над саундтреком к фильму “Голодные игры: Сойка-пересмешница”. Сейчас она занимает место Саймонса.

Какими бы идеальными ни были ваши отношения в коллективе, нужно задумываться, а что же будет дальше, в случае разрыва. На протяжении последних 20 лет мы подстраивались друг под друга, меняли графики отпусков и т.д. Просто наступает такой момент, когда… Вы знаете, наше сотрудничество намного крепче большинства браков. И это здорово, просто я хочу больше времени уделять своей собственной жизни.

Эд Саймонс

Конечно, все эти проблемы несут временной характер, но ситуация все равно напряжённая.

Эд Саймонс: Я подписан на The Chemical Brothers в Facebook и вижу приближающиеся даты гастролей. А как же я? Я же 1/2 The Chemical Brothers! Этот момент меня просто убивает.

Том Роулендс: Странное ощущение. Прямо сейчас я репетирую шоу и мне не хватает присутствия Эда.

Эд Саймонс: Я даже планирую сходить на пару лайвов. Мы годами с Томом занимались одним делом, а теперь я буду лицезреть на это со стороны зрителя.

Это заставляет задуматься: а не лучше ли им вообще закрыть проект? Сопутствующий к live-альбому 2012 года “Don’t Think”документальный фильм будто бы подводит итоги всего творчества братьев. Тем более, Роулендс сейчас отвечает практически за всю музыкальную составляющую. Что они об этом думают?

Да, действительно, альбом “Don’t Think” мог бы стать красивым завершением нашей карьеры. Но на самом деле это не так. Рано нас списывать со счетов, чего только стоит новый альбом “Born The Echoes”!

Том Роулендс

Альбом назван в честь совместного с уэльской певицей Cate Le Bon сингла “Born The Echoes”.

Название альбома — отсылка к творческим фишкам продюсеров: использованию эффектов эха, задержки звука, реверберации и т.д.). Задолго до The Chemical Brothers Том Роулендс выступал в indie dance-группе Ariel, которая так и не сыскала лучей славы. Однажды манчестерский диджей Justin Robertson посоветовал ему обратить внимание на еле уловимые шумы при создании музыки, которые впоследствии стали визитной карточкой “химиков”.

Наш альбом - это результат многомесячной студийной работы. Самое сложное для нас было из имеющихся маленьких кусочков построить полноценную музыкальную картину, поражающую сознание слушателя. Нет ничего сложного в создании запоминающейся мелодии, это все равно что ловить рыбу из бочки. Для нас нет правил в музыке, главное, чтобы было интересное звучание. Наверно поэтому альбом получился таким странным, но в то же время логично выстроенным.

Том Роулендс

Отдельно стоит отметить трек “Reflection”, техно звучание которого морской болезнью укачивает слушателя. И не спроста. Его звучание переносит нас к 1989 году, когда Том и Эд вместе ходили на рейвы, атмосфера которых укачивала покруче любого головокружения.

Предыдущий альбом “Further” был ознаменован отсутствием приглашенных артистов (вокал в альбоме принадлежит самому Роулендсу). Но в этот раз для записи альбома были приглашены Q-Tip, Colin Stetson, Ali Love и другие.

С “Further” было всё гораздо проще: просто пиши музыку. Когда же вы сотрудничаете с другими музыкантами, приходится прислушиваться к их точке зрения. И это здорово, когда у каждого есть свое видение музыки. В этом раскрывается само понятие творчества.

Том Роулендс

Работа с Beck “Wide Open” довольно неожиданна. Она должна была бы состояться ещё 20 лет назад, и у них, скорее всего, получился бы интересный психоделический хип-хоп. Но вместо этого в 2015 году выходит красивый меланхолический хаус.

Альбом Beck’а 1996 года “Odelay” стал духом того времени. Он звучал практически отовсюду, как и наша музыка. Рано или поздно, мы должны были записать совместный трек.

Эд Саймонс

С 1994 года The Chemical Brothers зарекомендовали себя, как бессменные резиденты нашумевшего клуба The Heavenly Social, в котором они миксовали разнообразную музыку: от Renegade Soundwave и Beastie Boys до Oasis и Barry White. Сейчас это кажется странным, но в то время это было вызовом всему традиционному диджеингу: тогда диск-жокей был предан одному конкретному жанру. Такое беспардонное отношение перешло и в само творчество The Chemical Brothers. Они записывают треки с Beth Orton и Bernard Sumner, заимствуют названия треков у Боба Дилана и Ramones, делают ремиксы на Primal Scream и Manic Street Preachers.

Один из главных хитов коллектива, великолепный “Block Rockin ’Beats”, вообще выиграл статуэтку Гремми за лучшее инструментальное рок-исполнение.

Другой хит из того же альбома, “Setting Sun”, был написан в стиле психоделики поздних The Beatles (“Tomorrow Never Knows”).

И это при том, что трек был записан с фронтменом Oasis Ноэлем Галлахером на самом пике его карьеры. Наверное, это один из самых шумных треков, попадавших на верхнюю строчку хит-парада UK Singles.

Эд Саймонс: Должно быть, остальные саундпродюсеры нам завидовали: мы работали с лучшим музыкантом мира той эпохи.

Том Роулендс: Удивительно, как нам в то время доверяли. Сейчас такое не прокатит: вся власть находится в руках менеджеров. А тогда мы сами решали, с кем, когда и как записывать музыку.

Неудивительно, что спустя некоторое время ими заинтересуется Голливуд. Американский режиссер Джо Райт станет помогать The Chemical Brothers в создании визуальных эффектов для live-выступлений, а “химики”, в свою очередь, напишут ему саундтрек к триллеру 2011 года “Ханна”.

3 года спустя они решат заняться более масштабным проектом (название фильма так и осталось в тайне), но братьям не понравятся первые кадры. Их агент скажет, что они слишком дотошны и несмотря ни на что должны продолжать работу над фильмом. В этой ситуации им здорово поможет британский режиссер Денни Бойл (“На игле”, “Миллионер из трущоб”, “Пляж”, “28 дней спустя”), который посоветует бросать проекты, которые не нравятся. В итоге они откажутся от работы над фильмом.

Звучит банально, но порой бывает довольно не просто заниматься тем, что тебе нравится. Всегда найдутся люди, которые заставят вас делать то, что вам не по душе.

Том Роулендс

Роулендс считает, что их музыка живет вне времени. Дуэт возник в начале 90-х, в период бума британской электронной сцены, затем пережил крах 2000-х, стал свидетелем взлетов и падений бесчисленных музыкальных поджанров, и, тем не менее, до сих продолжает оставаться на плаву. В 1997, вместе с The Prodigy и Underworld, они совершили “электронную революцию” в Средней Америке, открыв ей культуру рейва и сдвинув рок-н-ролл на второй план. Рейв неоднозначно был воспринят местными СМИ: американский журнал “Newsweek” с большой надеждой встретил новое веяние европейской культуры, в то время как газета “New York Times” довольно холодно отнеслась к нему. The Chemical Brothers, знавшим толк в британской танцевальной культуре, такое отношение показалось странным.

<b>Гластонбери, 1998 год</b>
Гластонбери, 1998 год

Теперь всё изменилось. США приняла танцевальную музыку, дав ей более модное название - EDM. На сегодня она похожа на многомиллиардную индустрию развлечений в красивой обёртке, нежели на самодостаточный музыкальный жанр. Если бы сейчас The Chemical Brothers переехали в Лас-Вегас и стали бы резидентами местного модного клуба, они после первого выступления пустили бы себе пулю в лоб (шутка, но намёк вы поняли).

Американская культура EDM нам не по нраву. Да, мы могли бы переехать туда, постоянно выступать, но это бы убило дух всей нашей музыки. Там творится безумие. Оно нам чуждо.

Том Роулендс

Отношение The Chemical Brothers к EDM неоднозначное. С одной стороны, они за то, чтобы молодые люди по полной отрывались на танцполе. С другой - им не нравится, что эта индустрия производит однотипный саунд.

Недавно мы играли в США. Так вот там каждый трек звучал под стать стилю Benny Benassi эпохи "Sfaction". Да, наверное я похож на типичного старпёра, который, слушая программу Top of the Pops, возмущался: “Все песни звучат на один манер!”. Но ведь так оно и есть на самом деле! Просто внешне всё выглядит очень красиво. Мы же хотим, чтобы вы смогли переживать разные эмоции при прослушивании. Вот такой мы видим электронную музыку.

Эд Саймонс

Том Роулендс: Такое звучание производит эффект на live-выступлениях, но в нём нет своего особенного шарма. Возможно, если бы я сейчас жил в Орландо, мне было бы 18 лет и я только-только закончил бы среднюю школу, то может быть этот шарм там и появился. Кто знает?

Эд Саймонс: Есть только один способ узнать об этом: зарегистрироваться на Orlando Tech!

Многие считают Тома и Эда старомодными. Они, естественно, станут это отрицать и будут гнуть свою линию, что, как мы видим, приносит отличный результат.

Идти вперёд, назло другим - неплохое жизненное кредо, не правда ли?

Эд Саймонс

P.S.

Музыкальные рекомендации от Эда Саймонса

1) Francis Bebey: Psychedelic Sanza 1982-1984 (2014)

2) Boot and Tax: Balkan Youth (2015)

3) The Clash: Lost in the Supermarket (1979)

Музыкальные рекомендации от Тома Роулендса

1) Demdike Stare: Patchwork (2015)

2) Joe Crow: Compulsion (1982)

3) New Order: Singularity (2016)

33 показа
834834 открытия
11 репост
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить