{"id":3847,"url":"\/distributions\/3847\/click?bit=1&hash=bc07366a6481421a3285442ad4d15e52e40fcff690631a2a988f8ab7935f89f9","title":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u0442\u044c \u043a\u043e\u0434 \u043d\u043e\u0432\u0438\u0447\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0437\u0430 \u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e?","imageUuid":"2d5b949a-5ac1-587d-aac5-43560e643b30","isPaidAndBannersEnabled":false}

Самый искренний дневник: Blue Stahli — Deadchannel Trilogy

Трилогия Deadchannel — самый личный и самый сложный релиз во всей жизни Брета Отри. Кварц, Медь и Обсидиан — одна большая история о том, как под гнётом страшных событий ломается одна личность и формируется другая.

Кто такой Blue Stahli? Это проект одного человека, сочетающий бешеные электронные ритмы с различными жанрами рока. За псевдонимом стоит американский мультиинструменталист Брет Отри, который в течение полугода выпустил три полноценных альбома. Все они объединены одной темой: крайне личное путешествие через разум и психику артиста, пережившего смерть близкого человека.

Навигация:

Deadchannel — важный релиз для Blue Stahli, как и предыдущие две пластинки. Каждый полноформатный альбом показывал, что Брет поставил себе новую планку качества. Дебютник дал понять, что ученик может превзойти своего учителя — Клейтона, автора проекта Celldweller. Трек ULTRAnumb с того альбома до сих пор самый популярный в дискографии автора.

В The Devil музыкант ещё сильнее отточил свои навыки и создал крайне забойный рок-альбом. «Дьявол» с темпом торнадо проносится по ушам, соединяя попсовые вокальные партии и агрессивные гитары. Он бросает то в метал, то в электронику и подкидывает в голову цепляющие строчки. Релиз не дошёл до широкой аудитории. Однако для многих, кто с ним ознакомился, «Дьявол» стал одним из лучших рок-альбомов 2015 года.

После трёх лет молчания постепенно, камень за камнем, выходит Deadchannel, и релиз раскалывает фанатское сообщество надвое. Классический конфликт «раньше было лучше». Безусловно, The Devil был хорош. Сделай Blue Stahli ещё один такой альбом — и все были бы снова довольны. Вот только суть в том, что Брет даже не пытался повторить свой успех. У него была другая задача: создать нечто концептуальное и глубокое. Не просто сборку качественных драйвовых треков с остроумной сатирой, а серию полноценных альбомов с общей темой и подтекстом.

5 лет назад в одном из интервью Брет говорил: «Я слишком тупой, чтобы создать что-то концептуальное». Видимо, он поумнел, потому что у него получилось. Только какой ценой…

Deadchannel неразрывно связан с личной историей Брета, которая произошла с ним в 2018 году. Эти события необязательно знать для понимания трилогии — основные темы и конфликты релиза на виду. Однако факты помогут углубиться в контекст, понять, почему Кварц, Медь и Обсидиан настолько отличаются от предыдущих работ Blue Stahli.

Сразу отмечу, деталей не знает никто, кроме Брета и Клейтона. Обычно ребята не прочь поделиться чем-то личным с поклонниками, но в этом случае оба музыканта упорно молчат. Поэтому в фанатском комьюнити сейчас можно найти кучу домыслов. Точно известны только две вещи: Брет по какой-то причине ушёл с родного лейбла FiXT, ушёл от Клейтона, который многому его научил. И примерно в это же время его мама умерла от рака мозга. До этого музыкант несколько лет ухаживал за ней, когда женщине становилось только хуже.

Теперь вы, скорее всего, понимаете, что трилогия Deadchannel — самый личный и самый сложный релиз во всей жизни Брета Отри. Он пытался понять и осознать, что с ним происходило за этот тяжёлый период. Кварц, Медь и Обсидиан — одна большая история о том, как под гнётом страшных событий ломается одна личность и формируется другая.

Quartz

Кварц внезапно вышел 2 октября прошлого года. Никаких синглов, новостей, было всего три едва понятных тизера после пяти лет ожидания нового полноформатника. Брет выпустил этот «EP» самостоятельно, без помощи лейблов, и эта независимость даже чувствуется благодаря новому звучанию. Релиз отдаёт дань западной альтернативе 90-х годов и смешивает её с электроникой, пронизанной духом киберпанка.

Кварц гораздо более грязный, даже «кустарный» по сравнению с The Devil. Чистого вокала в релизе не так много, в большинстве треков голос Брета обработан. Иногда он звучит так, как будто доносится из старых наушников-вкладышей (привет, Power Outrage). Однако вся эта «грязь» очень подходит концепции релиза.

Дело ещё и в том, что энергия треков с первых двух альбомов представляла собой жажду скорости, ощущение реактивного бега по асфальту. А здесь чувствуется чистая ярость и отчаяние. Злые гитары и скрипящая глитч-электроника звучат совсем по-другому, когда их звук не настолько вылизан. Да, это неоднозначное решение, но такая фишка даёт уникальную атмосферу Кварцу.

Жемчужина всего релиза — Anchor. Это квинтэссенция всего нового, что Брет привнёс в творчество. Минималистичная электроника в куплетах с небольшим затуханием раз за разом мгновенно переходит в отчаянный гитарный рифф. На этих «эмоциональных качелях» строится весь трек. Его дополняет спокойный вокал музыканта, в котором ощущается столько боли и грусти. Лирика Blue Stahli впервые строится на теме смерти, и Anchor как раз о том, что память о любимом человеке никогда не исчезнет, как и ощущение потери. Возможно, одна из лучших и самых живых работ Blue Stahli за всю историю.

Из-за болезни я был прикован к постели 12 дней, и каждую ночь у меня было состояние «нужно вызвать скорую». Это серьёзно заставило меня задуматься о том, что когда-то и мне придёт конец. Я написал Anchor как любовную песню для своей жены прямо в разгар этой болезни.

Брет Отри

Примерно по тем же правилам построен Summoning the End. Он даёт почти то же, что и Anchor, только звучит в разы злее. Скромные биты в куплетах сменились на бочки, а пение музыканта стало выразительнее, особенно в припевах. Лучшая часть этой песни — насыщенные гитарные партии с очень запоминающимся мотивом.

Однако, по сравнению с Eat the Light, Summoning the End — маленький коржик, выпендривающийся перед доберманом. Мало в каком релизе за пределами тяжёлого рока можно услышать мотивы индастриала или метал-кора, но Брет объединил всё это в одной песне, добавив электронных бриджей, чтобы уши могли хоть немного отдохнуть.

Как только я восстановился после той болезни, мой голос был совсем плох (надеюсь, не навсегда). Он звучал, словно жуткий скрежет, поэтому я отметил этот момент, записывая куплеты к Eat the Light.

Брет Отри

Стоит отметить, Blue Stahli органично сплетает вокал с гитарами и электроникой, ни один трек на релизе не «разваливается». Абсолютно все инструменты работают на целостное восприятие звука. Поэтому практически каждый трек, особенно из тех, что подинамичнее, берёт слушателя за шкирку и протаскивает по стене звука от начала до конца.

Так Devoured by Design и Dead Channel хорошо вводят в состояние потока. Эти треки — из рода забойных рок-боевиков, которые Брет научился писать ещё пять лет назад. Они не настолько разнообразны, как остальные песни и достаточно коротки. Но эти работы запоминаются благодаря грамотному сведению и небольшим звучным припевам.

Оставшиеся четыре трека в Кварце — та самая электроника, навеянная книгами и фильмами в жанре киберпанк. Power Outrage вместе с Crimewave создают бешеную энергетику. В них жёсткие биты и партии клавитары разбавляются элементами глитч-музыки, и от этих смешений легко уйти в отрыв. Уж очень завлекающие здесь проигрыши. В целом, хорошие треки для киберпсихов, в самый раз подойдут для штурма Арасака-тауэр.

Теперь о чём-то более-менее спокойном. Command Line Kill получился приятной глитч-поездкой среди небоскрёбов, а Assassin на фоне всего остального звучит как-то совсем блёкло. Да, Брет пытался сделать что-то атмосферное и напряжённое, но эти эмоции в полной мере не ощущаются — становится банально скучно и не хочется дослушивать до конца. Хорошо, что такой трек в релизе всего один.

Copper

Медь вышла в свет всего спустя месяц после своего старшего брата. В концепции трилогии этот альбом выполняет роль меланхоличного связующего мостика между яростным Кварцем и гнетущим Обсидианом. И этот релиз гораздо больше подходит на роль эксперимента: Брет впервые за всю историю Blue Stahli решил отказаться от гитар. Совсем.

Звучание Меди практически полностью строится на лиричных электронных жанрах по типу lo-fi, IDM и плюс чуть-чуть рейва в духе Prodigy. Базовые биты и басы, присущие Blue Stalhi, всё ещё на месте, зато в половине треков альбома появился крайне личный для музыканта инструмент — пианино.

Когда я был ещё ребёнком, моя мама спасла старое пианино, которое кто-то хотел выбросить. Она просто хотела, чтобы у нас в доме было хоть немного музыки, даже если бы она доносилась от пианино, годного разве что на свалку. И я с ним как-то возился, пытался разучивать простые мелодии. Чёрт, когда я только начал делать электронную музыку, я записывал звуки с этого пианино и моей жалкой гитары на дешёвый микрофон и потом сводил это всё на компьютере. Медь — это оммаж всем моим начинаниям, и в некоторых треках из этого альбома звучит то самое пианино.

Брет Отри

С меланхоличных клавишных и начинается весь альбом. The Road Forward — один из самых минималистичных треков во всём релизе, где одна партия повторяется дважды, прерываясь проникновенным эмбиентом. Он сразу раскрывает концепцию релиза и, скорее всего, отпугивает тех, кто не ожидал такой лиричности и спокойствия.

В том же темпе звучит Dryheat — гораздо более грузный трек, который раскрывается благодаря простым битам и тем же замиксованным пианино. Оно звучит даже как-то «потусторонне». В Cello есть весьма любопытная задумка: первую половину трека между собой делят просты биты и инструменты, чем-то похожие на колокольчики, а во второй — композицию меняют тихие ревущие басы. К этим же небольшим мрачным трекам можно отнести и All in Memory с хаотичным бриджем и вокальной партией, что для релиза — раритет. Эти три песни составляют костяк фирменного звука Меди. Они — эдакие любопытные «уверенные середнячки», что дают представление о релизе. Однако, скорее всего, он запомнится благодаря другой композиции.

Как с помощью вокала, бочек, пианино и ломаных, зависающих электронных звуков изобразить чувство отчаянного превозмогания и стремление закалённого характера столкнуться с новыми трудностями? Death Will Have to Run тому пример. Очень сильный трек с чистым, что важно, голосом музыканта, обладающий заразительной экспрессией. Своеобразный личностный итог для Blue Stahli.

Death Will Have to Run особенный для меня по множеству причин. Он получился самым подлинным выражением моих эмоций. Пианино моей мамы здесь занимает столь значительное место, вокал и текст сошлись довольно быстро, и сам клип стал одним из самых важных элементов в воплощении скорби, страха и стремлении жить дальше.

Брет Отри

На контрасте с мрачной половиной Меди любопытно слушается Resonance — тот самый классический lo-fi для ночных умиротворяющих прогулок. В нём чувствуется опыт работы Брета над Sunset Neon — вторым проектом музыканта с треками в стиле ретровейв. А в динамичных Fighter и No Escape уже ощущается серия альбомов Antisleep. Если первый трек звучит как дань уважения культуре рейва в общем и The Prodigy в частности, то, включив второй, — вы, наверное, почувствуете себя Джоном Уиком.

Альбом заканчивается ровно тем, чем и начинался. Cooper Sands — буквально реприза The Road Forward, только с гораздо более гнетущей атмосферой, которая подготавливает слушателя к Обсидиану.

Obsidian

Обсидиан — финал всей трилогии, объединяющий в себе элементы звука первых двух альбомов. Изначально Брет планировал выпустить только этот релиз, но постепенно он превратился в огромное музыкальное полотно, большая часть которого уже позади.

Заглавный трек Obsidian продолжает вайбы Меди, постепенно наполняя их энергией Кварца. Быстрые барабаны и пульсирующая гитара выводят трек из покоя, завершая композицию мощным риффом. Отдельно хочется отметить, как хорошо во второй половине замиксована гитара с синтезатором. Лирика же выводит на передний план идею завершения этого долгого пути.

Prognisis и Gravity лучше всего показывают, как изменился звук и идея релизов Deadchannel по сравнению с The Devil. Они больше всех остальных работ приближены к стилю того альбома: те же агрессивные гитары, та же динамичная электроника, но наполнение у них совсем другое. В Prognosis Брет буквально вываливает наружу всю накопившуюся злость и обиду, рассуждая о том, насколько скоротечна человеческая жизнь. Гитары же в песне не просто рычат, а грохочут, как в каком-нибудь индастриале. Gravity следует по тому же пути, прерываясь на минималистичные биты в куплетах и мелодичный вокал в припевах.

К этим же песням, опирающимся на гитары, относится и Catastrophe. Представьте себе монументальное здание, город, в общем что-то очень большое и значительное, которое как будто рушится в замедленной съёмке. Примерно такая же массивность сваливается на уши, когда слушаешь Catastrophe. Самая настоящая альтернатива, которая в припевах переходит к дум-року. Крайне мощный трек, но далеко не для всех — не каждый выдержит.

The Mountain — один из самых мрачных и гипнотических треков во всей трилогии. Он полностью передаёт медитативный напряжённый настрой более спокойной индустриальной музыки с её вкрадчивым вокалом, сэмплами из фильмов и заразительной мелодией. Закрывая глаза, нетрудно представить себе мучительное восхождение на ту самую гору.

Я помню очень продолжительную поездку по пустыне из Лос-Анджелеса в Феникс. Феникс — это долина, но очень далеко на горизонте там виднелись горы. Настолько далеко, что они почти создавали эффект миража. Что-то было в этом пейзаже, в этой совершенно недоступной вершине со снегом, казалось, будто она ожила из описания в романе. Когда писал текст к этой песне, я представлял, как взбирался по одной из этих гор и затем стоял на её вершине. Мне казалось, что этот вид, это место давало сил искать надежду, когда ты точно знал, что потеряешь нечто очень важное.

Брет Отри

Следующие за «Горой» Nothing Ever Stays и Legion полностью опираются на звучание предыдущих камней. Легион вообще можно считать братом-близнецом Command Line Kill, только более агрессивным под стать Обсидиану. А Nothing Ever Stays ничем не отличается от половины треков Меди. Во многом, потому что именно он стал причиной появления такого альбома.

Одна из последних песен в релизе One Last Breath отсылает ещё к дебютнику Брета 2011 года. Это агрессивный и вдохновляющий электро-рок с элементами танцевальных жанров, благодаря которому Blue Stahli стал широко известен в узких кругах. Лирика же подводит итог всей внутренней борьбе музыканта и заканчивается принятием горькой правды.

Истинный финал трилогии составляют Endure и Daylight. Тяжёлый металлический проигрыш завершается неистовым выкриком и затухает в безмятежном эмбиенте.

Это последние тексты, написанные для альбома: «Надейся, несмотря на жалкие страдания». Вы полностью захвачены этой обрушивающейся волной вещей, которые не можете контролировать и никогда не сможете. Но когда эта волна рассеивается, у вас остаются последствия. Всегда есть небольшое зерно надежды или хотя бы один маленький момент спокойствия. Они никуда не исчезают. Даже в эти суровые и хаотичные времена.

Брет Отри

Daylight олицетворяет эту мысль. Простыми гитарными партиями, ласковым вокалом и медленным ритмом он изображает рождение чего-то нового из, казалось бы, мёртвой непробиваемой скалы обсидиана.

Недавнее выступление Брета на Твиче, где он вживую исполнил несколько треков из трилогии. Некоторые песни впервые зазвучали в акустическом варианте.

Последние релизы Blue Stahli — ни разу не прорыв, и даже не смелый эксперимент. Они просто дают понять, что в творчестве Blue Stahli начался новый виток. Ни лучше, ни хуже того, что было раньше, а куда-то в другом направлении. Брет сделал ровно то, что умеет, дополнив музыку новыми темами и инструментами.

Сейчас следить за творческими метаниями Blue Stahli стало крайне интересно. Брет, уйдя в свободное от лейблов плавание, по-настоящему открыл душу своей аудитории и написал крайне взрослую, выверенную и, главное, живую трилогию. Понятия не имею, что он будет делать дальше, но спасибо ему за столь подробный рассказ.

Материал подготовлен для интернет-издания «Место встречи. Сибирь»

0
3 комментария
Илья Григошин

Смотрю, что тут еще нет комментариев. Автор, спасибо. Люблю музыку Брета и, при этом, релизы прошел абсолютно мимо меня.

Жду выходного, чтобы отправиться на прогулку и послушать как он переживает свое горе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стрелец
Автор

Всегда пожалуйста)
Брет выложил все три альбома на свой ютуб-канал. Как хватит на продолжительную прогулку

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Afanasyev

большое спасибо за отличный разбор отличной трилогии!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null