{"id":4093,"url":"\/distributions\/4093\/click?bit=1&hash=572414f048fd940828f35b0d46d6210a2c91bd9267922fbe28005f6aba01f505","title":"\u0417\u0434\u0435\u0441\u044c \u0432\u0441\u0435 \u2014 \u00ab\u0421\u0431\u0435\u0440\u00bb, \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u00bb, VK \u0438 Kaspersky","buttonText":"","imageUuid":""}

Заимствования в игровой музыке

Находим таинственные совпадения в игровых саундтреках, отмечаем заимствования, сравниваем куски с оригиналами и немножко веселимся.

Все началось с того, что однажды я играл в прекрасную Ori and the Blind Forest, наслаждался анимацией, игрой и вообще не грустил. И вот я дошел до уровня с болотом — Thornfelt Swamp. Так как к музыке в играх я отношусь особенно трепетно, то выворачиваю ее всегда громче эффектов, и наслаждаюсь ею особенно.Так было и в этот раз. Наслаждаться я перестал почти сразу же, как заиграла музыка на болоте. Ухо неприятно царапнуло, но еще минут пять я тупил, вспоминая, где же это я уже слышал?

Ori and the Blind Forest OST — Thornfelt Swamp (2015)

Спустя какое-то время в голове щелкнуло — ну конечно же! Любимые Daft Punk и не менее любимый «Трон: Наследие»! Центральная тема фильма (фрагмент с 0:52):

Daft Punk, Tron Legacy OST — Overture (2010)

Я загуглил и оказалось, что я не первый заметил это таинственное совпадение — кто-то на Reddit уже отмечал это. Значит, как минимум, я такой не один параноик.

Я рассказал это одному приятелю, и он указал мне на еще одно совпадение, замеченное им, из относительно новой Gear of War 4 (с 0:15):

Gear of War 4 — Main Menu Theme (октябрь 2016)

Это было очень похоже на кусок трека Light of Seven из «Игры престолов» (на 3:36):

«Игра престолов», эпизод Winds of Winter (июнь 2016)

И это логично, ведь у игры и у сериала один и тот же хороший композитор — Рамин Джавади. Возможно, он просто вдохновлялся своей же работой, когда писал музыку для игры — каноничный эпизод сериала, где звучит этот трек (там взрывают Септу), вышел на пару месяцев раньше игры, в июне 2016 года. Впрочем, кто его там знает, как шла работа. Оставим это на совести создателя.

Самые известные случаи

И тут сразу же вспомнилась классика: музыка из сеговского Sonic 3 и треки Майкла Джексона. Ну, вы же наверняка в курсе:

Конечно, это уже супер-известный факт, что Майкл Джексон действительно писал музыку для Sonic 3, на Ютубе можно найти массу миксов и «срывов покровов». Например, есть хорошая документалка в двух частях — 1 часть и 2 часть.

В двух словах история такова: SEGA и правда наняла Джексона с командой писать музыку для игры, но затем начались эти его скандалы с детишками, и компания поспешила откреститься от сотрудничества. Написанный материал, тем не менее, частично (и к счастью!) вошел в игру, и дописывался уже американским композитором Sega of America Ховардом Дроссиным. А официальная версия была такая: якобы, Майклу не понравилось, как звучат его треки в исполнении звукового чипа приставки, и он сам попросил убрать его имя из титров. «Но мы-то знаем ©». Тем более, что его команда там все же упомянута.

Впрочем, даже в истории с третьим Соником и Джексоном есть второе дно, если копнуть глубже. А именно — история с треком из Ice Cap Zone.

Вот трек из игры (к слову, любимейший трек всех времен и народов среди меня в 90-е. Каждый раз играл только для того, чтобы его послушать):

Sonic 3 — Ice Cap Zone Music (1994)

А вот и оригинал:

The Jetzons — Hard Times (1983)

А вот даже мэшап, чтобы уж никаких сомнений не оставалось:

[The Jetzons - Hard Times] vs [Sonic 3 - Icecap] mashup (HQ)

Дело было так: работавший с Майклом Джексоном клавишник Брэд Баксер был участником почивший в бозе еще в 1983-м группы The Jetzons. Принимая, видимо, участие в написании музыке для игры, Брэд просто поднял свой же старый материал (который, к слову, никогда до этого не выходил официально) и использовал в игре. А когда в 2009-м не выходившие ранее треки The Jetzonz были изданы лейблом Fervor Records, тут-то все и выяснилось.

Кстати, позже этот трек выходил и на виниле — и смотрите, как оформили его обложку!

Семиминутный винил The Jetzons — Sonic Blue Virgin Vinyl (!) можно было купить на офсайте издателя, но сейчас он уже распродан.

Еще одна каноничная история, наверняка уже известная вам — заглавная тема к Metal Gear Solid 1-2. Особенно кусочек с 0:50.

Metal Gear Solid 2 Main Theme (2001)

Теперь сравните с мелодией советского композитора Георгия Свиридова, написанной еще в 1935-м:

Георгий Свиридов — Зимняя дорога (1935)

Видео со сравнением двух треков по кусочкам:

А вот самый больш... кхм... значительный русский игровой блогер предъявляет Кодзиме оригинальный трек. Реакция Гения весьма красноречива.

Подарок Хидэо Кодзиме, музыка Свиридова в MGS (2010)

А еще главная тема MGS немного напоминает тему из фильма «Скорость» с Киану и Сандрой. Длинных совпадений на этот раз нет, но местами японцы и правда вдохновлялись, видимо.

Speed OST — Main Theme (1994)

В итоге в Konami заявили, что ничего не крали, но в итоге так расстроились, что выпилили эту музыку из всех последующих частей MGS. А жаль.

Менее известные случаи

Но вернемся к более лохматым временам. Если покопать интернет на предмет совпадений в игровой музыке, то складывается впечатление, что в 80-90-е игровые композиторы вообще активно забивали на авторские права и очень активно, скажем так, вдохновлялись эстрадой.

Вот, например, тема Robo из легендарной Chrono Trigger. Ничего не напоминает?

Chrono Trigger OST — Robo's Theme (1995)

Ну конечно, конечно же! (не судите по превью, там не то, что вы думаете)

Rick Astley — Never Gonna Give You Up (1987)

Интересно, если бы этот трек не стал мемом нашего поколения, откопал бы кто-нибудь это явное сходство? Впрочем, композитор Square утверждает, что никогда не слышал о Рике Эстли!

А вот Mega Man X3 — уровень Neon Tiger (с 0:31):

Великие и ужасные Guns'n'Roses — My Michelle (c 0:26):

Впрочем, команда в Capcom и не скрывает, что фанатела от Guns'n'Roses — например, в пятой части все мини-боссы названы именами членов группы.

Трек из прекрасной первой Super Mario Kart на SNES:

Koopa Beach — Super Mario Kart Music Extended (1992)

Веселая итальянская песенка 1962 года:

Tony Renis — Quando Quando Quando (1962)

В других старых играх серии Марио тоже дофига заимствований. Вот, например, известнейшая тема подземного мира из первой Super Mario Bros:

Super Mario Bros. — Underground Theme (1985)

А вот малоизвестный трек коллектива Friendship с аналогичным началом:

Friendship (feat.Lee Ritenour) — Let's Not Talk About It (1978)

А в восьмибитном Dr. Mario, кажется, вообще взяли песню великих Битлов целиком и слегка ускорили. Вот игра:

Dr. Mario — Fever Theme (1990)

А вот Битлз:

The Beatles — Lady Madonna (1968)

Вот каноничная тема из Zelda (слушать все 10 часов не обязательно, хотя...).

Overworld 10 Hours - The Legend of Zelda

А вот трек April от Deep Purple. Похоже? Несомненно!

Deep Purple April P2 German TV 1970 Very Rare Footage!

Надо сказать, что композитор Нинтендо Кодзи Кондо вообще очень увлекался старой рок-музыкой. Есть целая мини-документалка о том, как музыка 80-х повлияла на его творчество:

Серия Donkey Kong не отставала и тоже вдохновлялась Битлами, начиная с самой первой серии.

Незамысловатая и однообразная тема в игре...

Donkey Kong (1981)

...— это на самом деле басовая партия из битловской The Ballad Of John And Yoko

The Beatles — The Ballad Of John And Yoko (1969)

А вот музыка из второй части каноничной серии, уровень Bayou Boogie...

Bayou Boogie - Donkey Kong Country 2, 1995

... музыка к которому вся построена на вступлении к треку Фила Коллинза

Phil Collins — In the Air Tonight, 1981

В «Сониках», кроме третьего, тоже есть куча заимствований, известных в интернете. Например, трек из Sonic Spinball (терпеть не мог эту игру!):

Звучит прямо как Things That Make You Go Hmm от C+C Music Factory.

А вот трек из любимого второго Соника:

Sonic the Hedgehog 2 (1992)

И-и-и-и... Тупак! (нужно слушать медленную мелодию на фоне рэпа, конечно же).

Tupac — Keep Ya Head Up (1993)

Впрочем, зная, как рэперы находят себе сэмплы для битов, я бы не очень придирался к композиторам Сеги. Ой, постойте! Игра вышла в 1992-м, а трек Тупака — в 1993-м! Тогда я бы точно не придирался к композиторам Сеги, а скорее заподозрил Тупака в увлечении синим ежом (почему нет?).

* * *

В интернете вообще понаходили много интересного. Во что-то верится, а во что-то с трудом.

Например, я охотно верю, что музыку этой невзрачной мотогонки передрали с Нирваны (можно, я не буду вставлять оригинал — «Come as you are»? И так все слышно)

Supercross 3D — Atari Jaguar

А вот что каноничную заставку серии Final Fantasy передрали у The Who или даже у Шопена — не верю. Хоть и похоже.

FF1 NES Music — Prelude
Pete Townshend Let My Love Open The Door
Chopin - Etude Op. 10 No. 1 (Pollini)

Под каток подозрений попала даже великая Streets of Rage 2:

Streets of Rage 2 — Under Logic (1992)
The Shamen's — Move Any Mountain (1990)

Впрочем, музыка в серии Streets of Rage — это такой дикий коктейль из попсы и синтетики тех времен, что неудивительно, что что-то попало в замес.

Относительно новые игры у нас в подборке тоже есть. Кто помнит неплохой GTA-клон Simpsons Hit and Run?

The Simpsons Hit & Run Soundtrack — Ketchup Logic (2003)

А трек Тома Джонса It's Not Unusual?

Tom Jones — It's Not Unusual (1965)

Игра Mario Strikers вышла в 2007-м и кажется совсем не скрывает своих музыкальных заимствований:

Mario Strikers Charged-Koopa Troopa Theme (2007)
Reel 2 Real feat. The Mad Stuntman - I Like To Move It (1994)

Жесткие японские парни из From Software когда-то выпустили серию игр King's Field. Вот трек из 4-й серии игры:

King's Field IV Music — 07 — The Ancient City Level 1 & 2 (2001)

Кажется, тут не надо даже постить оригинал, но я все равно запощу, хотя это и великий трек:

Radiohead - Paranoid Android (1997)

А вот опять Доктор Марио и маленький кусочек из классического трека Сонни Роллинса (на 1:26).

Dr. Mario — Chill (1990)
Sonny Rollins - St. Thomas (1956)

Ладно, тут верю, но кусочек такой маленький, что несерьезно об этом говорить всерьез.

И еще раз несчастный Доктор Марио, музыка из заставки:

Dr. Mario — Title Screen (1990)

И заставка киномьюзикла Little shop of horrors

Little Shop of Horrors (1986)

Похоже? А как же!

А вот еще заставка Марио — на этот раз самой первой игры, просто Mario Bros. (не Super):

Mario Bros. Main Title (1983)

И песня великой Петулы Кларк DownTown(с 0:40)

Petula Clark — DownTown (1965)

С Марио мне почему-то смешнее всего — с одной стороны, я обожаю игры серии, с другой — Нинтендо так носится со своими авторскими правами, как никто другой.

Иногда разработчики игр для NES действительно брали музыку из оригинальных фильмов, послуживших базой игре, только что-то меняли, например, ускоряли оригинальный трек.

Песня The Power of Love, сочиненная Huey Lewis and the News специально для фильма:

The Power of Love — Huey Lewis and the News (Back to the Future Music Video)

А вот другая каноничная игра, у которой, казалось бы, должна быть своя собственная музыка из заставки мультсериала, но тут используется другая

TMNT NES Title Screen (1989)

Очень похоже на вот этот трек:

Queen - Stone Cold Crazy (Live at the Rainbow) (1974)

Впрочем, не только роком вдохновлялись игровые композиторы. Есть и классика.

Концовка Ninja Gaiden на NES:

Ninja Gaiden (NES) — Ending (1988)

Нино Рота — тема из «Ромео и Джульетты». Кажется, «вдохновлялись» — мягко сказано:

Romeo and Juliet — What Is A Youth (1968)

Еще немного вдохновения классикой. Тема Airship из Super Mario 3:

Super Mario Bros 3 (NES) Music - Airship Theme (1988)
Gustav Holst — The Planets — Mars, the Bringer of War (1916!!!)

* * *

Это не все, что мне удалось найти, но я попытался отсеять сомнительное или малоизвестное.

Напоследок — вот еще музыкальные сходства россыпью. В основном, в японских играх, и много посвящено сходству музыки между самими играми:

Часть 1.
Часть 2.

В любом случае, прежде чем обвинять игровых композиторов в плагиате, лучше вспомнить, что игры — это такое же искусство, как и картины, литература и... музыка. А искусство, в конце концов, это лишь переосмысление ранее виденного, слышанного и читанного.

Бонус

Это, конечно, смешно, но что, если Вячеслав Добрынин был поклонником восьмибитного «Бэтмена» от SunSoft? Или это японцы вдохновлялись нетленкой? Вы только послушайте начала этих треков! Причем, и то и то появилось в 1989-м году, так что выводы я оставляю за дорчитателями.

Batman (NES) — Stage 4 (1989)
Вячеслав Добрынин — Синий туман (1989)
0
17 комментариев
Написать комментарий...
Lixius Ketten

За объем проделанной работы, конечно, плюс, но тема музыкального плагиата - дело ну ооочень тонкое, поэтому я не очень люблю подобные "срывы покровов".
Вот, допустим, два примера из моих "личных наблюдений". Секвенция из четырех нот, две из которых повторяются, одна тональность.
Считать ли подобное плагиатом? Мое мнение - нет, так как в этом маленьком отрывке нет ничего уникального, стандартный синтобасовый проигрыш, который наверняка звучал еще в сотне различных композиций. Я даже не уверен, что он впервые прозвучал именно у Вангелиса. Но, учитывая стилистику 80-х в HM, это вполне может быть "цитатой" данной композиции.
Ну, а может и нет.
¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Grzegorz Markowski
Секвенция из четырех нот, две из которых повторяются, одна тональность.

На самом деле одна единственная, просто в двух разных октавах, где каждая повторяется по два раза. "Перекатывающаяся" вариация на стандартный дисковый двухоктавный бас. На нём порой целые жанры построены, вроде Hi-NRG или Spacesynth'а, это не считая просто того, что его вообще просто очень любили в музыке 80ых (наряду с обычными двухоктавным и так называемым "галопом").

Но в конкретном случае это скорее именно отсылка на Вангелиса, да. Сама аранжировка об этом говорит.

Ответить
Развернуть ветку
Pasya

По американским законам, плагиат - последовательность из восьми нот

Ответить
Развернуть ветку
FUNKADELIC

Древний шутер-вестерн Outlaws от LucasArts. Сам не играл. Случайно наткнулся, когда искал что-то похожее на музыку Морриконе из Долларовой трилогии. И тут прям сплошное дежавю на протяжении всей записи. Буквально "дай списать домашку, но не списывай точь-в-точь, чтобы не спалили". Но есть и уникальные треки (или я просто не знаю, откуда их позаимствовали). И записано все очень качественно, с живым оркестром. 

Анимационное интро в стиле спагетти-вестернов тоже доставляет.

Ответить
Развернуть ветку
Grzegorz Markowski

Мне в детстве очень запал саундтрек третьего Цезаря. А потом я узнал, что он - одна большая цитата на Бен Гура. Меньше любить не стал, просто стал также любить саундтрек к Бен Гуру, лол.

Ответить
Развернуть ветку
Grzegorz Markowski
Впрочем, зная, как рэперы находят себе сэмплы для битов, я бы не очень придирался к композиторам Сеги. Ой, постойте! Игра вышла в 1992-м, а трек Тупака — в 1993-м! Тогда я бы точно не придирался к композиторам Сеги, а скорее заподозрил Тупака в увлечении синим ежом (почему нет?).

У Тупака это, тащемто, просто прямой семпл Zapp and Roger.

Ответить
Развернуть ветку
Grzegorz Markowski

Тащемто ИМХО забавнее даже наоборот - когда музыка из игр перекочёвывает в обычную музыку. Ту же Крошку Мою, например, вспомнить. Ну или небезызвестный Kernkraft 400.

Ответить
Развернуть ветку
Grzegorz Markowski

Но вообще - совпадения вообще порой до смешного доходят. Вот например длинная почти одинаковая последовательность нот, которой я вообще никакого объяснения не нахожу. ПОЧЕМУ, БЛЯДЬ?! КАК?!

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Afanasyev

Марк Морган при написании саундтрека к Planescape: Torment, похоже, изрядно "вдохновлялся" фильмом "Скорость"...

Ответить
Развернуть ветку
ККЛКН
Автор

Да, весьма похоже!!

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Afanasyev

притом саундтрек к Torment мне нравится в разы больше — то ли из-за большей атмосферности, то ли потому что банально услышал его раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
alexzv13

Классный материал, подземный мир Марио особенно

Ответить
Развернуть ветку
A X

Отлично вообще!

Ответить
Развернуть ветку
VaL Kyselov

Мог бы поставить сто плюсов, поставил бы. Материал очень интересный, мне даже отчасти завидно было, что слушая музыку в играх ты понимаешь откуда она, замечаешь когда музыка меняется, узнаешь коллектив итд...
Если, есть Бог ушей, то на мне он точно экономил расходники)
Пррситал с удовольствием. спс

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирил Мифодиев
Возможно, он вдохновлялся своей же работой, когда писал музыку для игры. Оставим это на совести создателя.

Композиторы часто сэмплят сами у себя и вообще используют одни и те же приёмы до тех пор, пока они работают. В киноиндустрии это вообще до смешного доходит. Добро пожаловать в мир коммерческой музыки.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда
null