Заимствования в игровой музыке

Находим таинственные совпадения в игровых саундтреках, отмечаем заимствования, сравниваем куски с оригиналами и немножко веселимся.

Заимствования в игровой музыке

Все началось с того, что однажды я играл в прекрасную Ori and the Blind Forest, наслаждался анимацией, игрой и вообще не грустил. И вот я дошел до уровня с болотом — Thornfelt Swamp. Так как к музыке в играх я отношусь особенно трепетно, то выворачиваю ее всегда громче эффектов, и наслаждаюсь ею особенно.Так было и в этот раз. Наслаждаться я перестал почти сразу же, как заиграла музыка на болоте. Ухо неприятно царапнуло, но еще минут пять я тупил, вспоминая, где же это я уже слышал?

Ori and the Blind Forest OST — Thornfelt Swamp (2015)

Спустя какое-то время в голове щелкнуло — ну конечно же! Любимые Daft Punk и не менее любимый «Трон: Наследие»! Центральная тема фильма (фрагмент с 0:52):

Daft Punk, Tron Legacy OST — Overture (2010)

Я загуглил и оказалось, что я не первый заметил это таинственное совпадение — кто-то на Reddit уже отмечал это. Значит, как минимум, я такой не один параноик.

Я рассказал это одному приятелю, и он указал мне на еще одно совпадение, замеченное им, из относительно новой Gear of War 4 (с 0:15):

Gear of War 4 — Main Menu Theme (октябрь 2016)

Это было очень похоже на кусок трека Light of Seven из «Игры престолов» (на 3:36):

«Игра престолов», эпизод Winds of Winter (июнь 2016)

И это логично, ведь у игры и у сериала один и тот же хороший композитор — Рамин Джавади. Возможно, он просто вдохновлялся своей же работой, когда писал музыку для игры — каноничный эпизод сериала, где звучит этот трек (там взрывают Септу), вышел на пару месяцев раньше игры, в июне 2016 года. Впрочем, кто его там знает, как шла работа. Оставим это на совести создателя.

Самые известные случаи

И тут сразу же вспомнилась классика: музыка из сеговского Sonic 3 и треки Майкла Джексона. Ну, вы же наверняка в курсе:

Конечно, это уже супер-известный факт, что Майкл Джексон действительно писал музыку для Sonic 3, на Ютубе можно найти массу миксов и «срывов покровов». Например, есть хорошая документалка в двух частях — 1 часть и 2 часть.

В двух словах история такова: SEGA и правда наняла Джексона с командой писать музыку для игры, но затем начались эти его скандалы с детишками, и компания поспешила откреститься от сотрудничества. Написанный материал, тем не менее, частично (и к счастью!) вошел в игру, и дописывался уже американским композитором Sega of America Ховардом Дроссиным. А официальная версия была такая: якобы, Майклу не понравилось, как звучат его треки в исполнении звукового чипа приставки, и он сам попросил убрать его имя из титров. «Но мы-то знаем ©». Тем более, что его команда там все же упомянута.

Впрочем, даже в истории с третьим Соником и Джексоном есть второе дно, если копнуть глубже. А именно — история с треком из Ice Cap Zone.

Вот трек из игры (к слову, любимейший трек всех времен и народов среди меня в 90-е. Каждый раз играл только для того, чтобы его послушать):

Sonic 3 — Ice Cap Zone Music (1994)

А вот и оригинал:

The Jetzons — Hard Times (1983)

А вот даже мэшап, чтобы уж никаких сомнений не оставалось:

[The Jetzons - Hard Times] vs [Sonic 3 - Icecap] mashup (HQ)

Дело было так: работавший с Майклом Джексоном клавишник Брэд Баксер был участником почивший в бозе еще в 1983-м группы The Jetzons. Принимая, видимо, участие в написании музыке для игры, Брэд просто поднял свой же старый материал (который, к слову, никогда до этого не выходил официально) и использовал в игре. А когда в 2009-м не выходившие ранее треки The Jetzonz были изданы лейблом Fervor Records, тут-то все и выяснилось.

Кстати, позже этот трек выходил и на виниле — и смотрите, как оформили его обложку!

Семиминутный винил The Jetzons — Sonic Blue Virgin Vinyl (!) можно было купить на офсайте издателя, но сейчас он уже распродан.
Семиминутный винил The Jetzons — Sonic Blue Virgin Vinyl (!) можно было купить на офсайте издателя, но сейчас он уже распродан.

Еще одна каноничная история, наверняка уже известная вам — заглавная тема к Metal Gear Solid 1-2. Особенно кусочек с 0:50.

Metal Gear Solid 2 Main Theme (2001)

Теперь сравните с мелодией советского композитора Георгия Свиридова, написанной еще в 1935-м:

Георгий Свиридов — Зимняя дорога (1935)

Видео со сравнением двух треков по кусочкам:

А вот самый больш... кхм... значительный русский игровой блогер предъявляет Кодзиме оригинальный трек. Реакция Гения весьма красноречива.

Подарок Хидэо Кодзиме, музыка Свиридова в MGS (2010)

А еще главная тема MGS немного напоминает тему из фильма «Скорость» с Киану и Сандрой. Длинных совпадений на этот раз нет, но местами японцы и правда вдохновлялись, видимо.

Speed OST — Main Theme (1994)

В итоге в Konami заявили, что ничего не крали, но в итоге так расстроились, что выпилили эту музыку из всех последующих частей MGS. А жаль.

Менее известные случаи

Но вернемся к более лохматым временам. Если покопать интернет на предмет совпадений в игровой музыке, то складывается впечатление, что в 80-90-е игровые композиторы вообще активно забивали на авторские права и очень активно, скажем так, вдохновлялись эстрадой.

Вот, например, тема Robo из легендарной Chrono Trigger. Ничего не напоминает?

Chrono Trigger OST — Robo's Theme (1995)

Ну конечно, конечно же! (не судите по превью, там не то, что вы думаете)

Rick Astley — Never Gonna Give You Up (1987)

Интересно, если бы этот трек не стал мемом нашего поколения, откопал бы кто-нибудь это явное сходство? Впрочем, композитор Square утверждает, что никогда не слышал о Рике Эстли!

А вот Mega Man X3 — уровень Neon Tiger (с 0:31):

Великие и ужасные Guns'n'Roses — My Michelle (c 0:26):

Впрочем, команда в Capcom и не скрывает, что фанатела от Guns'n'Roses — например, в пятой части все мини-боссы названы именами членов группы.

Трек из прекрасной первой Super Mario Kart на SNES:

Koopa Beach — Super Mario Kart Music Extended (1992)

Веселая итальянская песенка 1962 года:

Tony Renis — Quando Quando Quando (1962)

В других старых играх серии Марио тоже дофига заимствований. Вот, например, известнейшая тема подземного мира из первой Super Mario Bros:

Super Mario Bros. — Underground Theme (1985)

А вот малоизвестный трек коллектива Friendship с аналогичным началом:

Friendship (feat.Lee Ritenour) — Let's Not Talk About It (1978)

А в восьмибитном Dr. Mario, кажется, вообще взяли песню великих Битлов целиком и слегка ускорили. Вот игра:

Dr. Mario — Fever Theme (1990)

А вот Битлз:

The Beatles — Lady Madonna (1968)

Вот каноничная тема из Zelda (слушать все 10 часов не обязательно, хотя...).

Overworld 10 Hours - The Legend of Zelda

А вот трек April от Deep Purple. Похоже? Несомненно!

Deep Purple April P2 German TV 1970 Very Rare Footage!

Надо сказать, что композитор Нинтендо Кодзи Кондо вообще очень увлекался старой рок-музыкой. Есть целая мини-документалка о том, как музыка 80-х повлияла на его творчество:

Серия Donkey Kong не отставала и тоже вдохновлялась Битлами, начиная с самой первой серии.

Незамысловатая и однообразная тема в игре...

Donkey Kong (1981)

...— это на самом деле басовая партия из битловской The Ballad Of John And Yoko

The Beatles — The Ballad Of John And Yoko (1969)

А вот музыка из второй части каноничной серии, уровень Bayou Boogie...

Bayou Boogie - Donkey Kong Country 2, 1995

... музыка к которому вся построена на вступлении к треку Фила Коллинза

Phil Collins — In the Air Tonight, 1981

В «Сониках», кроме третьего, тоже есть куча заимствований, известных в интернете. Например, трек из Sonic Spinball (терпеть не мог эту игру!):

Звучит прямо как Things That Make You Go Hmm от C+C Music Factory.

А вот трек из любимого второго Соника:

Sonic the Hedgehog 2 (1992)

И-и-и-и... Тупак! (нужно слушать медленную мелодию на фоне рэпа, конечно же).

Tupac — Keep Ya Head Up (1993)

Впрочем, зная, как рэперы находят себе сэмплы для битов, я бы не очень придирался к композиторам Сеги. Ой, постойте! Игра вышла в 1992-м, а трек Тупака — в 1993-м! Тогда я бы точно не придирался к композиторам Сеги, а скорее заподозрил Тупака в увлечении синим ежом (почему нет?).

* * *

В интернете вообще понаходили много интересного. Во что-то верится, а во что-то с трудом.

Например, я охотно верю, что музыку этой невзрачной мотогонки передрали с Нирваны (можно, я не буду вставлять оригинал — «Come as you are»? И так все слышно)

Supercross 3D — Atari Jaguar

А вот что каноничную заставку серии Final Fantasy передрали у The Who или даже у Шопена — не верю. Хоть и похоже.

FF1 NES Music — Prelude
Pete Townshend Let My Love Open The Door
Chopin - Etude Op. 10 No. 1 (Pollini)

Под каток подозрений попала даже великая Streets of Rage 2:

Streets of Rage 2 — Under Logic (1992)
The Shamen's — Move Any Mountain (1990)

Впрочем, музыка в серии Streets of Rage — это такой дикий коктейль из попсы и синтетики тех времен, что неудивительно, что что-то попало в замес.

Относительно новые игры у нас в подборке тоже есть. Кто помнит неплохой GTA-клон Simpsons Hit and Run?

The Simpsons Hit & Run Soundtrack — Ketchup Logic (2003)

А трек Тома Джонса It's Not Unusual?

Tom Jones — It's Not Unusual (1965)

Игра Mario Strikers вышла в 2007-м и кажется совсем не скрывает своих музыкальных заимствований:

Mario Strikers Charged-Koopa Troopa Theme (2007)
Reel 2 Real feat. The Mad Stuntman - I Like To Move It (1994)

Жесткие японские парни из From Software когда-то выпустили серию игр King's Field. Вот трек из 4-й серии игры:

King's Field IV Music — 07 — The Ancient City Level 1 & 2 (2001)

Кажется, тут не надо даже постить оригинал, но я все равно запощу, хотя это и великий трек:

Radiohead - Paranoid Android (1997)

А вот опять Доктор Марио и маленький кусочек из классического трека Сонни Роллинса (на 1:26).

Dr. Mario — Chill (1990)
Sonny Rollins - St. Thomas (1956)

Ладно, тут верю, но кусочек такой маленький, что несерьезно об этом говорить всерьез.

И еще раз несчастный Доктор Марио, музыка из заставки:

Dr. Mario — Title Screen (1990)

И заставка киномьюзикла Little shop of horrors

Little Shop of Horrors (1986)

Похоже? А как же!

А вот еще заставка Марио — на этот раз самой первой игры, просто Mario Bros. (не Super):

Mario Bros. Main Title (1983)

И песня великой Петулы Кларк DownTown(с 0:40)

Petula Clark — DownTown (1965)

С Марио мне почему-то смешнее всего — с одной стороны, я обожаю игры серии, с другой — Нинтендо так носится со своими авторскими правами, как никто другой.

Иногда разработчики игр для NES действительно брали музыку из оригинальных фильмов, послуживших базой игре, только что-то меняли, например, ускоряли оригинальный трек.

Песня The Power of Love, сочиненная Huey Lewis and the News специально для фильма:

The Power of Love — Huey Lewis and the News (Back to the Future Music Video)

А вот другая каноничная игра, у которой, казалось бы, должна быть своя собственная музыка из заставки мультсериала, но тут используется другая

TMNT NES Title Screen (1989)

Очень похоже на вот этот трек:

Queen - Stone Cold Crazy (Live at the Rainbow) (1974)

Впрочем, не только роком вдохновлялись игровые композиторы. Есть и классика.

Концовка Ninja Gaiden на NES:

Ninja Gaiden (NES) — Ending (1988)

Нино Рота — тема из «Ромео и Джульетты». Кажется, «вдохновлялись» — мягко сказано:

Romeo and Juliet — What Is A Youth (1968)

Еще немного вдохновения классикой. Тема Airship из Super Mario 3:

Super Mario Bros 3 (NES) Music - Airship Theme (1988)
Gustav Holst — The Planets — Mars, the Bringer of War (1916!!!)

* * *

Это не все, что мне удалось найти, но я попытался отсеять сомнительное или малоизвестное.

Напоследок — вот еще музыкальные сходства россыпью. В основном, в японских играх, и много посвящено сходству музыки между самими играми:

Часть 1.
Часть 2.

В любом случае, прежде чем обвинять игровых композиторов в плагиате, лучше вспомнить, что игры — это такое же искусство, как и картины, литература и... музыка. А искусство, в конце концов, это лишь переосмысление ранее виденного, слышанного и читанного.

Бонус

Это, конечно, смешно, но что, если Вячеслав Добрынин был поклонником восьмибитного «Бэтмена» от SunSoft? Или это японцы вдохновлялись нетленкой? Вы только послушайте начала этих треков! Причем, и то и то появилось в 1989-м году, так что выводы я оставляю за дорчитателями.

Batman (NES) — Stage 4 (1989)
Вячеслав Добрынин — Синий туман (1989)
1313 показов
1.7K1.7K открытий
17 комментариев

За объем проделанной работы, конечно, плюс, но тема музыкального плагиата - дело ну ооочень тонкое, поэтому я не очень люблю подобные "срывы покровов".
Вот, допустим, два примера из моих "личных наблюдений". Секвенция из четырех нот, две из которых повторяются, одна тональность.
Считать ли подобное плагиатом? Мое мнение - нет, так как в этом маленьком отрывке нет ничего уникального, стандартный синтобасовый проигрыш, который наверняка звучал еще в сотне различных композиций. Я даже не уверен, что он впервые прозвучал именно у Вангелиса. Но, учитывая стилистику 80-х в HM, это вполне может быть "цитатой" данной композиции.
Ну, а может и нет.
¯\_(ツ)_/¯

Ответить

Секвенция из четырех нот, две из которых повторяются, одна тональность.На самом деле одна единственная, просто в двух разных октавах, где каждая повторяется по два раза. "Перекатывающаяся" вариация на стандартный дисковый двухоктавный бас. На нём порой целые жанры построены, вроде Hi-NRG или Spacesynth'а, это не считая просто того, что его вообще просто очень любили в музыке 80ых (наряду с обычными двухоктавным и так называемым "галопом").

Но в конкретном случае это скорее именно отсылка на Вангелиса, да. Сама аранжировка об этом говорит.

Ответить

По американским законам, плагиат - последовательность из восьми нот

Ответить

Древний шутер-вестерн Outlaws от LucasArts. Сам не играл. Случайно наткнулся, когда искал что-то похожее на музыку Морриконе из Долларовой трилогии. И тут прям сплошное дежавю на протяжении всей записи. Буквально "дай списать домашку, но не списывай точь-в-точь, чтобы не спалили". Но есть и уникальные треки (или я просто не знаю, откуда их позаимствовали). И записано все очень качественно, с живым оркестром. 

Анимационное интро в стиле спагетти-вестернов тоже доставляет.

Ответить

Мне в детстве очень запал саундтрек третьего Цезаря. А потом я узнал, что он - одна большая цитата на Бен Гура. Меньше любить не стал, просто стал также любить саундтрек к Бен Гуру, лол.

Ответить

Впрочем, зная, как рэперы находят себе сэмплы для битов, я бы не очень придирался к композиторам Сеги. Ой, постойте! Игра вышла в 1992-м, а трек Тупака — в 1993-м! Тогда я бы точно не придирался к композиторам Сеги, а скорее заподозрил Тупака в увлечении синим ежом (почему нет?).У Тупака это, тащемто, просто прямой семпл Zapp and Roger.

Ответить

Тащемто ИМХО забавнее даже наоборот - когда музыка из игр перекочёвывает в обычную музыку. Ту же Крошку Мою, например, вспомнить. Ну или небезызвестный Kernkraft 400.

Ответить