Рубрика развивается при поддержке
Музыка
Крепкий торшер

Классика на DTF: Скрипка

Инструмент дьявола – неустаревающий и нестареющий, как и он сам.
По обыкновению, рассуждаем о музыке в контексте этого инструмента, узнаем любопытные факты, ну и слушаем произведения для скрипки, конечно.

Как-то особо представлять этот музыкальный инструмент здесь никому не надо – скрипка всё ещё остается актуальной и в современной музыке. Причём неважно, какой именно жанр вы предпочитаете – поп, рок, джаз – везде есть примеры, где музыканты используют этот инструмент.

В том виде, в каком мы её представляем сейчас, скрипка появилась в XVI веке, как дешевый «народный» инструмент, в противоположность виоле – дорогому, «премиальному» инструменту, распространенному в то время в Италии.

Со второй половины XVII века выделяют два семейства производителей скрипок, являющихся эталонами в музыкальном мире – Страдивари и Гварнери. Почти каждый скрипач мирового уровня стремится получить инструмент, созданный одной из этих семей. Из-за разного характера звучания этих инструментов, музыканты отдают предпочтение либо одному определенному «семейству», либо становятся обладателями обоих – для исполнения разной музыки, более подходящей для конкретного инструмента. Насколько я понял, разница примерно следующая: Страдивари всё играют «красиво»; Гварнери более «скиловые» – можно вытворять всякое.

Всего в мире осталось несколько тысяч подобных инструментов, которые находятся в собственности музыкантов, богатых коллекционеров и музеев.

С течением времени стандарты звучания скрипок довольно сильно изменились из-за применения новых конструктивных материалов – «жильные» струны сменились нейлоновыми и металлическими; изменилась конструкция смычка, его натяжение, что сказалось на характере звукоизвлечения.

Все эти изменения привели к тому, что практики игры, например, барочной музыки изменили ее очень сильно. Музыканты стали исполнять произведения совершенно не так, как задумывал это автор, причём речь идет не просто об интерпретации исполнителя, а о гораздо более глубоком изменении характера звучания.

В противовес этому явлению, появились музыканты и ансамбли, практикующие аутентичное исполнение на инструментах максимально соответствующих возрасту музыкального произведения.

Если вы сейчас попробуете послушать барочную музыку в исполнении «аутентичного» ансамбля — допустим, Баха или Вивальди — то будете немного удивлены странным звучанием знакомых мелодий.

Всё это, в какой-то степени, привело к определенному противостоянию этих двух «фандомов» — «аутентисты» против «академистов» (типа как PS vs. Xbox; Android vs. IPhone и тд.).

Вот вам видео для примера аутентичного исполнения от Жорди Саваля. Он играет на viola da gamba — ножной виоле. Использовать инструмент с упором в шею стали, видимо, в тот же период, когда произошла популяризация самой скрипки.

Инструмент простолюдинов, которые просто веселятся и танцуют под музыку, не мог остаться без внимания такой организации как католическая церковь —разумеется, на скрипку сразу навесили ярлык дьявольского инструмента. Считалось, что сам дьявол заставляет людей плясать, и, вот так — в танце, забирает их прямиком в ад.

Виртуозное владение инструментом тоже было крайне подозрительным явлением — не может обычный человек извлекать такие звуки и мелодии из простого куска дерева — очевидно, что он продал душу или сам и есть нечисть.

Это порождало ситуации вроде той, когда у знаменитого Никколо Паганини слушатели пытались найти копыта вместо ступней.

Иногда сами музыканты инспирировали подобные легенды: композитору и скрипачу-виртуозу Джузеппе Тартини во сне сам дьявол наиграл сонату, которую музыкант назвал «Дьявольской трелью». (это всё с его слов, разумеется)

Долго выбирал наиболее интересное исполнение для иллюстрации — «самое-самое», на мой взгляд, оказалось у Ицхака Перлмана (предположу, что играет он на своей Гварнери 1743 года).

Раз уж подвернулся хороший повод порассуждать о роли исполнителя в классической музыке, давайте им воспользуемся — а зачем вообще нужно такое количество музыкантов, исполняющих одно и тоже музыкальное произведение? Зачем это множество музыкальных записей одного и того же?

Скрипка — «ультимативный» исполнительский инструмент, где сама техника звукоизвлечения полностью зависит от мастерства и характера исполнителя. По сути, скрипка — второй голос музыканта. Диапазон её звуковых возможностей столь же широк, как и у человеческого голоса, а тембральная схожесть делает звучание скрипки похожим на женский вокал. Недаром говорят: «скрипка поёт» или «скрипка плачет».

На примере этого «сложного» инструмента можно увидеть, как много исполнитель привносит в музыкальное произведение от себя. Во многом, этот момент индивидуальной интерпретации закладывался изначально и самими композиторами в момент написания произведения. Что-то считалось само собой разумеющимся, и не требовавшим фиксации в нотах, что-то просто оставлялось на усмотрение исполнителя.
В итоге нотные записи далеко не всегда обладают полнотой информации для точного воспроизведения музыки, идентично композиторской задумке.

Именно поэтому разные записи одного произведения, сыгранного разными исполнителями, могу звучать немного по-разному, и вызывать у нас разный эмоциональный отклик.
Или вообще ничего не вызывать: Иногда слушаешь очень виртуозное выступление, и ловишь себя на мысли — это больше спорт или цирковое искусство, чем музыка.

Вот небольшая галерея для иллюстрации образа скрипки в современной массовой культуре:

Далее: представлю вам несколько исполнителей, которых и сам с удовольствием слушаю.
Специально подобрал альбомы без барочной музыки — уж простите — знаю, что вы её любите, но мне хотелось познакомить вас с композиторами и других временных периодов.

Хилари Хан

Американская «звездная» скрипачка, собравшая уже три «Грэмми».

Можете смело включать любой альбом Хилари Хан — они все очень удачно составлены и изумительно исполнены.

Несмотря на свою известность, она предпочитает скрипки французского мастера XIX века Жана Батиста Вийома, который специализировался на изготовлении точных копий скрипок Страидивари и Гварнери.
У нее в наличии: копия знаменитой скрипки «Пушка» Гварнери, на которой играл Паганини; и копия скрипки Страдивари.

Видео решил разместить всё-таки с произведением Баха — у неё есть такой альбом с сольными скрипичными произведениями, и там просто какая-то неописуемая красота.

Совсем свежий, мартовский релиз — посвящение Парижу, с музыкой французского композитора Эрнеста Шоссона; и с первым скрипичным концертом Сергея Прокофьева, премьерное исполнение которого произошло именно в Париже.

Paris — Hilary Hahn 2021

Альбом на музыкальных сервисах:

Давид Ойстрах

Знаменитый советский скрипач, чьё исполнительское мастерство являлось эталонным в своё время. Обладатель двух «Грэмми».

В те времена, музыканты такого уровня получали из Гохрана СССР ценные скрипки во временное пользование, поэтому у Ойстраха, разумеется, был определённый выбор из инструментов, но его главная скрипка принадлежала ему лично — Страдивари 1705 года.

Любопытный факт: во время гастролей у музыканта «обнесли» квартиру — украли много ценностей (дядька не бедный был, даже по сегодняшним меркам), но скрипки воры не взяли — не хватило образования и кругозора, чтобы понять настоящую ценность инструментов.
По мотивам этого происшествия в 1972 году братья Вайнеры написали роман «Визит к Минотавру», позднее и появилась и экранизация.

Ниже — запись репетиции «Крейцеровой сонаты» перед концертом в Японии (1967 год).
Я не знаю, сколько раз уже пересматривал этот ролик за последние годы — вроде ничего не происходит, и звук немного «плывёт», но смотрится как мини-спектакль.

Переиздание записи 1962 года с сонатами Бетховена для скрипки и фортепиано.

Сонаты были написаны в период с 1798 по 1812 годы.
Не скажу, что Бетховен мне особенно близок, но его камерные произведения я очень люблю.

Beethoven: The Violin Sonatas — David Oistrakh, Lev Oborin 2001

Альбом на музыкальных сервисах:

Рено Капюсон

Этот французский скрипач не так известен, как другие участники данной музыкальной подборки, но просто его недавний релиз показался мне довольно интересным.

В данный момент играет на скрипке Гварнери 1737 года, которую ему одолжил швейцарский банк BSI. Это распространенная практика, когда богатые люди — банки, фонды, шейхи, миллионеры — предоставляют талантливым музыкантам инструменты из своих коллекций во временное пользование.

Альбом с произведениями для скрипки английского композитора Эдварда Элгара (начало XX века).

Совсем свежий релиз, уже у спевший попасть в «классические» чарты.

Романтизм в полный рост с присущим ему эмоциональным надрывом.

Хотели «весеннюю» музыку — вот это она.

Elgar: Violin Concerto & Violin Sonata — Renaud Capuçon 2021

Альбом на музыкальных сервисах:

Виктория Муллова

Талантливая советская скрипачка, полностью «выгоревшая» в атмосфере советской академической школы, и совершившая побег во время гастролей в Финлянди в 1983 году: дождалась, пока агент в штатском потеряет бдительность, и уехала в США.

Основной скрипкой долгое время была Страдивари 1723 года, но впоследствии появилась скрипка мастера Гваданини (ученик Страдивари), на которой установлены «жильные» струны (на самом деле — овечьи кишки) для аутентичного исполнения барочной музыки.

Теперь слушаем музыку Стравинского.

Следующим альбомом мы немного повышаем уровень сложности — Шостаковича вы фоном слушать не будете точно, тут музыкальный язык требует от слушателя полного погружения. Это не значит, что для прослушивания нужна какая-то особая серьезность или подготовка, просто лучше не забивать органы зрения другой информацией — отложите смартфон в сторону, замените его бокалом с жидкостью; дайте свободу потоку внутренних визуальных образов, рождающихся у вас в ассоциации с музыкой.

Второй скрипичный концерт Прокофьева будет «полегче» — очень красивый и лиричный.

Вот слушаю этот альбом сейчас, когда пишу этот комментарий, и понимаю, что какое-то удачное сочетание получилось из этих двух концертов и исполнительского мастерства Мулловой — верю ей, как музыканту и человеку, что вся эта музыка «пропущена» через её личные эмоциональные переживания, и не является просто наработанной за годы техникой (хотя, может и только она).

Shostakovich: Violin Concerto No. 1 / Prokofiev: Violin Concerto No. 2 — Viktoria Mullova 1989

Альбом на музыкальных сервисах:

Анне-Софи Муттер

Начали со звезды — звездой и закончим. Тут у нас уже четыре премии «Грэмми», и немецкая скрипачка в статусе «круче не бывает».

Прямо скажу — не мой любимый исполнитель, хотя парочка альбомов мне все-таки нравится (один из них здесь и представлен), но не упомянуть её здесь было бы странно.

В распоряжении музыканта две скрипки Страдивари — 1703 и 1710 годов.

Вот вам соната Брамса для иллюстрации.

Альбом с произведениями Антонина Дворжака — одного из самых важных чешских композиторов.

Яркая, экспрессивная музыка то уходящая в драматизм, то очень воздушная и лиричная, то озорная и веселая — такая музыкальная «биполярочка».
Вот для весенней поры тоже хорошо подходит.

Dvořák — Anne-Sophie Mutter 2013

Альбом на музыкальных сервисах:

Это был уже пятый материал в формате «Знакомство с классической музыкой», и мы продолжаем плавно передвигаться по музыкальному жанровому спектру.

Можете, кстати, в комментариях написать, что из предыдущих подборок понравилось — очень любопытно.

Предыдущие музыкальные подборки:

Рассказываем о музыке
Неотъемлемой части индустрии развлечений
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
2

Спасибо за материал, в закладки)

1

Спасибо за отличный материал!)

1

Можно оригинал верхнего арта?

0
Читать все 5 комментариев
null