Как упростить текст и сделать его понятней
По советам Максима Ильяхова.
О творчестве Ильяхова я узнал год назад. Купил «Пиши, сокращай», прочитал, выделил для себя нужное, важные фрагменты запечатлел на компьютере, чтобы работать было удобней — всё под рукой. Однако советов-то много, а книжка тяжёлая, переплёт портить изгибами не хочется. Можно переписать целиком, но долго. И тут на помощь пришли карточки: «Простые правила сильного текста», шестьдесят приёмов создания убедительного текста. Просмотрев карточки по несколько раз, я отобрал двадцать штук, без применения которых текст будет читаться тяжелее. Потом повесил на стену над рабочим столом и теперь при необходимости подглядываю.
Самого Ильяхова любят так же, как и избегают: «однотипный текст», «выжитый текст — скучный» и всё в таком духе. Нужна золотая середина. Если слепо следовать советам Ильяхова, не беря во внимание контекст, не вникая в детали, получишь пресноватую и скудную писанину.
«По факту» сказано, но ничего не доказано.
Проясним одну вещь: не каждому советы Максима окажутся полезны. Советы не универсальны: в одном предложении приживутся, в другом будут смотреться неуместно. Хочется написать идеальный текст, чтобы всё было по полочкам. Вот только смысл безупречного текста пропадает, ведь можно сделать просто и хорошо, а главное — понятно.
О чём и говорится в карточках.
Путеводитель
- Креативный заголовок
- Неинформативный заголовок
- С чего начинается ваш абзац?
- Кто совершает действие?
- Найдите действие
- Страдательный залог
- Модальность
- Отглагольные
- Лишнее подчинение
- Вводные
- Кстати — некстати
- Однородные члены
- Скобки
- Кое-, -либо, -то, -нибудь…
- Местоимения
- Уточнения
- Усилители
- Советы и примеры
- Читательские границы
- Не рассказывай, а показывай
- У вас иллюстрация не подписана!
- Канцелярит
Креативный заголовок
Есть информация заголовки — когда из заголовка понятно, о чём текст. И есть креативные: когда смысл потерян, а на первом месте — игра слов.
Проблема креативного заголовка в том, что он не всегда будет достаточно интересным, чтобы покорить читателя; при этом по нему ещё и не понятно, о чём статья и стоит ли её читать. Лучше подбирать простые заголовки и привлекать читателя содержанием, а не формой.
Жемчужина КуБани — В Краснодаре мода на бани. Что советуют врачи
Издалека в долг — Чем опасны микрокредитные организации и экспресс-ломбарды
Неинформативный заголовок
Задачи подзаголовков — помочь читателю найти интересное в статье и сформировать правильные ожидания от текста. Когда подзаголовок стоит просто для красоты, читатель не увидит пользы от следующего раздела и будет обескуражен общей структурой.
Куда лучше простые информативные подзаголовки. Посмотрите, насколько интереснее становится статья.
Наш Тбилиси
— Гамарджоба
— Рассвет под одеялом
— Хинкали Гали
— Два лари вне очередиКак живут в Тбилиси
— Интернет
— Жильё
— Места
— Еда
С чего начинается ваш абзац?
Хорошо, когда первое предложение абзаца отвечает на вопрос «О чём будет этот абзац?» — читатель быстро оценивает, читать дальше или нет. Ещё проследите, чтобы первое предложение не заставляло читателя искать информацию в предыдущем абзаце — это тяжеловато.
Но всё наоборот, эти предметы не нужны! Музыканту для работы хватит ноутбука, наушников и, может быть, контроллера. Есть много другого…
Для работы музыканту нужно немного: ноутбук, наушники и, может быть, контроллер. В мире музыки есть много…
Кто совершает действие?
Предложение легче представить, если в нём есть понятное действующее лицо: конкретное и из реального мира. Это может быть человек, животное, компания. Гораздо хуже, если это абстрактное понятие.
Было. Экономика показала стремительные темпы роста, что привело к повышению уровня жизни.
Стало. Рубль подорожал, и теперь бабушка может купить в магазине смартфон на одну пенсию, а рабочий на заводе может обедать в ресторане каждый день.
Найдите действие
Читателю легче представить, что происходит в вашем тексте, когда в нём явно выражено сказуемое: например, глаголом действия. Какое действие на самом деле совершается?
Было. Главный приоритет компании — развитие клиентского сервиса. Поэтому оказание качественного сервиса круглосуточно является основным фокусом компании.
Стало. Консьержи работают круглосуточно: позвоните или напишите нам в любой момент, чтобы вызвать такси, заказать курьера, забрать ребёнка из школы или забронировать билеты на самолёт.
Старадательный залог
Избегайте страдательного залога там, где важно действие и действующие лица. Если действие не важно, то что тогда важно? Чтобы текст был интересным и энергичным, ищите тех, кто совершает действие.
Было. Дома построены администрацией города.
Убрали страдательный. Администрация построила дома.
На самом деле. Администрация профинансировала строительство домов. Жильцы уже получили ключи и заселятся до конца 2022 года.
Модальность
Модальные глаголы «могу», «должен» и «нужно» обозначают физическую возможность, наличие долга или нужды. Но часто они используются неуместно: там, где нет долга или где вместо физической возможности имеют в виду просьбу.
Нет. Вы можете оформить заказ по телефону.
Да. Чтобы оформить заказ, позвоните: 8 800 123-45-67.Нет. Чтобы продолжить, необходимо ввести проверочный код с картинки.
Да. Чтобы оформить возврат, введите код с картинки.
Отглагольные
Глаголы делают предложение энергичным и интересным: рубить, подключать, строить. Отглагольные существительные делают предложение статичным: вырубка, строительство, подключение.
Было. Осуществляем инженерно-проектировочную деятельность с целью защиты от возгораний на объектах промышленного производства.
Стало. Разработаем и установим сигнализацию и систему пожаротушения на заводах.Было. Услуги в области дистанционного контроля.
Стало. Операторы дистанционно следят за…
Лишнее подчинение
Осторожнее с запятыми. Упрощайте предложения, если в них много подчинений, вводных слов, уточнений, причастных и деепричастных оборотов. Точка — лучший знак препинания.
Я думаю, что пора изменить — Давайте менять
Мы боимся, что будут проблемы — Мы боимся проблем
Каждый раз, когда ставите лайк — С каждым лайком
Задача, которую нам поручил тот, кого нельзя называть — Мы не можем назвать того, кто поручил нам задачу
Вводные
Если фраза стоит в предложении на правах вводной, вероятно, она не особо важна. Можно ли её удалить без потери смысла?
Было. Разумеется, все наши продукты и услуги сертифицированы.
Стало. Все продукты и услуги сертифицированы.Было. Как водится, мы даём трёхлетнюю гарантию.
Стало. Трёхлетняя гарантия на двигатель, корпус и комплектующие.
Кстати — некстати
Если пришлось вводить в текст информацию через «кстати», скорее всего, она будет там некстати. Либо удалите, либо выделите для неё целый абзац. Но тогда придётся обосновать, зачем вам эта информация в отдельном абзаце.
Проще всего при виде «кстати» просто удалить эту информацию.
Особенно внимание обратите на рекламные предложения со словом «кстати». Часто от них читатель чувствует фальшь и манипуляции, что плохо сказывается на доверии к продавцу.
…отправиться первым делом. Кстати, лучших гидов и экскурсии вы можете забронировать через наш сервис!
Однородные члены
Когда автор хорошо разбирается в теме, он может злоупотреблять однородными члены: как будто если сказать не одно слово, а два, станет понятнее. Но нет. Находите в тексте однородные члены и удаляйте те из них, которые не добавляют новой информации.
Труд и усилия — усилия
Заказчик или клиент — заказчик
Хороший, честный, порядочный и надёжный — надёжный
Контракт, соглашение или договор — договор
Начинать работу или запускать проект — начинать проект
Глупо и неразумно — глупо
Скобки
Информация в скобках может быть важной и второстепенной. Важную деталь достаньте из скобок или вынесите в отдельное предложение. Второстепенную удалите.
Было. В кейсах используется фурнитура Manwell (производство США).
Стало. Замки, петли, защитные уголки и ручки — американской компании Manwell. Такие же используются в концертных кейсах Metallica.Было. Кейс можно сделать водонепроницаемым (по вашему желанию).
Стало. Кейс можно сделать водонепроницаемым.
Кое-, -либо, -то, -нибудь…
…дефис поставить не забудь, но лучше подумай, нужны ли тут эти слова. Они обозначают неопределённость, а читателю в тексте нужна определённость.
Покажите, что скрывается за неопределённостью. Не «появятся какие-либо вопросы», а какие конкретно вопросы можно задавать.
Было. Если к вас появятся какие-либо вопросы, звоните в любое время по телефону горячей…
Стало. Если потребуется помощь на дороге, нужно срочно эвакуировать машину или вы попали в аварию, звоните в любое время: 8 800 123-45-67.
Местоимения
В некоторых ситуациях по тексту понятно, о ком идёт речь и что кому принадлежит. Тогда местоимения можно убрать. С другой стороны, не стоит удалять из текста все местоимения: читатель должен понимать смысл без труда. Также местоимения необходимы, когда есть противопоставление: «наш — ваш».
Было. Мы предлагаем вам наши услуги в области правого сопровождения вашего бизнеса.
Стало. Правовое сопровождение бизнеса.
Но. Все маршруты мы проверили на себе, чтобы предусмотреть все нюансы вашего путешествия.
Уточнения
Старайтесь не разрывать естественный поток предложения уточнениями. Если информация важная, вынесите её в отдельное предложение или хотя бы поставьте её после подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое не разрывайте.
Было. Вожатые, выпускники Пятигорского пединститута, позаботятся о досуге…
Стало. О досуге ваших детей позаботятся наши вожатые выпускники Пятигорского пед- института.
Стало. О досуге детей позаботятся наши вожатые и тренеры. Все они — выпускники…
Усилители
Чтобы доказать оценочные суждения, не усиливайте их словами вроде «максимально» или «абсолютно». Приведите факты, примеры, и ситуации, когда эти оценки помогут читателю.
Было. Абсолютная безопасность и полный контроль гарантируется тройной системой максимальной защиты.
Стало. У камеры три системы защиты от протечек, каждая прошла сертификацию по стандарту IP68. Такая степень защиты достаточна для глубоководного монтажа оборудования в условиях Арктики. Если камера попадёт в шторм, она может находиться на дне несколько месяцев.
Советы и примеры
Советы в статьях полезнее, если к ним прилагаются примеры. Не просто абстрактное «делай так», а пошаговое руководство, конкретные действия и даже фразы. Так читателю легче последовать советам: он знает, что делать.
Если вам некомфортно отвечать на вопросы, не стесняйтесь и скажите об этом:
«Я бы не хотел отвечать на этот вопрос»
«Я не готов комментировать решения других людей»
«Простите, мне неудобно отвечать на этот вопрос, потому что он касается моих предыдущих деловых отношений»
Читательские границы
Старайтесь не писать так, будто вы точно знаете, что происходит у читателя в голове: его цели, мысли, страхи. Если нужно поговорить о таких вещах, лучше перевести всё на себя или на постороннего человека.
Нарушили границы. Вы купили ноутбук и теперь постоянно боитесь, что на него…
Сохранили границы. Когда на работе мне выдали дорогой ноутбук, я боялся его сломать. Мне постоянно мерещилось, как в кафе кто-то проливает на него кофе…
Не рассказывай, а показывай
Лучше не описывать текстом цвета, форму фактуру, звуки и запахи. Вообще по возможности избегайте текстового описания, если можно поставить фотографию или иллюстрацию.
Разветвлённые последовательности действий показывайте на схемах. Большие объёмы данных — в инфографике. Показывайте интерфейс приложения, фотографии с места событий, фото участников. Прямую речь героя хорошо бы продублировать видеозаписью.
Хорошая иллюстрация может оказаться гораздо информативнее и интереснее, чем хорошо написанный текст. И читатель гораздо охотней верит в то, в чём убедился сам, — а чтобы он убедился, нужны иллюстрации.
У вас иллюстрация не подписана!
Если иллюстрация действительно дополняет текст по смыслу, а не просто стоит красивая и занимает место, то у неё должна быть подпись. Представьте, что человек прочитает только заголовки и подписи к иллюстрациям; он поймёт содержание статьи? Подпись объясняет, как иллюстрация связана с темой статьи, но не дублирует её содержание.
Нет. На фотографии изображён бобинный магнитофон
Да. Такой бобинный магнитофон Sony после восстановления продают за 30-50 тысяч
Если не получается подобрать подпись, вероятно, у вас не иллюстрация, а просто картинка (для красоты)!
Канцелярит
В языке чиновников нет ничего плохо, если он не выходит за пределы ведомств. Но в массовых коммуникациях следует говорить на языке читателя и избегать характерных для канцелярита штампов.
лицо — человек, сотрудник
пресечь — остановить
проживать — жить
состояние алкогольного опьянения — пьяный
и/или — и(или «или», выбрать)
денежные средства — деньги
надлежащим образом — по правилам
Итак, это все эффективные карточки, которые постоянно пригождаются мне во время работы с текстом. Надеюсь, советы Ильяхова помогли вам и помогут в будущем. Я же ещё раз напомню, что нет стопроцентных рабочих шаблонов. Подстраивайте образец под себя и нарушайте правила, делая текст, возможно, непонятней, но интересней. Таким образом найдётся свой, особенный стиль написания.
Хотелось бы такую же книгу, но ориентированную на комментарии, и чтобы в комплекте был СД диск "1000 лучших гифок на все случаи жизни".
Лучшие гифки — это гифки с котиками
Было.
Хотелось бы такую же книгу, но ориентированную на комментарии, и чтобы в комплекте был СД диск "1000 лучших гифок на все случаи жизни".Стало.
Книга ориентирована на комментарии, СД диск 1000 лучших гифок на все случаи жизни в комплекте. Такой же продали группе Металлика за 50-60 тысяч. Звоните 8 800 123-45-67.Как заткнуть любой рот одной черной фразой...
Держи универсальный гайд
Тут подойдет настольная книга демагога.
Это не креативные заголовки, а кринжовые. Как и впринцепе все карточки. Пособия для написания текста для Одноклассников. Тупо советуют изменить стиль из официального в разговорный, и похуй на уместность.
Так это он плохой пример привёл, перед этим, если что, описав, что лучше используйте простые заголовки, потому что креативные тяжелее сделать информативными.
Издалека в долг — Чем опасны микрокредитные организации и экспресс-ломбардыКреативный там вот:
Кто же в таком случае читает Кинжал? Одноклассники?
Стоп, а вы понимаете различия между разговорным стилем и официальным? А также между литературным и публицистическим?
Потому что это важно.
Доверюсь Глебу, который эту книженцию засирал.
А моё мнение на этот счёт довольно простое, все эти шпаргалки и советы никак вам не помогут, ими можно хоть все стены облепить, а на выходе всё равно получится душнота, как у Тимура и редакции.
На мой взгляд лучший подход - это искать авторов, которые отлично пишут и читать их текста, чем больше, тем лучше, вырабатывать свой стиль и тупо хуярить текста.
Алан Мур в своё время предлагал, помимо чтения хорошей литературы, читать ещё и плохую. В том смысле, что ты видишь, где в тексте косяки, и начинаешь думать о том, как то же самое написать лучше. Развивает писательский навык, так он сказал.
Мне интересно твоё мнение: Тинькофф Журнал или журнал Кинжал душные статьи пишут?
Мне вот кажется, нет, сравнивая опять же с тем же Тимуром или редакцией DTF.
Тут дело ведь не в правилах, а в способности автора подстраивать шаблоны под себя и быть гибким. В этом и заключается мастерство. Ильяхов постоянно говорит, на чём и я акцент сделал, что его правила — это просто советы, которые не факт, что окажутся полезными. И это действительно так. Максим сам свои же правила постоянно нарушает. Однако пишет хорошо и интересно.
Потому дело тут не в карточках, а в авторе.
Подобные шпаргалки - чужой опыт. Его надо не бездумно повторять, а понять почему так делалось, что это давало и когда уместно. Изучив так опыт разных специалистов и свою практику можно получить подходы для решения своих задач. При этом изрядно срезав время на набивании шишек годами.
Принцип: Зачем учиться что-то делать круто, найди того кто умеет делать круто, отдельная пушка.
@Клуб фанатов киберпанка
тут тексты Тимура душные
Не совсем согласен, нужно уметь удалять лишнее и обходить стороной канцеляризмы
*приложил хуй к монитору*
Комментарий недоступен
И как, по ощущениям?
Ильяхов ебёт?
Более того, Ильяхов в своей книге в основном пишет про конкретный стиль — инфостиль. Это вот этот весь маркетинговый текст на сайтах, объявления у подъездов и прочее, прочее.
Если вы пишете художественный текст, то большая часть этих советов вам будет только вредить. Но при этом часть можно совершенно спокойно применять.
Вообще, с Ильяховым одна большая проблема — есть лютые хейтеры, которые его СОВСЕМ не приемлют, а есть дикие фанатики, которые думают, что текст нужно пропустить через все 60 (или сколько их там) карточек, чтобы он стал ИДЕАЛЬНЫМ. И то, и другое одинаково плохо.
Суть в том, как отметил автор в начале статьи, что к написанию текстов нужно подходить с головой. И применять советы того же Ильяхова нужно не бездумно, а учитывая окружающий контекст и задачу текста.
В этой книге есть действительно много хороших мыслей и горка отличных примеров, когда из скучного канцелярского или унылого маркетингового текста, от которых веет девяностыми и от которых подташнивает, делают отличный, легко читаемый текст, который — главное! — легко доносит до читателя свою мысль.
Почитать её я бы действительно советовал каждому, кто работает с текстами и что-то пишет. Причём её не обязательно глотать от корки до корки (эффект будет околонулевой, имхо), можно потреблять отдельными частями, выуживая интересующие вас темы.
Нет, спасибо, мне еще диплом писать
https://www.researchgate.net/publication/233624679_Transparency_or_drama_Extending_the_range_of_academic_writing_in_architecture_and_design
По работе читал Иляхова, Нору Галь, Сарычеву, Огилви, Каплунова, Зинсера и кучу других авторов.
Книга клевая, но новичкам важно помнить — Иляхов не последняя инстанция, а инфостиль НЕ НУЖНО пихать везде где хочется, хоть он и действительно помогает сократить мысли — для драфтов самое то
Комментарий недоступен
По сути — да, все эти канцелярские формулировки про "произошло отключение водопроводных коммуникаций" или маркетинговые выкрутасы из 1993 года про "высококлассных профессионалов, выполняющих заказы на мировом уровне из материалов высшего качества" — бррр...
Пока читал, умер три раза от кринжа, насколько же это всё жизненно.
Нора Галь в творческом пересказе для блоггеров. Но почему бы и нет, в конце то концов. ¯\_(ツ)_/¯
Ну вот зачем взял и оскорбил всех не блогеров, хехе
Галь сложно читать. У неё тонны полезных советов, но всё это в формате каких-то рассуждений, да ещё и с огромным количеством переводческих тем. Я вот с трудом пробивался.
А Ильяхов всё красиво структурировал, добавил своего, умело забил примерами, а потом популяризировал. И пользуются его советами не только блогеры.
Но главное одно: Канцелярит — это мертвечина :)
В современном мире большинство её советов уже не актуальны.
Наконец кто-то применил к книге "пиши-сокращай" правила из книги "пиши сокращай"
Уверен, к этой статье можно применить «пиши-сокращай» повторно 🙃
Тоже как прочитал «Пиши, сокращай» начал интересоваться Ильяховым и всей суетой вокруг его текстов. Прочитал и следующие его книги, и даже на курс сходил — интереса ради.
Всё равно в большинстве случаев те советы, которые он даёт, оказываются малоэффективными (при этом он сам же это утверждает — что очень удобно, да). Порой он упарывается настолько, что 95% текста попадают под нож и смысл меняется.
Всегда в пример можно привести авторов худ. литературы, которые даже в своих статьях всё равно выдают офигенный текст не применяя сокращений и правил, которые рекомендует Ильяхов.
С Ильяховым отношения всегда 50/50, порой он помогает, а порой убивает твой текст. Но для изучения всё равно советую ознакомиться с ним.
Ведь я всё таки не челик, который за одну 1.5часовую консультацию берёт 100к
Нужно читать «пиши, сокращай», чтобы знать, как не надо делать 🙃
У тебя тут кажется опечатки
СтарадательныйЕсли к вас
Правильно! Неси Ильяхова в иассы, может народ перестанет клепать простыни, состоящие на 90% из воды :)
Но нужно уже дальше карточек смотреть, а именно работать с визуальным стилем.
Информационный стиль может помочь, если применять его с головой (как и всё в нашей жизни). В реальности, если писать копирайт строго по "Пиши, сокращай", получится тот ещё буллшит.
Основанная проблема книги в том, что многие её читатели как раз воспринимают её как истину в последней инстанции, что может принести больше вреда, чем пользы
«Писать копирайт...» Ясно
Комментарий недоступен
Блин, красава! Я также и прочитал Войну и мир! Все по обложке понял и забил)
Эта книга сделала для меня больше, чем 4 года учебы на журналистике, рекомендую (учился я, конечно, так себе и сам виноват, но книга все равно крутая)
Всю жизнь пишу блоги как уебан, херача поток работяжьей мысли пополам с тупорылыми каламбурами, не особо заморачиваясь во время написания - всем вроде нравится. А кому не нравится, те и не читают.
Мне кажется, что из подобных книг можно что-то вынести, но принимать их как истину в последней инстанции, это дегенератство чистой воды. Пишите так как нравится вам самим и ловите с этого фан, а там и подтянутся те кому это тоже вкатит.
Спасибо за полезный материал!
Максимально полезный текст, оформленный надлежащим образом!
Кое-что было, определённо, мной почерпнуто и запомнено, а самое главное тут — простота советов (при чтении — сразу усвоение изученного).
Так, колитесь, что вам поручил Волан Де Морт.
А вообще, я понял, что я ничего не понял и с многим не согласен. Кстати (одно из того, с чем я не согласен), ты текст машинально переводил что-ли ? А то странные у тебя ошибки иногда
Ну вот это я тоже не понял.
Сообщение удалено
Комментарий недоступен
Вы сговорились?
Пиши сокращай
@
500 страниц
Взял как то две книженции по тексту: вот эту Ильяхова и Д. Кот "Продающие тексты". Ильяхова раза два начинал, не осилил, нудятина та еще, а вот Кот зашел норм, все кратко и по сути, есть схемки, применяется как настольная книга.
мммм, хуета
А можно короче аа??
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
слышал хуйня редкостная, хотя есть пару полезных вещей