Полурандомный четверг №4. «Дюна» (1965)

В закладки
Аудио

Как некоторые возможно уже догадались из года, указанного в заголовке, сегодня речь пойдет о классике научной фантастики Фрэнка Герберта — «Дюне». Вспомнить о ней я хочу в связи с относительно близким релизом первой части предстоящей экранизации от Дени Вильнёва, намеченным на конец 2020 года.

ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ

Мое знакомство с этой вселенной началось в те времена, когда домашний компьютер был редкостью, телевизоры и мониторы были лучевыми, а мечтой ребенка было получить на день рождения игровую консоль SEGA или Nintendo. Я был одним из тех, кого рука судьбы подарка от родителей закинула в лагерь к синему ежу. Однако ни одной части Соника в моем стартовом наборе не было. Вместо них моими первыми консольными играми были Batman, быстро заброшенный из-за высокой сложности, и Battletech, надолго запавший в сердце благодаря уникальным ощущениям от управления гигантским роботом.

Отсутствие интернета в те годы делало основным источником информации о различных тайтлах сарафанное радио среди ровесников и рассказы продавцов, зачастую стремившихся сбыть наименее ходовой товар. Несложно догадаться, что с такими исходными данными мой выбор был похож на неумелые броски в дартс: процент попадания в интересные для меня продукты был крайне мал. Одним из картриджей, случайно попавшим мне в руки таким образом стал Dune 2: The Battle for Arrakis.

​Дом Ordos был фантазией авторов игры

Пропустив иностранные каракули (мое восприятие английского языка в те годы) от говорящей головы и оказавшись собственно в игре, я был немало удивлен. Передо мной предстала странная карта с прилепленным сбоку непонятным интерфейсом. Безуспешно попытавшись разобраться во всем этом безумии, но все же поняв основы строительства и передвижения (пусть на это и ушло несколько дней), мной было принято решение воспользоваться книгой с читами (легендарный артефакт того времени) для выбора уровня.

Один из последних этапов встретил меня не слишком дружелюбно: харвестеры сжирал непонятный подвижный холмик, а дюжина пикселей пехоты превращалась в тройку кровавых блинов под гусеницами осадных танков. Такое довольно досадное унижение лишь добавило мне решимости. Спустя некоторое время проб и ошибок «Дюна» стала одной из моих любимых игр. Самым изысканным моим развлечением было похищать технологии врага, играя за дом Ордос и атаковать врага его же оружием. О том, что «Дюна» — это не просто RTS про противостояние зеленых, красных, синих и фиолетовых человечков, я, естественно, не знал.

Время не стояло на месте и вскоре консольная пора моего детства закончилась и началась другая, компьютерно-клубная. Новый для меня жанр шутеров от первого лица быстро вытеснил интерес к другим играм, зачастую требовавших более вдумчивого подхода. В условиях, когда нужно платить за игровое время деньги, добытые на сдаче бутылок, вникать во что-то новое было некогда. Таким образом, мимо меня в свои актуальные года прошли в целом неплохие Dune 2000 и Emperor: Battle for Dune. Возродил интерес к песчаной планете случайный просмотр на одном из государственных телеканалов мини-сериала «Дюна».

Emperor: Battle for Dune был первой игрой Westwood в честном 3D​

Отмечу, что я не считаю телевизионную версию идеальной экранизацией романа (но куда лучшей в этом качестве, чем экранизация Дэвида Линча). Повествование было неровным и зачастую объяснений происходящего давалось недостаточно. Не думаю, что преувеличу, сказав, что понял от силы 60 процентов происходящего. Однако, она была достаточно хороша в запечатлении атмосферы первоисточника и разрушении моих сеговских стереотипов (прощай, дом Ордос!). И именно она побудила начать искать оригинальную книгу. В тот момент, когда заветный том все-таки оказался в моих руках, я находился в предвкушении множества часов отличной фантастики. Оправдала ли книга возложенные на нее ожидания? Более чем.

​В фильме 1984 года было много знаменитых имен

НЕ ДАВНЫМ-ДАВНО

Фрэнк Герберт создал удивительную картину мира будущего, в которой органично сочетаются технологии, религиозные темы и аллюзии на современный мир. Мироустройство вселенной «Дюны» представляет собой огромных масштабов феодальную структуру, во главе которой стоит падишах-император, а в роли вассалов выступают Малые и Великие дома. Как и в любом подобном обществе, власть должна подтверждаться силой, для чего на службе у императора состоят легионы элитных солдат-фанатиков, сардаукаров, и имеется ядерный арсенал. Впрочем, последний имеется также и у Великих домов, как гарант ненападения друг на друга. Особняком стоят Космическая Гильдия, Бене Гессерит и Бене Тлейлаксу. Первые являются монополистом на рынке межзвездных перевозок, вторые — женским орденом, занимающимся ментальным и генетическим развитием человечества, третьи же — поставщики оружия, разработчики запрещенных в местном цивилизованном обществе технологий.

Интересно, что в далеком будущем по Герберту, человечество не нашло других разумных цивилизаций. Главным историческим кризисом являлось восстание машин, едва не приведшее к полному уничтожению людей. Победа над роботами далась высокой ценой, поэтому создание любого искусственного интеллекта находилось под строжайшим запретом. В итоге в работе с большими объемами данных компьютеры заменили специально обученные люди, ментаты. Благодаря отсутствию всесильных технологических примочек и весьма оригинальным принципам действий доступных инструментов зачастую можно увидеть картину, похожую на игру в камень, ножницы, бумага. Например, местный силовой щит для защиты от атак ближнего боя при соприкосновении с лазером вызывает взрыв, по мощности похожий на ядерный, уничтожающий и стрелка, и его цель.

Те самые щиты по версии Дэвида Линча​

Дюна (Арракис), в честь которой назван роман — засушливая планета, родина гигантских песчаных червей, а также источник самого дорогого вещества в мире, дарующего годы жизни, ясность ума и способность ограниченно видеть будущее — меланжи. И оно, безусловно, вызывает привыкание. Феод на владение планетой сулит баснословные прибыли его обладателю и переходит от одного Великого дома к другому. Сюжет начинается в тот момент, когда Дюна переходит во владения дома Атрейдес из рук их злейших врагов, Харконненов.

Повествование ведется от лица разных персонажей, многие из которых обладают интересной предысторией. Герберт детально прописал мотивацию каждого действующего лица, потому у читателя почти не остается вопросов к причинно-следственной связи событий. Например, планы местных отрицательных (справедливости ради зло здесь весьма относительно) персонажей в книге описываются достаточно рано, и фактически первая половина — это наблюдение за тем, как мышь медленно засовывает голову в смертельную ловушку. Вторая же часть книги меняет стороны местами, и показывает историю восхождения притесненных жителей Дюны к вершине власти. При этом где-то за горизонтом миллиарды людей гибнут в результате этого праведного бунта, а главный герой задается вопросом о необходимости таких жертв на пути к власти.

Песчаные черви являются одними из самых узнаваемых элементов Дюны​

ЛУЧ НАДЕЖДЫ

В сумме всех частей получается хроника отдаленного будущего, которое действительно запоминается благодаря наличию ярких героев, интересного сюжета и потрясающей работы с проработкой вымышленного мира. Вселенная Дюны состоит не из одного романа: имеются продолжения как за авторством Фрэнка Герберта, так работы его сына, Брайна. Наиболее близкими из них по атмосфере являются первые два сиквела: «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» (к слову у этих книг имеется неплохая экранизация в формате мини-сериала). Продолжения безусловно являются темами для отдельного разговора, однако замечу, что столь же впечатляющими, как оригинал, для меня они не стали (особенно это касается работ Брайна Герберта).

​Оба мини-сериала были неплохи

Когда я узнал, что режиссер «Бегущего по лезвию 2049» занимается новой экранизацией «Дюны», сразу вспомнилось потрясающее внимание к деталям в визуальной составляющей его фильмов и густая атмосфера, буквально сочащаяся с экрана. Хорошо подобранные актеры и заявления Вильнёва о том, что он фанат книги, также внушают как минимум скромный оптимизм.

Конечно, уже не раз приходилось сталкиваться с вольным отношением к первоисточнику со стороны Голливуда («Дюна» 1984 года тому пример), однако хочется надеяться, что в этот раз материал попал в нужные руки. Первоисточник явно заслуживает достойного отношения к себе.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Николай Позин", "author_type": "self", "tags": ["\u0445\u0430\u0440\u043a\u043e\u043d\u043d\u0435\u043d","\u0444\u0440\u044d\u043d\u043a\u0433\u0435\u0440\u0431\u0435\u0440\u0442","\u043f\u0440\u0447","\u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u0430\u044f\u0444\u0430\u043d\u0442\u0430\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430","\u0434\u044e\u043d\u0430","\u0434\u044d\u0432\u0438\u0434\u043b\u0438\u043d\u0447","\u0431\u0440\u0430\u0439\u043d\u0433\u0435\u0440\u0431\u0435\u0440\u0442","\u0430\u0442\u0440\u0435\u0439\u0434\u0435\u0441","westwood","dune"], "comments": 40, "likes": 31, "favorites": 35, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 117189, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 26 Mar 2020 19:40:42 +0300", "is_special": false }
0
40 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Не хватает одной красотки. ^^

Ответить
4

Ирулан прекрасна)

Ответить
0

Про неё отдельную книгу можно писать "Тяжело быть принцессой".

Ответить
6

Главным историческим кризисом являлось восстание машин, едва не приведшее к полному уничтожению людей.

В оригинале кстати ни разу не упомянуто именно "восстание машин". Там была борьба против машин, освобождение из рабства машин. В оригинальном каноне "Дюны" (не тронутом нечистивыми руками порождения отдыхающей природы по имени Браян Герберт) люди находились у машин в рабстве не потому, что машины восстали и поработили их, а примерно как сейчас: компуктеры делали всю работу, а человек отдыхал и его мозг деградировал. Из того, что можно понять по обрывочным данным в книгах и одобренной Гербертом энциклопедии - машин просто уничтожали, а реальная война была с теми людьми, которые не хотели превращения человечества в неофеодальное общество и на сторону которых в конце, судя по всему, переметнулись Харконенны (обратите внимание, что этот дом по книгам всегда был одним из индустриальных). 

Вообще в самой оригинальной серии наибольшего внимания заслуживают последние две книги: Еретики и Капитул. А вот им, к сожалению, никогда не уделяют должного внимания.

Ответить
0

С финальными книгами у меня лично достаточно сложные отношения — с одной стороны действительно интересна задумка, но в виду того, что она осталась незаконченной (я не считаю продолжения Брайна за канон так сказать), остается только печаль и грустные мечтания из разряда "а если бы...".

Ответить
0

я не считаю продолжения Брайна за канон так сказать

никто не считает, на них даже в вики "Дюны" не ссылаются, кроме крайней нужды и с вежливой пометкой "не читайте это говное".

Ответить
2

Герберт по сути и писал первые три книги разом. Когда готова была первая, то "Мессия Дюны" и "Дети Дюны" уже частично были написаны. "Бог Император" атмосферно-стилистически продолжает эту линию, как бы заканчивая её, рассказывая свою отдельную историю и выступая в качестве некого переходного мостика к последним двум книгам, "Еретикам" и "Капитулу". Те уже больше сосредоточены на ордене Бене Гессерит и проблемах нового мира, написаны немного иначе, как-то более разношёрстно и неуверенно, но это всё ещё Герберт.
Автор планировал ещё как минимум одну книгу написать, но не успел. Его сын Брайан в соавторстве выпустил пару завершающих частей, ориентируясь на записи отца - это "Охотники Дюны" и "Песчаные черви Дюны". Вот на них рекомендую обратить внимание, правда сам ещё не читал. Просто прочие книги самого Брайна по Дюне - это всё что угодно, только не Дюна, кроме разве что справочников по Домам, кому сильно интересно. Кому-то нравится брайановская художка, ну потому как знакомые персонажи, мир. Я лично резко отрицательно отношусь - есть интересные моменты, но это всё не то, пустой балаган вместо сложной многогранной эпики оригинала. И то, что он ими пытается раскрыть какие-то белые пятна оригинала вызывает у меня раздражение, потому что их лучше бы не раскрывать вобще, чем так. Но это на мой вкус.
А у Фрэнка Герберта был ещё один сравнимый по интересности цикл, "Пандора" - про разумный звездолёт, почитаемый его обитателями за божество, и колонизированную им планету. Там четыре книги "Сон или явь", "Ящик Пандоры", "Эффект Лазаря" и "Фактор вознесения". Практически все написаны в соавторстве с ещё одним автором, Биллом Рэнсомом.

Ответить
1

ориентируясь на записи отца

Лжет он. ЕДИНСТВЕННОЕ что Браян явно почерпнул из черновиков отца - настоящий избранный и квисац хадерах это не Пол, а Дункан Айдахо.

это "Охотники Дюны" и "Песчаные черви Дюны". Вот на них рекомендую обратить внимание, правда сам ещё не читал.

И правильно сделал. Это жуткая ахинея, где Дэниел и Марти (старики-лицеделы из конца "Капитула") это инкарнации Омниуса и Эразма из идиотской приквельной трилогии Браяна про Батлерианский джихад. Обе книги это лютая санта-барбара где всех персонажей оригинальной трилогии возрождают в виде гхол, они вместе побеждают думающих машин, которые все это время прятались в дальнем космосе, а Пол с Чани в конец возвращаются на Арракис, где Пол в эпилоге говорил что "любил Чани все эти 5000 лет" (sic!). Донно даже по меркам приквелов. Особенно это возрождение Пола и его ногебаторство, хотя в "Еретиках" ясно сказано, что Майлз Тег это тот же избранный Атрейдес, только лучше, последняя версия, а Дункан которого возрождали вместе с памятью всех реинкарнаций значительно превосходит потенциального гхолу Пола, который все эти 5к лет лежал в глубоком бане и экспу не набирал. Про остальных персонажей типа Стилгара и его гхолы вообще молчу, это как сейчас неандертальца какого-нибудь клонировать, блин, и рассчитывать что он не будет уступать современным людям. Короче, маразм с точки зрения вселенной.

Собственно ключевой для концовки "Дюны" является именно личности Дэниела и Марти. Очевидно, что это аллегорическое изображение Герберта и его жены, а их диалог происходит на тему того, что персонажи книг стали вести себя так, как авторы не планировали. Известный критик и профессор английской словесности Уильям Тупонс, автор биографии Герберта, знатно обоссал Браяна и его бредни и совершенно верно подметил, что Герберт явно собирался в последней книге устроить встречу героев с авторами, представив лицеделов как истинных архитекторов происходящего и некоей силой, стоящей за гранью вселенной, одновременно вбирающей в себя всё, что в ней происходит.

Вместо этого эта, прости господи, хуйня про восстание машин и "война была ужасной, смотри "Терминатор""(с)

Фу.

Ответить
0

Просто хотя бы у "Охотников" и "Червей" ну хоть какой-то статус "продолжения", в отличие от прочей браяновщины. Я не думал что там всё так же плохо. Ну что могу сказать, печально.

Ответить
0

Браян - лжец и ничтожество. Когда фанаты оригинала офигели от его приквелов и начали песочить его по всему интернету, а издательство задалось вопросом "а стоит ли вообще это продолжать?", этот выебок настрочил книгу "Дорога к Дюне" где поделился офигительными историями о том, как он разбирая вещи отца нашел 1000-страничные манускрипты, неопубликованные главы старых книг (ретконящие все на свете) и ФЛОППИ ДИСКЕТУ с пометкой ДЮНА 7 на которой по странному стечению обстоятельств был вкратце изложен сюжет эпилога с описанным выше бредом, имеющим прямое отношение к уже выпущенным на тот момент приквелам про Батлерианский Джихад. Причем он не ограничивается приквелами и говорит, что в его книгах правдивая история "Дюны" из дневников бати, а в "Дюне" и "Мессии Дюны" показана история, написанная "принцессой Ирулан" с кучей ошибок.

Надо ли говорить, что ни заметкой Герберта, ни дискеты никто не видел.

Это реально человек-говно, и глядя на него по-настоящему начинаешь ценить Кристофера Толкиена.

Ответить
0

Ну, я за его высказываниями и не следил. И изначально держался в стороне от "продолжений", потому как Фрэнк Герберт это Фрэнк Герберт. Кто бы там не продолжал - это было бы уже не то. Кстати, "Еретиков" и "Капитул" дочитал не так давно, всё откладывал "на сладкое".
Но я знаю и альтернативную точку зрения. Те же друзья тащатся по "Дюне" и браяновскую тоже хвалят. Ну и дарили мне несколько его книг, сам бы я такое не взял. Так что прочитал и сделал выводы, а они неутешительные. Когда после этого низкопробного чтива уже дочитывал завершение оригинального цикла - это просто небо и земля.

Ответить
0

Обычные книги из серии "Фантастический боевик" он пишет. Весь интернет таким завален.

Ответить
0

Ну да. Только у него права на вселенную и он пишет это всё в ней. Просто некоторым, что называется "а мне большего и не надо". Были бы черви, да пряность. И я сколько не объяснял знакомым за вторичность его творчества - не могу достучаться.

Ответить
0

Кто то и сталкера читает....

Ответить

Громкий Никита

1

Я вот совершил ошибку, долгое время не читав продолжения, а прочитать стоит как минимум до Бога Императора включительно.

Ответить
0

В том нет ошибки, просто всему своё время.
Я вот читать начал с "Мессии" и "Детей". Именно с них влюбился в этот цикл. Чуть позже "Бога Императора" прочитал. Собственно это трёхкнижие и есть по сути самое вкусное в цикле, как я уже сейчас понимаю.
А знакомство с первой книгой и с двумя заключительными откладывал несколько лет. Потому что знаешь что в заначке ещё целых три хороших книги и в нужный момент есть что почитать. К тому же хотел их именно в бумаге, как первые три части.

Ответить

Громкий Никита

Alexander
0

Не представляю как кто-то может вкатиться в серию с "Мессии". Многие его считают скучным.

Ответить
0

Вот бы ещё я на мнение "многих" когда-то ориентировался. Там где-то есть подзатянутое место с контрабандистами, но это вроде уже в "Детях". В любом случае на общее впечатление не повлияло в моём случае. К тому же цикл "Дюна" - это из тех, которые надо перечитывать с возрастом, чтобы распробовать получше и прочувствовать те моменты, которые воспринимались с трудом.

Ответить
1

Наиболее близкими из них по атмосфере являются первые два сиквела: «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» (к слову у этих книг имеется неплохая экранизация в формате мини-сериала).

Сериал до выхода "Рима" и "Игры престолов" вообще был самым дорогим на телевидении и по декорациям и съемкам местами их серьезно превосходит. К сожалению в свое время был раскритикован за костюмы, потому что фанатам ноучной фонастеги ранних 00-х видите ли было смешно, что там у сардаукаров костюмы сделанные по образцу формы швейцарских гвардейцев, а герои одеты как европейские аристократы и масоны 18 века.

Да, я знаю насколько это безумно звучит. У самого жопу жгло еще в те годы от таких людей.

Ответить

Деловой пистолет

1

Остаётся надеяться что индустрия пройдёт испытание гом джаббаром в связи с последними событиями и дата релиза фильма Вильнёва не сдвинется.

Ответить
0

Проблема в том, что визуал-то может и будет на уровне, но что картина будет из себя представлять внутри? Массовому зрителю лишняя сложность не нужна, а фанатам цикла не нужна поверхностная реализация. С другой стороны других альтернатив нет, так что если хотя бы снимут красиво и хоть немного попадут с кастом - ну, хоть что-то.

Ответить
0

В книгах Герберта сложность на 90% в контексте, а не открыто диалогами задвигается. Там игра актеров нужна, а не монологи о том как всё у них непросто в сюжете.

Ответить
0

В том и дело. По-хорошему это должно было сниматься кем-то, у кого этот цикл - одна из важнейших вещей в иерархии ценностей. И кто долгое время к этому шёл. Но это в идеале. К тому же быть фанатом творчества - это мало, и ещё ни о чём не говорит.
Просто в принципе мало киноадаптаций, действительно показывающих уровень  - я разве что "Властелина Колец" Питера Джексона вспомню, да и там проработка хромает, есть что критиковать.

Ответить
0

Вот как раз в ВК только красивый видеоряд и сделали, но там такая ситуация что книги-то народ читает ради махача и основного сюжета, а не ради изысков с языком и стилизации под эпосы, которая интересовала Толкиена.

Ответить
0

Просто я к ВК неравнодушен, потому что он и "Дюна" - два самых моих любимых цикла. И всё-таки ценю то, что сделал Джексон, несмотря на то, что книга в сто раз атмосфернее, волшебнее и восхитительнее. Киноадаптация получилась в целом удовлетворительной - красиво, серьёзно, много попаданий в образы, настроение. Да, эльфы с моей точки зрения вобще промах, часть истории и локаций выпилили, излишняя голивудщина и упрощение местами. Но видно, что старались и я не могу назвать её плохой. Скорее по-своему хорошей. И безальтернативной. В сериал от Амазон (вроде они собирались переснять) я скорее не верю, ведь если он будет просто лучше (молчу про идеальный) - это будет уже ЯВЛЕНИЕ.
А вот тот же "Хоббит" уже откровенно смешон и не держит высокую планку. Хотя он как-бы и не должен, но на контрасте с киноадаптацией ВК уж совсем цирк.

Ответить
0

Эльфы там прямиком из AD&D и Вахи.

Ответить
0

В "Хоббите" как раз король эльфов вышел неплохой визуально, и мне тоже Вархаммер напомнило.

Ответить

Деловой пистолет

Alexander
0

Ничего не остаётся как дождаться и увидеть. Гадать на спайсе смысла мало. Дополнительно обнадёживает лишь что первый фильм же планируется только по половине первой книги. Типа что только по ней возможно планируется два трёхчасовых фильма.

Ответить
0

Первая книга по сути из двух частей и состоит. Поражение Атрейдесов и, спустя некоторое время, реванш.
Кстати, в том же "Властелине Колец" каждая книга уже внутри была разделена на два тома и если бы Джексон снял 6 фильмов, а не 3, то не надо было бы вырезать события и локации. С другой стороны публика в массе своей уже и с продолжительности трёх вышедших частей засыпала. Просто там подобное сокращение было продиктовано теми соображениями, чтобы не провалиться в прокате ну и в целом сэкономить ресурсы (хотя как они там потом Хоббита растягивали в несколько частей, это что-то). Неизвестно на какие компромисы пойдут в Дюне. В сферическом вакууме - снять первую книгу как два фильма, это хорошо и правильно.

Ответить
0

Между этими двумя частями еще и промежуток в 2 года.

Ответить
0

Дюну сначала лучше читать или смотреть? Я как-то умудрилась ещё с ней не познакомиться)

Ответить
2

Прочитать лучше, тем более оригинальный роман по размерам не большой.

Ответить
1

Лучше читать. Но только перевод Вязникова ещё хоть как-то приличен, а он первую книгу перевёл, а остальные не стал. 

Ответить
0

Большое спасибо за переводчика) иногда это меняет отношение к книге

Ответить
1

О, да. Он хорошо постарался. Даже высмеял в конце косаки прошлых переводов. Но и на "старуху бывает порнуха". (C) Всю книгу он упорно называет Пола - Паулем. И даже в конце телегу на эту тему задвинул. Мол по всем лингвистическим нормам он должен зваться Пауль. Увы, но есть записи, где сам Френк Герберт читает Дюну и называет Пола - Полом. :)
(с 6:47)
https://www.youtube.com/watch?v=VPWsicTgAis

Ответить
0

в последнем издании редакторы это вычистили :) а вот грузобомбы оставили

Ответить
1

Ну, если внимательно смотреть, то суть понять можно. В экранизациях просто всё очень сжато. Ну и саму атмосферу Дюны передаёт только текст. Чего стоят только цитаты перед главами. Как лор в Dark Souls, когда кусочки разрозненно подаются в описаниях предметов. Так и здесь.
Например, почти вся предистория Дюны в книгах не обсуждается, для персонажей это данность в которой они живут. Мы же видим её в таких отрывках. Кстати, вышеупомянутый Батлерианский джихад и размышления о том, чем он был: Восстанием машин или восстанием религиозных фанатиков против общества потребления, нам доступен лишь как обрывки цитат. А это только так, один из штрихов текста.
Но если читать совсем лень - можно посмотреть ещё "Дюну Ходоровского". Лора там особо не будет, зато атмосферы через край. Это документалка о первой неудачной попытки экранизации фильма.

Ответить
0

Огромный респект! Все по полочкам) сначала книга, потом фильм))

Ответить
0

Автор, спасибо за хорошую статью!

Совсем недавно прочитал первую книгу и любая интересная информация на тему Дюны, как мед на душу..)

Ответить
–1

Ну да, ну да. Пошёл я на хер

Ответить
{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }