Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций
Почитать
Vladislav N
23 573

«Гарри Поттер»: все секреты популярности

Волшебный лонгрид.

В закладки
Слушать

И до, и после «Гарри Поттера» мир видел немало историй о магии, избранных и борьбе с тёмными властелинами. Но ни одна из них не смогла достичь столь же впечатляющего успеха. Что же создаёт разницу? Мне нравится думать, будто успех Поттерианы можно разложить на составные элементы.

Вряд ли секрет можно описать просто и однозначно, иначе его было бы очень легко повторить. Поэтому мы не будем касаться некоторых вполне очевидных причин популярности вроде продвинутого маркетинга или наличия у вселенной яркой серии фильмов, которые, безусловно, помогли прославить романы на весь мир.

Вопрос в том, почему это стало возможным, ведь далеко не каждое, пусть и вполне достойное, продвигаемое и экранизированное произведение способно столь же прочно войти в сознание миллионов людей.

В общем, усаживайтесь поудобнее. Будем разбираться. Кстати, этот текст состоит сплошь из одних спойлеров.

Принцип айсберга

Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды.

Эрнест Хемингуэй

Джоан Роулинг всегда знает об истории гораздо больше, чем показывает. Простой пример: Сириус Блэк со своим летающим мотоциклом упоминаются ещё в прологе «Философского камня». В следующий раз Сириус появится в повествовании лишь в третьей книге. Мотоцикл — в седьмой.

Многие сюжетные линии проходят через всю серию книг, лишь время от времени получая частичное раскрытие. Роулинг не спешит показывать подноготную истории, не боится остаться непонятой и, тем самым, создаёт глубину, которую подсознательно ощущают читатели.

Так, в качестве постоянного фонового сопровождения выступают сюжетные линии Мародёров, Лили Эванс и Северуса Снейпа. На протяжении всех семи книг мы могли быть свидетелями драматического напряжения, сопровождавшего взаимоотношений этих персонажей. Мы ощущали, насколько серьёзное влияние на историю оказывают давно минувшие события с их участием. Но до самых последних глав не догадывались о фактической сути того, что так долго было скрыто в глубине тщательно выписанного подтекста.

Другой значимый пример связан с важнейшей для Поттерианы темой страха перед смертью. Эта линия красной нитью связывает все семь книг серии. Обратите внимание, что задел для финальной развязки с добровольным самопожертвованием Гарри (равно как и намёк на истинные намерения Дамблдора в отношении Мальчика, Который Выжил) был создан ещё в первой книге. Роулинг хватило всего одной цитаты:

«В конце концов, для правильно организованного сознания, что есть смерть, как не новое интересное приключение?»

Тот же принцип касается и мелких, казалось бы, незначительных деталей. Например, в пятой книге при уборке дома на площади Гриммо герои выкидывают медальон, который не получилось открыть. В седьмой книге они узнают, что на самом деле это был крестраж Волан-де-Морта. К слову, сама тема осколков души Тёмного Лорда возникает в повествовании ещё в «Тайной Комнате».

Остролист, из которого сделана волшебная палочка Гарри, в христианской и кельтской символике имеет значение жертвенности, что также намекает на судьбу героя

Джоан Роулинг относится к когорте так называемых «писателей-архитекторов», а потому её «айсберг» — результат дотошного планирования. Ниже вы можете видеть рукописный план сюжета книги «Гарри Поттер и Орден Феникса» за авторством самой писательницы, а также его удобоваримую графическую версию на английском языке.

Заметьте: одна из сюжетных арок называется «Чжоу/Джинни». Это интересно, учитывая тот факт, что романтические отношения между Гарри и Джинни возникают только в следующей книге. В тексте «Ордена Феникса» Роулинг не обмолвилась об этом ни словом, фокусируя внимание исключительно на Чжоу.

В это же время писательница точно знала, как в дальнейшем будут развиваться арки всех трёх персонажей, что, безусловно, повлияло и на то, как книга была написана, и на то, как её восприняли читатели.

Игра с читателем

Даже несколько раз прочитав весь цикл, вы не сможете с уверенностью сказать, что смогли увидеть айсберг во всей красе.

Джоан Роулинг активно вписывает в повествование неочевидные на первый взгляд смыслы, отсылки и шутки, которые могут быть обнаружены читателем только во время перечитывания, либо и вовсе навсегда остаться скрытыми в толще богатого книжного подтекста.

Роулинг оставляла «пасхалки» с самого старта серии. В «Философском камне» близнецы Уизли заколдовывают снежки таким образом, чтобы они врезались профессору Квиреллу в затылок. Лишь при повторном прочтении вы можете осознать всю забавность момента: оказывается, эти снежки на самом деле попадали в лицо самому Волан-де-Морту.

В книгах читатель нередко вынужден теряться в сомнениях. Стоит ли доверять Северусу Снейпу? Как оценить поведение отца Гарри и его друзей? Но одно дело, когда такие дилеммы действуют на просторах основных сюжетных веток, и совсем другое — если проходят тонкой, почти незаметной вязью через арки второстепенных персонажей.

Примером такой мини-игры служит обыгрывание «проклятия Кассандры» в отношении всё той же Сивиллы Трелони и преподаваемого ею предмета — Прорицаний. Роулинг будто бы ведёт забавный заочный диалог с читателем. С одной стороны она использует скепсис, насмешки и реалистический подход авторитетных персонажей вроде Макгонагалл, Гермионы и Дамблдора. С другой стороны — показывает, как пророчества Трелони раз за разом удивительным образом сбываются.

Речь, как вы уже могли догадаться, не об истинных предсказаниях, сделанных Сивиллой в состоянии транса, а о тех предостережениях, которые она делает в обыденном порядке, например, с помощью карт или хрустальных шаров. Между тем, именно таким образом Трелони предсказала:

  • точное время отказа Гермионы посещать Прорицания;
  • встречу Гарри с Волан-де-Мортом на четвёртом курсе;
  • гибель Барти Крауча-старшего и Седрика Диггори;
  • гибель Дамблдора на верхушке башни.

Некоторые «послания» можно отследить только на длинной дистанции. Во время первой встречи с Гарри на третьем курсе профессор с уверенностью заявила, будто мальчик родился в середине зимы. Подобное заявление было принято окружающими с насмешкой, ведь настоящая дата его рождения — 31 июля. Однако по итогам серии мы можем сказать, что прорицательница не ошиблась: ощущая присутствие в Гарри осколка другой души, она указала на время рождения самого Тёмного Лорда.

Ещё один пример из линии со всё той же Трелони, снова из «Узника Азкабана»:

Если я сяду, нас будет тринадцать. Не забывайте: когда вместе обедают тринадцать человек, кто первый встанет, тот первый умрёт.

Ирония в том, что в тот самый момент за столом уже находилось тринадцать человек, поскольку Трелони не смогла учесть присутствие Питера Петтигрю, скрывавшегося в обличье крысы. Первым из-за стола привстал Дамблдор, чтобы поприветствовать профессора и заодно высказать скепсис в отношении суеверий. Как результат, он ушёл из жизни первым среди тех тринадцати, что находились за столом, а произошло это лишь спустя три книги, в «Принце-Полукровке» — предпоследней части серии.

На этом история суеверия не заканчивается. В «Ордене Феникса» Сириус Блэк также становится первым, кто встаёт из-за стола, за которым обедают тринадцать человек

Интересно, что персонажи почти никогда не вспоминают о предостережениях предсказательницы. Увидеть, насколько часто она бывает права и почувствовать некоторый укол совести из-за несправедливого отношения к персонажу можно только в том случае, если вы сядете за книжки ещё раз.

С точки зрения организации сюжета, удивительно, насколько тонко и незаметно Роулинг помещает эту маленькую мини-игру в повествование. Всего пара едва уловимых штрихов и пресловутый айсберг достигает поистине впечатляющего масштаба.

Вопросы, вопросы, вопросы

Такой жанр, как детектив, очень успешен с коммерческой точки зрения, поскольку при должном уровне исполнения обеспечивает высокий уровень вовлечённости читателя.

Роулинг сделала детективные элементы основой сюжета. Почти во всех книгах серии читатель участвует в раскрытии различного рода преступлений. Мы вместе с Гарри и его друзьями предотвращаем похищение философского камня, находим секрет открытия Тайной комнаты, выявляем источник загадочной «ошибки» Кубка Огня, исследуем череду покушений в «Принце-полукровке».

Все книги о Гарри Поттере — это, в первую очередь, искусные детективные истории

При этом детективные механизмы работают не только в рамках раскрытия преступлений — в Поттериане мы «расследуем» то, как устроен волшебный мир, изучаем внутренний конфликт главного героя, выискиваем причины поступков других персонажей. Гарри во всём видит загадку, без устали генерирует гипотезы, искренне верит в ложные ключи и смело запускает одно расследование за другим.

Обратите внимание на интенсивность, с которой Роулинг внедряет в повествование всё новые и новые тайны. Для примера сделаем небольшой разбор «Ордена Феникса». Повествование стабильно включает несколько загадок «макро-уровня», которые постоянно существуют в бэкграунде сюжета и переходят из книги в книгу, например:

  • Каковы планы и действия Волан-де-Морта?
  • Каковы планы и действия Дамблдора?
  • Можно ли доверять Северусу Снейпу?

А также несколько профильных загадок-расследований, которые составляют основу сюжета конкретной книги, в том числе:

  • Что за «оружие» охраняет Орден Феникса?
  • Что за дверь снится Гарри почти каждую ночь?
  • Почему Дамблдор старательно избегает Гарри?

И вдобавок к этому целый ряд загадок «микро-уровня», которые появляются в сюжете почти мимоходом и крайне быстро сменяют друг друга. Именно такие маленькие расследования помогают создать воронку, заставляющую читателя перелистывать страницу за страницей в поисках желанных ответов.

Ещё в пределах первых восьми глав «Ордена Феникса» мы успеваем столкнуться со следующими «микро-вопросами»:

  • Почему Гарри в изоляции от волшебного мира?
  • Откуда в магловском городе дементоры?
  • Арабелла Фигг — волшебница?
  • Гарри исключат из Хогвартса?
  • Тётя Петунья как-то связана с волшебным миром?
  • Что такое «Орден Феникса» и чем он занимается?
  • Куда собираются переправить Гарри из дома Дурслей?
  • Что за дом на площади Гриммо?
Феномен в том, что Роулинг удавалось поддерживать стабильность структуры на протяжении всех семи книг, а читатель в конечном итоге получил ответы на все ключевые загадки

Процесс выстроен «вагончиком»: вопросы сменяют друг друга беспрерывной чередой, обеспечивая увлекательную динамику повествования. Плотность крючков в тексте так велика, что большинство читателей не станут даже помышлять о том, чтобы пропустить страничку, рискуя лишить себя желанного вознаграждения в виде очередной раскрытой мини-загадки. Внимание к такой истории не ослабевает.

В этом контексте интересно обратить внимание на структуру глав. Роулинг использует относительно короткие, насыщенные эпизоды с открытой концовкой. Новая загадка, неожиданные сведения или предвосхищение скорой развязки — финал каждой главы заточен под то, чтобы заставить читателя двигаться дальше.

Попробуйте взглянуть на книжки так, будто перед вами сценарий сериала. Даже не будучи режиссёром или продюсером, легко представить, как перенести эти произведения на большой экран. В подробностях представляется каждая деталь вплоть до интригующей концовки, заставляющей зрителей в нетерпении ждать новую серию. Это ещё один показатель того, насколько глубоко продумана структура книг.

Универсальный язык, узнавание и архетипы

«Гарри Поттер» понятен и привлекателен для людей из самых разных регионов планеты. Образы, которые использует Роулинг, универсальны, и это ещё одна важная составляющая успеха книжной серии.

В книгах задействован широчайший мифологический пласт: от древнегреческих кентавров и Цербера до «международных» драконов и домовых эльфов. В историю аккуратно вплетаются отсылки на окутанных легендами чародеев вроде Мерлина и точно существовавших в реальности людей, например, алхимика Николаса Фламеля. Волшебники применяют заклинания на латыни и используют цитаты из Библии.

Способность Роулинг мягко компоновать элементы и идеи самого разного происхождения позволила сделать произведение ещё более глубоким и живым

Отдельного упоминания заслуживают психологические образы. Оставаясь живыми и реалистичными, персонажи Поттерианы тем не менее имеют узнаваемый архетипический имидж — чудаковатый на вид мудрец и наставник Дамблдор, эталонная отличница Гермиона, строгая, но справедливая учительница Макгонагалл, весельчаки близнецы Уизли, фанатичка Беллатриса Лестрейндж, высокомерный и капризный наследник богатой семьи Драко Малфой.

Сильные, яркие и простые — эти образы можно без труда представить и запомнить. Среди обилия персонажей легко найти ориентир с близкими себе визуальными чертами, взглядом на жизнь и способами коммуникации.

При этом Роулинг добивается того, чтобы её архетипы не оставались плоскими. Персонажи развиваются, раскрывают в себе новые качества и способности. Всё это лишь ещё больше усиливает чувство узнавания и глубины — персонажи «Гарри Поттера», как и реальные люди, способны меняться, испытывать внутренние противоречия, обнаруживать черты, сильно расходящиеся с внешней линией поведения.

Призыв к самоидентификации укоренён в «Гарри Поттере» на самом глубоком уровне — достаточно вспомнить распределение по факультетам

Узнавание — один из важнейших элементов, лежащих в основе вселенной Роулинг. Эффект становится сильнее благодаря прямой связи волшебного мира с миром реальным. Ощущение того, что всё описанное могло бы происходить на самом деле, многократно возрастает за счёт причудливого сплетения элементов фантазии и обыденности: магазины магических товаров посреди Лондона, «Хогвартс-Экспресс», отправляющийся с реально существующего вокзала Кингс-Кросс, наконец, сам замок, затерянный не где-нибудь в параллельных мирах, а в самой что ни на есть взаправдашней Шотландии.

Роулинг работает не только с узнаваемыми мифологическими и психологическими архетипами — она активно использует устойчивые образы из повседневной жизни. Мы видим, как в магическом мире преображаются самые, казалось бы, банальные и скучные вещи: учёба в школе, поход по магазинам, посещение банка, путешествие на автобусе, поезде или автомобиле, чтение газет, судебное заседание и отправка писем. Наполняя эти образы жизнью, Роулинг показывает, сколь чудесными могут предстать обыденные явления, если взглянуть на них под другим углом.

Начавшись как классическая «история о Золушке», «Гарри Поттер» быстро показал признаки произведения, далёкого по своей смысловой нагрузке от стереотипного шаблона. Детализация, раскрытие и смешивание популярных тропов — ещё одна сильная черта Роулинг

В каждой сказке есть намёк — добрым молодцам урок

«Гарри Поттер» — не просто сказка, но настоящее практическое пособие по жизни. Что интересно, такое пособие годится не только для взрослеющих подростков.

Роулинг сумела мягко вплести в повествование лёгкие, ненавязчивые советы по многим важным жизненным вопросам. В том числе и по таким, с которыми чаще сталкиваются взрослые, нежели чем дети или подростки:

  • борьба с депрессией (в том числе через образ дементоров);
  • умение справляться со страхами (на примере боггартов и не только);
  • опыт жизни в условиях общественной критики, давления и неприятия;
  • умение справляться с побочными эффектами славы и известности;
  • способы реагирования на предрассудки, дискриминацию и ущемление прав;
  • взаимодействие с государственными структурами и прессой.
Глубина укоренённых в фундаменте истории проблем, а также лёгкость и тактичность, с которыми рассуждает о них Роулинг, привлекают взрослых читателей

Большое внимание уделяется вопросам «нормальности» и поиска места в обществе. Герои узнают себя и других, учатся воспринимать жизнь во всём её многообразии и не спешить отвергать тех, кто на них не похож.

Тема принятия выступает лейтмотивом Поттерианы. Возможно, именно способность принять жизнь со всеми её условностями, сложностями и правилами, включая самое страшное из них — смертность, и есть та самая любовь, отличающая Гарри от Волан-де-Морта, который не мог смириться ни со своим происхождением, ни с тем фактом, что все живые существа неизменно завершают свой путь.

Масштабный ответ на один из самых сложных вопросов человеческого существования — ещё один из секретов саги.

Проработка мира и эскапизм

Интересно, что критика в адрес Поттерианы часто содержит претензии к качеству проработки мира. Маховики времени и карта Мародёров, спорная система заклинаний и не самая убедительная схема передачи «власти» над волшебной палочкой. При желании можно собрать немалый список прорех и нестыковок. Почему так происходит?

Как ни странно, сам по себе волшебный мир едва ли можно назвать важнейшим приоритетом в работе Роулинг

Да, «Гарри Поттер» полнится множеством ярких, бесконечно притягательных образов: письмо из школы магии и алый паровоз, палочки и заклинания, летающие мётлы и почтовые совы, причудливые мантии, сказочный замок у озера, аппетитные блюда эльфов-домовиков и волшебные сладости, гиппогрифы и единороги… Тем не менее литературный источник никогда не вертелся вокруг миростроительства — главной оставалась история.

Сказочные образы сыграли на руку фильмам, помогли создать удивительную, волшебную атмосферу и внушили чувство, будто мир Поттерианы может существовать на самом деле.

Вместе с тем многие магические предметы, заклинания и явления не были предусмотрены с самого начала — они добавлялись в историю постепенно, когда в в этом нуждались персонажи и сюжет. Естественно, далеко не все из них логично вписались в структуру вымышленного мира. Зато идеально подошли структуре истории.

Мир «Гарри Поттера» похож на «Нору» — большое, уютное здание, которое достраивали и расширяли, когда в том возникала необходимость. Он удерживается от того, чтобы не рассыпаться, за счёт одной лишь магии. Однако при всём при этом, все возложенные на него функции здание выполняет исправно

Вообще, «Гарри Поттер» — это на редкость «отжатое», абсолютно функциональное, утилитарное произведение. Каждая деталь текста имеет конкретную цель. Каждая реплика, конфетка «Берти Боттс» и проваливающаяся ступенька в Хогвартсе — все они выполняют определённые задачи, будь то раскрытие персонажей, усиление вовлечённости читателя, участие в организации очередной детективной арки или же мягкое, опосредованное донесение важных мыслей.

Следовательно, едва ли целесообразно выискивать в лоре Поттерианы логические ошибки, равно как и рассматривать волшебный мир с точки зрения «рая для эскаписта». Это произведение создано вовсе не для того, чтобы подменить реальность. Оно создано, чтобы помочь нам лучше её понять. В конце концов, Роулинг давно предостерегла читателей от того, чтобы считать её мир способом убежать от действительности:

Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни.

Несколько ссылок:

Цикл фанатских теорий «Большая игра профессора Дамблдора» — для тех, кто хочет лучше прочувствовать, насколько глубоко написан «Гарри Поттер».

«Архитектура книги» Стюарта Хорвица — для тех, кто хочет научиться принципам планирования и структуризации истории, подобным тем, что использует Джоан Роулинг (пример с аркой Чжоу/Джинни взят как раз из этой книги). Русский перевод можно найти в Telegram-канале «Редактура или жизнь». Кстати, весьма рекомендую не только перевод, но и сам канал.

Мой собственный канал в Telegram, который я буквально только что открыл — для тех, кому лонгрид понравился. В планах больше подобных материалов: много фэнтези, а ещё игры, кино, психология, нарратив и тексты, посвящённые личным опытам в области интерактивной литературы. Ближайший ориентир — статья в похожем стиле, посвящённая «Песни Льда и Огня».

{ "author_name": "Vladislav N", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u043e\u0443\u043b\u0438\u043d\u0433","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0433\u0430\u0440\u0440\u0438\u043f\u043e\u0442\u0442\u0435\u0440","long"], "comments": 269, "likes": 537, "favorites": 1071, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 138419, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 May 2020 15:58:34 +0300", "is_special": false }
0
269 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
141

Ещё один пример из линии со всё той же Трелони, снова из «Узника Азкабана»:

"Если я сяду, нас будет тринадцать. Не забывайте: когда вместе обедают тринадцать человек, кто первый встанет, тот первый умрёт."

Ирония в том, что в тот самый момент за столом уже находилось тринадцать человек, поскольку Трелони не смогла учесть присутствие Питера Петтигрю, скрывавшегося в обличье крысы. Первым из-за стола привстал Дамблдор, чтобы поприветствовать профессора и заодно высказать скепсис в отношении суеверий. 

Ответить
17

Похоже на поиск скрытого смысла, которого Роулинг не закладывала. Имхо

Ответить
132

СПГС радотает только при наличии простого совпадения, выдаваемого за нечто большее. А тут прости сошлось слишком много всего, что бы назвать такое простой случайностью. Плюс "библейские отсылки" в текстах просто так не оставляют) Тут нам и местный Иисус, который жертвует собой во имя общего дела. Тут нам и "крыса" за столом) 
Я просто удивлен, что это так замаскировано. Я конечно никогда особо не разбирал ни книги, ни фильмы, но читать о таких пасхалках безумно приятно.

Ответить
1

Тут как раз все очень похоже на совпадение. Во первых предсказание не оригинальное, а именно что несёт библейские корни. Проще говоря его можно вставить абсолютно в любую книгу где за столом сидят 13. Во вторых, считать крысу которая может сидеть НА столе, или же ПОД столом, за персонажа который сидит ЗА столом, можно только в том случае если очень хочется чтобы пророчество было правдивым. Хотя возможно это перевод путает. Ну и в конце концов это буквальная ошибка выжившего, не умер бы кто-то за этим столом так нашлись бы в книге другие 13 бедолаг которых бы постигла эта участь (а они и в правду нашлись). Так что все это воспринимается как любопытная деталь но не более.

Ответить
34

Спорно.

Есть замечательное произведение от фанатов, где идёт разбор книг. Большая Игра Дамблдора.
Один раз - случайность, второй раз - совпадение, третий-пятый-десятый - закономерность.
Даже я, тот, кто прочёл ГП раз 10 полностью, нашел много интересного и незамеченного мной.

Ответить
0

Люблю такие СПГС штуки типа Silent Hill Plot Analysis. Даже если в них и хватает бреда, крутая гимнастика для ума.

Ответить
3

Он был, но не обедал, так что условия предсказания не работают.

Ответить
1

Че ты удивляешься.

Ответить
1
Ответить

Генетический Мика

110

  И до, и после «Гарри Поттера» мир видел немало историй о магии, избранных и борьбе с тёмными властелинами. Но ни одна из них не смогла достичь столь же впечатляющего успеха.

Ответить
–15

У Профессора только Хоббита и можно читать, а основная трилогия - нудятина дичайшая. В мои четырнадцать она была нудятиной, в двадцать, а недавно проверил в тридцать - ею и осталась. При всей любви к фэнтези (к воспитанию во мне которой Толкиен руки ни хрена не приложил).
Dixi.

Ответить
52

Властелин колец был начат в 1954
Первый Гарри Поттер в 2001

Чем книга старше, тем тяжелей её читать, потому что автор использует слишком детальные описания окружения. Почему? Потому что сейчас у потребителя есть сформированные визуальные шаблоны, даже для каких-то драконов.

чтобы добавить дракона в книгу сейчас, надо написать "да, перед рыцарем оказался дракон, настоящий дракон". Отрендерил изображение в голове?

чтобы добавить дракона в книгу 1954 года, надо было расписать на три страницы детальное описание внешности.

если ты откроешь почти любую именитую книгу, которой около ста лет, то так или иначе тебе её будет тяжело читать

это не делает книгу плохой, и я бы не стал убавлять её заслуги только потому что сейчас она уже выглядит банально, или нечитаемо. Считаю, что уважения такие книги заслуживают

Ответить
2

Я кино по гп в 2001 посмотрел, книга писалась и фильм вышел в одно время?)

Ответить
3

ну ладно, официально в 1997, но все мы знаем, по каким документам я писал комментарий

спасибо за уточнение

Ответить

Генетический

Geladam…
1

В первый раз в России вышла осенью 2000. Так что нормальные у тебя документы :)

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

отменяет, если смотреть в контексте основного комментария ветки

Тима Раков пытался опровергнуть успешность Толкина тем, что его книги - нудятина. Я опроверг то, что успешность авторов предыдущих поколений зависит от того, как его воспринимают современные читатели

Например, если через сто лет Гарри Поттер будет абсолютно нечитаем детьми 2195/2100 года рождения, это не будет отменять факта, что это одна из успешнейших фентезийных серий в истории

Ответить
2

Тима Раков пытался опровергнуть успешность Толкина тем, что его книги - нудятина.

Успешность не отменяет, но насчет нудятины мнение имеет право на существование. 

Ответить

Коммерческий нос

TIMA
11

Хоббит - это, по сути, детская сказка. Вам Хоббит зашёл, а трилогия (являющаяся мировой классикой) - нет. Что тут скажешь, делайте выводы.

Ответить
0

Повелители мечей Муркока - самое забойное фэнтези, что мне доводилось читать. 

Ответить
1

Это да. Увлёкся темой и взял лишку( Сначала была немного другая формулировка, ВК под неё не подходил. А потом уже забыл подправить.

Ответить
0

У Лавкрафта лучшие темные властелины.

Ответить
64

Конечно всё очень продуманно, но почему близнецы не замечали на карте, что Рон спит в одной постели с Питером Петигрю???

Ответить
67

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Путешествия во времени создают дыры в сюжете и/или логике по определению.

Ответить
11

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
8

Никто не отменял принцип самосогласованности, который происходит в третьей части. Хотя парадоксы есть и в расширенной вселенной.

Ответить
8

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
10

Причинно-следственная связь в случае с Гермионой не нарушается. Нельзя использовать машину времени (следствие), чтобы что-то (причина) предотвратить, иначе парадокс в стиле "убей своего деда, до того, как он зачал твоего отца".

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

С клювокрылом тут интересный момент - они просто оказались в нужное время в нужном месте. Это как если бы Орден Феникса случайно оказался в нужное время у Долгопупсов или у Поттеров.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Ок, забыл немного сюжет, тем не менее, это не меняет будущее, тут принцип самосогласованности на лицо - всё УЖЕ было таким. 

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
10

тут путешествия во времени не так работают, они не создают новую версию событий, а используется что-то вроде предопределённости и замкнутых петель. То есть на момент использования маховика в этом временном моменте уже существуют персонажи из будущего. 
Но вообще в статье целый блок написан про то что Роулинг за такими условностями не следит особо

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

на мой взгляд, с таким подходом к перемещениям во времени непонятно как этот артефакт применять. Условно, Дамблодора убили, значит отмотать это маховиком не выйдет (иначе мы бы смерть не увидели, его спасли бы герои из будущего). Свершившиеся события он отменять не может, иначе петля нарушится. Уже какой-то принцип предопределения выходит.
Но да, согласен, скорее всего Роулинг просто не продумала этот момент, рождающий кучу парадоксов

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Они бы в любом случае его использовали бы.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Нет, они его изначально спасли, алло. Ты вообще не понял, как эти маховики работают в третьей книге.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

В данном случае причинно-следственная связь не нарушена. Они не использовали Маховик ради Клювокрыла, для них это был сайд квест. К тому же они смогли обмануть самих себя (из прошлого), так как спасли животинку, но у них прошлых не возникло сомнений что его убили.

Ответить
1

Потому в пятой книге все маховики уничтожены в отделе Тайн)))

Ответить
4

Возможно просто они не следили за ним? 

Ответить
28

старались не замечать? )

Ответить
9

Нет, именно что не замечали. Они же использовали ее в основном, чтобы палить где Филч ходит со своей кошкой. 

Ответить
10

Но при этом точно знают, что Дамблдор часто ходит кругами по кабинету?

Ответить
33

Ну или Рон настолько бесполезен, что даже родным братьям не было дела до него))

Ответить
13

Для многодетной семьи звучит логично. И если правильно помню, то момент с картой это косяк фильма. В книге не факт что Петигрю в тот момент был в форме крысы, когда Гаррри его увидел на карте. 

Ответить
5

Перед тем как Гарри получает карту, крыса сбегает (все думают что ее сьел кот). Гарри даже видел Петигрю на карте, но не смог его найти (тот был в форме крысы) и подумал что это баг.
Но близнецы-то получили карту давно

Ответить
4

Ну Гарри подумал что это баг.
А близнецы даже и не знали что это за имя и фамилия. Так в двойне вероятнее так могли подумать.
То что карта никогда не ошибается скажет ближе к концу уже Люпин.

Ответить

Телефонный

nahtiga…
10

Гарри подумал, что это баг

Даже в магические вещи ранний доступ завезли

Ответить
2

Старый предмет просто. Из прошлого поколения. Не совместим с хогвартсом девяностых.

Ответить
1

Я имею ввиду, что в моменте когда Гарри его увидел на карте (именно в книге), не факт что он был в форме крысы. 

Ответить
0

Его легче заметить, у него стартер пак с обводкой для ника

Ответить
–1

Я пытался. 

Ответить
1

ага, звучит логично))

Ответить
8

Если и замечали, то думали, что это глюк карты / самое первое имя крысы, ведь они не знали кто такой Питер Педигрю и больше никому эту карту не показывали. Плюс, карта только школу показывает, а им там некогда за братом следить, делами заниматься надо.

Ответить
4

первое имя крысы

вроде карта не показывала животных

Ответить
5

даже если и так, то питер и сириус - анимаги, а не животные

Ответить
1

так анимаги должны отображаться, в любой форме

Ответить
5

Кошку Филча же было видно, разве нет?

Ответить
1

Ну в вдруг в этом магическом мире есть такое заклинание, которое как-то влияет на имена животных. Опять же, если бы карту увидел взрослый, он может быть и задумался над этом, но они её никому не показывали.

Ответить
0

Это даже в фильме показано, что Питера Педигрю видно — его Поттер ведь искал с картой в коридоре, после чего повстречал Снейпа и Люпина.

Ответить
3

Еще один баг из золотой коллекции: сама Смерть не могла обнаружить младшего брата Певерелла в мантии-неведимке, а глаз Грюма преотлично видел.

Ответить
8

Не баг, ведь в книге былина про дары Смерти находит рациональное объяснение в том, что Певереллы сами по себе могли быть прокачанными магами, сумевшими скрафтить уникальные артефакты. Другой вопрос, откуда у Аластора его волшебный глаз, явно не на базаре купленный.

Ответить
–4

 не замечали на карте, что Рон спит в одной постели с Питером Петигрю???

Ну любит братец очечо щекотать, его дело. 21 век на дворе

Ответить
7

Тогда был еще 20й )

Ответить
3

Потому что близнецы были деликатны и не обсуждали увлечения брата.

Ответить
2

На ютубе видел теорию о том, что никто кроме мародеров не может увидеть их самих на этой карте.
Вот то видео, если интересно более подробно.
https://youtu.be/nMZlMD0Y7F4

Ответить
0

В школе сотни учеников с общей спальней занятиями и обедом. Карта использовалась чтобы следить за смотрителем. Нафиг им было смотреть где Рон? Да и почти всегда он был бы в толпе имен

Ответить
60

Джоан Роулинг всегда знает об истории гораздо больше, чем показывает

Да. Например то, что Гермиона - чернокожая, а Дамблдор - гей.

Ответить
5

Хз, даже пускай и гей — это не делает персонажа хуже или глупее.

Хотя если действительно глубоко копать и внимательно читать, то, например, когда во второй части в медкрыле лежит Поттер, директор мило шутит совершенно очевидным образом с Макгонагалл, которая, как вы помните, абсолютно всегда на стороне Дамблдора. Так что я не был бы столь категоричен в отношении ориентации директора. 

Про Грейнджер написано в самой книге (в одной из первых трех, кажется), что эта девочка — с белой кожей, притом совершенно невзначай, просто как описание внешности. Не бледной, именно белой (white). 

Зачастую оказывается, что автор плохо помнит собственный канон, и это вполне себе реально, просто она пользуется, собственно, правом автора. Сапковскому вон темнокожие дриады тоже норм. :)

Ответить
–1

С твиттерскими жить, по твиттерски кукарекать (

Ответить
54

А мне кажется что все дело в том что люди хотели именно "стройную" историю про магов. С лором, с процессом обучения и прочим. Под конец история конечно "развернулась" в полноценный экшен, но читать именно про обучение магии и устройство мира ГП было интересно. 

Ответить
7

Вот все тащаться а весь Гари Потер прошел мимо меня. Скажите честно, сейчас уже сороколетнему мне мужику, я много упустил? Стоит посмотреть?

Ответить

Розовый Паша

Stan
106

Стоит почитать

Ответить

Генетический Мика

Stan
–15

Если ты раньше читал много фэнтези и фантастики, то нет. 
Очень примитивно.
Для школоты - сойдёт.

Ответить
42

Я прочитал тучу фантастики и фэнтези и Гарри мне очень понравился, несмотря на то, что с момента последнего посещения  мною школы в качестве ученика прошло уже больше 20 лет. Не меряй людей по своим меркам.

Ответить

Генетический Мика

Marcus
–49

Ну даже не знаю что тебе посоветовать.
Попробуй почитать литературу поумнее, вдруг понравится.

Ответить
28

Какой дельный совет, спасибо большое.

Ответить

Генетический

Marcus
–20

Да не за что, обращайся.

Ответить
3

Аналогично читал очень много, но Поттериана оставила впечатление плохо продуманной истории. Может, конечно, если бы я перечитал ее сейчас, то изменил бы мнение.
На мой вкус, очень много всего притянуто за уши. В четвертой книге, например, испытания настолько загадочные, что пройти их у школьников нет ни единого шанса. Гарри отдельные личности просто сообщают решения. В результате никакого соревнования нет, и возникает ощущение совершенной бессмысленности происходящего.

Ответить
4

Тем не менее, школьники там вполне себе справляются (кроме нуба Гарри). Можно провести аналогию с какой-нибудь олимпиадов по программированию для школьников — обычный Вася из 7А, конечно, там не осилит ни одного задания, но его одноклассник-нерд, который с 7 лет обучался кодить, вполне себе вывезет все.

Ответить
9

Нет, не стоит. Я недавно прочитал первую книгу, мне 34. Для взрослого человека это выглядит примитивно и мерисьюшно.

Ответить
12

Вместо "взрослого человека" написал бы лучше "меня".

Ответить

Генетический Мика

Marcus
4

Слушай, человек попросил высказать своё мнение. 
 Вот все тащаться а весь Гари Потер прошел мимо меня. Скажите честно, сейчас уже сороколетнему мне мужику, я много упустил? Стоит посмотреть?

Мы высказываем.
А чего ты хочешь?
Зачем постоянно влезаешь и требуешь от нас отказаться от своего мнения?
Считаешь что мы не имеем на него право?

Ответить

Комментарий удален

4

Вы правы, так будет более нейтрально. Исправлю комментарий, когда доберусь до компьютера.

Ответить
7

Фокус в том, что сага очень сильно "взрослеет" от книги к книге вместе с читателем. Меняется настроение истории, усложняется язык и нарратив, сюжеты становятся ощутимо мрачнее, запутаннее и драматичнее.
Это нужно попробовать, чтобы понять, главное, не пытаться убедить себя, будто первая книга - для взрослых: ни для каких она не для взрослых, она детская, детская и еще раз детская. Такой она задумывалась с полным осознанием дела. Это не упущение или недоработка автора, а изощренная стилистическая игра.

Ответить
1

Первая книга детская. Книги растут вместе с героями, и с конца 4 книги это уже сложно назвать детской сказкой. Это красивая и глубокая история, и надо иметь в виду, что 1 книга - это как одна глава. Не прочитав все, не поймешь ни сути истории, ни героев. 

Ответить

Грязный Абдужаббор

Stan
4

посмотри первый фильм, а потом можешь прочитать "Гарри Поттер и методы рационального мышления" - это крайней качественный фанфик, писался 5 лет, причем каким-то там большим спецом в работе с искуственным интеллектом)

Ответить
13

Фанф конечно офигенный, но все таки лучше сперва прочитать оригинал

Ответить
2

Фанфик класный до средины. Потом качество очень сильно падает.

Ответить
3

Читал давно, детали подзабыл, но рациональное мышление держало в напряжении до самого конца, так что не соглашусь

Ответить
1

Не соглашусь. У меня обратные впечатления — где-то до середины было сложновато читать, потом пошло.

Ответить

Грязный Абдужаббор

Roman
0

не замечал такого, а конец был вообще офигенно рациональным хеппи эндом:) впервые такой встретил:)

Ответить
1

Мне фанф не зашел. В оригинале персонажи более реалистичны

Ответить

Грязный Абдужаббор

Жасулан
3

в оригинале не реалистичен уже сам Гарри Поттер:)
ты попадаешь из мира маглов в ЧЕРТОВ МИР МАГИИ!
да любой здоровый ребёнок будет носиться целыми днями по хогвартсу, читать книги по магии, стрелять заклинаниями и всё такое прочее) а ГП такой - ну ок, всё в порядке, единственное к чему у меня сильное стремление будет - это полёты на метле

Ответить
1

Поддерживаю. Уж на что оригинальный ГП мерисьюшно выглядит, то тут это в квадрате, если не в кубе.

Ответить
0

Дело вкуса, в мышлении были круто доработаны некоторые детали, да и с главной интригой получилось замечательно

Ответить
9

Стоит почитать.

Ответить
9

Лучше прочитать. 

Ответить
0

Посмотри первые пару серий. Не понравится - забей.

Ответить

Розовый Паша

Marat
9

Так первые два фильма сильно отличается от последующих

Ответить
2

Так первые два по сути детские, дальше уже мрачнее становятся.

Ответить

Исполнительный Абдужаббор

Yuri
5

И самые сказочные, на самом деле.

Ответить
4

Ну кому как, мне лично нравятся начиная с 3.

Ответить

Исполнительный

Yuri
1

Мне тоже нравятся, просто сказки в них стало поменьше и вообще, "добро пожаловать во взрослый мир, Гарри"

Ответить
1

Так и первые три книги детские. Дальше уже хардкор пошел

Ответить
1

Посмотреть — не уверен, лично мне нравятся первые два фильма, а потом, ИМХО, если не знаешь книги — слишком сумбурно, если знаешь — слишком поверхностно.
Почитать тоже не уверен, очень может не зайти, но я бы попробовал изучить чисто как культурный феномен, чтобы понимать отсылки и всё такое. Если есть ребёнок, можно ему вслух читать. :D
Как прочтёшь все книги — обязательно читани «Гарри Поттер и методы рационального мышления», фанфик от учёного, латающий дыры.

Ответить
2

Охуенного учёного без образования.

Ответить
1

Начни с восьмого фильма и смотри в обратном порядке. Просветишься и заодно впадешь в детство

Ответить
1

Не обязательно. Много не потеряешь.

Ответить
0

Стивен Кинг в 50 втянулся и до сих пор называет в числе своих самых любимых книг. Делай выводы сам!

Ответить
0

Можешь глянуть лекцию Быкова, как он интерпретирует всю серию. А так, сложно сказать. Если не заинтересовало то смысла особо нет но при этом вся серия довольно быстро читается. За недели две (или даже меньше) активного чтения можно осилить. 

Ответить
0

Если все еще любишь сказки и мультики, или хотя бы спокойно к ним относишься, то можно.

Ответить
0

Если фильмы не нравятся, то аналогичный эффект будет от книг.

Ответить
0

Может понравиться. Потерофаном точно не станешь.

Ответить
0

стоит почитать, потом и посмотреть, я в свое время не мог оторваться

Ответить
0

Неделю назад от скуки решил посмотреть все фильмы по Гаррику в первый раз, после первых двух хотелось дропнуть, но где-то с третьего фильм так затянуло, что оторваться было невозможно. Даже ворох недосказанности и проблем с логикой не портят впечатления от просмотра. Прямо пожалел что в детстве с ними был знаком только вскользь.

Ответить
0

Почитать - стоит! Первые части детские, но в целом эта книга на все возраста. 

Ответить
27

Все книги о Гарри Поттере — это, в первую очередь, искусные детективные истории.

Кто в этот раз окажется педиком?

Ответить
20

Поттероман: «И до, и после «Гарри Поттера» мир видел немало историй о магии, избранных и борьбе с тёмными властелинами. Но ни одна из них не смогла достичь столь же впечатляющего успеха»

Властелин Колец:

Ответить
0

Это и впрямь ошибка, выше написал об этом. ВК я тоже очень люблю)

Ответить
3

Спасибо!
Кроме Толкина ещё и Льюис с Хрониками Нарнии как минимум.
Без этих двоих ГП, конечно же, не было бы.

Ответить
–36
Ответить
23

Ахха, но нет.

Ответить
–36

Нету там никакой глубины. Просто она кучу денег получала, за каждое написанное слово))

Ответить
40

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Да-да. Она с самого начала знала, что напишет 7 книг и ни книгой больше))

Ответить
9

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–6

За первую книгу она получила около полутора тысяч фунтов. Вторую продала за 100 тысяч долларов. А потом случилась успешная экранизация Филосовского камня.
И в тот момент, когда она стала получать шестизначные чеки гонорара, она поняла, что история Гарри Поттера будет ну о-о-о-очень долгой)) 

Ответить
12

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–3

Ну почему же? Она поступила, как умный человек.
Просто тут ей сильно повезло с удачной экранизацией. Именно экранизация всколыхнула большой интерес к ее книгам.

Ответить
15

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Блин, ну вы хоть Википедию прочтите. И узнаете, что тираж первой книги, такой прям гениальной, был всего 1000 экз. И почти целиком его разобрали в библиотеки.
Никто не хотел связываться. 

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–4

Вы мне ответьте на простой вопрос: вы сначала фильм посмотрели, или книгу прочитали?

Ответить
5

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–12

Я простой вопрос задал.
Ты книгу сначала прочитал, или фильм посмотрел?

Ответить
4

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–14

 Мде.. Я читал и книгу и фильм..

Я кажется простой вопрос задал, что было сначала?
Или ты в кинотеатре с книжкой сидел уже?

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–18

А че не с первой начал?

Ответить
8

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–20

Блин, я нормальный ответ услышу от тебя. Мне не интересно про деревню, школу и библиотеку?
Вот есть фильм первый, а есть книга. У тебя она вторая получается. Так вот ты что сначала увидел, книгу или фильм?

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–17

Все, отдыхай. Вопросов нет больше.

Ответить
13

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить