Кто такие вульфены и почему они так важны для Warhammer 40000?

Что нужно знать перед прочтением сборника «Наследие вульфена»

Арт с обложки повести «Проклятие вульфена»
Арт с обложки повести «Проклятие вульфена»

Внутри сороковника находится множество мотивов и линий, которые заморожены в стазисе. Долгое время в Games Workshop не занимались развитием этих сюжетов. Первые три редакции сеттинг обретал собственное лицо, последующие — обрастал внутрифракционным жирком.

Дух заиндевевшего в пространстве и времени сороковника как нельзя лучше передают первые романы про комиссара Каина. В них рассказывается о бытовых для вечной войны ситуациях. Для отдельных героев они несут смертельную опасность, но от их смерти глобально ничего не изменится.

«Правила игры» изменились с началом «Ереси Хоруса». Фанаты получили не только новый мир уже внутри знакомого, но и ощущение развития и изменения. Книги от Black Library сопровождались бекбуками от Forge World. Маховик войны раскручивался на глазах у фанатов.

Главными героями «Ереси» оказались примархи. Полумифические персонажи обрели плоть и кровь, почти что мгновенно завоевали сердца фанатов. Интерес к ним и «Ереси» подогревался на протяжении двух десятков лет, так что неудивительно — серия «выстрелила», разрослась до 54 книг (помимо «Примархов» и «Осады») и растянулась на полтора десятка лет.

Популярность «Ереси» показала: люди хотят движа и людям нравятся примархи. Именно эти две идеи и стали основой для развития и «мягкого перезапуска» сороковника в 2017 году. Почву же начали прощупывать ещё раньше.

Внутри сороковника уже с третьей редакции содержались все основные мотивы для развития сеттинга. Примархи были описаны схематично, но достаточно подробно, чтобы была возможность двигать из истории вперёд: Мортарион и Магнус ведут свои тайные игры где-то в Оке Ужаса, Русс, Хан и Коракс отправились в свои личные «крестовые походы», Лоргар, Пертурабо и Мортарион вынашивают планы в самоизоляции.

Стоит только копнуть, как можно увидеть множество вариантов развития актуального 41-го тысячелетия на годы вперёд. Император же в этой схеме — триггер для запуска нового витка сюжета, Воскресения в мире абсолютного гримдарка. В 2016 фанаты получили первую весточку того, что дела сдвинулись с мёртвой точки. В рамках ивента War Zone Fenris в Империум вернулись вульфены.

Час Волка и финальная битва Добра со Злом замаячила на горизонте.

«Великая Охота»

Первым знакомством с вульфенами для многих был роман «Честь волка». За рубежом он вышел в 2008 году, в России — в 2012. Эхо былых времён до этого уже касалось Рагнара — в «Сером охотнике» (третья книга цикла, 2002 год) он попал копьём Русса прямо в глаз Магнусу Красному. В «Чести Волка» Рагнар вновь встретился с прошлым — вульфенами из легендарной 13-й роты.

Кто такие вульфены и почему они так важны для Warhammer 40000?

Эти моменты стали почти что религиозным откровением не только для молодого волка, но и для большинства читателей. Ещё бы — в рамках художественного произведения им позволили прикоснуться к событиям, которые произошли 10 тысяч лет назад. Но в книге прямо было сказано: ещё не пришло время возвращаться в Империум. В январе 2016 тоже самое было сказано в последнем рассказе «Великой Охоты»: «Вульфены должны остаться легендой».

В 2015 году начали выходить рассказы, объединённые сюжетом и историей. Их писали все тот же Каунтер, Лайонс, Сандерс и Вернер. По сути, это был роман, созданный четырьмя авторами. Финал «Охоты» оказался жирным байтом для фанатов: из легенды 13-я рота должна была стать полноценной боевой единицей. Лёд должен был тронуться.

Практически сразу же после окончания «Великой Охоты» начался ивент Warzone Fenris. В конце февраля 2016 вышла кампания «Проклятие вульфена» (Curse of the Wulfen), а уже в марте последовала её официальная новеллизация от Девида Аннандейла.

В рамках War Zone Fenris также вышла аудиодрама Макнивена Vox Tenebris. Вот только в печатном виде она не издавалась и в сборник «Наследие вульфена» не вошла.
В рамках War Zone Fenris также вышла аудиодрама Макнивена Vox Tenebris. Вот только в печатном виде она не издавалась и в сборник «Наследие вульфена» не вошла.

С марта по июль вышло 8 рассказов от Робби Макнивена, которые потом были объединены в одну историю «Наследие Русса». Этот «сборник-роман» служил приквелом ко второму бэкбуку «Гнев Магнуса» (Wrath of Magnus), который вышел в ноябре 2016.

Наследие Вульфена, проклятие Русса

Романы антологии «Наследие вульфена» являются составными частями одной истории. Первый заканчивается и почти сразу же начинается второй: прямо как «Казино Рояль» и «Квант милосердия». Но вот что легко упустить: Warzone: Fenris продолжает истории героев из «Великой Охоты».

На русском языке «Наследие» и «Охота» вышли не по порядку и с заметным разрывом, так что если вы ещё не приступили к чтению, то советуем читать историю по порядку. Перевертыш, Логан Гримнар, Ульрик и Кром будет несколько ближе, если пережить с ними больше приключений. В остальном — будьте готовы к экшен-сценам.

Сложно представить более непохожих авторов Black Library, чем Дэвид Аннандейл и Робби Макнивен. Каждый из них в своих работах много времени уделяет экшену, но сколь же по-разному они это делают. Нахождение этих ребят под одной обложкой представляет для меня феномен, который позволяет наглядно изучить их несхожесть.

Аннандейл пишет экшн «большими мазками». Для него важнее создать эмоцию, показать мастшаб. В его «Проклятии» события резко сменяют друг друга, как при помощи быстрого монтажа. Основной посыл: «Что-то приближается».

Битвы разворачиваются в десятках мест, из каждого сражения Дэвид выцепляет по несколько сцен и тут же переключается на новую. Порой возникает ощущение, что Аннандейл троллит читателя и просто развлекается в процессе написания столь фрагментарного повествования. Где-то на фоне Темные Ангелы начинают копать под Волков, но эта линия быстро пропадает из зоны видимости.

Плох тот инквизитор, кто видит в этом космодесантнике какие-либо аномалии. Варп тут явно не замешан.
Плох тот инквизитор, кто видит в этом космодесантнике какие-либо аномалии. Варп тут явно не замешан.

С трудом, но Волки останавливают демоническое вторжение. Герои выдыхают и возвращаются на Фенрис. Они хотят в спокойной обстановке решить: враги вульфены или друзья. И тут в реальный космос системы Фенриса выходит Скала Тёмных Ангелов с сотнями судов Имперского Космофлота. Эта армада может уничтожить базу Волков, ведь она сейчас беззащитна. Действительно: что-то произошло.

Роман «Наследие Русса» Робби Макнивена со старта задаёт совершенно иной тон повествования: на место «широким мазкам» приходит документальная точность. Волки потеряли связь с магистром Ордена Логаном Гримнаром, к Фенрису направляется Скала, а Клык остался без защиты. Кроме того, вульфены начинают сходить с ума, а в дело решает вмешаться Инквизиция. Счёт идёт на минуты.

Макнивен задаёт совершенно иной темп истории. И умудряется держать его почти до самого конца — там противостояние между Темными Ангелами и Космическими Волками превратиться в буффонаду с поисками агента Тысячи Сынов, демона Перевёртыша.

Проблема в другом.

Противостояние Тёмных Ангелов и Космических Волков берёт своё начало во времена Великого Крестового похода. Однако взаимное неприятие — не то же самое, что вражда до последнего воина. Поэтому мне сюжет «Наследия» показался наивным. Легко можно догадаться, что история закончится миром, неловким братанием и фансервисной жвачкой. Иначе и быть не может — слишком высоки ставки. Games Workshop просто не могла пойти на уничтожение одного из Орденов Первого основания, даже в преддверии «Надвигающейся Бури» — а ведь там наконец-то уничтожили Кадию, чем заметно продвинули сеттинг вперёд.

Даже несмотря на то, что сынами Льва манипулировал демон Тзинча, история чрезмерна. Ангелы и Волки — это что 9 «А» и 9 «Б». И я верю, когда они устраивают разборки за кортом. Верю, когда они в своём противостоянии используют учителей (т.е. инквизиторов). Но я не верю, что 9 «А» однажды собрал половину школы, чтобы взять штурмом 411 кабинет, в котором у 9 «Б» проходят классные часы.

Противостояние Ангелов и Волков — это сетап для истории о преодолении взаимного недоверия. Конечно, ближе к финалу «Наследия» Азраил и Рагнар будут сражаться на одной стороне. Вот только выглядеть этот союз будет очень натужно и мало что изменит в героях. Балом здесь правит Перевёртыш, который устраивает в катакомбах Скалы «Шоу Бенни Хилла».

Не нужно ожидать от сборника откровений: это «редакторский заказ». У Аннандейла есть куда как более цельный «Лемартес» и «Последняя Стена» из цикла «Пришествие Зверя», а у Макнивена крепкий боевик «Кархарадоны». В этом случае каждый из авторов выдал историю в своём стиле сообразно своим силам и предоставленному другими отделами материалу. Особая ценность — увидеть столь непохожих авторов за работой об одной истории.

Мне очень понравилась первая половина «Наследия Русса»: в ней минимум экшена и максимум быстрого детектива. Герои сражаются не только друг с другом, но и со временем. Для сороковника это довольно нестандартный троп, ведь Вархаммер оперирует огромными временными промежутками, а сами герои живут сотни лет.

5858
81 комментарий

Так хто такие вульфены? До Штирлица не дошло послание из Центра. Ни один тезис из заголовка не засвечен в тексте.

24
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

"Оборотни, которые уже не вернутся в человеческое обличье" :)

1
Ответить

Ну книги как раз отвечают на вопрос. В этом и вся суть, что лучше прочесть самому. А так это сыны Русса поддавшиеся проклятию и мутировавшие в таких антропоморфных зверей.

Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Может и не предавал, но сейчас этот шизик говнит как может 

14
Ответить

Вот только сайт ГВ с тобой не согласен и магнус передал

1
Ответить