Западная пресса о романе Нила Стивенсона «Падение, или Додж в аду»

Многослойная и оригинальная история о виртуальной реальности от одного из ведущих фантастов современности.

Западная пресса о романе Нила Стивенсона «Падение, или Додж в аду»

На русском языке вышел первый том «Падения» — нового романа Нила Стивенсона, посвященного темам виртуальной реальности и переноса сознания в цифровую форму. Главным героем выступает миллиардер Ричард «Додж» Фортраст, ранее фигурировавший в другой книге Стивенсона (Вирус «Reamde»). Впрочем, каждая из книг обладает полностью самостоятельным сюжетом. В честь выхода «Падения» на русском мы собрали выдержки из рецензий западных изданий на книгу.

Западная пресса о романе Нила Стивенсона «Падение, или Додж в аду»

«Падение; или Додж в аду» — это еще одно свидетельство Стивенсона в деле против Матрицы: ошеломляющий подвиг воображения, ума и выносливости. По крайней мере, на длинной дистанции. Умопомрачительная плотность деталей в работах Стивенсона иногда может сбивать с толку, но в «Падении» это очень важно для темы книги: реальности и того, как ее однажды можно смоделировать.

Всемирно известный миллиардер Ричард «Додж» Фортраст заработал состояние на создании mmorpg, очень похожей на World of Warcraft. В свои более поздние годы Додж не отходит от дел, но больше времени проводит со своей семье. Однажды утром, во время рядовой медицинской процедуры, Додж получает редкое осложнение, из-за которого он перестает дышать. К тому времени, когда врачи смогли подключить его к аппарату ИВЛ, мозг бизнесмена уже мертв.

Последняя воля и завещание Доджа, написанные годами ранее, запускают цепь событий (юридических, семейных, финансовых), вследствие которых мозг Доджа сканируется и сохраняется в облаке. По прошествии нескольких лет Додж возвращается к жизни — но уже в виртуальной загробной жизни в Битмире.

Reamde, как и многие книги Стивенсона, представлял собой технотриллер, в котором порой смешивались инфодампы и экшн в не самой гармоничной пропорции. «Падение» — совсем иное дело. Инфодампы здесь, конечно, тоже есть — фанаты и не ожидали меньшего, — но на сей раз книга смешана с классическим фэнтези благодаря экзотическому загробному миру, виртуальной реальности под названием Битмир.

Обычно Стивенсон не пишет фэнтези. Судя по «Падению», ему следовало делать это чаще. Его Битмир раскрывается не сразу, но довольно скоро дает нам воюющих богов, говорящих птиц, гигантов, огненные мечи, волшебные леса, крепости, квесты, пророчества и почти все, на что может надеяться фанат фэнтези.

Меж тем в нашем мире жизнь тоже продолжается. Вскоре после смерти Доджа город на Среднем Западе под названием Моав был разрушен в результате ядерной атаки. Оказывается, что это мистификация, организованная с помощью фальшивого онлайн-видео, массово скоординированной дезинформации и нескольких голографических спецэффектов, но когда правда раскрывается, многие люди отказываются принять это. «Падение» — это, среди прочего, отражение нашего «постсовременного» мира, и Стивенсон заглядывает в своей истории на пару десятилетий в будущее. Он испытывает тревогу по поводу того, в каком направлении движется наша культура при растущей политической и онтологической фальсификации.

Западная пресса о романе Нила Стивенсона «Падение, или Додж в аду»

Хотя сюжет тревожный, «Падение» — это не только предупреждение, но и луч надежды. В благодарностях за книгу Стивенсон цитирует «различные разговоры о большой картине» с Джароном Ланье, которые повлияли на роман. Ланье, отец виртуальной реальности, который перешел на работу в AR и стал откровенным критиком социальных сетей, — подходящий духовный проводник для романа.

«Падение» начинается медленно, но потом разрастается до уровня потрясающего, невиданного со времен буйного и яростного Стивенсона, когда он писал вещи вроде «Алмазного века» и «Лавины». История, по сути, представляет собой своего рода обратный пересказ Милтона «Потерянный рай» с Доджем. Величайшей силой Стивенсона как писателя всегда было то, что он видит немного дальше и немного яснее, чем все мы.

Жизнь в Битмире больше напоминает высокое фэнтези, нежели научную фантастику, поскольку повествование играет с повседневной жизнью цифрового пространства. Нужны ли вам особые способности, как у мифического бога? Или стоит присоединить свою ауру к группе других душ и существовать как коллективный разум? Создавать холмы и реки из ничего? Уничтожать врагов с помощью технических способностей, которые кажутся волшебными? Читатели, ищущие постчеловеческий мысленный эксперимент, могут быть разочарованы аллюзиями на древнюю мифологию, но тех, кто готов к бесконечно изобретательной и увлекательной истории, ждут приключения, которые они не скоро забудут.

Смелая эпопея, в которой более чем достаточно эмоциональности для столь огромного количества страниц.

88 показов
2.7K2.7K открытий
16 комментариев

Нил Стивенсон конечно топ современный автор.
Барочный цикл, Криптономикон. Отдельно хочу выделить Анафем, наверное одна из моих любимых сайфай-книг. Пока читал семиевие, но стопорнулся, времени нет, но планирую наздогнать все его последующие работы.

Ответить

Ему еще очень-очень сильно повезло с переводчицей на русский. То есть, это всем нам повезло.

Ответить

потрясающий автор
Криптономикон, Лавина и Барочный цикл - лютый топ

Ответить

Очень хотелось бы переиздание "Криптономикон" и других работ Стивенсона от Фанзона.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Еще у Гибсона вышел сборник эссе.

Ответить

К сожалению Нил закончился на Анафеме. Дальше стремительно вниз.

Ответить