Как сделать и издать комикс

Всем привет! Меня зовут Женя, в интернете я больше известна как turbo_errin.

Пару лет назад я выпустила свой первый, маленький комикс под названием «Драка века». А совсем недавно вышел мой первый серьезный комикс под названием «Клава и последняя жизнь».

В этой статье я расскажу про свой опыт создания и издания комикса. Как я делала всё, пункт за пунктом. Надеюсь, это кому-то поможет!

Погнали! :)

Комикс «Клава и последняя жизнь». Фото магазина комиксов «<a href="https://vk.com/mayakcomics" rel="nofollow noopener" target="_blank">Маяк</a>»
Комикс «Клава и последняя жизнь». Фото магазина комиксов «Маяк»

1. История

Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЭТАП, на него необходимо обратить пристальное внимание! Каким бы качественным ни был рисунок, без хорошей основы комикс получится скучным.

Перед началом работы я обычно думаю, подходит ли формат комикса для моей истории? Может она будет смотреться выгоднее в виде рассказа, текстовой шутки или стендапа? Формат комикса отлично подходит для историй с яркой визуальной составляющей, когда происходящее легче нарисовать, чем описывать словами.

Почему я решила делать комикс:

  • его можно сделать в одиночку;
  • в моих руках лучшие спецэффекты мира, любые декорации и реквизит;
  • в моём распоряжении лучшие актёры мира, которые никогда не взбунтуются и не запросят дополнительный гонорар :)
Как сделать и издать комикс

2. Скелет сценария

Не получится сразу сесть и написать готовый сценарий с крутыми шутками и сюжетными поворотами. Во всяком случае, у меня не получается.

Поэтому я советую сначала набросать намеренно плохой скелет истории.

На этом этапе не важна логика или красота изложения — главное как можно скорее избавиться от пустого листа перед глазами! Мой принцип был такой: накидать базу, над которой впоследствии можно работать, чтобы было, что исправлять и улучшать.

Черновой скелет:

  • Клава (так зовут мою главную героиню) находит магическую консоль;
  • она косячит и мир рушится;
  • она исправляет ошибки и уезжает с принцем на белом коне.

Далее черновой сценарий нужно развить: какие-то пункты дополнить, а те, которые не продвигают сюжет или не знакомят читателя с важными персонажами — беспощадно ВЫРЕЗАТЬ! Нам потом это ещё и рисовать придется! Так что чем меньше лишнего, тем лучше :)

Не такой уж и черновой скелет:

  • Клава общается с незнакомцами и проявляет свои особенности;
  • Клава находит магическую игровую консоль, но не знает, что она магическая;
  • Клава ест и играет с котом (вычеркнуть);
  • Клава играет в эту консоль;
  • она опаздывает на работу и её увольняют;
  • она страдает (вычеркнуть). Она злится
  • она ссорится с друзьями и всех ненавидит;
  • теперь она страдает;
  • Клава играет в консоль и вдруг понимает, что она магическая;
  • Клава встречается с соседкой, которой потом никогда не будет в комиксе (вычеркнуть);
  • происходят магические события, которым Клава сначала рада, а потом пытается их отменить и исправить.

3. Готовый сценарий

Теперь можно тщательно прописать сценарий, с диалогами и прочими плюхами. Этот этап у меня не очень получается :)

Поэтому я стремлюсь показывать, вместо того чтобы рассказывать. В общем, я советую не размусоливать в диалогах то, что может быть понятно из иллюстраций.

На первом кадре текст дублирует иллюстрацию, на втором нет
На первом кадре текст дублирует иллюстрацию, на втором нет

Чтобы хоть как то облегчить себе работу над диалогами, я придумала каждому герою свою фишку, как они разговаривают и почему так.

Например, босс Клавы очень боится оскорбить окружающих, поэтому перед каждой фразой делает вежливые реверансы, пытаясь сгладить острые углы. Он очень нервничает и потеет, постоянно вытирает лоб и чешет затылок. А один из друзей Клавы не умеет играть в настолки, но сам себя считает супер стратегом, так что его бестолковая уверенность прослеживается во всех его фразах. И так далее.

4. Критика

Я советую дать почитать готовый сценарий своим друзьям И ВРАГАМ. Чем больше критики, тем лучше. У меня обычно так: первые две секунды после критики мне хочется обидеться, а потом я анализирую отзыв и пытаюсь понять, могу ли я исправить то, что людям не понравилось.

Обычно прошу быть очень строгими ко мне, плохой отзыв в конечном итоге гораздо полезнее хорошего. Есть, конечно, чрезмерно токсичные люди, которые не дают никакой полезной информации, просто гадят в душу и всё… но с ними ничего не поделаешь. Для себя я решила, что лучше с ними, чем без них.

Как сделать и издать комикс

5. Черновая раскадровка

Один из самых креативных этапов разработки комикса! Это наброски карандашом всех сцен комикса.

Я делаю их очень маленькими, например, на листе А4 я уместила восемь страниц! То есть каждая из них в четыре раза меньше конечного результата. Некоторые делают наоборот и рисуют раскадровку больше, чем итоговые страницы, но мне удобнее так.

Как сделать и издать комикс
Как сделать и издать комикс

Разбивать страничку на кадры — это целое искусство! Для каких-то комиксов подойдут квадратные кадры одинакового размера, но я старалась сделать их разными и следовать принципу «чем меньше деталек в кадре, тем сам кадр меньше». Я часто ошибалась с этим моментом, и в маленьком кадре у меня был детальный общий план города, а в огромном кадре на пол страницы красовалась крупная рожа главной героини :)

ВАЖНО! Старайтесь уместить на каждой страничке или развороте хотя бы один общий план, с детально прорисованным фоном. Это нужно для того, чтобы напомнить читателю о месте действия, помочь ориентироваться в пространстве и передать атмосферу сцены. Читатель может не обратить на это внимание, но его мозг — обратит и скажет «спасибо».

Во время раскадровки я заметила такую закономерность: на одну страницу сценария у меня приходится 4-5 страниц комикса. Но, безусловно, у всех это будет по-разному.

Как сделать и издать комикс

Западные комиксы читаются как книги, слева направо и затем вниз на следующую строку и так далее. Но! Будет идеально, если содержание каждого кадра укажет читателю, куда смотреть дальше. Это называется айфлоу, и у меня самой с этим проблемы. Я всегда держала перед глазами комикс «Шансы» Брайана Ли О`Мейли, смотрела, как он располагает кадры и делала похожим образом. Не самый лучший способ, но мне помогло!

Как сделать и издать комикс

6. Лайн

Это самый долгий и трудоёмкий этап, по крайней мере, для меня. Вам надо будет как-то перенести раскадровки в компьютер… У меня нет сканера, так что я просто сфотографировала всё на телефон. Вы можете рисовать чистовой лайн и от руки… но я вообще не представляю, как это возможно. При работе на компьютере можно в любой момент нажать «отменить», и об ошибке никто не узнает! Можно переставлять кадры местами или даже копировать один и тот же кадр в разные места комикса, хе хе хе, НО ЛУЧШЕ ЭТИМ НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ.

Немного технических подробностей. Я рисовала комикс в программе Photoshop, размер страницы у меня был 210х148 мм плюс внутри были поля, чтобы страничка не прилипала к краям и было место для подрезки кадра. 300 dpi, режим CMYK для обложки и градации серого для основных страниц.

Из типографии комикс вышел размером 198x144x9 мм, где 9 мм — это толщина комикса, то есть при рисовании обложки вам нужно учитывать это для ширины корешка :)

Как сделать и издать комикс

И ещё. Жуткая правда про общие планы в том... что Я НЕНАВИЖУ ИХ РИСОВАТЬ!

Это долго и муторно, а читатель пробегает по таким кадрам за пять секунд. Промучившись с честным расчетом перспектив и прорисовкой всяких деталек на зданиях я нашла такой вот чит: замоделить самые важные локации в 3D, с кубами вместо мебели и прочего.

Даже если сцена — это просто набор кубов, можно перемещать камеру между ними, выбрать нужный ракурс, и тогда не придётся беспокоится насчет построения перспективы! Так гораздо веселее и самое главное — быстрее.

Квартира Клавы в 3D. Проработана более тщательно, так как в ней Клава проводит много времени
Квартира Клавы в 3D. Проработана более тщательно, так как в ней Клава проводит много времени
Как сделать и издать комикс

Не для всех стилей нужна правильная перспектива и далеко не все умеют моделить, но общие планы нужны в любом случае. Можно использовать фотографии как референсы, но в таком случае я советую брать за основу кадры из мультиков или других комиксов. В них работа по минимализации реальности до самых важных элементов уже проделана за вас!

Как сделать и издать комикс

И не забудьте расставить текст в кадре перед началом отрисовки, так вы поймёте сколько примерно места он занимает.

Как сделать и издать комикс

7. Покрас (не лампас)

После этого я приступила к покраске. Я не очень дружу с цветом и тенями, у меня они занимают СЛИШКОМ много времени. Поэтому решила сделать свой комикс чёрно-белым, с оттенками серого! Для этого использовала разные скринтоны (ряды точек разного диаметра, в зависимости от толщины которых меняется степень серости). На бумаге они выглядят очень стильно, я их обожаю! Данный этап не очень долгий, но о-о-о-о-о-о-о-чень скучный. К счастью, это почти конец, комикс ПОЧТИ ГОТОВ!

Как сделать и издать комикс

8. Полировка

После этого я советую распечатать все странички, собрать их в папку, и впервые насладиться вашим творением. Я, к примеру, побегала с папкой на вытянутых руках по комнате и начала перечитывать комикс снова и снова. И так сто раз! Пока не возненавидела, и тогда стала отмечать прямо в нём что хочу изменить.

На этом этапе можно снова подключить друзей, врагов, и прочих диванных экспертов! Они с радостью расскажут, как надо было бы сделать, какие огрехи увидеть ещё в самом начале разработки и так далее :)

Как сделать и издать комикс

9. Издание

Чтобы найти издателя, можно отправить пару интересных сцен из комикса издателям на почту с кратким описанием, либо собрать весь комикс в pdf и также отослать. Или всё вместе: маленькая, но яркая сцена из комикса, которой вы гордитесь, вероятнее побудит издателя прочитать весь комикс, чем просто приложенный pdf.

Вот только у меня не было этой статьи, когда я искала издателя…

Поэтому я распечатала весь комикс на офисном принтере, сшила его нитками (так как 108 страниц — это слишком толсто для степлера) и поехала на фестиваль Бигфест летом 2018-го. Там я выловила издателей на фестивале, поболтала, вручила им свои самодельные версии комикса и поехала домой ждать ответа.

Издательство «Комфедерация» ответило быстрее всех! Там мне предложили сотрудничество, и комикс «Клава и последняя жизнь» увидел свет осенью 2018 года.

Будьте готовы, что издатель попросит нарисовать пару альтернативных обложек для лимитированных изданий. Я прохладно отношусь к такому, но коллекционерам нравится! На Микрокомиконе они иногда покупали и подписывали для себя все доступные варианты обложек.

Кстати о подписях. Будет круто, если вы сделаете для этих целей специальное место, где они будут смотреться красиво и уместно. А ещё милоты добавляет, если на форзаце тоже что-нибудь нарисовать.

Как сделать и издать комикс
Как сделать и издать комикс
Как сделать и издать комикс

На прошедшем в Питере Микрокомиконе я впервые сидела на аллее авторов, выступала на сцене, подписывала книжки и всё такое! Это уже не имеет дело к созданию комикса, но это важная эмоциональная точка в его разработке. Очень важно правильно отпраздновать завершение этого долгого пути, а как это сделать — личное дело каждого!

На этом я с вами прощаюсь, а сама буду думать дальше, как продвигать комикс. Если есть идеи — пишите в комментариях :)

Я желаю вам всем удачи и смелости, не бойтесь написать плохой сценарий и ошибиться, никто про это не узнает кроме вас! Не откладывайте ничего «на понедельник», начинайте прямо сейчас.

Всем пока!

8989 показов
52K52K открытий
11 репост
189 комментариев

кайф, а не статья, на одном дыхании читал и уткнулся в монитор еще почти носом.
иллюстрации отличные, прекрасно дополнили материал)

Ответить

Спасибо! :) Часть этих иллюстраций были нарисованы для трейлера комикса, но не вошли в него. И я решила их допилить и использовать в статье.

Ответить

этот стильАстанавитес.жпг.mp3.tiff

Ответить

ну вы еще "мир Гамбола" в визуальной неизобретательности обвините

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

а чем он плох?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить