«О мышах и снобах»

«О мышах и снобах»

К 2019 году в России сформировалось достаточно крупное сообщество любителей комиксов. Пока не настолько крупное как на Западе, но достаточное, чтобы его можно было поделить на несколько условных групп. Для одних комикс это взрослое, серьезное чтиво выполненное в графической форме, для других — просто развлечение, или как принято говорить «книжка с картинками для дебилов». А для третьих это и то и другое — зависит от содержания.

Отнесли себя к третьей группе? Поздравляю — вы идеальный потребитель рынка. Вы — большая черепаха которая держит нашу русскую комикс-земелюшку.

Отнесли себя к «дебилам»? Тоже хорошо! У вас все в порядке с чувством юмора, самооценкой и вы вообще не паритесь по жизни. Вы один из слонов, стоящих на черепахе. Без вас все рухнет.

Отнесли себя к первой группе? Что ж, Вы именно тот, о ком и пойдет речь в этом эссе.

Черепаха, Три Слона. Как видите, в этой замечательной системе больше никого нет. А земля держится
Черепаха, Три Слона. Как видите, в этой замечательной системе больше никого нет. А земля держится

Представителей первой группы, я назову просто и понятно — снобы. Самые токсичные и самые опасные люди для нашей комикс-индустрии.

Чем же они опасны?

Хотя бы тем, что формируют у людей, не знакомых с комиксами, ложное представление о «девятом искусстве». Каждый сноб считает святым долгом показать окружающим, что комиксы это серьезно, подсовывая «Маус» (и ему подобных) в качестве примера. Якобы есть эти дебильные супергерои, а есть настоящие взрослые комиксы — графические романы.

Эти, очень разные по своему содержанию комиксы, объединяет пресловутая вывеска «графический роман». Вот только «графических романов» не существует. Термин «graphic novel» был искусственно создан маркетологами, чтобы поднять продажи комиксов среди не целевой группы. Среди «думающих» и «не таких как все», для которых слово «комикс» это какое-то фи.
Эти, очень разные по своему содержанию комиксы, объединяет пресловутая вывеска «графический роман». Вот только «графических романов» не существует. Термин «graphic novel» был искусственно создан маркетологами, чтобы поднять продажи комиксов среди не целевой группы. Среди «думающих» и «не таких как все», для которых слово «комикс» это какое-то фи.

И такие люди упускают огромное число произведений, которые выходят под вывеской «супергероика», а на деле являются прекрасным примером того, что из себя представляет комикс как форма искусства.

«Убийственная Шутка» , «Неуязвимый», «Чудеса», «Лечебница Аркхем», «Человек-Паук: Грусть», «Хоукай» Мэтта Фрэкшна и Дэвида Ахи, «Старик Логан», «Alias», «Сорвиголова: Рожденный заново» и еще десятки других знаковых комиксов. Именно их в первую очередь надо приводить в качестве примера тем, кто впервые сталкивается с этим страшным словом КОМИКС.

В противном случае вас будет ждать подобная реакция:

Если кто-то при вас ляпнет, что «Маус» это серьезно, ведь про войну, приложите его головой, ну не знаю, «Львами Багдада»
Если кто-то при вас ляпнет, что «Маус» это серьезно, ведь про войну, приложите его головой, ну не знаю, «Львами Багдада»

Допустим, эти и многие другие высказывания, с которыми я сталкивался — просто частные мнение отдельных читателей. Окей, свое мнение может иметь каждый, однако, культ «высокого искусства» нередко пропагандируется и теми, кто производит комиксы в России.

Например, в комментариях под моей предыдущей статьей о черно-белых комиксах некая художница оставила следующее сообщение:

Авторская орфография сохранена. Особенно прекрасные места выделены жирным цветом.

В чб ярче всего представлен голос автора, он чёрным по белому рассказывает нам о насущном, не прячась за пестрыми тряпками. Клава выполнена так и должна быть так выполнена, дабы установить связь с читателем, проложить мостик сквозь огромную яму потребительского отношения к искусству... И Вестерн в чб, что может быть милее особенно для тез, кто наслаждался оригиналами Жиже и Жиро. Да я их даже в руках держала, это нечто трансцендентальное, тушь, полная души, и ни один цветовой фильтр не смеет её умалят. А Траханов! Да, сейчас он стал би, но его моно в разы лучше! … Мир не должен быть сразу понятен, в нём нужно копаться, искать, чтобы установить контакт с читателем!

Ничего более смешного чем «Би-Траханов» в моем паблике еще не писали, но это не главное. Главное — какой же академический, клишированный сноб сидит в голове у человека, раз он считает, что искусство должно быть «непонятным, трансцендентальным» и т.д.

Такие взгляды уничтожают и без того немногочисленную аудиторию российской комикс-индустрии на корню.

Вы правда думаете что среднестатистический потребитель будет разбираться в «трансцендентальных» метафорах?

«О мышах и снобах»

Вся эта совковая ересь про обязательные высокие смыслы, которую до сих пор преподают в университетах старухи-искусствоведы уже давно не актуальна.

Мне, чтобы понять это, потребовалось образование в сфере искусства, сотни прочитанных комиксов и годы личных наблюдений.Но фрэшменам нашего комикспрома все это не нужно — понимание современного искусства, а в нашем случае — комикса, прочно вшито в их ДНК благодаря интернету и мемам.

Авторы комиксов «Ирвинг», «Псы Galaxy Gang» и «Сага о хитром Собакене» , я уверен, вертели на одном месте эти ваши высокие художественные стандарты. Балом правит трэш, угар и пост-пост.

Вывод:

Вне всяких сомнений, Арт Шпигельман, создавший «Мауса», и многие другие авторы, работающие в данном направлении — выдающиеся комиксисты. Но надо понимать,что их творчество формирует очень ограниченное (в рамках комиксов) мышление и не может служить основным ориентиром для новых читателей и молодых авторов.

Более того, времена сильно изменились, а вместе с ними изменились и комиксы. И если в западной комикс-культуре, чего только не пережившей, сейчас царит чрезмерно навязчивая «левая» повестка, то в российском комикс-пространстве есть из чего выбрать.

Наши комиксы смешные и серьезные. Фантастические и приземленные. Остросоциальные и циничные.

Прям как в эпоху «Золотого Века» комиксов.

И если это действительно золотое время для нашей индустрии, то давайте постараемся его не испортить, чванливо разделяя комиксы на «высокие» и «низменные». А то, знаете, истории свойственно повторяться.

«О мышах и снобах»

Спасибо за прочтение, буду рад видеть вас в своем паблике

2.1K2.1K открытий
65 комментариев

Ох, эти крики в никуда, повторяющиеся в каждом сообществе.
Мысль то верная, но вот подача ничем не лучше этих же «снобов». И их и вас куда нибудь подальше.

Ответить

Ну, автор решил, что и тут клин клином вышибают, вероятно.

Ответить

Ну... Не совсем верно. Изначально появившись как "уловка маркетологов" сейчас термин "графический роман" действительно существует. Это абсолютно обособленный формат как при написании сюжета, так и при выборе формата издания.

И нет ничего плохого, что кому-то нравятся только графические романы. Каждому своё.

Не переживайте, никто от этого не умрет :)

Ответить

У вас есть аргументация подтверждающая это? У меня есть опровержения

Хранители - графический роман? Y The Last Man - графический роман? V - значит вендетта - графический роман?

Нет. Это такие же комиксы как и все остальные, выходившие в онгоинге. Но под всеми ними пишут "графический роман" тогда как это самые обыкновенные комиксы. Просто некоторым, кто считает комиксы "сниженным" видом искусства важно чувствовать что они читают чтиво для избранных. Тогда как это все еще те же самые "сниженные" комиксы.

Все это наносит вред репутации комикса, которая и так в России хромает

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо за ваш комментарий, сохранил. Теперь у меня есть элегантный способ сказать автору, что он безграмотен)

Ответить

Забавно, но само эссе отдаёт неким снобизмом, только с другой стороны забора. Точка зрения "форма довлеет над содержанием" имеет место быть, но почему яро отрицается осмысленный поиск голоса автора, который не мешает развлекательному прочтению - не понятно. А ведь это третья группа по определению автора :)

Ладно, смириться с тем, что аудиторию делят на три условных группы можно - это всё упирается во вкусы, связанные с мейнстримом и нет, только и всего. Хотя подаётся, как намеренное продвижение некой элитарности от первой группы (будто не бывает обратного).

Графическая новелла. Маркетинг ли это? От части. Хотя объяснить можно гораздо проще. Хотим мы того или нет, но комиксы, как и книги, можно поделить на массовые/бульварные и нет. Другой вопрос, что термина "настоящей литературы" нет, а у комиксов такая возможность появилась, благодаря Уиллу Айснеру, который, если не ошибаюсь, этот термин и ввёл. Потом уже термин использовали в маркетинговых целях. Но суть ясна. Графическая новелла это всего лишь формат комикса, как и бульварное чтиво, которое все ещё остаётся книгой.

Ответить