ОБЗОР👁НАДЗОР: ТРИ столпа жанра или как я разочаровался в СТИМПАНКЕ. ЧАСТЬ I
Мне всегда нравилось вкатиться в какой-нибудь жанр, стиль или тематику и досконально изучить суть явления. Одна беда — чаще всего мне не хватало усилий, чтобы довести изучение до конца. Так как я страдаю синдромом дефицита внимания и усидчивости. Но тут я вроде справился. Более или менее. По крайней мере, на уровне «ЭТО КЛАССИКА, ЭТО ЗНАТЬ НАДО!»
Одним туманным вечером сидя у камина, покуривая трубку и попивая арманьяк, в голову мне пришла, как показалось на тот момент, замечательная с виду мысль. Вникнуть в саму суть паровых механизмов, тем самым став тру-стим-джентльменом в шляпе с гоглами, разъезжающим на паровом велоцикле. Должен признаться, визуальная эстетика технологий конца XIX века всегда меня привлекала. Я вообще любитель антиквариата и пыльной эстетики минувших эпох. А про жанровую литературную стилизацию под названием СТИМ-ПАНК я узнал благодаря увлечению творчеством У. Гибсона. Который, устав от киберпанка, решил порофлить над технологиями предков и написал книгу The Difference Engine. Которая как я полагаю заслуживает отдельного разбора.
Нет сомнений, стимпанк как жанр Гибсон не изобретал, сама его концепция витала в воздухе уже давным-давно. Сегодня предтечей жанра считается, к примеру, трилогия «Кочевники Времени» за авторством Майкла Муркока, написанная им еще в 70-х. Муркок в своих интервью скромно отмахивается от такой лести, но признавал что точки совпадения действительно присутствуют. Но, если обратиться к «авторитетным источникам» по большей части безымянным критикам, столпами жанра, золотым эталоном, жанровым мерилом числятся три книги. При этом авторы этих книг были корешами и состояли в своеобразном литературном клубе, где и обсуждали постулаты жанра. Вот эти три жанровых колосса:
1. Тим Пауэрс «Врата Анубиса» (1983)
2. Джеймс Блэйлок «Гомункул» (1986)
3. Кевин Уэйн Джетер «Ночь Морлоков» (1979)
Пожалуй начну обозрение в порядке прочтения с Врат Анубиса:
О, как здорово! Так уж сложилось, что данную книгу я прочитал еще в конце 90-х, когда даже не слыхал про этот ваш паропанк. И она, доложу я вам, вовсе не про пар и тем более не про панк. Это стандартный роман для наших широт, про попаданца во времени. Протагонист Брендан Дойль силой египетской магии переносится из "нашего" времени в Англию времён своего любимейшего поэта "серебряного века" Уильяма Эшблесса (это такой выдуманный Т. Пауэрсом на пару с Д. Блэйлоком персонаж). В эпоху когда трава была зеленее, солнце ярче, а на британском престоле восседала королева Виктория и всё было замечательно. Тут попаданец Брендан пытается всеми силами выжить и случайно становится помехой для тайного заговора египетских жрецов-землефобов, намеревающихся наконец отомстить проклятым англо-саксонским империалистическим захватчикам (долго же они ждали). На бумаге звучит круто. Как задел на мега-приключенческий блокбастер. А по факту представляет собой крайне прохладную историю в тоскливом тоне.
Проблема в том, что Тим Пауэрс сделал попаданца крайне реалистичным: у гг нет ни сверхсил, ни способностей, его познания в поэзии ничего не стоят, он просто растерянный обыватель в суровых условиях чужого времени. Буквально бомж в XIX веке. Это было бы оригинальным решением, если бы фантастический сюжет был под стать. Но египетские колдуны в сердце Лондона и обмен телами плохо вписываются в среду, где Брендану скорей грозит умереть от сепсиса, голода и холода, чем от рук зловещих тёмных сил. Брендан весь сюжет болтается как цветок в проруби, ни с кем толком не борется, а просто оказывается случайной палкой в колесе злодейских замыслов по свержению монархии. Убери его из истории — ничего бы в сюжете не изменилось. Ах, да, он и оказывается Уильямом Эшблессом, издав его стихи по памяти, чтобы не умереть от нищеты. Вот это поворот, который угадывается с первых страниц. Сюжет наполнен печальным детерминизмом, характерным для многих историй про временную петлю.
Стиль у Пауэрса очень сдержанный в меру манерный; он вызывает не неудержимую зевоту, а скорей лёгкий вздох разочарования от осознания нереализованного потенциала истории. Не поймите меня превратно, сюжет не плохой, но и не особо захватывающий. Синопсис по большей части интересней, чем само повествование, а персонажи не выразительные, как и их приключения. Не скажу, что сожалею о потраченном на чтение времени, его в некоторой мере спасает мистическая атмосфера уходящего волшебства на контрасте с неприглядной реальностью. Но все же «Врата Анубиса» начисто отбили у меня желание читать другие произведения Тима Пауэрса.
А что насчет того самого СТИМПАНКА? Ну, так его тут нет от слова совсем. Жанрово книга — это крипто-история с элементами городского фэнтези и щепоткой мистики. В конце герой спасается цепляясь за ладью Ра, которая плывёт по лондонской канализации. Действие происходит в условно нашей реальности примерно в промежутке с 1837 по 1901 год, никакой тебе альтернативной истории и фантастических паровых технологий.
Кажется, книга была коронована по ошибке, чисто за компанию, так как Пауэрс состоял в том самом гонзо-историческом триумвирате паровых искателей приключений. Как вариант, компашка на тот момент еще не определилась с сутью жанра, и каждый экспериментировал по-своему.
В любом случае, если вы жаждете услышать скрип шестерёнок и ощутить жар паровых котлов, это самая распоследняя книга, которую стоит для этого читать. И, по моему скромному мнению, считаться стимпанком не должна. Так что мимо.
А вот как пример деконструкции попаданца — вполне норм. Недаром в конце книги жалкий герой, тонущий в нечистотах, из последних сил цепляется за лодку бессмертного солнечного божества. И это выглядит печально.