Литературное наследие Mass Effect

Впечатления от знакомства с книгами одноименной вселенной.

Литературное наследие Mass Effect

Сегодня для больших игр стало в порядке вещей выходить за пределы виртуального пространства с целью увеличения Фан-базы и материальной выгоды. Со своей стороны мы, геймеры, получаем развитие любимых игровых миров в книгах, комиксах, настольных играх.

Не является исключением и такая значимая игровая вселенная, как Mass Effect, и по сему предлагаю взглянуть на книжное ответвление космооперы взглядом человека, довольно скептически относящегося к «книгам по мотивам», но при этом считающим себя большим любителем Mass Effect и художественной литературы в целом.

Д. Карпишин «Открытие», «Восхождение», «Возмездие»

Литературное наследие Mass Effect

Не думаю, что найдется хоть один поклонник Mass Effect, не слышавший о трилогии Дрю Карпишина, выходившей с 2007 по 2010 гг. «Открытие», «Восхождение» и «Возмездие» – идеальный пример развития игровой вселенной. Это не десятки графоманских томов с названиями «Метро» и «S.T.A.L.K.E.R.» на обложке или пересказ сюжетов игр Assassin’s Creed. Это цельное каноничное произведение, позволяющее лучше узнать мир любимой игры.

Я не буду подробно останавливаться на каждой из книг и ограничусь лишь общими словами.

В своих романах Дрю Карпишин, сценарист оригинальной трилогии Mass Effect, рассказывает о событиях предшествовавших, а также происходивших в промежутках между основными частями игры. Такой подход, безусловно, обогащает лор, здорово дополняет основную историю, предавая ей целостности, позволяет под другим углом взглянуть на события игры и персонажей. Так, например, становится понятным, как Сарен попал под влияние Коллекционеров, немного света проливается на расу Жнецов, а корпорация «Цербер» приоткрывает свою завесу тайны. Многие колоритные персонажи, такие как Андерсон, Призрак, Сарен, Ария Т’Лоак, заслуженно получили развитие на страницах книг Карпишина.

Трилогия создана в первую очередь для широкой массы фанатов игры. Она написана простым легко читаемым языком, быстро увлекает, особо не проседает в повествовании и умеет местами держать в напряжении. При этом не стоит ждать от творений Карпишина глубокого смысла и литературных откровений. Для этого нужно читать совсем другие произведения.

Книжная трилогия Mass Effect не лишена недостатков, но со своей целью справляется великолепно. Прекрасный пример того, каким должен быть Фан-сервис.

В данной серии есть и четвертая книга под названием «Обман» за авторством некоего Уильяма Дитца, которая сюжетно завершает трилогию Карпишина. Лично я с этим произведением не знаком, но, судя по рецензиям в Интернете, это сущий мрак.

Дж. М. Хаф, К.К. Александер «Восстание на «Нексусе»

Литературное наследие Mass Effect

«Восстание на «Нексусе» – официальный приквел видеоигры Mass Effect: Andromeda, если верить обложке. Несложно догадаться из названия, что книга посвящена восстанию на станции «Нексус», которое имело место быть непосредственно перед прибытием ковчега «Гиперион» с четой Райдеров на борту.

На протяжении игры нам не раз доводилось слышать об этом восстании, сталкиваться с его последствиями и непосредственными участниками. Неплохая идея заинтересовать поклонников событиями, предшествующими началу игры, изначально оказалась обречена на провал бездарностью авторов, как писателей. «Восстание на «Нексусе» – это худшее, что мне доводилось читать за очень долгое время.

На страницы романа поместили самых неинтересных персонажей Mass Effect: Andromeda и заставили взаимодействовать между собой. Танн, Эдисон, Спендер – подозреваю, что не только меня раздражали эти личности в игре. Что ж, теперь о них есть целая книга.

С главной героиней дела обстоят еще хуже. Слоан Келли – женщина-солдат, непонятно за какие заслуги назначенная директором по безопасности станции «Нексус». Абсолютно плоский и отталкивающий персонаж. Авторы стремятся изобразить ее жесткой и резкой женщиной, которая и за словом и за кулаком в карман не полезет, но на деле она больше напоминает обычного районного гопника.

Сам же сюжет не представляет интереса ни как отдельная история, ни как приквел. Я не знаю, чем он может заинтересовать читателя. Здесь нет глубоких персонажей, интересных сюжетных ходов, непредсказуемых поворотов или обескураживающих развязок. Даже самому восстанию уделено всего пару глав, а остальное – жуткая рутина. Почему бы, к примеру, не обыграть тему психологии взаимоотношений между людьми в условиях выживания в экстремальной ситуации? Видимо, не хватило таланта.

Не вспомню, когда последний раз с таким усилием заставлял себя дочитывать книгу. Повествование мало того, что подается нудным и безликим языком, так еще и переполнено ненормативной лексикой, что уже само по себе вызывает отвращение. Возможно, доля вины лежит на плечах переводчика, но, что-то мне подсказывает, что нет. Во время прочтения меня постоянно не покидало чувство деградации и больше всего хотелось поскорей закончить, чтобы вдумчиво почитать какое-нибудь серьезное произведение.

Я никогда и никому не стану рекомендовать эту книгу к прочтению. Даже ярым фанатам Mass Effect: Andromeda. Не тратьте ни время, ни деньги, если только не хотите использовать ее в качестве примера того, как не нужно писать книги.

Н.К. Джемисин, М. Уолтерс «Инициация»

Литературное наследие Mass Effect

Еще одна книга во вселенной Mass Effect: Andromeda, являющаяся ее приквелом, но уже с дрогой историей и другими героями. Перед прочтением я ожидал чего-то в духе «Восстание на «Нексусе», но «Инициация» оказалась на удивление милым произведением под стать своей героине.

Сюжет стартует, когда Кора Харпер присоединяется к «Инициативе «Андромеда» и начинает работать под началом Алека Райдера. Ее первым боевым заданием становится простая на первый взгляд задача отыскать и вернуть украденную секретную технологию, без которой путешествие в Андромеду теряет смысл. Очевидно, что миссия оборачивается для Коры настоящим испытание, как физического, так и морального характера.

Кора Харпер, один из самых удачных, на мой взгляд, персонажей Mass Effect: Andromeda, заслуженно получила свой личный книжный спин-офф. Помогло ли это ее раскрытию? Едва ли.

В романе вскользь упоминается о семье, о детстве, проведенном на грузовом корабле, о службе в Альянсе и десанте азари. Авторы поверхностно обхватывают события из прошлого героини, так или иначе повлиявшие на формирование личности, но ни одному из них не уделяют должного внимания. Даже судьбоносная встреча Коры с Алеком Райдером ничем не отличается от любой другой проходной сцены. Не до конца понятными остаются и мотивы молодой девушки навсегда покинуть галактику. Ее внутренний мир и характер мы наблюдаем, по сути, лишь через призму отношений с искусственным интеллектом. Сама эта идея местами выглядит неплохо, но все равно отдает банальностью, что, несомненно, вызывает вопросы к способностям авторов.

Очень милая и абсолютно положительная – единственное впечатление, которое оставляет Кора после прочтения. К сожалению, ни о какой глубине персонажа речи не идет, хотя все предпосылки для этого имелись.

Кора Харпер. Фан-арт
Кора Харпер. Фан-арт

В отличие от предыдущего произведения, «Инициация» представляет хоть какую-то ценность для фанатов. Читатель по крупицам, но все-таки найдет здесь информацию, необходимую для лучшего понимания лора Mass Effect: Andromeda.

Во-первых, взаимоотношения Коры и Алека Райдера приобрели предысторию. Пусть скомканную, но тем не менее. Во-вторых, уделено внимание искусственному интеллекту СЭМ и его роли в «Инициативе «Андромеда», плавно перетекающей в истинные мотивы самой «инициативы». В-третьих, наконец, объясняется причина, по которой статус первопроходца в комплекте с СЭМом унаследовал один из детей Райдера, а вовсе не Кора, как изначально планировал сам Алек.

Думаю, хотя бы эти факты уже более-менее способны расположить книгу к поклоннику оригинальной игры.

«Инициация» очень простое произведение. Оно не захватывает своим сюжетом, но и не раздражает при этом. Здесь есть пара «неожиданных» поворотов, но вся их ценность сводится на нет, потому как все мы знаем, что главная героиня в конечном итоге добралась до Андромеды живой и невредимой.

Книга читается очень легко и вполне сгодится для коротания времени в общественном транспорте, но не более.

Знакомство с печатным изданием Mass Effect не изменило моего отношения к произведениям в жанре «книги по мотивам». Возможно, такие вещи не стоит оценивать по меркам серьезных художественных произведений. С другой стороны – почему нет? Ведь в таком случае, получается, мы заведомо признаем, что геймеры заслуживают Фан-сервис низкого качества.

Не смотря на те немногие положительные моменты, что я отмечал в тексте, книги серии Mass Effect не выдерживают никакой критики и болтаются где-то на уровне «бульварного чтива». И если в случае с Карпишиным ситуацию спасает любовь и внимание автора к вселенной, для которой он является чуть ли не отцом, то «Инициация» и «Восстание на «Нексусе» – всего лишь посредственные поделки, паразитирующие на имени Mass Effect.

P.S. Книг по играм большое множество, но я не берусь кричать, что все они низкопробный отстой. Рекомендуйте в комментариях достойных представителей. Для хорошей книги всегда найдется место на полке.

22 показа
12K12K открытий
31 комментарий

Книги книгами, но после торжественных похорон годного сюжетного твиста с другой галактикой я хз что может реанимировать серию

Ответить

Сегодня похоронили, завтра воскресили - это же фантастика.

Ответить

"Сарен попал под влияние Коллекционеров"
Чувак, ты не прав. Сарен с ними не контактировал от слова "вообще". Только Назара/Властелин имел влияние над Сареном.

Ответить

Имелись ввиду Жнецы, видимо запутался товарищ.

Ответить

Карпишину намного лучше удалась трилогия по МЭ, чем про Дарта Бейна имхо. Да и вообще он крайне посредственные книжки про старую республику написал.

Ответить

Ну не скажите. В трилогии Бэйна все же очень хорошо была раскрыта темная сторона и отношения ученик-учитель и ситхов. Конечно глупо сравнивать книги написанные сценаристом для отдельно взятой аудитории фанатов той или иной вселенной с книгами культовых авторов, но все же.

Ответить

Да про МЭ тоже не фонтан. Сценарист из него получше, чем писатель.

Ответить