Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

Подробная и интересная история жизни культового автора.

Если чья-то биография и заслуживает внимания, так это биография Алана Мура, автора «Хранителей», «V — значит вендетта» и многих других культовых комиксов и графических романов. Личность автора окутана множеством мифов и легенд — почти все они связаны с его резким характером, нелюдимостью и увлечением магией.

В 2013 году писатель Ланс Паркин выпустил книгу про Мура, а недавно издательство fanzon перевело её на русский язык. Это важное событие: творчество Алана Мура давно уже стало синонимом качественных и глубоких графических историй для серьёзных читателей.

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

Неординарная личность Алана Мура вкупе с его значительным вкладом в индустрию комиксов превращают «Магию слова» в действительно занимательное произведение. Хотя Паркину и не удалось избежать привычных уже недостатков книг этого жанра.

В своей основе «Магия слова» — типичная биографическая книга об известном человеке. Во вступлении Паркин рассказывает о значимости автора и проблемах со сбором информации (во многом как раз из-за нелюбви Мура к публичности). А дальше — последовательно разбирает его жизнь и творчество с самого детства и до наших дней (точнее до 2013 года, когда был выпущен оригинал), приводя всевозможные факты и цитаты, а затем делая собственные выводы.

Алан Мур фото: Митч Дженкинс
Алан Мур фото: Митч Дженкинс

Но у «Магии слова» есть важная отличительная черта, которая не даёт тексту превратиться в банальный пересказ «Википедии». Всё-таки Мур — одна из самых значимых фигур в индустрии. Он сам вырос на классических комиксах, а позже очень сильно повлиял на развитие жанра.

И поэтому Паркин рассматривает вопрос намного шире, не останавливаясь только на центральном герое, а описывая политические события в мире и развитие комиксов в определённые этапы жизни Мура.

Говоря о биографии и взрослении, автор знакомит читателя с бытом и учёбой в Нортгемптоншире, а когда дело доходит до комиксов, которые повлияли на увлечения и характер будущего писателя, не обходится без упоминания классики и творчества Стэна Ли — в его «Фантастическую четвёрку» влюбился юный Алан Мур.

Первый выпуск «Фантастической четвёрки»
Первый выпуск «Фантастической четвёрки»

И тут уже на несколько страниц сам Ли превращается в главного героя — автор рассказывает о его вкладе в индустрию, новой волне популярности Marvel и переменах в жанре.

Такие отступления встречаются на протяжении всей книги — Паркин посвящает целые страницы творчеству друзей Мура, его конкурентов и просто значимым событиям в мире комиксов. Таким образом он делает книги Мура не «вещью в себе», а показывает, какое место они занимали в индустрии и как влияли на читателей.

Что не менее важно, первые главы, посвящённые раннему творчеству Мура, не превращаются в традиционную подводку к его самым популярным работам. Ещё во вступлении Паркин говорит, что многие знакомы с «V — значит вендетта», «Хранителями» и «Убийственной шуткой», но это лишь небольшой период в жизни Алана Мура, а талант писателя выходит далеко за пределы самых популярных его работ.

Поэтому сначала можно немало узнать и о ранних произведениях Мура: его знакомстве с коллегой и наставником Стивом Муром, первых опытах в британских сериях 2000AD и «Доктор Кто». А также о глобальном подходе к сюжетам, который редко проявляется в коротких историях, и авторских комиксах вроде «Волшебного кота Максвелла» — яркого примера самовыражения Мура.

Джилл Де Рэй — псевдоним Алана Мура
Джилл Де Рэй — псевдоним Алана Мура

Вообще книга изначально рушит представления о писателе как о мрачном и замкнутом человеке — молодой Мур оказывается очень открытым и дружелюбным. Но Паркин, конечно, не забывает о его эксцентричных поступках, а также об участии в музыкальных коллективах, работе над сценариями к театральным постановкам, колонках о феминизме, юмористических и фантастических комиксах и прочих аспектах творчества.

Так показан постепенный переход Мура от фрилансера, рассылающего свои работы всем издательствам, к профессиональному сценаристу, входящему в пятёрку лучших авторов Британии.

Разумеется, немало внимания уделено самым известным работам Мура. Намёки на «V — значит вендетта» появляются ещё в описании юных лет автора, когда он впервые придумал историю о террористе в белой маске.

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

Часть про создание «Вендетты» не ограничена всем известными фактами о том, как был придуман образ Гая Фокса, или же размышлениями об актуальной для Мура темы тоталитарного общества — обо всё этом можно узнать и из коллекционного издания самого комикса.

В своей книге Паркин разбирает и страсть автора к написанию очень подробных сценариев, а потом и будничную работу художников, колористов и всех, кто принимает участие в работе над комиксами.

Таким образом, история комикса — это одновременно и экскурс в политическую ситуацию и мировоззрение авторов, и рассказ о кропотливом процессе создания графического романа.

Примерно с этого момента начинает остро чувствоваться недостаток визуальных примеров. Конечно, Мур всегда делал акцент на содержании, да и книга неслучайно названа «Магия слова». Но при разборе стилей различных художников и нововведений, которые придумали Мур и Дэвид Ллойд, сразу хочется их увидеть и сравнить со страницами классических комиксов.

К сожалению, для этого придётся лезть в интернет или же искать соответствующие книги. А буквально пара панелей могла бы спасти ситуацию и добавить «Магии слова» яркости. К тому же, было бы интересно увидеть какие-то архивные фото из жизни Мура, посмотреть на его коллег.

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

Значительная часть книги ожидаемо посвящена работе Алана Мура с американским издательством DC, начиная с первых попыток, когда ему доверили перезапустить серию «Болотная тварь», и он превратил комикс в настоящий хоррор. В рассказе о цензуре, из-за которой приходилось согласовывать все комиксы перед их выпуском, нетрудно заметить сходство и с советскими порядками, и с некоторыми реалиями сегодняшних дней.

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

«Хранителям» в книге отведена целая глава. Причём называется она «Это несмешно. Ха-ха-ха-ха-ха!». Заголовок двусмысленный: он одновременно намекает и на персонажа по прозвищу Комедиант, и на саму идею графического романа.

Причём Паркин осознанно делает акцент на том, что Мур задумывал «Хранителей» как иронию над супергеройскими комиксами. Он даже приводит цитаты самого автора, который недоволен, что его творение воспринимают как слишком серьёзную и мрачную историю.

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

И Паркин не только подчёркивает саркастичную задумку и яркие цвета комикса (даже сравнивая цветовую гамму с будущей экранизацией), но и показывает разницу между британским и американским юмором, объясняя, почему в США «Хранителей» приняли так серьёзно, а «Судью Дредда» экранизировали, забыв о критике тоталитарного общества.

А вот те, кто ждёт интересных подробностей создания «Убийственной шутки», могут остаться разочарованы. Она, разумеется, упомянута, но лишь вскользь. Возможно, из-за того, что Мур сам не слишком привязан к этой работе и считает свой вклад в историю Бэтмена необоснованно мрачным.

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

Ланс Паркин предпочитает рассказать о влиянии «Хранителей» на продажи комиксов, качество издания и на их популярность среди серьёзной аудитории. И это важно не только с точки зрения истории индустрии комиксов: именно популярность графического романа привела к ссоре автора с DC Comics.

Кстати, здесь интересно узнать об истинных причинах конфликта. Ведь, несмотря на то, что книга посвящена Алану Муру и его творчеству, он не показан здесь единственным пострадавшим — мы узнаём о странностях его характера и проблемах подхода к контрактам (при том, что Мур получал немалые отчисления за переиздание «Хранителей»).

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

Ну а дальше начинается период жизни Мура, в котором сама личность автора уже становится ярче, чем многие его работы. Это касается и его протестов против законов, осуждающих гомосексуальность, и его открытые отношения с двумя женщинами, и многое другое.

При этом Паркин не слишком увлекается пересказом личных подробностей, делая акцент на том, как всё это отражалось на творчестве автора: если бы он не расстался с женой, то не познакомился бы с будущим соавтором Мелиндой Гэбби, если бы не ушёл из DC — не стал бы делать независимые комиксы, и не начал сотрудничать с Image, дававшей авторам больше прав.

Рассказ о творчестве Мура после создания «Хранителей», но до появления «Из ада» позволит тем, кто знаком с автором только поверхностно, узнать о его менее известных работах: от порнографических «Пропащих девчонок» (как ни странно, предвестника «Лиги выдающихся джентльменов») до малоизвестного «Маленького убийства».

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

И конечно, одна из глав посвящена самому странному увлечению Мура — магии. Причём Паркин не пытается чётко трактовать эту сторону жизни писателя. Он позволяет читателю самому решать всерьёз ли Алан Мур стал последователем бога-змея Гликона, просто устал от будней и забот, сошёл ли он с ума или же просто решил в очередной раз эпатировать публику.

Но началось это не случайно, Мур увлёкся магией во время работы над ещё одним знаковым произведением — «Из ада». И история его создания (а также процесс написания «Лиги выдающихся джентльменов») подводит к финальной и очень актуальной сейчас главе — экранизациям произведений Мура.

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

Эта часть важна ещё и по той причине, что сам автор не любит большинство киноверсий своих работ и отказывается от гонораров, отдавая их художникам. Но и тут есть несколько удивительных моментов. Например, упоминание первой версии «Хранителей», которые задумывал Терри Гиллиам вместе с самим Муром. Или же совсем неоднозначные слова самого писателя об отчислениях.

Здесь снова не хватает визуального ряда, особенно в описаниях перемен атмосферы и образов героев, но всё же отличия книг от экранизаций разобраны очень наглядно — вплоть до разницы английского и американского завтрака в «V — значит вендетта».

Писатель, маг, безумец: обзор книги «Алан Мур. Магия слова»

А после финала книги читателей ждёт небольшое послесловие от автора русского перевода, где он описывает события в жизни и творчестве Мура, которые произошли с момента публикации оригинала до сегодняшнего дня.

Отличие стиля, конечно, чувствуется, но тут, видимо, и не было цели продолжить книгу — лишь компенсировать пробел. Правда, слишком уж много времени уделено противостоянию Мура и ещё одного известного автора комиксов Гранта Моррисона. В остальном же, просто перечислены главные и ещё незаконченные работы, а также новые экранизации.

Если говорить о недостатках книги, то можно выделить лишь излишнюю склонность Паркина к подробным описаниям со множеством имён, которые иногда путают и утомляют. Порой это идёт во вред «художественности» книги, превращает её в энциклопедию для фанатов.

Тем более, что «Магия слова» — и так объёмный том в 600 страниц. К тому же, сноски тут приведены в конце: это удобно, когда речь идёт про ссылки на источники, а вот многие важные комментарии так можно пропустить.

На полках магазинов книга может показаться бледноватой. Отчасти это связано с тем, что графические романы Алана Мура сейчас выходят в красивых глянцевых премиум-форматах. А «Магия слова» — обычная книга без иллюстраций и фотографий на недорогой бумаге. Но всё же название выбрано не зря — интересные факты и подробная биография знаменитого автора полностью компенсируют для поклонников все недостатки оформления. А другим её читать и нет смысла.

5.2K5.2K открытий
7 комментариев

Интересующимся могу посоветовать ещё книгу Watchmen and Philosophy. Это сборник эссе по Хранителям от философов из американских универов. Они различаются по качеству, а высказанные в них соображения порой сомнительны, но главная ценность книги в том, что там подмечено множество моментов, касающихся самой структуры комикса, неочевидных на первый, и даже на второй и третий, взгляд.

Ответить

Если говорить о недостатках книги, то можно выделить лишь излишнюю склонность Паркина к подробным описаниям со множеством имён, которые иногда путают и утомляют.

Типичный Паркин

Ответить

Не могу не соласиться. Причём понимаю, что если по делу обращаться к книге, то отличный источник информации. Но иногда читаешь, аж в глазах рябит

Ответить

Да, биография просто отличная. Читал с удовольствием.

Ответить

Серия из 10 частей по биографии Мура. Мне понравилось.

Ответить

Да, тоже читал, авторы отлично постарались

Ответить