Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Рассказываем об авторе «Лавины», «Алмазного века», «Барочного цикла» и других выдающихся фантастических книг.

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Нил Стивенсон получил первую широкую известность, как идейный продолжатель киберпанка. Когда отцы-основатели Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг объявили движение «умершим», романы «Лавина» и «Алмазный век» доказали, что киберпанк рано списывать со счетов. Однако Стивенсон так и не стал типично «жанровым» писателем — каждая его работа открывает новые грани таланта автора.

Сегодня мы поговорим о творческом пути одного из самых самобытных и оригинальных писателей-фантастов современности.

Первые шаги

Нил Стивенсон родился 31 октября 1959 года в американском городке Форт-Мид. Происходя из семьи ученых (мать была техником-биохимиком, а отец — профессором электротехники), будущий писатель не мог не проявить интереса к естественным наукам. А дверь в мир фантастики ему отворили Роберт Хайнлайн и Андрэ Нортон.

Стивенсон учился в Бостонском университете. Сперва он изучал физику, а затем сфокусировался на географии — ради того, чтобы иметь возможность больше времени работать на университетском компьютере. Тогда же Нил впервые проявился интерес к программированию.

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Дебютный роман 1984 года «Большое У» остался практически незамеченным — позднее и сам Стивенсон признал, что книга получилась слабоватой. Спустя четыре года вышел «Зодиак: эко-триллер», который тоже не привлек значительного внимания публики. Уже во время работы над «Лавиной» автор задумал под новым псевдонимом «написать что-нибудь массовое» — по его словам, ему надоело сочинять книги ради 500 человек.

Но вот парадокс: следующие произведения (написанные уже под именем Стивен Бьюри в соавторстве со своим дядей) покупали, потому что они вышли из-под пера автора «Лавины» — книга по-настоящему выстрелила.

«Лавина» и «Алмазный век»: посткиберпанк, который мы заслужили

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Основоположники классического киберпанка, Гибсон и Стерлинг, толком не умели пользоваться компьютером. На их фоне Нил Стивенсон, будучи программистом и технарем, смотрелся очень выигрышно, когда ворвался в это движение. На момент выхода в 1992 году «Лавины» киберпанк считался мертвым — и тогда то литературное движение, что развивало его темы прозвали посткиберпанком.

В «Лавине» Стивенсон описал мир будущего, в котором на смену государствам пришли влиятельные корпорации, и человечество создало Метавселенную — виртуальный мир, объединяющий граждан всей планеты. Герой книги, Хиро Протагонист, работал доставщиком пиццы, пока не разбил машину и не задолжал денег мафии. Тогда он отправился в Метавселенную, чтобы зарабатывать сбором и продажей информации, но обнаружил появление странного инфовируса.

В некотором смысле «Лавина» получилась пророческой — писатель спрогнозировал появление социальных сетей и виртуальной реальности, хотя на момент выхода книги это было примерно такой же фантастикой, как полеты на Марс. Романом вдохновлялись многие бизнесмены и разработчики — среди них, например, Ларри Пейдж и Сергей Брин.

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Спустя три года Нил Стивенсон выпустил «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц». Его события развиваются спустя десятилетия после «Лавины», но прямой связи между книгами нет. На этот раз автор выписал уже более продвинутое будущее, в котором смешались традиции викторианства и достижения в области нанотехнологий. Сюжет разворачивается вокруг девочки из низшей прослойки общества, в руки которой случайно попадает интерактивный гаджет, созданный для обучения настоящей леди.

Роман принес автору премии «Хьюго» и «Локус», а Стивенсон отмечал, что намеренно написал книгу, максимально непохожую на «Лавину». Хотя сильные стороны автора — образность и выразительность стиля, ироничность и увлекательность — остались на месте. Если «Лавина» стала жемчужиной посткиберпанка, то в «Алмазном веке» Стивенсон выстраивает полемику с Уильямом Гибсоном и его взглядом на мир будущего.

«Криптономикон» и «Барочный цикл»: экскурс в историю

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

На протяжении своей карьеры Нил Стивенсон раз за разом продолжал действовать вопреки ожиданиям читателей. В 1999 году он представил роман «Криптономикон» — эдакий гибрид фантастического триллера и исторического романа. В сюжете принимают участие такие реальные исторические деятели, как Алан Тьюринг и Рональд Рейган, а главный акцент сделан на искусстве криптографии и защиты информации.

Следом Стивенсон решил еще сильнее погрузиться в историю. Так появилась «Барочная трилогия» («Ртуть», «Смешенье» и «Система мира»), среди персонажей которой — Петр I, Ньютон, Людовик XIV, Лейбниц и другие. Критики отметили, что как бы сильно писатель не «вторгался» в события давно минувших дней, он всегда придерживается исторических фактов и деталей, а художественным вымыслом скорее заполняет белые пятна истории. Главой темой трилогии стало зарождение науки и прогресса в 17-18 веках.

«Анафем» и «Вирус Reamde»

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Выпущенный в 2008 году «Анафем» вновь всех удивил. По масштабу и размаху событий роман сопоставим с «Гиперионом» Симмонса. События разворачиваются в мире, где орден ученых инаков долгое время хранили свои знания в монастыре. Однако когда над миром навесает угроза, группа инаков покидает стены обители, чтобы использовать накопленные знания. Стивенсон вновь создал многослойный, философский и увлекательный роман с отсылками к истории науки и мотивам классической научной фантастике.

А вот «Вирус Reamde», вышедший в 2011, собрал гораздо меньше восторженных отзывов, чем предыдущие работы писателя. На сей раз Нил Стивенсон написал технотриллер о популярной вымышленной онлайн-игре, в которую мошенники пытаются интегрировать вирусы, вымогающие у пользователей деньги. Роман получился динамичным и бойким, но присущая автору глубина и глубокий подтекст куда-то пропали.

От Blue Origin до «Семиевия»

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Нил Стивенсон — хороший друг Джеффа Безоса, основателя интернет-гиганта Amazon. В 1999 году писатель присоединился к его стартапу Blue Origin (тогда еще Blue Operations). Стивенсон занимался в компании преимущественно генерированием новых идей и работал в ней вплоть до 2006 года. Нила привлекали не только проекты компании, но и возможность приблизиться к передовой науке, чтобы оставаться в авангарде фантастики, а также находить вдохновение для будущих книг. И именно в те годы у него зародился идея романа «Семиевие». Сам Безос стал прототипом предпринимателя-астронавта Шона Пробста.

Некоторые из самых диковинных идей в «Семиевии”, такие как использование хлыстов в качестве устройства для перемещения или передачи импульса, или идея напоминающих хлысты цепных структур — весь этот материал пришел от Blue Origin.

Нил Стивенсон

Сюжет «Семиевия» начинается с того, что Луну пронзает неизвестный объект, и теперь осколки спутника грозятся обрушиться на Землю. Человечество обречено, если только не сумеет создать своего рода ковчег на орбите планеты. Умы всей планеты объединяются для работы над грандиозным проектом, а спустя века потомки уцелевших пытаются выстроить новую цивилизацию.

Роман получился увесистым и включает в себя сразу три истории, каждая из которых могла бы стать отдельной книгой. Стивенсон посвятил книгу не только катастрофе, угрожающей планете, но и последующей судьбе человечества, при этом стремясь к максимальной научной достоверности.

«Семиевие» напоминает мне обо всём, что я люблю в научной фантастике. Это великолепный роман, в котором можно потеряться, у которого можно учиться и о котором можно размышлять. Именно эта книга больше всех других заставляет меня думать о возвращении к постоянному чтению научной фантастики.

Билл Гейтс

Взлет и падение ДОДО

Творческий путь Нила Стивенсона — звезды интеллектуальной научной фантастики

Не все произведения Нила Стивенсона принадлежат к научной фантастике и отличаются серьезностью. И «Взлет и падение ДОДО» — пожалуй, самый легковесный роман автора. Он работал над ним вместе с Николь Галланд — Стивенсону требовался женский взгляд на историю и проработку некоторых персонажей.

Книга рассказывает об организации, которая собрала свидетельства существования магии в прежние времена. Наступление технического прогресса убило волшебство — но его можно вернуть, если вмешаться в прошлое. Причем вмешаться нужно ненавязчиво, чтобы ничего не испортить. Роман рассказывает о приключениях героев в разные временные эпохи. Это — увлекательный приключенческий триллер с неглупыми сюжетными ходами и яркими персонажами.

***

Нил Стивенсон — очень умный, разносторонний и интересный человек. На счету автора десятки престижных наград, включая «Хьюго», «Локус» и премию Роберта Хайнлайна. Он увлекается историческим фехтованием, имеет опыт работы программистом, интересуется криптографией и наукой в любых его проявлениях. Но главным в своей жизни Стивенсон все-таки называет писательство — так много идей просятся на бумагу, что он отказался от регулярного чтения соцсетей и любых активностей в Интернете.

Сейчас на английском выходит роман Fall, or Dodge in hell (Падение, или Додж в аду). Сам автор называет новую книгу квинтэссенцией своего творчества — это одновременно сиквел и к Readme, и к «Барочному циклу».

11 показ
5.9K5.9K открытий
12 комментариев

Есть еще небольшая глава из жизни Нила Стивенсона, которая грязным пятном расползлась по майке его репутации. В 2012 году он как фантаст и любитель исторического фехтования собрал на кикстартере деньги на мультиплеерную игру с правдоподобным историческим фехтованием. Бить можно из разных стоек, поддержка контроллеров движения и много всяких красивых слов, они легко выходят из писателей. Признаюсь, я тоже кинул в него денежкой и стал наблюдать, что же будет. По итогу команда бросалась то туда, то сюда без четкого плана, всрали все полимеры, выпустили одно хромоногое демо и продемонстрировав пустые карманы, отчитались в том, что деньги всё. Может Нил Стивенсон и гениальный писатель, но как организатору ему еще предстоит еще работать и работать над собой. Так что если этот тип захочет втянуть вас в свою очередную аферу, то советую дважды подумать.

Ответить

Ох. Графон-то какой для 2012го.

Ответить

Книги Стивенсона лично мне сложно читать, многие из них мне давались очень тяжело, далеко не с первого раза (пожалуй единственная книга которая была мной прочитана за один присест - Вирус Reamde), но они очень хорошо вознаграждают за приложенные усилия.
Для меня его произведения некий аналог роуг лайт от мира книг - после каждой попытки ты откатываешься назад, но становишься немного сильнее пока наконец не проходишь от начала до конца

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Если про "Взлёт и падение ДОДО", то она ещё в прошлом году переведена. На литрес есть.

Ответить

<del>

Ответить

Семиевье - первая книга, которую я захотел перечитать. А я прочел много хороших книг. И ещё больше - не очень хороших)
P. S. РОТФУСС БЛЭТ, ПИШИ ДАВАЙ (извините, каскадный эффект)

Ответить