{"id":2412,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=2412&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=1620c155cf544062859cfaabcc12f9dd73613708c43c381ba3dbf0828037edcd","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как делаются комиксы (на примере «Вора теней»)

Если составить топ самых частых вопросов, которые возникают у людей, впервые заглянувших в российский магазин комиксов, то среди обычных и привычных «это все по фильмам?», «есть что-нибудь для взрослых?», и «я думал, у нас это непопулярно», в списке обязательно будет вопрос «а как вообще рисуют комиксы?». Я решил написать пост с описанием разных этапов работы над современным оригинальным комиксом.

Во многих изданиях западных комиксов есть секция дополнительных материалов, где на этот вопрос дается ответ разной степени подробности, но мне показалось, что может быть интереснее не переводить тексты о заграничном опыте, зачастую, устаревшие, а «препарировать» российское произведение, причем современное. Благо под рукой такое как раз имеется.

Мы разберем процесс работы на примере комикса «Вор теней», который не так давно вышел в нашем издательстве Jellyfish Jam; я выбрал «Вора» еще и потому, что он полностью опубликован онлайн с одобрения авторов. Так что сравнить то, что вы увидите в этом посте с готовым результатом сможет любой желающий. Сценарий комикса писали москвичи Алексей Волков и Кирилл Кутузов, рисовал его екатеринбуржский художник Алексей Горбут.

Обложка комикса «Вор теней»

Важнейшую роль в создании сценария «Вора теней» играл его формат. Волков и Кутузов уже пробовали выпускать комиксы в виде периодически выходящих выпусков или отдельных книг: в частности, именно так выходил стильный сюжет «Победители Невозможного», который тоже рисовал Горбут. Однако, по мнению сценаристов, авторские комиксы в «книжном» формате после выхода «растворяются» в море других релизов. Формат же периодически выходящих выпусков накладывает на авторский коллектив определенные обязательства и предполагает жесткое соблюдение сроков — выдавать хотя бы один выпуск в два месяца в российском независимом комиксе не удается, наверное, никому. Поэтому «Вор теней» был задуман, как самодостаточный рассказ, имеющий начало и конец. Таким образом, покупателя не смущает цифра с номером на обложке и его никто не заставляет покупать следующие выпуски, чтобы узнать, что будет дальше; каждый выпуск рассказывает отдельную историю без жесткой привязки к предыдущим.
В частности, этот формат побудил сценаристов отказаться от длинного рассказа об истории их главного героя, Нумеродоса. Если бы «Вор теней» был серией «с продолжением», они могли бы посвятить происхождению Доса один, а то и несколько целых выпусков — но от этой роскоши пришлось отказаться. Поэтому комикс начинается сразу «с места в карьер», со сцены подземной погони — эта сцена практически не менялась в разных ревизиях сценария.

1 стр

Большая панель

ДОС бежит от трёх ГЛОКИХ КУЗДР по чему-то вроде канализации (вода под ногами, каменные стены, арки и всякое такое)

КУЗДРА 1: ШТЕКО! ШТЕКО!

КУЗДРА 2: БОКР! ШТЕКО! БОКР!

КУЗДРА 3 (ближе всех): БУДЛАНУ!

ДОС: СЕБЯ БУДЛАНИ, СВОЛОЧЬ!

Под большой панелью – три поменьше

«МЕНЯ ЗОВУТ НУМЕРОДОС. Я – ПОХИТИТЕЛЬ ТЕНЕЙ ИЗ ПЁСТРОЙ БАНДЫ…» ДОС стоит, сжав кулаки.

«Я УПРАВЛЯЮ ТЕМНОТОЙ… МЕНЯ НАУЧИЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ…»

Рука ДОСА вытянутая (от первого лица), недоумевающие Куздры, крик ДОСА : «СТОЯТЬ!»

«НО Я БОЛЬШЕ НЕ ХОЧУ ИМЕТЬ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ТЕМИ, КТО МЕНЯ УЧИЛ!»

За Куздрами – три высокие тени, Куздры напуганы, тени выглядят как они сами, только вытянутые.

Единых правил оформления сценария комиксов не существует, да и Волков с Кутузовым не впервые работают с Горбутом — следовательно, у них есть между собой определенное понимание, так что они не снабжают текст подробными пояснениями. «Панелью» здесь сценаристы называют кадр комикса; реплики персонажей они пишут, как в театральной пьесе; в кавычках идет «закадровый» текст, голос рассказчика. Внешний вид Нумеродоса и других персонажей обсуждался заранее, поэтому сценаристы оставляют только общие пожелания художнику и дальше полностью доверяют его вкусу. Ниже в галерее — четыре основные этапа работы художника.

Получив сценарий, художник первым делом делает карандашный набросок — он тестирует композицию, расположение кадров и персонажей/предметов внутри, а также прикидывает, где будут находиться баллоны с текстом. Правда, сам он их рисовать не будет — в современной индустрии текст добавляют отдельным слоем на стадии верстки поверх готового рисунка; в прошлом, действительно, художникам приходилось рисовать баллоны самим. Убедившись в том, что композиция «работает», Горбут приступает к рисованию. Рисует он карандашом — это и дань традиции и возможность на раннем этапе что-то подкорректировать.
Поверх карандашного рисунка художник рисует то же самое еще раз — тушью и маркерами, определяя контуры и добавляя акценты. Теперь рисунок становится более рельефным и выразительным; на этом работа с бумажной копией страницы завершена. Художник ее сканирует и приступает к цифровой обработке, первым делом, добавив т.н. «скринтоны» — сетки с точками, где в зависимости от расстояния между точками меняется степень светлоты тона. Если рисунок черно-белый, скринтоны быстро позволяют добавить в него оттенков; часто они используются, чтобы имитировать текстуру или какой-то материал и вообще обозначить разные элементы рисунка. Отсканированная страница с добавленными скринтонами — третья в галерее.
Последний этап — покраска. В данном случае Алексей Горбут занимался этим самостоятельно; часто цветом занимаются отдельные специалисты, но они могут как улучшить исходный рисунок правильно подобранной палитрой, так и безнадежно испортить его. Поскольку «Вор теней» стилизован под ретро-комикс, Горбут не стал отдавать цвет на аутсорс, потому что в этой эстетике мало кто разбирается лучше него самого.

Посмотрим на пример работы над другой страницей. В сценарии она нужна для того, чтобы пояснить, почему Нумеродос должен выполнить очередное задание зловещей Уно, но, по словам сценаристов, Горбут превратил проходную страницу в эмоциональную, добавив потусторонних элементов на фоне. Панель, где Уно шепчет Досу — одна из самых любимых у Алексея Волкова, в ней есть опасность, страх, напряжение, без монстров, криков и прочих простых приёмов.

11 стр

УНО убирает руку от лица ДОСА: «НЕ «ИНТРИГАНТ», А «ИНТРИГАН». ДАЛЬШЕ ЧТО БЫЛО?»

ДОС потирает лоб рукой: «ВЫ МНЕ КОНТРАКТ ДАЛИ.»

УНО ухмыляется: «А ДАЛЬШЕ ЧТО?»

Дос орёт: «ЧТО-ЧТО?! ПОДПИСАЛ! НЕ ГЛЯДЯ! ЗА ТАКСИ – ПЯТИХАТКА! ЗА КВАРТИРУ МНЕ ТОЖЕ ПЛАТИТЬ НАДО БЫЛО! ДА И ВООБЩЕ… ДУМАЛ, ЕСЛИ НЕ ПОНРАВИТСЯ – ДЕНЕГ ЗА ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ПОЛУЧУ И СВАЛЮ!»

Опять флэшбечное оформление картинки, Дос убегает от монстра-охранника с мешком в руке

«А ПОТОМ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО Я ТЕПЕРЬ БУДУ КОЛДОВАТЬ И ВОРОВАТЬ!»

Уно шепчет Досу на ухо: «ТАК ВОТ, ДОРОГОЙ МОЙ, У ТЕБЯ ПО КОНТРАКТУ ОСТАЛСЯ ОДИН НЕОТРАБОТАННЫЙ ЧАС… И ТЫ ЕГО ОТРАБОТАЕШЬ. ТЫ ЖЕ ПОМНИШЬ, ПОЧЕМУ ТЫ ПРОРАБОТАЛ В МОЕЙ БАНДЕ ТРИ ГОДА? ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ТЫ НАРУШАЕШЬ КОНТРАКТ…»

Дос, обречённо: «…ТО ВЫ МЕНЯ УБЬЁТЕ. ЖЕСТОКИМ ЭКЗОТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ. Я ПОМНЮ.»

В комиксах редко используются прописные и строчные буквы, особенно в диалоговых репликах, поэтому сценарий и набран «капсом». Корректура и редактура текста в этом случае делались уже после верстки.

Этапы те же самые — набросок, карандаш, тушь+маркеры, после чего сканирование, скринтоны, цвет. По словам Горбута, на карандашный рисунок у него уходит от двух до пяти часов, в зависимости от детализации, после чего еще от двух до четырех часов на контуры тушью и маркером. Для сравнения, написание сценария «Вора», по оценке Волкова, заняло 12 часов (четыре дня по три часа работы), и то, по его словам, это «долго». Сложность была лишь в том, что сценаристов в данном случае двое.

Последняя страница, которую мы разберем в посте, входит в часть сюжета, посвященную персонажу по фамилии Волк; эту часть первоначально написал Кирилл Кутузов и в первом варианте сценария предлагал не разделять страницу на кадры. В более поздней редакции сценария разделение появилось — сцены, действие которых происходит во флэшбеке решено выделить визуально, обозначив особым образом границы этих кадров.

Стр 14

((все панели, кроме последней – флэшбечные))

Трес и Дос подходят к клетке с солнцем, стоящей на полу у стены, вдоль которой висят большие куклы, одна из них – в чепце и ночнушке.

«Я ВЗЯЛ С СОБОЙ НУМЕРОТРЕСА – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УБИЙЦУ ВРЕМЕНИ, ДУМАЛ, ЧТО МИНУТ ЗА ДЕСЯТЬ ВДВОЁМ МЫ СПРАВИМСЯ, НО… ВЕДЬ ЭТО ОБЩЕИЗВЕСТНО – КОГДА ВОЛК ПЕРЕОДЕВАЕТСЯ В БАБУШКУ, УЗНАТЬ ЕГО ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО…»

Дос берет клетку с солнцем.

Кукла в чепце оказывается переодетым и поджидающим их Волком, на его руки надеты перчатки с когтями

Он берёт Доса и Треса за головы.

Бьёт их черепушками друг о друга.

Снова – сегодняшний день, они привязаны к стульям.

«ПОЭТОМУ СЕГОДНЯ, КАЖЕТСЯ, И ПРАВДА ПРОБЬЁТ ЧАС ВОЛКА, А Я ТАК И ОСТАНУСЬ В НАШЕЙ СЛАВНОЙ ПЁСТРОЙ БАНДЕ…»

Художник решил выделить флэшбеки волнистой границей кадра и добавил звуковой эффект для придания выразительности сцене, где Доса и Треса стукают головами: в последнее время, впрочем, звуковые эффекты чаще рисуют на этапе цифровой обработки и они вставляются в файл верстки отдельным слоем, как и текст.

После того, как все страницы нарисованы, комплект файлов с рисунками и сценарий сдаются в издательство, где верстальщики и ретушеры добавляют баллоны, расставляют в них текст и собирают весь комикс в один макет. После вычитки редактора и корректора вносятся необходимые правки, издатели еще раз проверяют, все ли на месте, и макет готов к сдаче в типографию.

Посмотреть, что получилось после выхода из печати несложно — «Вор теней» продается во всех магазинах комиксов страны и в крупных интернет-сетях; стоит, в силу размера, меньше двухсот рублей. К примеру, в магазине, аффилированном с нашим издательством.
Продублирую в конце статьи и ссылку на онлайн-версию комикса, которую мы распространяем бесплатно — на случай, если вы хотели сначала увидеть этапы работы, а потом сравнить их с готовыми страницами.
И еще несколько важных ссылок:
Паблик с новостями про «Вор теней» и другие проекты этой команды
Паблик художника Алексея Горбута
Образовательно-развлекательный паблик Алексея Волкова и Кутузова, посвященный старым комиксам.

{ "author_name": "Иван Чернявский", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 38, "favorites": 70, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 55865, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Jun 2019 16:56:13 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

ДОС бежит от трёх ГЛОКИХ КУЗДР по чему-то вроде канализации (вода под ногами, каменные стены, арки и всякое такое)

КУЗДРА 1: ШТЕКО! ШТЕКО!

КУЗДРА 2: БОКР! ШТЕКО! БОКР!

КУЗДРА 3 (ближе всех): БУДЛАНУ!

ДОС: СЕБЯ БУДЛАНИ, СВОЛОЧЬ!

Нормальный сюжет для супергеройчатины. Даже слишком много написано!

2

Вор теней?
Воин меча?
Маг магии?
Сковорода плиты?
Проездной проезда?

–3

Царь царей.

1
Спортивный каякер

Кар'а'карн

0

Отличная статья.
Но из-за разметки как-то тяжеловато читать

0

К сожалению не увидел варианта как выделить сценарий иначе, не рискнул цитатой. Может посоветуете как улучшить?

0

Можно вариант "код". Или скриншотами

0
Читать все 7 комментариев
null