Как делаются комиксы (на примере «Вора теней»)

Если составить топ самых частых вопросов, которые возникают у людей, впервые заглянувших в российский магазин комиксов, то среди обычных и привычных «это все по фильмам?», «есть что-нибудь для взрослых?», и «я думал, у нас это непопулярно», в списке обязательно будет вопрос «а как вообще рисуют комиксы?». Я решил написать пост с описанием разных этапов работы над современным оригинальным комиксом.

В закладки

Во многих изданиях западных комиксов есть секция дополнительных материалов, где на этот вопрос дается ответ разной степени подробности, но мне показалось, что может быть интереснее не переводить тексты о заграничном опыте, зачастую, устаревшие, а «препарировать» российское произведение, причем современное. Благо под рукой такое как раз имеется.

Мы разберем процесс работы на примере комикса «Вор теней», который не так давно вышел в нашем издательстве Jellyfish Jam; я выбрал «Вора» еще и потому, что он полностью опубликован онлайн с одобрения авторов. Так что сравнить то, что вы увидите в этом посте с готовым результатом сможет любой желающий. Сценарий комикса писали москвичи Алексей Волков и Кирилл Кутузов, рисовал его екатеринбуржский художник Алексей Горбут.

Обложка комикса «Вор теней»

Важнейшую роль в создании сценария «Вора теней» играл его формат. Волков и Кутузов уже пробовали выпускать комиксы в виде периодически выходящих выпусков или отдельных книг: в частности, именно так выходил стильный сюжет «Победители Невозможного», который тоже рисовал Горбут. Однако, по мнению сценаристов, авторские комиксы в «книжном» формате после выхода «растворяются» в море других релизов. Формат же периодически выходящих выпусков накладывает на авторский коллектив определенные обязательства и предполагает жесткое соблюдение сроков — выдавать хотя бы один выпуск в два месяца в российском независимом комиксе не удается, наверное, никому. Поэтому «Вор теней» был задуман, как самодостаточный рассказ, имеющий начало и конец. Таким образом, покупателя не смущает цифра с номером на обложке и его никто не заставляет покупать следующие выпуски, чтобы узнать, что будет дальше; каждый выпуск рассказывает отдельную историю без жесткой привязки к предыдущим.
В частности, этот формат побудил сценаристов отказаться от длинного рассказа об истории их главного героя, Нумеродоса. Если бы «Вор теней» был серией «с продолжением», они могли бы посвятить происхождению Доса один, а то и несколько целых выпусков — но от этой роскоши пришлось отказаться. Поэтому комикс начинается сразу «с места в карьер», со сцены подземной погони — эта сцена практически не менялась в разных ревизиях сценария.

1 стр

Большая панель

ДОС бежит от трёх ГЛОКИХ КУЗДР по чему-то вроде канализации (вода под ногами, каменные стены, арки и всякое такое)

КУЗДРА 1: ШТЕКО! ШТЕКО!

КУЗДРА 2: БОКР! ШТЕКО! БОКР!

КУЗДРА 3 (ближе всех): БУДЛАНУ!

ДОС: СЕБЯ БУДЛАНИ, СВОЛОЧЬ!

Под большой панелью – три поменьше

«МЕНЯ ЗОВУТ НУМЕРОДОС. Я – ПОХИТИТЕЛЬ ТЕНЕЙ ИЗ ПЁСТРОЙ БАНДЫ…» ДОС стоит, сжав кулаки.

«Я УПРАВЛЯЮ ТЕМНОТОЙ… МЕНЯ НАУЧИЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ…»

Рука ДОСА вытянутая (от первого лица), недоумевающие Куздры, крик ДОСА : «СТОЯТЬ!»

«НО Я БОЛЬШЕ НЕ ХОЧУ ИМЕТЬ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ТЕМИ, КТО МЕНЯ УЧИЛ!»

За Куздрами – три высокие тени, Куздры напуганы, тени выглядят как они сами, только вытянутые.

Единых правил оформления сценария комиксов не существует, да и Волков с Кутузовым не впервые работают с Горбутом — следовательно, у них есть между собой определенное понимание, так что они не снабжают текст подробными пояснениями. «Панелью» здесь сценаристы называют кадр комикса; реплики персонажей они пишут, как в театральной пьесе; в кавычках идет «закадровый» текст, голос рассказчика. Внешний вид Нумеродоса и других персонажей обсуждался заранее, поэтому сценаристы оставляют только общие пожелания художнику и дальше полностью доверяют его вкусу. Ниже в галерее — четыре основные этапа работы художника.

Получив сценарий, художник первым делом делает карандашный набросок — он тестирует композицию, расположение кадров и персонажей/предметов внутри, а также прикидывает, где будут находиться баллоны с текстом. Правда, сам он их рисовать не будет — в современной индустрии текст добавляют отдельным слоем на стадии верстки поверх готового рисунка; в прошлом, действительно, художникам приходилось рисовать баллоны самим. Убедившись в том, что композиция «работает», Горбут приступает к рисованию. Рисует он карандашом — это и дань традиции и возможность на раннем этапе что-то подкорректировать.
Поверх карандашного рисунка художник рисует то же самое еще раз — тушью и маркерами, определяя контуры и добавляя акценты. Теперь рисунок становится более рельефным и выразительным; на этом работа с бумажной копией страницы завершена. Художник ее сканирует и приступает к цифровой обработке, первым делом, добавив т.н. «скринтоны» — сетки с точками, где в зависимости от расстояния между точками меняется степень светлоты тона. Если рисунок черно-белый, скринтоны быстро позволяют добавить в него оттенков; часто они используются, чтобы имитировать текстуру или какой-то материал и вообще обозначить разные элементы рисунка. Отсканированная страница с добавленными скринтонами — третья в галерее.
Последний этап — покраска. В данном случае Алексей Горбут занимался этим самостоятельно; часто цветом занимаются отдельные специалисты, но они могут как улучшить исходный рисунок правильно подобранной палитрой, так и безнадежно испортить его. Поскольку «Вор теней» стилизован под ретро-комикс, Горбут не стал отдавать цвет на аутсорс, потому что в этой эстетике мало кто разбирается лучше него самого.

Посмотрим на пример работы над другой страницей. В сценарии она нужна для того, чтобы пояснить, почему Нумеродос должен выполнить очередное задание зловещей Уно, но, по словам сценаристов, Горбут превратил проходную страницу в эмоциональную, добавив потусторонних элементов на фоне. Панель, где Уно шепчет Досу — одна из самых любимых у Алексея Волкова, в ней есть опасность, страх, напряжение, без монстров, криков и прочих простых приёмов.

11 стр

УНО убирает руку от лица ДОСА: «НЕ «ИНТРИГАНТ», А «ИНТРИГАН». ДАЛЬШЕ ЧТО БЫЛО?»

ДОС потирает лоб рукой: «ВЫ МНЕ КОНТРАКТ ДАЛИ.»

УНО ухмыляется: «А ДАЛЬШЕ ЧТО?»

Дос орёт: «ЧТО-ЧТО?! ПОДПИСАЛ! НЕ ГЛЯДЯ! ЗА ТАКСИ – ПЯТИХАТКА! ЗА КВАРТИРУ МНЕ ТОЖЕ ПЛАТИТЬ НАДО БЫЛО! ДА И ВООБЩЕ… ДУМАЛ, ЕСЛИ НЕ ПОНРАВИТСЯ – ДЕНЕГ ЗА ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ПОЛУЧУ И СВАЛЮ!»

Опять флэшбечное оформление картинки, Дос убегает от монстра-охранника с мешком в руке

«А ПОТОМ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО Я ТЕПЕРЬ БУДУ КОЛДОВАТЬ И ВОРОВАТЬ!»

Уно шепчет Досу на ухо: «ТАК ВОТ, ДОРОГОЙ МОЙ, У ТЕБЯ ПО КОНТРАКТУ ОСТАЛСЯ ОДИН НЕОТРАБОТАННЫЙ ЧАС… И ТЫ ЕГО ОТРАБОТАЕШЬ. ТЫ ЖЕ ПОМНИШЬ, ПОЧЕМУ ТЫ ПРОРАБОТАЛ В МОЕЙ БАНДЕ ТРИ ГОДА? ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ТЫ НАРУШАЕШЬ КОНТРАКТ…»

Дос, обречённо: «…ТО ВЫ МЕНЯ УБЬЁТЕ. ЖЕСТОКИМ ЭКЗОТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ. Я ПОМНЮ.»

В комиксах редко используются прописные и строчные буквы, особенно в диалоговых репликах, поэтому сценарий и набран «капсом». Корректура и редактура текста в этом случае делались уже после верстки.

Этапы те же самые — набросок, карандаш, тушь+маркеры, после чего сканирование, скринтоны, цвет. По словам Горбута, на карандашный рисунок у него уходит от двух до пяти часов, в зависимости от детализации, после чего еще от двух до четырех часов на контуры тушью и маркером. Для сравнения, написание сценария «Вора», по оценке Волкова, заняло 12 часов (четыре дня по три часа работы), и то, по его словам, это «долго». Сложность была лишь в том, что сценаристов в данном случае двое.

Последняя страница, которую мы разберем в посте, входит в часть сюжета, посвященную персонажу по фамилии Волк; эту часть первоначально написал Кирилл Кутузов и в первом варианте сценария предлагал не разделять страницу на кадры. В более поздней редакции сценария разделение появилось — сцены, действие которых происходит во флэшбеке решено выделить визуально, обозначив особым образом границы этих кадров.

Стр 14

((все панели, кроме последней – флэшбечные))

Трес и Дос подходят к клетке с солнцем, стоящей на полу у стены, вдоль которой висят большие куклы, одна из них – в чепце и ночнушке.

«Я ВЗЯЛ С СОБОЙ НУМЕРОТРЕСА – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УБИЙЦУ ВРЕМЕНИ, ДУМАЛ, ЧТО МИНУТ ЗА ДЕСЯТЬ ВДВОЁМ МЫ СПРАВИМСЯ, НО… ВЕДЬ ЭТО ОБЩЕИЗВЕСТНО – КОГДА ВОЛК ПЕРЕОДЕВАЕТСЯ В БАБУШКУ, УЗНАТЬ ЕГО ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО…»

Дос берет клетку с солнцем.

Кукла в чепце оказывается переодетым и поджидающим их Волком, на его руки надеты перчатки с когтями

Он берёт Доса и Треса за головы.

Бьёт их черепушками друг о друга.

Снова – сегодняшний день, они привязаны к стульям.

«ПОЭТОМУ СЕГОДНЯ, КАЖЕТСЯ, И ПРАВДА ПРОБЬЁТ ЧАС ВОЛКА, А Я ТАК И ОСТАНУСЬ В НАШЕЙ СЛАВНОЙ ПЁСТРОЙ БАНДЕ…»

Художник решил выделить флэшбеки волнистой границей кадра и добавил звуковой эффект для придания выразительности сцене, где Доса и Треса стукают головами: в последнее время, впрочем, звуковые эффекты чаще рисуют на этапе цифровой обработки и они вставляются в файл верстки отдельным слоем, как и текст.

После того, как все страницы нарисованы, комплект файлов с рисунками и сценарий сдаются в издательство, где верстальщики и ретушеры добавляют баллоны, расставляют в них текст и собирают весь комикс в один макет. После вычитки редактора и корректора вносятся необходимые правки, издатели еще раз проверяют, все ли на месте, и макет готов к сдаче в типографию.

Посмотреть, что получилось после выхода из печати несложно — «Вор теней» продается во всех магазинах комиксов страны и в крупных интернет-сетях; стоит, в силу размера, меньше двухсот рублей. К примеру, в магазине, аффилированном с нашим издательством.
Продублирую в конце статьи и ссылку на онлайн-версию комикса, которую мы распространяем бесплатно — на случай, если вы хотели сначала увидеть этапы работы, а потом сравнить их с готовыми страницами.
И еще несколько важных ссылок:
Паблик с новостями про «Вор теней» и другие проекты этой команды
Паблик художника Алексея Горбута
Образовательно-развлекательный паблик Алексея Волкова и Кутузова, посвященный старым комиксам.

{ "author_name": "Иван Чернявский", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 38, "favorites": 70, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 55865, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Jun 2019 16:56:13 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

ДОС бежит от трёх ГЛОКИХ КУЗДР по чему-то вроде канализации (вода под ногами, каменные стены, арки и всякое такое)

КУЗДРА 1: ШТЕКО! ШТЕКО!

КУЗДРА 2: БОКР! ШТЕКО! БОКР!

КУЗДРА 3 (ближе всех): БУДЛАНУ!

ДОС: СЕБЯ БУДЛАНИ, СВОЛОЧЬ!

Нормальный сюжет для супергеройчатины. Даже слишком много написано!

Ответить
–3

Вор теней?
Воин меча?
Маг магии?
Сковорода плиты?
Проездной проезда?

Ответить
1

Царь царей.

Ответить

Любовный кот

Cryptic
0

Кар'а'карн

Ответить

Жестокий Мика

0

Отличная статья.
Но из-за разметки как-то тяжеловато читать

Ответить
0

К сожалению не увидел варианта как выделить сценарий иначе, не рискнул цитатой. Может посоветуете как улучшить?

Ответить

Жестокий Мика

Иван
0

Можно вариант "код". Или скриншотами

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }