Экономика в поп-культуре: теория коллективного действия в комиксах о «Черепашках-Ниндзя»

В поп-культуре много наследия социальных наук. Время разобраться!

Чимичанга, DTF! Мы — команда проекта furydrops, который смотрит на события через социальные науки, исследования и статистику. Мы уже оказывались случайно на этом сайте и получили неожиданно теплый отклик. Несмотря на то, что тот материал делался для не-киношной аудитории и частично базировался на материалах, собственно, DTF.

И мы подумали: а какого, собственно, черта мы не делаем это регулярно?

Идеи из социально-гуманитарных наук и философии регулярно находят отражение в поп-культуре. Хотя «находят отражение» — это всего лишь штамп: часто они лежат в самом фундаменте. Тем забавнее, что концепции социально-гуманитарного знания имеют к реальной жизни куда большее отношение, чем многие «технические» новации в выдуманных реальностях.

Для примера. Образы Супермена и Лекса Лютера были бы невозможны без переосмысления идей ницшеанства. Конфликт Капитана Америки и Тони Старка в MCU — это конфликт между аретологией и консеквенциализмом. Слово «мальутзианство» многие уже выучили в отношении Войны Бесконечности (спасибо в т.ч. Ануару). А если внимательно посмотреть на фильмы братьев Руссо в MCU, можно увидеть: все они об одном и том же, а именно о крахе модернизма.

А недавно мы снова открыли комиксы про Черепашек-Ниндзя от IDW Publishing и увидели, что из сюжета этого комикса торчат уши экономиста, теоретика коллективного действия, Мансура Олсона. Либо у авторов очень хорошая интуиция, либо (что вероятнее) они читали Олсона.

И без понимания его идей комиксы про черепах останутся для вас всего лишь историей. Олсон сформулировал «проблему безбилетника», а Шреддер знал о ней и пытался ее решить в клане Фут. Именно на этом управленчески была основана его империя.

Видеоверсия поста

История клана Фут

SPOILER ALERT: дальше мы рассказываем историю клана Фут, основываясь на серии комиксов от IDW Publishing. Если вы собирались их читать, но еще не ознакомились, рекомендуем сделать это[ли перед прочтением поста. Если вы уже знакомы, можете переходить к следующему заголовку. Если этот пост вам интереснее этой серии комиксов, просто читайте дальше.

История клана Фут берет свое начало в феодальной Японии. Его основатель — Такеши Тацуо. Сначала он был просто воином клана Юу. Его мастерство было столь велико, что даймё Ашикага Юу (глава великого клана эпохи Муромати) устрашился его могущества. Ашикага отправил Такеши на ложное задание – убить воров, которые якобы как засели в горах. Но когда Такеши пришел на место заказа, его встретил легион воинов клана Юу. Такеши Тацуо застал нападавших врасплох, ринулся в бой и расправился со своими врагами. Было непонятно, выжил он или нет. И пока Ашикага Юу терзал себя слухами о спасении Тацуо, серия ужасных нападений на его людей наводила ужас на клан. Спустя время, мощь и влияние Ашикаги сошли на нет, и в итоге он был найден убитым в своей постели. В тот день, клан Юу был стёрт с лица земли и месть Такеши Тацуо свершилась. Как вы поняли, Такеши сумел выжить и попал в храм, где его выходила ведьма по имени Кицунэ. Очнувшись, Тацуо увидел кровавый отпечаток своей раненой ноги. Этот момент стал отправной точкой истории клана Фут.

Через ведьму Кицунэ Тацуо заключил союз с железным демоном, которым оказался наш знакомый из мультсериала 80-х, инопланетянин Крэнг. В обмен на полное подчинение прихотям демона, Тацуо получил эликсир жизни. Это та самая зеленая жидкость, которая в во вселенной IDW называется «ил» и приводит к исцелению, а уже её модификация является мутагеном. Такеши Тацуо правил кланом Фут много лет, и при этом не старел. Во время атаки на деревню даймё Дайцуке, члены клана Фут Ороку Мейдзи и Масато обнаружили, что Такеши заодно с ведьмой Кицунэ. И, возмущенные подобным союзом, а также зашкаливающей жестокостью главы клана по отношению к мирным жителям, решили поднять бунт против своего господина. Проследив за ним, Мейдзи обнаружил, что раз в месяц Тацуо пьет зелье, которое и позволяет ему не стареть. Месяц спустя он и другие бунтующие напали, когда Такеши не успел еще выпить зелье. Тацуо умер, Кицунэ спаслась бегством.

Крэнг

После смерти Такеши, Ороку Мейдзи и Масато вывели клан на путь чести, но по злой иронии дух Тацуо переродился в теле сына Мейдзи, Ороку Саки. Который спустя несколько лет вернул клан в темные времена. Мейдзи поклялся спасти душу своего сына с помощью любви. У Саки изначально была возможность выбора собственного пути.

Прошли годы. Ороку Саки и Хамато Йоши, в будущем Сплинтер, состояли в клане Фут. Они дружили с детства, вместе играли и учились искусству ниндзюцу. Йоши не умел управлять своим гневом, Саки же не мог унять в себе жажду в превосходстве. Йоши часто поддавался эмоциям и из-за этого совершал ошибки. Саки никогда не упускал случая доказать свою власть и подчеркнуть статус, но именно эта одержимость его в конечном итоге и подводила. Гнев и гордыня – вот пороки, с которыми должны были справиться Йоши и Саки, чтобы стать великими воинами. Но Йоши сумел обрести истинный покой. Главный принцип – применять насилие только в крайнем случае: если тебе и твоим близким угрожает смерть. Философия Йоши буквально проистекала из принципа отказа от инициации насилия.

где-то мы это уже слышали...

А вот Ороку Саки пестовал свою слабость, почитая её за силу. Однажды он отправился с Хамато Йоши на задание. У них был план, но Саки решил действовать по-своему, и убедил Йоши разделиться, что едва не стоило жизни последнему. После задания, во время празднования по поводу выполненной миссии, Саки начал приставать к Тэнг Шен (жене Йоши) и получил от неё пощечину. Саки попытался ударить ее в ответ, но был остановлен самим Йоши. Они чуть было не устроили драку, но их прервал мастер Масато. В этот же день, Масато объявил о том, что Саки и Йоши посвящены в чунины, т.е. в командиры ниндзя. Саки был недоволен тем, что Йоши также получил эту должность, и в гневе покинул дом. Хамато Йоши попытался поговорить с ним и предложил ему помедитировать. Во время медитации Саки явилась ведьма Кицунэ в образе лисицы, она сказала ему, что в тайнике родового дома спрятано его наследие. Так он нашел книгу «Аши но Кимицу» – манускрипт, написанный Такеши Тацуо и повествующий о всех тайнах основания клана Фут. Её прочтение привело к конфликту между Саки с одной стороны и его отцом и мастером Масато с другой. В результате Саки стал сначала жертвой нападения, а затем убил обоих.

Так он стал лидером клана Фут (джонином клана) и переименовал себя в Шреддера. Он задумал уничтожить всех, кто жил в окрестностях замка даймё, которого и должен был устранить клан Фут. Когда Хамато Йоши воспротивился решению, Шреддер объявил Йоши предателем и поручил своим ниндзя убить его и всю его семью. Хамато Йоши успел спасти только своих сыновей, но потерял свою жену, которая перед смертью взяла с него клятву: не мстить Саки ради детей.

Йоши бежал с сыновьями в горы, где некоторое время укрывался, обучая сыновей мастерству искусства ниндзюцу. Но Шреддер настиг Йоши и его семью, безжалостно убив на глазах у отца его детей, а потом и бывшего друга. Перед смертью Йоши молился о справедливости, в конечном итоге он поклялся уничтожить Саки, посчитав, что теперь, когда его сыновья мертвы, клятва, данная Тенг Шен, исполнена.

Затем Шреддер вместе с Кицунэ отправился к Железному Демону Крэнгу, которому служил Такеши Тацуо. Шреддер приказал воинам Фут атаковать его, а затем изгнал демона и уничтожил портал, откуда пришел Крэнг.

С помощью ила Кицунэ изготовила новое зелье, которое привязало душу Саки к его собственному телу. Саки совершил харакири, его тело поместили в наполненный зельем демона саркофаг, который охраняли дети Шреддера и Кицунэ, а потом их потомки. Несколько сотен лет под воздействием ила тело и дух Шреддера менялись, он трансформировался в воина-дракона. Гордыня Шреддера достигла апогея: он решил победить смерть и получить возможность обретения бессрочного превосходства.

Прошло несколько сотен лет. Мы переносимся в Нью-Йорк. Здесь история противостояния бывших друзей берет новый оборот. Опуская подробности: все наши герои реинкарнируются. Йоши попадает в тело мутировавшей крысы по имени Сплинтер, а его сыновья воплотились в черепашках: Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэле.

Шреддера пробудила его внучка – Ороку Караи. Ей не нравилось, как отец Ороку Йори вел дела клана. Она считала, что отец превратил клан в сборище бухгалтеров и юристов, и отказывался от ценностей клана всегда, когда за это платили. Когда во сне Ороку Саки, призвал Караи воскресить его, она согласилась, переняла от отца дела, избавилась от бухгалтеров и юристов, завербовала и обучила новых ниндзя, а потом сдержала свою клятву и передала Шреддеру управление кланом. Так начинается история империи Шреддера.

Ниндзи, демоны, кланы-шаманы, да где тут экономика и этот ваш чертов Олсон?

Мансур Олсон, экономист, автор теории коллективного действия​
Мансур Олсон, экономист, автор теории коллективного действия​

Сейчас все будет, не переживайте.

Ключевой позицией клана Фут в 21 веке оказался город Нью-Йорк. Что такое вообще клан?

Основные черты клана:

1) строгая иерархия;

2) вертикальная интеграция;

3) мощные внутриклановые институты

Самым удивительным в клане Шреддера является целеполагание. Клан не просто грабил, рэкетировал и занимался мокрыми делами. Главное, что хотел сделать Ороку Саки — это создать агрегатор преступного мира Нью-Йорка.

Ороку Саки не мыслил себя в отрыве от клана. Он хотел абсолютного превосходства не для себя, а в качестве главы самого могущественного клана. Его можно сравнить с Тайвином Ланнистером из Игры престолов, который попал бы на страницы комиксов про черепашек-ниндзя. Клан и его величие были ключевыми ценностяи для Шреддера, а вот средства их реализации совсем не важны.

Как настоящий лидер, Шреддер понимал, что рано или поздно его подчиненные могут начать замышлять автономные действия, которые не будут служить интересам клана, но приведут к их личному обогащению. В экономике это называется «агентская проблема». Клан в целом — это принципал, Шреддер олицетворяет интересы клана. Члены клана — агенты, то есть те, кто должны работать на клан и решать его проблемы, но могут иметь и личный интерес.

Агентская проблема — есть конфликт между личным интересом агента и вменяемыми ему обязанностями.

Это классическая проблема менеджмента, и решая ее, Шреддер создал сложную систему управления кланом, которая заодно преодолевала «эффект безбилетника». Эту проблему и сформулировал первым Мансур Олсон.

«Эффект безбилетника»: Если вы член группы, то как рационально действующий агент вы хотите получать выгоду от членства в группе, но будете стремиться избегать выполнения обязанностей перед ней.

Например, вам выгодно состоять в общественной организации, которая лоббирует или отстаивает интересы вашей группы. Но если уплата взносов является добровольной, вам выгодно их не платить. Таким образом, вы максимизируете свою пользу от членства и минимизируете издержки пребывания в организации.

Олсон различал большие и малые группы. В больших группах проблема безбилетника является ключевой. В малых она меньше, поэтому они часто намного эффективней больших, если речь идет о коллективных действиях и интересах (важно: мы говорим не о норме прибыли, а о возможностях лоббизма и политическом влиянии).

Для любой группы опасна сама возможность стратегии безбилетника. Если у всех есть возможность вести себя, как халявщик, это приводит к тому, что коллективного действия попросту не происходит. Как результат, в обществе в целом малые сплоченные группы могут добиться результата, от которого проиграет большинство, но выиграет то самое меньшинство.

Итак, первый посыл Олсона:

Первый посыл Олсона:

Чем больше число участников, получающих выгоду от коллективного действия, тем меньше доля выгоды, приходящейся на одного участника.

Но есть ли определенного рода механизмы, которые позволяли бы преодолевать эффект безбилетника? Конечно, есть, и Шреддер их активно использует.

Мансур Олсон вводит понятие так называемых селективных стимулов. Они могут быть негативными и позитивными.

Негативный – это ущерб или наказание того, кто не поддерживает коллективное действие. Любое неподчинение интересам клана Шреддер объявлял предательством, группа же поддерживала мнение мастера. Наказание — смерть. Да, банально, но так в целом и работают все преступные сообщества: дверь туда открывается только в одну сторону.

Но есть и позитивные стимулы. Дверь в клан открывается только тем, кто готов пренебречь индивидуальным во имя коллективного. Он должен пройти проверку на прочность. А правила клана таковы, что выгоды от статуса члена коллектива гораздо выше, чем издержки отказа от индивидуального. Включаются и материальные и нематериальные позитивные стимулы. Часть от общего пирога больше, чем заработок в одиночку, плюс протекция клана, престиж, получение идентичности, и, конечно, власть над теми, кто существует вне клана.

Дальше — больше. Ключевое достижение для члена клана Фут это продвижение по служебной лестнице. Шреддер создал вокруг себя и своего клана настоящий культ. Быть рядом с мастером, доступ к которому закрыт — есть высшая награда. Караи вернула Шреддера к жизни и передала ему управление кланом. Но чтобы стать чунином (командиром ниндзя), она прошла через множество испытаний. Шреддер обманом выкрал у Сплинтера Леонардо, промыл ему мозги и поставил командовать. А Караи вынуждена была этому подчиниться и стерпеть, несмотря на прошлые заслуги. В конечном итоге оказалось, что все это часть проверки самой Караи. Когда Леонардо пришел в себя и покинул клан, Шреддер назначил её чунином. И внучка восприняла это не как унижение, а как высочайшую честь.

Итак, второй посыл Олсона:

Второй посыл Олсона:

В отсутствие селективных стимулов, с ростом численности группы побуждение к групповому действию уменьшается, так что большие группы менее способны действовать в общих интересах, чем малые.

И тут все не слава богу. Чем меньше численность группы, тем эффективнее управлять посредством селективных стимулов. Как Шреддер решал проблему роста? Агрегацией.

Ороку Саки в определенный момент принял решение минимизировать участие клана Фут в непосредственной преступной деятельности. Фут из преступной группировки превратился в средство контроля других группировок, которые платят дань клану. Хочешь стать частью преступного мира Нью-Йорка? Вход один: Шреддер. Без его разрешения никто не может совершить ни одного преступления, Ороку Саки подчинил себе всех: и китайскую триаду, и итальянских боссов, и французское ОПГ под названием «Сават», и банды типа «Пурпурных драконов». Он дал им на откуп промысел, но с каждого дела необходимо было платить дань, по сути став «стационарным бандитом» (еще один олсоновский неологизм, но его мы разберем в следующих выпусках). Понятное дело, что в таких условиях, каждый преступник мечтал о том, чтобы стать частью клана Фут.

Так Шреддер решил сразу две проблемы: проблему принципал-агента и проблему роста организации. И тем самым он превентивно забанил проблему безбилетника.

Падение Шреддера: сюжет и наука

Но почему в конечном итоге Шреддер потерпел поражение?

Ответ на этот вопрос может быть дан при помощи инструментария социальных наук. Дело все в той же агентской проблеме. Клан Фут под руководством Шреддера процветал, потому что клан был для Шреддера самоценностью. Но когда жажда превосходства и гордыня разъединила его интерес с интересами клана, он превратился из принципала, олицетворявшего клан, в агента. И он стал пренебрегать тем, что было важно для клана — честью воина. Личное превосходство стало доминировать над будущем клана, Шреддер все чаще нарушал все писаные и неписаные законы ниндзя.

В финальной битве со Сплинтером и его сыновьями на его сторону не встала даже верная Караи. Более того, она стала инициатором честной битвы между враждующими сторонами. Шреддер противился этому, но клан требовал соблюдения древнего ритуала. В тему вспомнить о ключевой мантре нового институционализма:

INSTITUTIONS MATTER

Неоинституциональные экономисты

В конечном итоге, философия Сплинтера (которая, напомним, заключалась в принципе отказа от инициации насилия) победила произвол и выраженный макиавеллизм Шреддера. Но даже пав жертвой собственной гордыни, Ороку Саки не превратился в картонного злодея. Сплинтер простил его за все и призвал быть сильным — выбрать путь чести, смирив свою гордыню. В конце истории Саки отвернулся от темной стороны своей личности. Он признался Караи, что по-настоящему гордится ей, он сказал своей возлюбленной Кицунэ, что не признает поражение, ведь помимо пути гордыни есть и иные пути. Когда Саки осознал, что своими действиями порочит честь клана, он наконец признал, что смерть — это то, что ждет каждого из нас. Как некогда Йоши справился с гневом, Ороку Саки преодолел гордыню. И ушел с честью воина. Преодолел свой внутренний конфликт, а клан преодолел агентский конфликт и получил возможность существовать дальше.

Вместо выводов

Как видим, буквально вся сюжетная линия клана Фут объяснима с позиции конкретной научной теории коллективного действия. Расскажите эту историю в следующий раз тем, кто заявит, что читать комиксы, будучи взрослым — это для дебилов.

В комментариях принимаем критику к тексту, стилю, оформлению и в целом идее. Если в целом наша идея вам понравится — будем продолжать и у себя на канале, и на DTF. До новых встреч!

В следующем посте — Америка-1981: страна, в которой стал возможен Джокер.

66 показов
1.3K1.3K открытий
11 репост
16 комментариев

Аплодирую стоя. Очень занимательный материал!

Ответить

Мы вам ещё напишем

Вы только лайкайте

Хоть иногда! 

Ответить

Встал вопрос, ставить л материал в науку либо в «почитать». Решили, что сюда подходит больше: здесь чаще говорят о комиксах, а в научном подсайте больше представлены любители физмат-наук

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Оффтоп - У правых всегда что-то сложное вместо конкретных мер для повышения уровня жизни, наверное потому и ярлык "интеллектуал" приходится вешать. Неравенство это не неравенство, а рынок опять не тот. В конечном счете все как всегда сводится к тезису - РУССКИМ ДЕНЕГ НЕ ДАВАТЬ.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Конкретная мера левых: отнять да поделить. Отличное решение, ничего не скажешь

Ответить