Все ипостаси "Терминатора"

"Терминатор. Выжженная земля" - комикс, который появился на волне популярности легендарного первоисточника и показал войну машин и людей в будущем, задолго до фильма с Кристианом Бейлом. А какие еще были адаптации культового фильма? Читайте в этой статье. А узнать больше про этот комикс вы можете на сайте CrowdRepublic

Все ипостаси "Терминатора"

Однажды искусственный разум восстанет против человечества. Этот трюизм сейчас уже сложно отнести к области фантастического. Искусственный разум восстанет – если и в самом деле будет разумом в полном смысле слова. Для массовой культуры, наверное, нет идеи более привычной и очевидной. Начиная с пьесы Карела Чапека «R.U.R.», посвященной восстанию искусственных людей против своих хозяев, этот сценарий был бессчетное количество раз описан на страницах литературных произведений и перенесен на экраны.

В 1984 году свет увидела первая картина из вселенной «Терминатора». В идейном плане она не предложила ничего нового, но филигранно оформила и с изысканным варварством преподнесла зрителю все его страхи относительно мрачного будущего, наполненного машинами, абсорбировав в себе самые актуальные темы середины восьмидесятых. Фильм стал хитом проката, и остается лишь поражаться, что он не повлек за собой новую массовую волну луддизма. Михаил Володарский вспоминал, что советские зрители увидели фильм едва ли не раньше западных – картина, украденная буквально с монтажного стола, активно тиражировалась видеопиратами и имела огромный успех. С тех пор металлические скелетоподобные создания, сквозь фиолетовую дымку марширующие по развалинам цивилизации в поисках последних выживших людей, превратились в вездесущий троп. Смерть, железным потоком безостановочно сходящая с промышленного конвейера. Нормы морали, низведенные до уровня простейших математических алгоритмов. Окончательное решение человеческого вопроса. Немецкий национал-социализм был первым строем, полностью отказавшимся от всякого гуманизма в угоду абсолютной практичности – машины-убийцы, безусловно, последуют тем же путем, но зайдут гораздо дальше. Компьютер-Гитлер – неминуемый финальный босс, поджидающий в конце человеческой истории.

Кадр со съемок https://loveopium.ru/kino-2/kak-snimali-terminatora.html
Кадр со съемок https://loveopium.ru/kino-2/kak-snimali-terminatora.html

По словам Джеймса Кэмерона, сюжет будущего кинохита он увидел во сне, что позволяет отнести «Терминатора» к разряду величайших визионерских кошмаров конца столетия. Впрочем, незамысловатая по сути фабула не могла не повлечь за собой обвинения в плагиате. Верховным обвинителем выступил американский писатель Харлан Эллисон – автор, с самого начала карьеры демонстрировавший удивительную способность подавать привычные сюжеты под неожиданным углом, творец с непомерным эго, страдающий от столь же непомерного комплекса неполноценности, невыносимо талантливый и просто невыносимый. В рассказе Эллисона под названием «Солдат» был описан беглец из будущего, случайно выброшенный в наш мир из реальности бесконечных высокотехнологичных войн. В другом рассказе, «Демон со стеклянной рукой», речь шла о роботе, прибывшем из будущего, по следу которого шли инопланетные охотники. И, наконец, по мнению Эллисона, в его знаменитом рассказе «У меня нет рта, но я должен кричать» был описан прототип Скайнета – искусственный интеллект, уничтоживший человечество. Дело могло закончиться большим скандалом, но создателям фильма удалось утрясти вопрос с Эллисоном (как говорят, уплатив ему неназываемую сумму в качестве компенсации).

Естественно, популярность фильма породила целую волну киноподражаний и откровенной эксплуатации. Например, одиозная «Shoking Dark» – картина Бруно Маттеи, (не)признанного гения итальянского экспло, первое время подававшаяся под названием «Terminator 2». Или «Alienator» Фреда Олена Рея, повествующий о девушке-роботе из открытого космоса, преследующей сбежавшего на Землю злодея. Некоторые фильмы лишь эксплуатировали отдельные находки в области сюжета и дизайна – например, индонезийский экшн-хоррор «Pembalasan ratu pantai selatan», известный также как «Леди-терминатор». Героиня этого шедевра технически не является ни роботом, ни киборгом, ни андроидом, однако сюжет в целом копирует первого «Терминатора», добавляя подчас неожиданные элементы вроде хтонической черной магии. Естественно, выходили на экраны и фильмы более высокого уровня – такие, как вполне мейнстримовый «Class of 1999», не являющийся рип-оффом, но выдержанный вполне в духе кэмероновского фильма.

Постер к фильму Class of 1999 https://www.kinopoisk.ru/film/14439/
Постер к фильму Class of 1999 https://www.kinopoisk.ru/film/14439/

Сразу после выхода первой части «Терминатора» роботы-убийцы с хромированными черепами продолжили свой разгул жестокости уже на страницах комиксов. Издательство под названием NOW comics явило на суд читателей целую кавалькаду довольно посредственных историй, некоторые из которых, впрочем, содержали весьма занятные находки. В одном из сюжетов, например, фигурировал целый ковбойский городок, населенный терминаторами (включая даже терминатора-монашку). Сценаристом выступал Рон Фортье, молодой сценарист, который изнывал под бременем опостылевшей поденщины и мучительно страдал от вынужденного сотрудничества с не слишком компетентным рисовальщиком. Когда студия лишилась лицензии, и Рон узнал, что работа над серией прекращается, радости его не было предела. Впрочем, согласно контракту, ему предстояло подготовить еще пять выпусков. И тут кому-то на студии пришла в голову гениальная идея – завершить ран мини-серией из пяти номеров, демонстрирующей финальную битву между остатками человечества и самим Скайнетом, эпическое сражение гомеровских масштабов, в котором должна была окончательно решиться судьба цивилизации. По такому поводу Рону Фортье подрядили нового художника – начинающего, но талантливого. Рон понятия не имел, чего ждать от новичка, но, учитывая предыдущий опыт, был готов к худшему. Художника звали Алекзандер Росс. Так на свет появился комикс под названием «Терминатор: Выжженная земля».

Все ипостаси "Терминатора"

Эта любопытная мини-серия стоит особняком в ряду рисованных историй по вселенной «Терминатора». Помимо детального описания заключительной титаномахии, бушующей на обломках охваченного пламенем мира, интересен тот факт, что на момент ее выхода второй фильм франшизы еще только маячил на горизонте. «Выжженная земля» - это сиквел до сиквела, с точки зрения современного зрителя не совсем каноничный - но какой канон вообще может иметься во вселенной, где постоянные перемещения во времени регулярно ломают таймлайн?

Второе яркое пятно – а вернее, множество ярких пятен, слагающихся в гиперреалистичную картину апокалипсической войны будущего – это арт Алекса Росса, одного из знаменитейших комиксистов нашего времени, имя которого известно даже тем, чьи познания о комиксах ограничиваются несколькими походами на «Мстителей» в кино. «Выжженная земля» была его первой большой работой, и уже в ней он продемонстрировал высочайший класс, позволяющий критикам говорить о его стилистике как о смеси реалистического стиля Нормана Роквелла, смешанного с манерой Джорджа Переса. Впоследствии кисть Росса породит на свет такие общепризнанные шедевры, как «Marvels» и «Kingdom Come», бессчетное множество великолепных обложек для Marvel, DC и Dynamite, постеры и обложки музыкальных альбомов (например, для группы Anthrax, классиков американского трэш-метала, он подготовил обложки альбомов Music of Mass Destruction For All Kings и других). Кроме того, Росс – более чем двадцатикратный лауреат престижнейших премий мира комиксов, Айснеровской и Харви.

Все ипостаси "Терминатора"

Мир «Терминатора», нарисованный Алексом Россом, затягивает и манит, несмотря на ядерные взрывы, яд, пламя и безостановочные сполохи лазерных орудий. Реальное столкновение с восставших искусственным разумом, вероятно, будет выглядеть не столь впечатляюще. Но, возможно, нам еще удастся избежать конфликта – выстроить отношения на основании взаимоуважения и паритета, привить машине основы гуманизма. Но для этого научиться гуманизму еще предстоит нам самим.

1616
1 комментарий

 В одном из сюжетов, например, фигурировал целый ковбойский городок, населенный терминаторами (включая даже терминатора-монашку). Ну прямо "Мир Дикого Запада".
Но терминатор-монашка - это что-то, конечно).

Ответить