{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ретро
Кот по имени Кот

История первой игровой приставки Magnavox Odyssey

Идея о создании компьютерных игр начала витать в воздухе в 50х – 60х годах ХХ века. На тот момент увеличение вычислительной мощности компьютеров стало позволять создавать простые текстовые игры. Так в 1952 году появляется первый компьютерный аналог игры в крестики нолики, в 1958 году «Tennis for Two». Позднее в течение 60х годов появляются первые текстовые симуляторы баскетбола и бейсбола. Тем удивительнее, что первая игровая приставка доступная для домашнего использования не была в полной мере цифровым устройством. Magnavox Odyssey выпущенная в 1972 году не имела в своем устройстве микропроцессоров и микросхем. Внутри у нее было 40 транзисторов и 40 диодов.Идея создания игровой приставки которая могла бы подключаться к любому телевизору, позволяя при этом играть в игры у себя дома, пришла в голову Ральфу Баеру, главному инженеру компании Sanders Associates занимавшейся на тот момент разработкой систем самозащиты самолетов и систем тактического наблюдения и разведки. Ральф решил сделать приставку в 1966 году и за три года им и его командой было создано 7 прототипов приставки. Финальная версия получила название Brown Box. Это была массивная деревянная коробка с двумя контроллерами. С получившимся прототипом (который на данный момент находится в Национальном музее американской истории) Баер и начал обивать пороги компаний которые могли бы производить придуманную им приставку.

Прототип приставки

В связи с новизной идеи большинство компаний не увидело коммерческой выгоды в данной разработке. В итоге в 1971 году был подписан контракт с компанией Magnavox. Однако выпуск приставки был отложен аж до 1972 года, т.к. перед выпуском Magnavox потребовали полной переделки внешнего вида приставки. В результате данного сотрудничества в сентябре 1972 года на рынок вышла первая в мире игровая приставка для телевизоров положившая старт домашним видеоигровым развлечениям.

Приставка продавалась по цене 99 долларов 95 центов, что на данный момент с учетом инфляции составляет 613 долларов 33 цента или в переводе на рубли(если кому-то так проще осознать стоимость приставки) составляет 40 197,65 рублей. Т.е. данная игровая приставка была очень не дешевым развлечением и позволить ее могли себе далеко не все семьи.В комплекте с Magnavox Odyssey поставлялись также некоторые аксессуары. Вместе с приставкой приобретались картриджи, внешне очень похожие на картриджи к более поздним игровым приставкам. Также в комплекте шли цветные полупрозрачные накладки на телевизор необходимые для игр, можно было приобрести блок питания (по умолчанию приставка работала от батареек) и световое ружье(по принципу действия аналогичное световым пистолетам продававшимся с приставками Денди). Кроме того к приставке можно было приобрести кейс для транспортировки.

По итогам всего времени продаж приставка продалась в количестве 350 000 копий. Что довольно скромный результат при котором нельзя говорить о финансовой успешности продукта. На такие результаты повлияло несколько факторов, начиная от стоимости девайса, его новизны и того факта, что на момент старта продаж приставка продавалась только в магазинах Magnavox и заказчивая тем, что в связи с названием и ошибками в маркетинговой компании, многие покупатели думали, что данная игровая приставка работает только с телевизорами фирмы Magnavox Odyssey. Данная модель приставки продавалась в течение трех лет и в 1975 году ее производство было свернуто, а она была заменена на более новую модель.Особенности конструкции и начинка игровой приставкиMagnavox Odyssey как уже упоминалось выше не имела внутри привычных на данный момент компонентов, в ней не было ни микропроцессоров ни микросхем. Работа приставки была основана на диодно-транзисторной логике. Данный принцип работы использовался во многих ЭВМ 60х годов, например в БЭСМ-6(первой советской суперЭВМ произведенной в 1967 году). Внутри приставки было 40 диодов и такое же количество транзисторов. Управлялась приставка двумя контроллерами выглядевшими как прямоугольные коробочки с двумя верньерами по бокам. Один из крутящихся элементов отвечал за перемещение управляемой точки на экране по вертикали, другой за перемещение по горизонтали. Игры запускались с помощью картриджей. Однако сами картриджи не имели внутри электронной начинки и не несли в себе никакой информации, а служили просто переключателями, которые замыкали выводы в самой игровой приставке, включая при этом правила той или иной игры. Всего в комплекте с данной приставкой поставлялось 12 картриджей с разными наборами игр. Картриджи были пронумерованы и по какой то причине 11 картридж оказался загадочно утерян. На данный момент в интернете нет сведений о составе игр на данном картридже и вообще информации о его существовании. Большинство ресурсов помечает все данные о нем словом «неизвестно». К каждой игре прилагались цветные накладки на телевизор которые и были основой игры позволяющей верно ее воспринимать. Накладки продавались в двух диагоналях 18 и 23 дюйма. Звук приставка воспроизводить не умела. Ральф Баер предлагал создание картриджей расширяющих функционал приставки, в том числе и добавляющих звук, но на тот момент данная идея производителем была отвергнута.

Внешний вид контроллера 

ИгрыИгры для Magnavox Odyssey сложно назвать компьютерными играми в нынешнем понимании. За исключением понга и игр которые предполагали взаимодействие со световым ружьем игры для данной приставки напоминали скорее настольные игры, в которых игровая приставка была вспомогательным элементом. Более того, если на данный момент найти приставку и включить ее без накладок на телевизор, окажется что играть в нее не получится, поскольку основу игр составляли именно накладки, правила и карточки шедшие к этим играм.Всего на Magnavox Odyssey было выпущено 28 игр. Сама по себе приставка умела совсем не много. Она могла выводить на экран всего три точки. Две из них были управляемыми игроками, одна не управляемая, символизировавшая мяч или нечто иное в зависимости от контекста игры. Также она могла выводить вертикальную черту, которая опять же в зависимости от контекста символизировала либо сетку в теннисе, либо стену, либо сетку в волейболе и т.д. и т.п.Однако из такой ограниченности ресурсов выкрутились достаточно ловко, сделав к каждой игре цветную накладку на телевизор, которая превращала игровое поле в то, что было необходимо. И в зависимости от игрового поля белые квадраты перемещающиеся по экрану становились чем-то другим. Подсчитывать очки на тот момент приставка не умела и все это было оставлено на откуп игрокам. Очки подсчитывались вручную.Наиболее приближенными к понятию компьютерных игр были пожалуй «Понг», классическая игра в которой игроки управляли двумя линиями по разным сторонам экрана отбивающими «мяч» и игры требовавшие для игры светового ружья. Для них на телевизор накладывались рисунки с мишенями.Самое любопытное, что на тот момент была техническая возможность реализовать цветные задники для различных игр на приставке, однако от этой идеи отказались для удешевления приставки. Т.к. в случае реализации данной задумки она оказалась бы слишком дорогой и ее продажа была бы затруднена, кроме того цветные телевизоры начали появляться только в 50х годах и в 70х еще не имели достаточного массового распространения, чтобы делать ставку на данную особенность приставки.

Процесс игры в "понг"
Вариант игры с использованием соответствующей накладки на телевизор

Таким образом при максимальной простоте в 72 году Ральф Баер дал старт рынку домашних цифровых развлечений, который живет и процветает до нынешнего времени. С того времени прошло 50 лет, и если сравнить игры с первой игровой консоли и любого нынешнего представителя видеоигр становится очевидно какой гигантский шаг сделала индустрия развлечений за такой небольшой по меркам истории период времени.

В дальнейшем я планирую пройтись по всем играм вышедшим к данной игровой приставке за три года ее существования.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Дыня Кобейн

классика

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

ахах, как ни удивительно, когда писал, не натыкался на живое взаимодействие с приставокй и ее периферией)

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Для меня в этой приставке два удивляющих факта.
1) Ее стоимость...забавно осознавать, что стоимость домашней консоли не принципиально поменялась со времен самой первой. Рекомендуемая цена ПС5 диджитал - 49тыс.руб. Стоимость магнавокса...плюс минус равняется 40 000р.
При колоссальной технологической пропасти между ними)
2) Отсутствие микросхем. Т.е. она сделана на технологиях отличающихся от любой другой существующей консоли. Т.к. уже следующая ее ревизия содержала внутри микросхемы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Про игры поправлю. Про деньги:
"Считал по калькулятору индекса инфляции. Цену в долларах того времени переводил в доллары нынешние с учетом индекса инфляции, а потом нынешнюю цену в долларах переводил в рубли."

Если в логической цепочке есть ошибка - укажите, мне в самом деле интересно примерно представить соотношение ее тогдашней стоимости с нынешними деньгами.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
Считал по калькулятору индекса инфляции. Цену в долларах того времени переводил в доллары нынешние с учетом индекса инфляции, а потом нынешнюю цену в долларах переводил в рубли

Зачем, а главное нахрена

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Ну в общих чертах к некорректность таких подсчетов понял, слишком много сопутствующих факторов.
Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Эх, сразу вспомнились счетные декады на отдельных платах в калькуляторах "Искра".
Приставка внутри (сборки-новодел):

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Круто, не находил)
Могу украсть рисунки в статью, если что?)

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Конечно.
Вот еще фоточек много.
https://imgur.com/gallery/edGsHz6
Новодельные платы отсюда:
http://www.aftersomemath.com/projects/magnavox-odyssey/

Ответить
Развернуть ветку
Ник Ран

Выглядит как орудие пыток из недр ЦРУ))

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Если бы меня посадили в соответствующего вида кабинете, с металлическим столом, перед такой штуковиной - я бы напрягся=)

Ответить
Развернуть ветку
Абырвалг Абырвалг

Я же правильно понимаю, что приставка была по сути аналоговой? Потому что даже примитивный генератор синхроимпульсов (строки и вертикальная синхронизация) со счетчиком текущей строки и пикселя потребует явно больше транзисторов, чем всего было в этой приставке.
Забытое колдунство, конечно, но восхищает.

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Я там пару триггеров вижу на транзисторах и что-то цифровое (на диодно-резисторной логике), но да.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Бычков

А ты учитывал при этом инфляцию увеличивающуюся со временем? Я имею в виду цены тогда и сейчас на ПС5.

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Считал по калькулятору индекса инфляции. Цену в долларах того времени переводил в доллары нынешние с учетом индекса инфляции, а потом нынешнюю цену в долларах переводил в рубли.
Если калькулятор меня не наебал и в моей логической цепочке нет явной пробоины - то да, учитывал=)

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

Удивительно, но эта игра с машинками выглядит как хорошая инди

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Скорее что-то мобильное. На ПК я все таки слабо себе представляю)

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Внимание вопрос:
Планировал отредактировать статью после рождества

Сейчас не могу найти, как это сделать, хотя до этого затруднений не было.

Собственно вопрос:
Это я дурак или на сайте действительно ограничение по времени на редактирование?

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Ограничено одним днем. Именно поэтому например долгострой, который я долго пилил, но при этом хотел показать народу, я публиковал в блог. Там редактировать можно.

Ответить
Развернуть ветку
Кот по имени Кот
Автор

Черт...жаль
Не знал.
Спасибо, буду учитывать в будущем

Ответить
Развернуть ветку
Toxa HotUkrainianBro

Накладки небось уже и не сохранились( Но задумка крутая, надо же было придумать наклейки вместо графики. Джиниус...

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null