Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Немного истории и много красивых картинок.

В цикле «Пыльные страницы» мы рассказываем о том, как консоли рекламировали в старых медиа: странная реклама из печатной прессы, ролики на ТВ, рекламные кампании. Первая статья была посвящена Sega Mega Drive, которую так любят в России и других странах СНГ.

А вот с её прямым конкурентом, Super Nintendo, всё сложнее. В середине 90-х о ней знал почти каждый российский подросток, но из-за высокой цены SNES получила статус недостижимой роскоши. К счастью, сегодня всё проще — есть игровые барахолки, eBay или доступная SNES Mini с лучшими эксклюзивами платформы.

Изучаем старую рекламу SNES, вспоминаем историю консоли и её достойные игры.

Реклама The Legend of Zelda: A Link to the Past
Реклама The Legend of Zelda: A Link to the Past

Консоль

На запуске SNES в США маркетологи Nintendo поступили мудро, решив не опускаться до дешёвых маркетинговых трюков Sega. Пока Nintendo делала хорошие игры и готовилась к запуску консоли, её прямой конкурент придумал мифический термин blast processing (тактовая частота процессора у Mega Drive была чуть выше) и насмехался над маленькой библиотекой тайтлов Super Nintendo. Sega потратила уйму денег на унижение конкурента в рекламе, но всё равно проиграла битву.

Реклама Sega Mega Drive от 1993 года

В рекламной стратегии по продвижению SNES было три ключевых пункта: у новой консоли больше цветов, лучше графика, чем у конкурентов, а среди игр есть продолжения знаменитых франшиз с NES. Чуть позже в каждую коробку SNES вкладывали картридж Super Mario World.

Конечно, Sega аналогично поступила с первой и второй частями Sonic the Hedgehog, но популярность Марио была несравнима с популярностью Соника в те годы. Игроки знали, что вместе с консолью они получат долгоиграющий хит. В США выбор между Sega Mega Drive и Super Nintendo особо и не стоял — большинство подростков выбирали консоль от Nintendo.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

В европейской прессе SNES раскручивали через оригинальные тематические постеры. На одном, например, забинтованный игрок пытается играть в Street Fighter II. На других игроку советуют пристегнуться перед сеансом в F-Zero и намекают, что The Legend of Zelda: A Link to the Past настолько длинная, что за время её прохождения легко превратиться в скелет.

Nintendo стала одной из первых японских компаний, которой удалось попасть не только на южнокорейский рынок, но ещё и сохранить товарную марку на свою продукцию.

В 80-е японским компаниям было запрещено торговать на рынке Южной Кореи, поэтому всю японскую электронику переименовывали и выпускали под лейблом местных производителей. Так, например, произошло с Sega Mega Drive, которую пришлось превратить в Super Aladdin Boy. Корейское правительство мстило за 40 лет оккупации и десятилетиями запрещало японским компаниям торговать на территории страны.

Super Nintendo вышла в Японии и Корее одновременно, только в Корее её производила компания Hyundai под названием Super Comboy. При этом все копирайты и лейблы Nintendo остались не тронуты.

Южнокорейский рекламный постер
Южнокорейский рекламный постер
Реклама Super Comboy на ТВ

Среди периферии SNES ажиотаж на азиатском рынке вызвал специальный картридж-переходник Super Game Boy. С помощью него можно было не только запускать игры с карманного Game Boy на телевизоре, но и менять их палитру прямо во время игры. Всё железо карманной консоли — в одном картридже.

Устройство пользовалось большим спросом даже на закате жизненного цикла платформы. Поражала сама концепция: поиграл в Pokemon в дороге, вернулся домой и продолжил собирать карманных монстриков на большом телевизоре.

Периферия SNES делилась на официальную и неофициальную. Среди официальной стоит отметить огромную световую базуку Nintendo Scope, световые пистолеты, разветвители для четырёх контроллеров Multitap, обычные мышки и другие устройства, которые поддерживали от силы десяток игр.

Неофициальная периферия выпускалась как с одобрения Nintendo (в основном, аркадные геймпады), так и без её ведома. Например, в Англии продавался специальный переходник Spellbound. Он обходил региональную защиту консоли и запускал на европейской версии SNES картриджи американского и японского регионов.

За Spellbound просили 30 фунтов или 70 фунтов вместе с любой игрой (кроме Street Fighter II). Неизвестно, что именно вызвало гнев Nintendo — девушки в нижнем белье в рекламных материалах или обход их защиты. Как бы то ни было, устройство быстро пропало из свободной продажи.

Super Scope 6 и Spellbound
Super Scope 6 и Spellbound

До России Super Nintendo добралась только в конце 1994 года. Компания Steepler тогда уже полтора года успешно продавала на российском рынке клон NES под названием Dendy. В Steepler хотели уйти от торговли подделками и неоднократно пытались наладить контакт с Nintendo. Но японский гигант игнорировал все предложения и просто не оценил масштаб распространения игровых консолей на территории России.

Изменения начались лишь с приходом в Россию Sega — она продавала свои консоли через дистрибьютора «Форус». К середине 90-х война между компаниями достигла апогея, и в Nintendo очень не хотели, чтобы Россия превратилась во вторую Францию, где консоли от Sega завоевали половину игрового рынка.

Реклама в журнале «Денди — Новая реальность»
Реклама в журнале «Денди — Новая реальность»

Главу АОЗТ «Денди» Виктора Савюка пригласили на переговоры в США президент Nintendo of America Минору Аракава и председатель совета директоров Говард Линкольн. Они же ранее выкупили права у Алексея Пажитнова на выпуск «Тетриса». Переговоры шли несколько дней и увенчались успехом.

Nintendo согласилась официально продавать Super Nintendo и Game Boy в России. Она также закрывала глаза на многочисленные «фамиклоны» в магазинах Dendy при одном важном условии: Аракава и Линкольн настаивали на том, чтобы Mega Drive (его клоны они не рассматривали) пропал с прилавков магазинов Steepler.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

В Steepler следовали букве контракта лишь отчасти. Реклама Mega Drive исчезла из печатных изданий и телевидения, но сами консоли остались в продаже. SNES завозили мелкими партиями через Германию, и Steepler не устраивала прибыль от консоли, в сравнении с прибылью от продажи Mega Drive и её картриджей. Позже Савюк всё-таки добился разрешения на продажу Mega Drive вопреки условиям контракта.

Лучший новогодний подарок
Лучший новогодний подарок

До 1996 года Steepler рекламировала Super Nintendo под лозунгом «совершенной игровой системы». В США и Европе уже вовсю играли в только что вышедшую Sony Playstation и Sega Saturn, а в России 16-битную консоль продвигали как «платформу нового поколения».

Увы, но ни реклама, ни привлекательность консоли не смогли заставить потребителя побежать в магазин за SNES.

Реклама SNES на российском ТВ

Если переводить в сегодняшние цены, то Super Nintendo стоила почти 300 долларов. Это на 40% дороже клона Sega Mega Drive (Pro 16-Bit) и на 30% дороже оригинальной Sega Mega Drive, привезённой из Сингапура или Европы (в комплектацию с ней входил Sonic 2).

Картридж Donkey Kong Country стоил как две Dendy Junior с многоигровками в комплекте — 70 долларов тех лет или 198 тысяч рублей. С такими ценами «совершенная игровая система» стала недостижимой роскошью для большинства российских семей.

Именно в таких коробках в России продавали консоль
Именно в таких коробках в России продавали консоль

Игры

Те, кто всё же мог позволить себе Super Nintendo, обычно покупали консоль ради одного эксклюзива — Donkey Kong Country. Игре повезло выйти на запуске SNES в России, поэтому её активно рекламировали в передаче «Dendy — Новая реальность» и одноимённом игровом журнале. Donkey Kong Country — первая игра, которая официально появилась в России одновременно с американским и европейским релизом.

Выпуск «Денди — Новая реальность» от 3 декабря 1994 года. Первая демонстрация игры на российском ТВ. С момента её западного релиза прошло меньше двух недель

Возможности SNES явно уступали Sony PlayStation и Sega Saturn, которые поступили в продажу чуть ли не в один месяц с релизом Donkey Kong Country. Хиты для SNES выходили вплоть до 1997 года, однако технологическое превосходство, очевидно, было за консолями нового поколения.

Но Donkey Kong Country всё равно выглядела феноменально. Подобного качества графики удалось добиться с помощью рабочих станций от компании Silicon Graphics: всё визуальное окружение заранее отрендерено в 3D, а потом конвертировано в обычные спрайты. В Donkey Kong Country не было ни одной трёхмерной модели, но визуальная стилистика игры заставляла поверить в обратное.

Nintendo of America занялась продажей мерчандайза сразу после успешного релиза игры. Его быстро распродали и сегодня он очень ценится среди коллекционеров и поклонников франшизы. Например, диск с саундтреком игры (DK Jamz) стоит на eBay от 120 до 200 долларов.

Мерчандайз по Donkey Kong Country
Мерчандайз по Donkey Kong Country

Среди других системселлеров, конечно же, были игры из серии Mario. От Super Mario World и спорной Mario is Missing (не всем понравился формат обучающей игры), до красочного Super Mario World 2: Yoshi's Island и Super Mario RPG. Кстати, Yoshi's Island — один из редких платформеров, который выдержал проверку временем и совершенно не устарел благодаря своей стилизации под карандашные рисунки.

На SNES вышло огромное количество японских ролевых игр. Final Fantasy IV, Final Fantasy VI, Chrono Trigger, Secret of Mana, Breath of Fire, Earthbound, Illusion of Gaia, Star Ocean — список знаковых JRPG можно продолжать долго.

Каждую JRPG старались рекламировать по-разному. В случае с Final Fantasy игроку постоянно бросали вызов: «Сможешь ли ты победить кошмарного Огопого?» или «Кто сказал, что жизнь справедлива?».

Рекламу Breath of Fire оформили в виде комикса, а Earthbound (в Японии известна как Mother 2) обозвали «самой вонючей игрой всех времен». Любая реклама JRPG не обходилась без восхваления её саундтрека, количества подземелий, часов на прохождение, играбельных персонажей и мегабит на картридже.

SNES была первой консолью, на которой вышли локализованные японские игры по мотивам популярных аниме-сериалов. В начале 90-х аниме уже набрало весомую фанбазу на Западе. Наконец-то появилась первая манга, а спрос на аниме рос с каждым годом благодаря VHS и показам на ТВ.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Как и в случае с Sega Mega Drive, на SNES вышли многие хиты с персональных компьютеров того времени. Civilization, Doom, Eye of the Beholder, Might & Magic II, Might & Magic III, Prince of Persia, SimCity, Ultima IV, Ultima V, Wing Commander и Wolfenstein 3D — лишь некоторые примеры.

Лучше всего продавался бессмертный Prince of Persia и порт Doom. Последний запускался с помощью встроенного в картриджи чипа Super FX 2, который выполнял функцию сопроцессора.

Большие муравьи против маленького муравья в Doom
Большие муравьи против маленького муравья в Doom

Этот же чип был ключевым элементом в рекламной кампании рельсового шутера Star Fox (Starwing в Европе). Сегодня первый Star Fox выглядит примитивно из-за своих однотонных текстур и низкополигональных моделей, но по меркам 1993 года — это маленькая революция. Sega позже выпустила свой ответ — Virtua Racing, но первенство было уже упущено.

Реклама Star Fox
Реклама Star Fox

Если говорить о Prince of Persia, то стоит вспомнить Blackthorne от Blizzard Entertainment. Тем более, на SNES вышла её лучшая версия. Геймплей Blackthorne — это смесь механик Prince of Persia и платформера с перестрелками и укрытиями. Только главный герой спасает не принцессу, а собственное королевство от злобных орков с помощью обычного дробовика и гранат.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

От Blizzard на SNES также вышла улучшенная версия Rock'n'Roll Racing. По каким-то неясным причинам в ней меньше гоночных трасс, зато графика и музыкальные сопровождение были на голову выше, чем на Mega Drive.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Различия в качестве музыки и звука — это только полбеды. Иногда версии для разных консолей очень сильно отличались друг от друга. Например, Shadowrun для SNES и Sega Genesis — это совершенно разные игры, хоть и вышли с разницей в несколько месяцев. У версии для SNES своя история, игровой движок и более продвинутые механики.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Иногда подход к рекламе серьёзно отличался в разных странах. Миленький розовый колобок Кирби превратился в США в самодовольного и грубого мерзавца. Игровой контент менять не стали, но в рекламной кампании персонажа зачем-то изменили до неузнаваемости.

Sega в своей рекламе часто упрекала Nintendo за игры и персонажей, которые будут интересны лишь детям. Поэтому Nintendo of America решила представлять всех маскотов компании в более серьёзном ключе.

Примитивный и грубый подход американской рекламы прослеживался и в других играх. Например, в рекламе Super Metroid в первую очередь выделили сложность, из-за которой игрок обязательно превратится в отбивную. Акцент сделан на «пушках», «ракетах», «бомбах» и том факте, что в главной роли — девушка.

Похожим образом рекламировали файтинг Weaponlord. На рекламном постере изображена отрубленная голова подростка с довольным выражением лица. Представить себе что-то подобное сегодня вряд ли возможно.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Реклама великолепного файтинга Killer Instinct предрекала игроку скорейшее превращение в мясной фарш. На другом постере половину текста отвели под восхваление передовой графики и звука.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Mortal Kombat II вообще не нуждался в острых словечках и изобретательной рекламе. Скриншоты с фаталити, логотип с драконом и подборка хвалебных отзывов — главные элементы почти любого постера по MK.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Ещё одним системселлером платформы был Street Fighter II, портированный с популярных аркадных автоматов. Американское подразделение Capcom прямо на постере писало о том, что обладатели Sega Mega Drive могут только мечтать о Street Fighter II. Конечно, версия для Mega Drive вышла спустя год, но именно на SNES игра получила золотой статус «домашнего хита из аркадного зала».

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Nintendo поддерживала SNES до 2003 года, когда ей на смену уже пришли Nintendo 64 и Nintendo Gamecube. Интересный пример — Street Fighter Alpha 2. В конце 1996 года на Mega Drive уже не выходили крупные проекты, а Capcom отважилась перенести свой аркадный хит на устаревшую SNES.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Capcom придерживалась единого оформления в каждом рекламном плакате. В Европе выходили белые плакаты, в США — красные, но с цепляющим слоганом и обложкой будущего картриджа.

Аналогично было и с играми Konami. Со времён NES компания делала упор на красочные рисунки, комичные натюрморты, коллажи и плакаты с огромным количеством скриншотов и информации.

Эпоха SNES — это времена хороших игр по лицензии. В пример можно привести трилогию Super Star Wars и игру по мотивам блокбастера Alien 3. Обе получили высокие оценки и признание игроков.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

То же самое можно сказать про Jurassic Park для SNES. Игра вышла спустя месяц после премьеры фильма и рекламировалась одновременно с версиями для NES и Game Boy.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Но не всё работало так, как было задумано. В провале изометрического экшена Equinox виновата реклама, в которой игрок постепенно старел и превращался в немощного старика. Шутки про долгую продолжительность и высокую сложность были актуальны на момент выхода The Legend of Zelda: A Link to the Past и первых JRPG на SNES, но не в 1993 году, когда подобных игр на консоли и так хватало.

Платформер Hagane провалился в продажах из-за невыразительной рекламы и частых сравнений с конкурентной серией Shinobi на Mega Drive. Сегодня это одна из самых дорогих игр на SNES. Её полнокомплектное издание на eBay стоит от 350 долларов.

Реклама Equinox и Hagane
Реклама Equinox и Hagane

Нишевые японские проекты не выходили за пределами Японии. Это были либо редкие визуальные новеллы, адаптации аниме, либо что-то эпатажное и жуткое для западного игрока. Хороший пример — серия Cho Aniki. Игры этой франшизы переполнены пошлым юмором и сюрреалистичным дизайном.

Пыльные страницы: как рекламировали Super Nintendo в старой прессе

Чтобы выбрать консоль для следующего материала — давайте устроим голосование. Если у вас есть какие-нибудь пожелания или предложения, то обязательно пишите в комментарях.

Про рекламу какой консоли рассказать в следующий раз?
Sega Dreamcast
Sony PlayStation
Nintendo GameCube
Sony PlayStation 2
Сборник про малоизвестные консоли (PC-Engine, Atari Jaguar, Neo-Geo итд)
Nintendo 64
NES (Dendy)
Xbox
Sega Saturn
Сборник про портативные консоли (Game Gear, Game Boy, Nomad) 
Рассказать про рекламу всех консолей на ТВ
4242 показа
10K10K открытий
11 репост
128 комментариев

В первом классе, когда мне купили на неясно какие деньги Liko (семья жила впроголодь), меня сбил дед на запорожце и я пролетев несколько метров удачно проехался по жидкой грязи (родителям сказал, что свалился в канаву). В рюкзаке у меня был картридж с игрой Микки Маус, который я взял поиграть в обмен на многоигровку у одноклассницы. Картридж остался целым, но лопнул пластиковый бокс. После тщетных попыток его склеить, я отдал девочке его как есть, попросил прощения, но на следующий день пришел в школу её отец, местный "бизнесмен" и сказал, что я должен вернуть картридж, таким какой он был. Я подумал, что просто переклею на свой бокс этикетку от Микки Мауса и отдам. К моему ужасу, упаковка моей многоигровки была оранжевой и угловатой, в то время, как лопнувший бокс был желтым и с округлой верхней частью. Прокатило. Я засунул свою многоигровку в лопнувший кейс и спрятав его вместе с Liko на шкаф, с глаз долой родительских, не возвращался к играм порядка 6 лет... Зато много читал и играл на улице в эти годы...

Ответить

Да, у каждого есть неприятные истории в те годы. Я в конце 90-х обманным путём выменивал игры на карточки или вкладыши, а также просил сельских ребят на время поиграть и потом вернуть. И не возвращал, потому что уезжал обратно в свой город, а там меня никто не достанет! :D Было 9 лет, очень хотелось играть, но семья бедствовала и приходилось доставать игры нечестным путем. Картриджи родители покупали только на 23 февраля или день рождения. Стыдно вспоминать, потому что много различных историй было. Чего только стоит афера, после которой я нечестным путём раздобыл 12 игр. Сейчас удивляюсь какие многоходовки крутил и на что был готов пойти ради новых игр.

Ответить

Каким мелочным мудаком надо быть, чтобы притащиться в школу и требовать у малолетки целый картридж?

Ответить

Самая ламповая приставка, которой я когда-либо обладал.

Б-же, напишите кто-нибудь статью про Donkey Kong Country. Эта серия игр оставила так много волшебных воспоминаний, а стоит услышать музыку Дэвида Уайза и я вновь чувствую себя 5 летним счастливым ребенком.

Ответить

Я помню этот волшебный donkey Kong за стеклом магазина стиплер на 1905 года. На стекле был огромный "тачскрин" джойстик где кнопки размером почти с детскую ладонь.
И вот дети поздно вечером облепляли на улице эту витрину и жмакали кнопки играя в donkey Kong. А на улице зима. И руки леденеют. И тач не срабатывает.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А ты случайно не AlexanderBal с Рутракера?
Просто там чел так же разбирается в ретро играх и делает всякие ромсеты и коллекции, и ава у него похожая.

Ответить