Civilization Бобби Котика: неканоничные части знаменитой серии

Как стратегия Сида Мейера побывала у сторонних разработчиков из-за правовых проволочек.

Civilization Бобби Котика: неканоничные части знаменитой серии

В начале 90-х MicroProse сделала себе имя в игровой индустрии, выпустив культовую Civilization. Крупные компании быстро заинтересовались брендом в стремлении получить из него максимум прибыли, но такой подход шёл вразрез с философией разработки игр MicroProse. Поэтому ключевые сотрудники (включая Сида Мейера) ушли из студии вскоре после её поглощения компанией Spectrum HoloByte.

Это привело к следующей ситуации: Мейер основал Firaxis Games и продолжил делать стратегии, но прав на Civilization он кратковременно лишился. Отсутствием следующей большой игры в серии захотели воспользоваться оставшиеся сотрудники MicroProse и, внезапно, Activision.

Для Activision лазейкой в создании собственной Civilization стало приобретение прав у Avalon Hill — издателя одноимённой настольной игры на территории Америки. Такой ход возмутил MicroProse, которая купила права на бренд ещё перед выходом первой Sid Meier’s Civilization у всё той же Avalon Hill. Этот конфуз привёл к судебным тяжбам; а чтобы лишний раз доказать свою правоту, MicroProse даже выкупила британскую компанию Hartland Trefoil, которая владела правами на оригинальную настольную Civilization.

Суд пришёл к выводу, что права действительно принадлежат MicroProse, но при этом Activision было позволено вести разработку единственной собственной игры под брендом.

С разницей меньше чем в полгода от Activision и MicroProse вышли вариации Civilization: Call to Power и Test of Time соответственно.

Michael Harriton, Mark Morgan — The Void

Зов космоса

К чести Activision надо отметить, что компания приглашала Сида Мейера работать на неё, когда он ушёл из MicroProse. Тот отказался, но желание создать пошаговую стратегию у Activision не пропало, так что она подрядила своих сотрудников делать игру.

Sid Meier's Civilization II (1996)
Sid Meier's Civilization II (1996)

У собравшейся команды не было опыта работы с жанром стратегии, так что при разработке авторы значительно опирались на опыт Civilization II. Впрочем, новички постарались обогатить геймплейную формулу культовой стратегии, а потому получившуюся Call to Power нельзя было назвать безыдейной калькой.

Марк Ламия
Марк Ламия

Интересный факт: продюсером игры стал Марк Ламия — в будущем руководитель студии Treyarch, которая теперь делает Call of Duty на регулярной основе. Вместе с ним ушли ещё несколько разработчиков, которые работали над Call to Power.

Важнейшее в сравнении с играми Мейера изменение — CtP продолжалась аж до 3000 года и, как следствие, включала в себя технологии будущего. Добавленные технологии предлагали покорение и морской глади, и космических просторов.

Водные колонии в Civilization: Call to Power (1999)
Водные колонии в Civilization: Call to Power (1999)

Также игра претерпела изменения в управлении государством. Для обработки клеток больше не нужны были рабочие: строительство дорог, ферм, шахт и все прочие действия совершались игроком в меню и требовали очков общественных работ. Эти очки выделялись из производства в городе, так что для их получения приходилось жертвовать скоростью строительства зданий и юнитов.

К ресурсам же не надо было ни прокладывать дорогу, ни ещё каким-либо другим способом получать к ним доступ. Если они находились рядом с городом, то уже считались вашими.

Что же до возможности обустраивать космос, она хоть и звучит заманчиво, но в игре была реализована скупо. По факту, что водные, что космические поселения оказались лишь дополнительным источником ресурсов.

Космический город в Civilization: Call to Power (1999)
Космический город в Civilization: Call to Power (1999)

Но всё же принципиальное различие с игрой Сида Мейера заключалось в местном немного диковатом настроении. Так, Мейер искал референсы для игры в детских книжках, чтобы использовать знакомые каждому исторические образы. Здесь же авторы разыгрались на полную катушку и добавили экстраординарные исследования, юниты и чудеса света.

Как мне сказал пиарщик из Activision: «Это же игра Activision, в ней должны быть мехи!»

Также стоит добавить, что в игре предусмотрено и полное ядерное разоружение при постройке одного из здешних чудес света — Nanite Defuser (Обезвреживателя).

Ролик, проигрывающийся после постройки Nanite Defuser в Civilization: Call to Power (1999)

Интересный факт: внутриигровые ролики сделаны российской Creat Studios.

Из самого странного, что предлагается построить игроку, можно отметить контрацепцию как чудо света

Что особенно забавно, местная Цивилопедия описывала не только геймплейные характеристики юнитов, зданий и прочего, но и давала историческую справку. Поэтому в игре был некоторый лор, раскрывающий местные фантазии на тему будущего человечества.

Например, упомянутый Обезвреживатель — дело рук учёного-ренегата Ричарда Пакса. Технология спроектирована так, чтобы наночастицы могли находить и поглощать плутоний. Как указывается в игре, хоть после этого в мире не осталось ядерного оружия, но вместе с этим пострадали АЭС и подводные лодки. Впрочем, на геймплее этот побочный эффект никак не отражался.

А вот что отражалось, так это общая перегруженность игры. Сид Мейер рассказывал, что его задачей в основных частях Civilization было дать ощущение контроля, чтобы каждое действие игрока имело смысл. Call to Power, в свою очередь, часто оставляла с чувством, что в происходящем нет никакого смысла. Она была слишком хаотична, спешила пронестись через эпохи и тащила игрока за собой вместо того, чтобы дать тому контролировать ситуацию.

Call to Power 2 (2000)
Call to Power 2 (2000)

Тем не менее игра стала достаточно успешной и через год даже обзавелась сиквелом. Он лишился слова Civilization в названии и большей части того, что завлекало людей в первую CtP — космоса, например. Но в условиях, когда права на Civilization вернулись Мейеру, игре Activision уже не было места.

Также стоит заметить, что исходный код второй части выложили в открытый доступ на радость мододелам. Так что даже сейчас можно наткнуться на людей, преображающих CtP2. Сама по себе игра доступна в сервисах цифровой дистрибуции Steam и GOG.

Перепроверка временем

Если перед Activision стояла задача сделать игру с нуля, у MicroProse всё было гораздо проще. На руках у студии осталась оригинальная Sid Meier's Civilization II, которую разработчики перекроили, сменив графику и добавив пару новых сценариев.

Civilization II: Test of Time (1999)
Civilization II: Test of Time (1999)

Однако возможность просто чуть поиграться с оригинальной Civilization II оказалась проклятием разработчиков. Игроки восприняли Test of Time как не очень старательно сделанный аддон, который почему-то распространяли за деньги.

На выбор пользователю предлагались несколько сценариев: классическая игра из оригинальной CivII, расширенный сценарий с изучением космоса, а также режимы в сеттингах sci-fi и фэнтези.

Civilization II: Test of Time (1999)
Civilization II: Test of Time (1999)

Откровенно говоря, в случае ToT рассказывать особенно не о чем. Игровой процесс разработчики никак не поменяли, сконцентрировавшись вместо этого на обёртке. Полностью переделали графику, добавили анимацию, переделали графику ещё раз для нестандартных сценариев. Для более фундаментальных изменений студии явно не хватило идейного геймдизайнера вроде Сида Мейера или Брайана Рейнольдса, так что MicroProse осторожничала, за что и поплатилась.

Sid Meier's Civilization III (2001)
Sid Meier's Civilization III (2001)

Сторонние вариации на тему Civilization затерялись на фоне выхода Sid Meier's Alpha Centauri от пионеров жанра. А затем права на серию вновь начали переходить от одной студии к другой.

Test of Time, например, вышла уже как собственность Hasbro Interactive, которая к тому моменту выкупила и Avalon Hill, и MicroProse. Вскоре после выхода ToT французская компания Infogrames приобрела Hasbro Interactive, тем самым получив и права на серию Civilization. К нашему счастью, в компании решили, что никто не справится с играми лучше Сида Мейер, а поэтому третью часть отдали созданной им Firaxis Games.

По-настоящему удивительно, как со всей этой правовой чехардой (а после третьей части Civilization снова сменила издателя и перешла к 2K Games) Сиду Мейеру вообще повезло разрабатывать все основные игры серии. Ну а некоторые фанаты считают, что даже из таких, скажем, спин-оффов можно и взять идею-две в озаглавленные именем Мейера игры.

33 показа
8.6K8.6K открытий
11 репост
25 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Call to Power интересный спинофф, но Alpha Centauri лучше.

Ответить

Я даже не слышал про неё, хотя с серией в обнимку с детства. Надо будет сыграть.

Ответить

Я тоже с другом рубал в неё. Даже не думали, что это левак.

Ответить

Как фанат номерных частей и Alpha Centauri с удовольствием делаю это.
ни забуду ни пращу

Ответить

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ Call to Power!!!! 
Так и не смог пройти кампанию\миссию за самурая((
Игрушка шикарная. 

Ответить

Кампания самурая была шикарна. До сих пор вспоминаю с теплотой.

Ответить