Почему SEGA Does what Nintedont или о игровых синтезатора и лучших OST для Megadrive\Genesis

Добрый вечер, друзья! Сегодня в программе музыкальный лонгрид одного ностальгического вечера. Всем, слушавшим саундтреки к играм для Сеги и записывавших их на аудиокассеты посвящается. Пристегнули ремни, включили в магнитоле приятный саунд из Top Geat 2 и набрали 1989 на приборной панели нашего Делориан, мы начинаем экскурс в прошлое.

В закладки
Слушать
Start your engines

История игровой консоли от SEGA берёт своё начало с игровых автоматов, где компания имела большой успех и благодаря талантливым геймдизайнерам во многом задавала моду и указывала новые направления в игрострое. Домашнее железо в те годы сильно уступало яркадным монстрам, способным на 60 кадрах в секунду оперировать большими растровыми массивами. И вот SEGA задумала выйти на домашний рынок со своей новой 16-ти битной приставкой с лозунгом: "Аркадный опыт у вас дома". Конечно, здесь Сега несколько лукавила и домашние порты с аркад не могли сравниться с последними хитами залов игровых автоматов, но тем не менее в сравнении с восьмибитной NES это был большой шаг вперёд. Тем не менее консоль базировалась на сеговском аркадном железе System 16, получившим релиз в 1985 году. За звук отвечал сопроцессор Yamaha ещё один сопроцессор от Texas Instruments и всё это управлялось легендарным спектрумовским Z80 от Zilog.

Этот момент важен для понимания, почему Sega Megadrive имеет именно такое характерное звучание. 80-е были эксперементами в жанрах танцевальной музыки, техно, индастриала и характерного песочного звучания. Да и сами синтезаторы Yamaha были в ходу у многих музыкантов тех лет, что и определило характер звучания музыки в приставке. Поэтому лучше всех на Мегадрайв удаются техно, танцевальные мотивы, песочный и даже грязный индустриальный звук, а так же характерное FM звучание инструментов, как у синтезаторов Yamaha.

Собственно, вот как звучал настоящий синтезатор Ямаха.

На Мегадрайв звук был несколько попроще, но аналогии явно прослеживаются. Поэтому были жанры, которые удавались у Сеги, а были и те, которые звучали не очень выразительно. В основном не самими удачными получались гитарные композиции, рок и оркестровые композиции с духовыми инструментами. Это был явно не конёк Мегадрайв, а вот музыкальный чип от Сони установленный в 1991 году в SNES как раз отлично справлялся с этими жанрами, а вот техно и индастриал давался приставке от Nintendo не всегда. Если музыка изначально писалась для конкретной системы с учётом её особенностей, то на выходе мы получали треки на века, которые до сих пор приятно слушать. А вот при портировании одной игры с одной системы на другую систему авторы могли немного схалтурить, что накладывалось на разницу в муз. сопроцессорах приставок и выливалось порой в удручающие формы. Но к этому мы ещё вернёмся с конкретными примерами.

А пока начнём с ранних хитов от композитора Юзо Коширо, потому как это был один из моих первых кариков 4 in 1 с первой частью "Улиц Ярости". И вот в этой игре Юзо безошибочно попал в струю и раскрыл музыкальные возможности Sega Megadrive как никто другой. Когда мы с братом играли, то получали помимо эстетического и игрового удовольствие самое настоящую усладу ушей. Треки были в стиле раннего рейва, характерные для техно направления начала 90-х. Юзо Коширо не скрывал, что черпал вдохновение в популярных треках звучащих на танцполах. Мегадрайв появилась у меня только летом 95 года, тогда спаял шнурок и записывал музыку из игр прямо на кассеты для последующего прослушивания. И композиции из "Улиц Ярости" звучали просто шикарно.

Тот самый трек из первого уровня, который запал мне в душу.

Танцевальный саунд ночных витрин и фонарей, тревожная техно тема боссов, приятный и лёгкий бриз накатывающих волн в третьем этапе, мрачные техно мотивы на палубе корабля, и снова лёгкие клавишные пассажи уровня с лифтом. Юзо Коширо отлично играл на контрасте от уровня к уровню, выдавая нагора густую атмосферу боевого приключения трёх полицейских в городе наводнённым бандитами.

Пляжный уровень.

Через год вышло продолжение игровой серии "Улиц Ярости", где Юзо Коширо продолжил расширять горизонты танцевальной музыки и воплощать танцпол силами муз. процессора Мегадрайв.

Трек Go Straight от Юзо

Ещё одна талантливая работа Юзо Коширо - музыка к игре Шиноби 3. Как и в случае с Streets Of Rage, можно было весь саундтрек записывать на кассету и слушать целиком, насколько хорошо ложились мелодии на возможности консоли от Сега. Здесь композитор ушёл в сторону красивых запоминающихся мелодий в около роковой тематике, они создавали особую атмосферу восточного приключения отважного ниндзя и при этом задавали бодрый темп игре.

Whirlwind - трек с уровня на реактивном серфе по волнам с трансформирующимся боссом в финале

Второй уровень тоже запоминался необычным подходом, где нам приходилось скакать верхом на лошади на фоне красивых пейзажей отражая нападения скоростных ниндзя. И трек раскрывал действие на 100%, если включить его и закрыть глаза, то так и видится Джо Мусаши скачущий на лошади во весь опор и свистящие сюрикены ударяющиеся о броню врагов.

Idaten - атмосферный трек из второго уровня

Атмосферы трекам из этой игры не занимать, как и красоте мелодии. И ведь наши западные и восточные коллеги могли покупать саундтреки к этим играм на CD дисках, а мы могли только записывать эти треки самостоятельно.

Solitary - сбалансированное сочетание атмосферы, мелодии и техничного исполнения

С 1993 года у меня был кассетный магнитофон Весна 212 С-4. По тем временам он считался портативным, хотя и весил под 5 кг. и имел металлический каркас. Звучал довольно хорошо, можно было настроить высокие и низкие частоты, расширить звучание стереобазы. На него и записывал музыку из игр. Как сказал бы Борис Бритва: - Надёжный магнитофон.

Тот самый портативный магнитофон

У меня был забавный случай связанный с записью саундтреков и практической пользой. Двоюродная сестра как-то попросила меня записать что-нибудь весёлое на кассету, ну я и записал туда OST к Sonic 3D Blast. Вышло как раз в районе 30 минут. Сестра потом сказала спасибо, они с братишкой включали в выходные эту кассету и наперегонки летали по квартире и прибирались, что бы успеть, пока не закончилась музыка.

Diamond Dust Zone (Act 1)

Ещё один интересный композитор, с которым познакомился в середине 90-х был Мэтт Фурнисс. И снова его треки были на той самой "четырёх_игровке", в игре Alien 3. На мой взгляд музыка этого автора выделяется атмосферой и запоминающимися мелодиями. Именно он отвечал за индивидуальный облик и шарм Мортал Комбат 1 и 2 для Мегадрайв, такой музыки не было на других платформах. И на мой взгляд музыка из МК 1 для Sega была куда лучше невнятного бубнения и танцев с бубном островитян из Snes версии.

Музыка к заставке Alien 3. Всё в лучших традициях мелодий от Мэтта.

Характерный почерк, красивая мелодия, фирменные рычащие горловые звуки чужих из фильма - всё это слилось в один красивый и атмосферный коктейль. В подобном стиле выполнена и другая работа Мэтта Фурниса - OST к игре F-15 Strike Eagle II, которая тоже принесла не мало приятных часов за выполнением боевых миссий и вылетов.

Первый уровень Alien 3.

Тёмная атмосфера этого трека окутывала игрока своей загадочностью и холодом серых стен и шахт вентканалов, изредка расцвеченных вскриком Рипли, звуком падающей по металлу гранаты или разлетающегося на кусочки чужого от выпущенной в него автоматной очереди или заряда из подствольного гранатомёта. Клавишный трек четвёртого уровня записан как будто из самого логова чужих, где сочится и капает инопланетная кислота, слышен инопланетный шёпот и звук опасности подстерегающей игрока. Он очень сильно выделялся на фоне остальных треков своим неким настроем оптимизма и как бы подбадривал игрока перед финальным рывком в последний уровень.

Музыка из четвёртого уровня Alien 3.

А вот и тот самый OST к F-15 от Фурнисса. Согласитесь, мелодии у него получались в прямом смысле улётные.

А вот теперь немного вдарим Сегой по совершенной игровой системе Супернинтендо и наглядно сравним, как звучал трек Courtyard на Мегадрайв и Снес. Ниже фирменные атмосферные мелодии от Мэтта на Сеге.

Megadrive - Мортал Комбат здорового человека.)

И вот те самые пляски дикарей у костра вместо музыки в попытках повторить аркадный OST для Снес.

SNES - Мортал Комбат курильщика)))

Можно самостоятельно найти и послушать остальные треки из МК 1, сравнение будет не в пользу СНЕС. Возвращаясь к качеству портирования, тот же Червяк Джим при переходе на СНЕС растерял часть шарма в саундтреке, как и музыка к игре StarGate. На Мегадрайв в обоих случаях играет отличное крепкое техно, Снес к сожалению в техно не смогла. Желающие найдут самостоятельно, здесь не буду приводить эти моменты.

А вот Electronic Arts явно не любила Нинтендо в те годы, судя по тем портам своих игр, что выдавала для СНЕС. Все мы знаем легендарную серию вертолётных тактических игр Strike. И вот если на Мегадрайв прямо с заставки начинался реальный драйв, то на Снес хотелось зажать уши руками, какая какофония звучала заместо музыки. Привожу треки из трёх игр подряд, сначала идёт музыка из СНЕС, начиная со средины ролика МегаДРАЙВ (можно кликнуть по таймлайну).

Первый.
Второй.
Третий страйк.

Вот уж действительно, ЕА нанесла аудитории СНЕС реальный удар, выпустив музыку в таком виде. Это при том что СНЕС справляется с гитарными сэмплами куда лучше, чем Мегадрайв. Ну и что бы окончательно поставить точку в этом вопросе, вот атмосферные треки из футбола от ЕА.

Отличился на Мегадрайв и Роб Хабард - ветеран чиптьюн музыки Commodor. Большинство слышало его музыку в игре Road Rash 2. Та самая заставка с двумя мотоциклистами несущимися через лес вперёд к финишу и тот самый звук. Наверняка многие любили включать эту игру и любоваться получаемым эффектом сочетания этой картнки, драйва трека и предвкушения сумасшедших дорожных приключений с цепью наперевес. Для меня это было одним из ярких воспоминаний эры Мегадарайв, именно в таких вещах этот Драйв и выражался.

Вперёд, к приключениям!

Вот ещё одна работа Роба, которая мне понравилась на заре знакомства с игровой библиотекой Сеги. Хоккей хоть и старенький, но вот музыка там была в духе Роба Хабарда и ЕА.

Конечно же говоря о Мегадрайв нельзя не вспомнить Джаспера Кида и авторов звукового драйвера из Zyrinx, благодаря их совместному творчеству появился один их самых атмосферных и зубодробильных песочных саундтреков - это конечно же "Бэтман и Робин". Тяжёлое техно с характерным индастриал звучанием, длинные и мрачные техничные композиции создавали атмосферу хардкора и сложности, добавляя и без того непростой игре очков сложности. С первых аккордов заставки ощущаешь атмосферу безумия Готема.

The Adventures of Batman and Robin - полный саундтрек

Игра была довольно сложным боевиком с интересными находками и графическими эффектами, многоуровневым скроллингом с эффектом паралакса и имитацией объёма. Похожая работа была проведена и в другой игре Red Zone, где композиции Джаспера звучали завораживающе и дополняли атмосферу технологичного боевика.

Red Zone - полный саудтрек

О "Ред зон" узнал в своё время из журнала "Магазин игрушек" и сразу захотел сыграть. Спустя несколько лет смог выловить этот карик в прокате и выменять его себе. Одна из немногих игр, где была видеозаставка, как на Панасоник 3ДО или Плейстейшн. Конечно, мне и тогда было понятно что там по сути двухбитовое ч.б. видео воспроизводящееся поверх растровой фоновой подложки, но всё равно выглядело это дело круто! Да ещё с таким саундтреком.

Sub-Terrania - полный саундтрек

Sub-Terrania - это первая из работ Джаспера Кида с которой всё началось. Привёл их в сторону убывания даты выхода, с 1995 года по 1993 годы. Получилась целая антология композитора, написанная на одном музыкальном движке.

Отдельного внимания заслуживают и заставочные мелодии к играм F-117 Night Storm и X-Men 2. В обоих случая звук для Мегадрайв очень мощный и беспрецедентный. Стоит только запустить эти треки и с первых тактов становится понятно почему.

Саундтреки игр Konami были очень хороши на NES. Для Мегадрайв тоже есть свои хитовые игры, где OST от японцев из Конами приятно послушать даже в отрыве от игры. Конечно же Contra Hard Corps. Интересных и атмосферных треков в этой игре очень много, начиная прямо с драйва и взрывов первого уровня и заканчивая крещендо хардкора, гитар и индастриала на последних боссах и красивые финальные композиции на титрах.

Contra: Hard Corps - все треки

Игры серии Lethal Enforcers тоже приятно удивили в плане музыки. Первая часть была этаким OST к криминальным уличным боевиками конца 80-х и начала 90-х с характерным звучанием и антуражем. Когда бандиты в масках грабили банк, китайцы швыряли ножи в квартале красных фонарей, террористы захватывали аэропорт, яхт клуб и химический завод. Прямо весь набор штампов "боевика в Сигалом" в наличии. Но играть нам тогда в это было весело даже без пистолета, обычный геймпадом. Заездили тогда игры серии до дыр.

Lethal Enforcers - все треки, грубое очарование улиц 80-х

Вторая часть Lethal Enforcers II с подзаголовком Gun Fighters переносила игрока в мир дикого запада с ограблениями банков, скачками на лошадях, погоней за поездом, стрельбой в салунах, битыми стёклами и посудой и разборками в золотоносной шахте. Музыкальные мотивы перекочевали напрямую из спагетии вестернов, аранжированы классно, мелодии вышли запоминающимися и отлично ложатся на стремительный геймплей. Кроме того, это ещё и любимая игра лучшего друга моего братишки. Хлебом не корми, дай ему поиграть в "На диком западе". Он даже когда себе комп купил, взял геймпад и попросил установить эмулятор с этой игрой. Вот она - сила искусства, на мой взгляд отличная музыка сыграла тут не последнюю роль. :-)

Lethal Enforcers II: Gun Fighters - полный саундтрек, Клинт Иствуд и великолепная семёрка в ударе

Конечно, на Мегадрайв ещё полно как классных OST, так и отдельных треков. МК 2 и МК 3. "Улицы Ярости 3" с его индастриал и агрессивным звучанием под влиянием моды на танцполах тех лет. Отличный OST к игре Demolution Man. Треки к играм серии Sonic, где особенно хорошо выступили третья часть и 3Д Blast. Конечно же гитарный Comix Zone и тот самый рейвовый Vectorman. Гитарное безумие Road Rash 3 и незабываемая классика из двух частей Earth Worm Jim. Можно ещё долго приводить хорошие примеры из золотой библиотеки OST Сеги Мегадрайв. Поэтому давайте обсудим это в комментариях. Добавляйте свои любимые треки из игр для Сеги, которые вам нравятся, и мы вместе вспомним эти игры и обсудим.

Бонус треки, музыка на сон грядущий. )

{ "author_name": "Полиморф Сауронович", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 73, "likes": 57, "favorites": 64, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 220129, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 28 Sep 2020 21:12:39 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
73 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

В "улицах ярости" основная тема тоже просто шикарна:

Ответить
10

Свой лонгрид по играм с мегадрайва накатать, что-ли...

В Vectorman 2 была шикарная музыка, которая создавала уникальную атмосферу в каждом этапе.

Выбрал 2 трека.

Один - пещеры. Композиция, которая даже сейчас играет у меня в голове, когда в старых играх я вхожу в пещеры)

Второй - химический завод. Идеальное создание атмосферы умершей от чрезмерной индустриализации планеты.

Ответить
4

Не могу не выделить дополнительно музыку последнего этапа и финального боссфайта. Она динамична и создаёт напряжение. Ты понимаешь, что сейчас всё будет очень жестко и готовишься к финальному бою. Правда, сам этап и босс весьма легки, как и вся игра, но визуал, озвучка, атмосфера - моё увожение.

Ответить

Идеологический волк

Саня
4

А что только второй? Vectorman вообще много должен его программистам - что в музыке, что в графике выжимали все из консоли.

Ответить
0

Первый просто прошел мимо меня в своё время.

Ответить
0

Ох, жаль. Второй очень хороший, но первый вектормэн лучше и в уровнях и в музыке.

Ответить
3

Фанаты в OST к SOR Remake отлично её перенесли, как и другие треки. Тоже слушаю этот OST.

Ответить
6

Не увидел в статье Phantasy Star IV. Придется самому поделиться.

В этой игре вы летали на космическом корабле между планетами и боролись со злом из глубин космоса лет эдак за 15 до Масс Эффекта. И за 10 до KotOR.

А еще на Мегадрайве была Gemfire. И там можно было нанимать себе войско и участвовать в сражениях на квадратной тактической карте, когда у тебя не было доступа к "Героям". И, разумеется, слушать музыку.

Ответить
5

Добавлю два трека из никому неизвестного шутемапа Verytex. Особенно второй трек.

Ответить
3

В основном не самими удачными получались гитарные композиции, рок

Вот как раз SNES с ними по сравнению с SMD справлялся хуже. Маленькая память (в условиях семпловой технологии смерти подобна), медленный процессор и гауссова интерполяция, которая начисто убивала весь бас, делали своё дело. Не то, что бы SNES был совсем уж плох в роковых композициях, но всё равно не так хорош.

Ответить

Невысокий алмаз

Grzegorz
3

Да, металлические запилы на Сеге звучали неплохо.

Вот такие вещи стали для меня по сути первым знакомством с металлом. Хотя я тогда и не подозревал об этом — в миди-версии это звучало скорее как очень сложная электронная музыка. Мелкий я не понимал, что так звучит оцифрованная гитара, и воображал, что в студии музыканты очень быстро перебирают по клавишам.)

Ответить
3

А касательно оркестра - там тоже свои проблемы у SNES, он далеко не идеальный в этом плане, и в свою очередь у SMD есть свои преимущества. На SMD на самом деле были хорошие оркестровые саундтреки, но их было мало относительно общего количества, да (и всё равно они звучат, как синтезатор, этого конечно не скроешь).
Основная проблема на SNES - "живость" саундтреков. На Sega - настоящий синтезатор и на нём можно было спокойно эмулировать различные приёмы (например пиццикато) без какого либо ущерба, оркестровые мелодии там звучали намного живее и натуральнее, если говорить о самой технике игры на инструментах. На SNES всего этого нет, поскольку музыка там упирается в технологию, помноженную на очень сильное ограничение памяти.

Ответить
1

Исключения, впрочем, тоже бывали. Дин Эванс из Ocean выдавливал из SNES очень добротную гитару. 

Ответить
0

Увидел зеленого фонаря на снес! Сик вуут?! Но потом загуглил и эта игра так и не вышла. Жаль.

Ответить
3

Чуть не умер от приступа ностальгии.

Ответить
1

Материал написан про просьбе подписчика.)

Ответить
1

Я только до соника долистал. Дальше, боюсь, сердечко не выдержит. Были же времена.

Ответить
0

Там далеко не всё. На лонгриды действительно уходит много времени. Включил в статью не все треки, что бы желающие могли поделиться своей любимой музыкой из игр для Мегадрайв в комментариях. Здесь же можно и обсудить.

Ответить
1

Сейчас слушаю трек из Рад Раша. Я под него частенько работаю) вот часовая версия:

Ответить
3

Писать про музыку на SMD и не упомянуть серию Thunder Force, да как так можно? 

Ответить
1

Охренеть как круто, спасибо!

Ответить
0

Надо было что-то и для комментариев оставить.)

Ответить
0

Кстати да. Всё что делает Savaged Regime это божественно.

Ответить
0

Да, новинка отлично звучит!

Ответить
3

Давно уже облизываюсь на винил с музыкой из SoR3, но пока финансы не позволяют. :(

Очень люблю МегаДрайвоский звук, даже сам пробовал писать что-нибудь для ямахи (преимущественно безуспешно) и периодически продолжаю упарываться добротным FM-синтезом.

Ответить
2

Очень хорошая статья с очень хорошей музыкой внутри, 100%-но одобряю.
От себя могу ещё посоветовать крутых саундтреков
Aa Harimanada
Advanced Busterhawk Gleylancer
Battle Mania Daiginjou
Columns III
Cosmic Carnage
Daffy Duck in Hollywood (Matt Furniss для экрана опций сделал топовейший трек в две с половиной минуты. Зачем? Не знаю, но очень интересно)
Dangerous Seed
Decap Attack (имо лучший ост на консоли)
Gauntlet IV (за авторством Hitoshi Sakimoto, вы наверняка играли в какую-нибудь игру к которой он писал музыку)
Gunstar Heroes
The Ooze
Puyo Puyo Tsuu и Madou Monogatari I
Time Trax
И это лучшее из 141 игр, саундтреки которых мне нравятся

Ответить
3

Time Trax — бомба. Сочнейший звук.

Ответить
2

В OOZE занятный саундтрек был, да. Почерк Ховарда Дроссина узнаётся на раз. Тоже проходил эту игру когда-то. Фанаты каверы до сих пор записывают.

Ответить
2

Эх, топовый чип был, почитаемый среди любителей чиптюна. До сих пор выходят нишевые синтезаторы с ямаховским чипом или попыткой эмулировать его звук. Иногда руки чешутся что-то такое взять в коллекцию поиграться: https://twisted-electrons.com/product/megafm/

https://www.youtube.com/watch?v=HD4dUMDWM58&ab_channel=LOOKMUMNOCOMPUTER

Ответить
2

Он и сам по себе как синт хороший. Это нормальный четырёхоператорный FM-синт, мало чем отличающийся от того же DX100 (действительно мало, инструменты на синтах почти полностью совместимы для обоих синтезаторов), но при этом с эксклюзивным "грязным" звучанием в виде перекрёстного дисторшена (когда осциллятор пересекает нуль оси - появляется "ступенька"), которого нет на всех других подобных синтах (такая фигня была только ещё на совсем-совсем уж дешёвых двухоператорных OPLL'ках). Эдакий поливокс от мира FM-синтезаторов.

Ответить
2

OST SUB—TERRANIA Помню в детстве произвёл на меня очень сильное впечатление

Ответить
2

Так как я вырос на Сеге с её звонкими и бренчащими саундтреками, любая другая музыка теперь кажется куда более глухой и медленной. Пришлось забраться на Ютуб и качать оттуда плейлисты вообще всей музыки из всех игр для этой консоли, чтобы пополнить запас тем, что так нравится слушать. Благодаря этому я узнал о куче сеговских игр, которых, к большому сожалению, в моём детстве не было. Например, познакомился с Crusader of Centy из-за этого зажигательного трека.

Ответить
0

Правда, если уж жанр не мой, то и с игрой не ознакомиться. Саундтрек Langrisser II тоже зацепил по максимуму, но в самой игре я не ушёл дальше первого экрана. Остаётся наслаждаться музыкой в отрыве от геймплея.

Ответить
0

Олтличная игра, эдакий blood omen на сеге. С удовольствием прошел уже взрослым купив оригинальную сегу из японии (сейчас уже продал, эх).

Ответить
1

Поделюсь своими любимыми саундтреками эпохи Сеги) Кроме тех что уже упомянуты в статье:

https://www.youtube.com/watch?v=hls_fqClU-4

https://www.youtube.com/watch?v=bi3xq8kccUU

https://www.youtube.com/watch?v=y0M7MSpZvZw

https://www.youtube.com/watch?v=8BZ03wIh1ys

P.S Как сделать чтоб видео воспроизводилось в комментарии? Без перехода на ютуб.

Ответить
1

Как сделать чтоб видео воспроизводилось в комментарии? Без перехода на ютуб.

Кликнуть на значок ссылки и вставить адрес туда. Можно запостить два ролика на одно сообщение.

Ответить
0

Джаспера Кида

Ты бы хоть погуглил для начала как его имя произносится, музыковед =/
Снес к сожалению в техно не смогла

В прямых руках СНЕС по звуку может во всё, на что способна Сега, а огрызку ямахи до соневской CPS700 от самого отца PlayStation как до Китая раком.
Это уж не говоря о том, что купить Сегу второй модели со всратым звучанием чипа YM3438 вероятность процентов 90%, ибо ревизии плат VA3 и VA4 весьма редки и дороги.

Ответить
3

В прямых руках СНЕС по звуку может во всё, на что способна Сега, а огрызку ямахи до соневской CPS700 от самого отца PlayStation как до Китая раком.

Не может. SPC700 - отрыжка инженера (как и приставка в целом, именно поэтому на SNES до сих пор нет нормальных демосцен), пример того, как делать НЕ надо и того, почему нельзя допускать до создания музыкального инструментария людей, которые в этом ничерта не смыслят. Там на всё про всё выделено всего 64kb. Не просто 64kb, а 64kb вообще, включая не только семплы музыки, но и звуки игры, сами инструкции для мелодии, буфер дилея (очень жручий, к слову) и всего остального, что связано но звуком, и при этом он не может обратится напрямую к памяти и считать с неё (как это спокойно делает SMD, где было даже пара игр, которые это использовали, а именно Toy Story со своей трекерной музыкой и Pier Solar, где музыка по странному решению воспроизводилась через DAC, считываясь с диска, а не через стандартное CD Audio, как это было бы логичнее использовать), а банки звуков на лету там менять нельзя, поскольку процессор тупо не успевает это дело подгрузить из-за очень узкого канала. И хоть ты расшибись, ты не перепрыгнешь этот лимит (точнее можно, но забив основной процессор на 100%, что бесполезно на реальной практике), боль для композитора, да и только.

Это уж не говоря о том, что купить Сегу второй модели со всратым звучанием чипа YM3438 вероятность процентов 90%, ибо ревизии плат VA3 и VA4 весьма редки и дороги.

Да, но справедливости ради у оригинального SNES тоже очень всратое звучание.

P.S.
Вопрос не в YM3438 на самом деле, а в уёбищных дешёвых материалах в схематике, которые сильно ухудшали звук, пока он успевал пройти от чипа до аудиовыхода. Так-то по факту OPN2C звучит чище, чем YM2612, ибо не подвержен "эффекту лестницы" (что слышно при кустарных заменах YM2612 на YM3438).

Ответить
0

В прямых руках СНЕС по звуку может во всё

О, да.)

Ответить
0

У нас его как только не привыкли называть, Йеспер Кюд, Джеспер Кид, так что не критично. Вот ты Юэна Макгрегора всегда юэном называл? Или Иэном, как там правильно? Сам отец плейстейшон - это конечно сильно сказано, ух. А огрызок ямахи, как по мне ебет, для начала 90х на консольке дома - как паровой молот.

Ответить
1

Streets of rage 2 — очень крутой технарь

Ответить
1

В дюне сеговской был топовый ост. Правда он мне в европейке больше нравился, за счёт медленного темпа.

Ответить
1

Кстати касательно 80ых. Отличный пример, который показывает, что 80ые - это время FM-синтеза.

Ответить
1

Да! Обожаю звучание музыки мегадрайва. 

Ответить
1

А как же Cool Spot Bonus Stage - Rave Dance Tune

Ответить
0

Хорошее техно, сразу вспоминаются первые этапы Lost Vikings.

Ответить
1

И почему то был проигнорирован Rock N Roll Racing,в котором на Sega музыка слегка дребезжала,а на SNES тот же Paranoid от Black Sabbath и Born To Be Wild от Steppenwolf выхватался с первых нот)

Ответить
1

Ну ребят , давайте реалистами быть. На снес звуковой сопроцессор круче был. Ни когда не забуду подводный уровень в донкей конге. Но ребята из сеги тоже молодцы. Выдали все , что могли. Вектор Мэн у них круто по звуку вышел.

Ответить
1

Огромное спасибо за этот пост, надеюсь на продолжение. Вернули меня в детство. Shinobi III - самая любимая игра на Sega MD, самая. 

Ответить
1

Еще вот эта игра по музыке в топе из мегадрайвовских. Просто бальзам для моих ушей. 

Ответить
0

И да, спасибо за упоминание шикарной Red Zone, но назвать Йеспера Кюда Джаспером Кидом - это то ещё)

Ответить
2

но назвать Йеспера Кюда Джаспером Кидом - это то ещё)

Это как с Сепультурой, проще для русского уха.

Ответить
0

А что не так с Сепультурой? Группа, напомню, бразильская, так что не надо только про всякие "сепалчур", "саплчэр" и подобное.

Ответить
0

Это самый субъективный фанбойский срач среди приставок. То что Сега работала быстрее, что шутемапы и спортивные игры на ней лучше - это факт. Но именно звучание музыки? На Сеге звучание электронное и неестественное. Пример в статье Desert Strike - это игра которая разрабатывалась для Сеги а потом попала на Нинтендо, никто ничего не улучшал естественно. Это просто порт.
Но!
Если это были кросплатформерные игры изначально, то не знаю как нужно слушать, чтобы решить, что на Сеге звук лучше. Ну то есть кому-то такое звучание может просто больше нравится. Плюс к восприятию добавляет громкость музыки, на Сеге все звучит громче, но это не значит что это лучше.

Ответить
1

Если это были кросплатформерные игры изначально, то не знаю как нужно слушать, чтобы решить, что на Сеге звук лучше.

Первый и второй MK (а в третьем музыка была говно что на SNES, что на SMD, лол), первый Earthworm Jim (но во втором музыка была таки лучше на SNES, да), The Lost Vikings (тут правда некоторые могут не согласиться), Cool Spot. Это лишь беря те игры, где сами мелодии были одинаковые. А ведь есть ещё игры, где SNES просто не тянул такой саундтрек, как на Сеге, и музыка там была совсем другой, зачастую намного хуже.
А ведь были ещё игры, где оба саундтрека были по своему очень хороши и где нельзя однозначно выбрать лучший (как например в TMNT).
На самом деле мультиплатформенных игр, где саундтрек был лучше на Сеге, более чем хватает. Здесь по большей части очень сильно от композитора зависит. Хороших композиторов хватало и там, и там, как и плохих.

У SMD ещё такая проблема, что американцы абсолютно не умели работать с FM-синтезом. Действительно хорошо из американцев это получалось только у Мэтта Фёрнисса и у Electronic Arts. В остальном же американцы на SMD почти всегда писали мягко говоря паршивые саундтреки (в лучшем случае это лишь маскировалось руками хорошего композитора именно как композитора, а не инженера, как это было у Клепацкого или Талларико), что и создало SMD дурную славу в плане звука на Западе. Японцы и европейцы намного лучше умели работать с FM.

А вообще в целом вопрос заключается не в музыке, а в технике как таковой и его удобстве. SMD - это хороший добротный FM-синтезатор, SNES - это очень плохой семплер. Технологии сравнивать по большей части бесполезно (ибо они кардинально разные, со своими преимуществами и минусами у каждого) и здесь каждый скорее волен выбирать то, что ему больше по душе. Ну и в том вопрос, что звук на Сеге состарился однозначно значительно лучше, чем на SNES: разница примерно такая же, как между отличным красочным 2D и низкополигональным 3D во второй половине 90ых - технически 3D лучше, но если на 2D картинку в тех же вторых или третьих героях глаз радуется смотреть даже сейчас, то на низкополигональные модельки из Quake, Unreal или HL без страха сейчас не взглянешь.

Ответить
1

первый Earthworm Jim

То же самое что с Desert Strike - разрабатывалась под Сегу, а потом портировали, и да музыка на Сеге действительно лучше. С морталом скорее всего та же история - с аркады порт на сегу, а потом копипаст на нинтендо.
звук на Сеге состарился однозначно значительно лучше, чем на SNES

Опять же - субъективно.) Вот это топовые саундреки со snes. Звук мягкий близкий к естественному, а на сеге все звучит как полифония с кнопочного телефона.

Ответить
1

Звук мягкий близкий к естественному

Звук приглушённый и невнятный, лол.
Опять же - субъективно.)

Не субъективно. Почти никто не пишет сейчас музыку под SNES, под FM-чипы - тысячи. FM-звук имеет свой независимый шарм, который не даёт ни одно другое устройство, точно также, как некоторые люди любят звук PSG-чипов, вроде MOS SID, Atari POKEY или NES. SNES же просто даёт низкокачественный эрзац обычной музыки, он просто не нужен, ведь есть намного более качественные аналоги; эдакий эффект "зловещей долины", только для звуковых устройств (куда он попал вместе с MIDI-ромплерами).
У семплеров как таковых либо получилось сформировать своё уникальное звучание и эстетику (как это было у Amiga Paula и трекерной музыки в целом), либо их звучание было настолько хорошим, что было мало отличимо (или не было совсем) от обычной музыки (как у PlayStation или Sega Saturn). SNES же не удалось попасть ни туда, ни сюда. Исключительно предмет своей эпохи.

Ответить
1

И согласен и нет.) Опять же возращаясь к сравнению звучания Batman Forever мне вообще не нравится сеговский вариант. И для меня это вот типичное электронное звучание приставки. Понятно чем может привлекать своеобразное сеговское звучание, но... оно мне режет слух своими пилящими высокими частотами. Как и музыка со nes - мелодии да, прикольные, но сам звук на мозги давит. По этому и говорю что субъективно.
Но, согласен с тем, что SNES не сформировала как ты выразился эстетику звучания, да как раз потому что там звук засемплированный. И естественно, что чем выше качество исходных сэмплов тем звучание лучше. Тогда были ограничения по объему, а сейчас нет смысла делать музыку с вусмерть пережатыми сэмплами, она просто будет плохо звучать. "Эмулировать" там тоже нечего это просто soundfont библиотека, спокойно можно в том же FL использовать.
Ну и говорить что в snes плохой семплер я бы не стал, таки Сони делала. Качество сэмплов просто уперлось в ограничение памяти. По этому, кстати, при переносе с сеги на снес и наоборот музыка получается поганой. Либо чистый синтезаторный звук переводится в семплы, либо сэмплы в синтезаторный звук.

А вот за ссылки большое спасибо! Очень интересно.) Надо потестить эти vst. Откуда кстати такие технические познания? Музыкант?) Талларико крутой чел конечно.

Ответить
2

Опять же возращаясь к сравнению звучания Batman Forever мне вообще не нравится сеговский вариант. И для меня это вот типичное электронное звучание приставки.

Ну мне сеговский саундтрек Batman Forever самому не нравится. Типичный американский "пердёж FM-синта". В том же Nightmare Circus немного похожий по стилю саундтрек, но он сделан в разы лучше (где, кстати, слышно откуда у саундтрека в Legacy of Kain ноги растут, музыка абсолютно аналогичная, только на FM-синтезаторе, даже мелодии порой одинаковые). Бэтмоновский звук же просто раздражает (он делал это ещё в моём детстве, лол, это был один из первых моих картриджей и уже тогда я не любил там музыку).
да как раз потому что там звук засемплированный

У Амиги это таки получилось. Но на моей памяти это единственный подобный семплер. Остальные либо делали это слишком хорошо (что даже незаметно), либо как SNES. SNES, к слову, ещё легко отделался, о нём хотя бы хоть как-то помнят (спасибо забавному дилею, по которому сразу можно определить, что это SNES), про остальные семплеры вообще никто и никак не помнит. Кто нибудь помнит семплеры на N64 или Atari Jaguar? Фиг с два!
таки Сони делала.

Кутараги совершенно не смыслил в том, что нужно музыканту и всё сделал через одно место (собсно под стать начинке самой приставки, она вся такая, лол). Та же Amiga вышла в 1985ом году, за 5 лет до SNES (что для того времени - огромный срок), это был вообще самый первый семплер на домашних устройствах. У Амиги всего 4 канала (против 8и у SNES), худшее качество семплов (8бит 27kHz против 16бит 33kHz), отсутствие панорамирование (оно было жёстко зашитым - 2 канала на 75% влево и 2 канала на 75% вправо), эффектов и прочего. Но какого фига у Амиги мелодии звучат намного круче, лучше и качественнее при всей его устаревшей начинке по сравнению со SNES? SPC700 - это семплер(!) с 64kb(!!) памяти на всё про всё(!!!), включая звуки игры, семплы мелодии, инструкции для этой мелодии, звуковой буфер (встроенный дилей может сам сожрать вплоть до 31kb) и всё остальное! И возможности обращения к внешней памяти (как это у всех нормальных семплеров, даже на Сеге) у него нет. Землекоп без рук, бегун без ног, клавиатура не найдена, нажмите F1, чтобы продолжить. Дали инструмент без возможности его использовать. А чтобы скрасить всё это безобразие и скрыть недостатки чрезвычайно низкокачественных семплов (потому что что-то более вменяемое туда просто не поместится) - это всё решили прикрыть фиговым листочком в виде неотключаемой гауссовой интерполяции, которая совершенно убивала все низкие частоты. И всё это сдобрено очень медленным процессором, который при большом количестве инструкций просто не успевал их обрабатывать и захлёбывался в них (из-за чего на SNES нет очень быстрых мелодий; похожая история была на некоторых старых синтезаторах 80ых, где был очень узкий MIDI-канал и синты запинались в инструкциях, не успевая их пропустить и обработать, однако это не было связано с обработкой звука напрямую). Единственное, что действительно есть хорошего в SNES - это встроенный дилей, который, пусть и не идеальный, но очень своеобразный и гибкий + минорные вещи, вроде относительно неплохой огибающей и хорошего гибкого панорамирования (доступно было не только стандартное панорамирование с балансом левого-правого динамиков, но и настройка отдельного канала вообще с возможностью его инверсии (фаза отзеркаливалась)).
Откуда кстати такие технические познания? Музыкант?)

Музыкант из разряда тех гиков, которые копаются в синтах, крутят себе ручки и железки, перетыкают проводки, но закапываются во всём этом, так ничего в итоге и не написав - большое количество знаний при нулевом выхлопе. ¯\_(ツ)_/¯
И всё это сопряжено любовью к видеоигровой музыке и моим бзиком на аутентичности.

Ответить
0

Очень интересная инфа! Спасибо.) Смело можно в лонг оформить.
У Амиги это таки получилось.

Я эту платформу полностью пропустил. Но вот сейчас нагуглил типа сборник саундтреков - звук действительно очень класный. Точно надо покопаться в библиотеке игр. Elvira: Mistress Of The Dark - сразу в топ!

Кто нибудь помнит семплеры на N64 или Atari Jaguar? Фиг с два!

Ну да, там уже очень близко к "обычному" звучанию. Качество семплов как раз переступило черту и стало похоже на музыку ко второсортным фильмам 90-х, которые сразу для домашнего видео снимались. Тоже конечно своя эстетика, но по мне так звучит дешево. Может когда всем надоест эстетика 80-х перейдем к чему-то подобному.

Nightmare Circus

Во, моя тема! Я сам тоже музыкант и как раз такая мрачная музыка это прям мое. Скачаю себе в копилку.) Из недавнего, на что наткнулся - Nosferatu. Игра проходняк, хотя и с потенциалом, а вот саундтрек вообще класный. Ну и у Clock Tower класный саунд.

Ответить
2

Но вот сейчас нагуглил типа сборник саундтреков - звук действительно очень класный. Точно надо покопаться в библиотеке игр.

Самый-самый топ там - преимущественно демосцена. Ну и гигантское количество вещей было написано просто на самой Амиге без какой либо привязки. Да и сейчас де-факто продолжают, пиша под классический четырёхканальный .MOD-формат.
Из недавнего, на что наткнулся - Nosferatu. Игра проходняк, хотя и с потенциалом, а вот саундтрек вообще класный. Ну и у Clock Tower класный саунд.

На Amiga нечто похожее было в первой Dune (Стефан Пик - вообще один из моих самых любимых композиторов, пусть он и немного саундтреков написал).

Ответить
0

Во, моя тема! Я сам тоже музыкант и как раз такая мрачная музыка это прям мое. Скачаю себе в копилку.)

Там саундтрек писали те же чуваки, что и к LoK Soul Reaver 1/2 и Defiance - Курт Харланд и Джим Хэджес. Саундтреки очень схожи, вплоть до конкретных заимствований мелодий.
Ну да, там уже очень близко к "обычному" звучанию.

Не, там-то как раз тоже не сильно далеко от SNES ушло, слышно, что это семплерные чипы, хоть музыка их и всячески маскировала. Но вот именно их никто не помнит.

Ответить
1

Просто как пример: ты почти не встретишь трекеров под SNES, увидишь всего лишь 2 VST-эмулятора SPC700 (один из которых вышел буквально на днях, лол) и никогда не увидишь кустарный железный синтезатор на SPC700 (не говоря уже о фирменных).
И всё это в пику того богатства, которое есть у чипов OPM-, OPN- и OPL- семейств.

Вот два синтезатора, которые эмулируют SPC700:
http://picopicose.com/software.html (там же есть, кстати, VOPMex, который эмулирует OPM, и который очень часто можно встретить во всяких топах самых необходимых и крутых бесплатных программных синтов)
https://www.plogue.com/products/chipsynth-sfc.html

Синтезаторы так или иначе эмулирующие YM2612:
https://www.inphonik.com/products/rym2612-iconic-fm-synthesizer/
http://www.alyjameslab.com/alyjameslabfmdrive.html
https://plogue.com/products/chipsynth-md.html
http://gendev.spritesmind.net/forum/viewtopic.php?t=1062
http://www.ym2612.wonthelp.info/
https://github.com/jpcima/ADLplug (там же лежит синтезатор OPL2/OPL3 со звуковых карточек AdLib и SoundBlaster)
Возможно есть что-то ещё, но это из того что в ходу и то, что лично знаю я

Разница, как говорится, на лицо. И это не беря в расчёт трекеры и другие FM-чипы (тот же OPM мало чем отличается от Сеговского синтезатора, настройки инструментов почти полностью совместимы друг для друга), эмуляторов коих тоже очень много.

Ответить
0

С морталом скорее всего та же история - с аркады порт на сегу, а потом копипаст на нинтендо.

Под каждую приставку делали свой порт МК со своей графикой, анимацией, заставками, меню и прочим. На СНЕС пытались скопировать аркадные мелодии, не получилось. На СМД создали свои уникальные треки с учётом особенностей работы музыкального чипа.

Ответить
0

Да, я и имею в виду, что на СНЕС как попало было сделано. Ну или как получилось. С тем же Killer Instinct, например, получилось отлично. При общих равных СНЕС звучала "приятней", и за счет разного набора сэмплов у игр разнообразней. По сути у каждой игры был свой уникальный по звучанию саундтрек. Вообще после разговора с Grzegorz Markowski в этой ветке, я конечно уже не могу убедительно спорить.)

Ответить
1

Ну или как получилось. С тем же Killer Instinct, например, получилось отлично.

Только если не слушать оригинал с аркад, где действительно получилось отлично.

Ответить
1

От случая к случаю, может этот трек из бэтмена форэва и лучше на снес, но вот музыка из топ гира 2 мне больше нравится на сеге. Намного больше. Раз в пять. И возможно на сегу даже был порт со снес, я не знаю.

Ответить
0

Первая игра которая мне попала в руки вместе с сегой)

Ответить
0

Top Gear 2? Если да, то у меня тоже самое) Первая игруха на сеге)

Ответить
0

Есть у меня и Mega Drive и SNES.
С одной стороны по ощущениям SNES звучит как-то глуховато, в отличие от яркого звука MD, и примером тут Mortal Kombat могу привести.
А с другой же стороны - поиграл в Rock-'n'-roll Racing на SNES - и к сеговской версии вообще подходить больше не хочется, ибо на Нинке и шифты есть, и звук, саундтрек, просто бомба

Ответить
1

На сеге была кнопка мод для резкого поворота. И на нес действительно не отключается музыка когда кричит ларри, но вот механики перелетов с планеты на планету как на сеге уже не было, что для меня минус, только выбор уровня. Вообще прошел и на сеге и на снес и на гба. Топ игра от старых близов.

Ответить
0

Mode да, но шифтами как-то удобнее)

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null