Ретро Ма Рия
1 263

Гумпэй Ёкой — когда успех зависит от случая

В закладки

Будущий изобретатель, вдохновивший компанию Nintendo на производство видеоигр, родился 10 сентября 1941 года в пригороде Киото. Он был младшим ребёнком в семье скромного работника местной фабрики по производству красок. В детстве мальчик часто скучал на уроках, зато в свободное время - увлекался моделизмом, а также созданием самодельных деревянных игрушек - и настолько в этом приуспел, что удостоился внимания одного тематического журнала, решившего выпустить статью о достижениях юного дарования. Казалось бы, его судьба предрешена.

Невероятно, но Гумпэй Ёкой не сразу смирился со своим призванием. Нельзя сказать, что он вообще относился к своему успеху серьёзно. Вспоминая впоследствии об этом своём первом детском опыте, он любил пошутить - якобы двигало им в тот период мальчишеское тщеславие и желание похвастаться плодами своего творчества перед друзьями. Так что получив с горем пополам в середине 60-х годов университетский диплом в области электроники и железный отказ от большинства работодателей округи - он не придумал ничего лучше, чем поступить на работу в маленькую и ничем не примечательную семейную фирму, производившую традиционные игральные карты с конца 19-ого века и уж точно не гнавшуюся за инновациями любого рода. На самом деле руководство Nintendo было вынуждено нанять горе-кандидата на открывшуюся вакансию электрика согласно новым предписаниям устава техники безопасности. Оставив к тому времени все былые амбиции, если таковые у него имелись, Гумпэй Ёкой возможно пришёл к выводу, что зря когда-то предпочёл ходить вместо пар на рыбалку, но вода не течёт вспять, и раз так - отныне он будет преспокойно дожидаться пенсии на своей тихой, вмеру прибыльной, а главное непыльной работе. Пожалуй, в этой новой жизни его всё устраивало.

Ultra Hand

Фабричные дни лениво сменялись, и несмотря на все усилия, направленные на подавление скуки, привычка взяла верх и наш герой принялся за старое. Вдохновившись комичными экранными боями мультяшных героев, Гумпэй Ёкой взялся за создание прототипа некой телескопической "руки" - причём прямо на рабочем месте, рискуя быть уволенным. Проделки непутевого сотрудника не остались без внимания Хироси Ямаути, директора компании. К удивлению провинившегося, начальник не стал его наказывать, а лишь пожелал удачи в начинаниях, признавшись, что и сам давно подумывал о диверсификации не слишком успешного бизнеса. Найдя неожиданное понимание и поддержку в лице босса, обеспечившего молодому человеку карт-бланш, Гумпэй Ёкой c усердием погрузился в свои новые обязанности руководителя отдела разработки, которыми поначалу немного тяготился, страдая от синдрома самозванца. Но время показало, что хозяин Нинтендо не прогадал, сделав ставку на новичка: бывший электрик и его чудо-игрушки спасли компанию и принесли ей небывалую прибыль. Первое детище изобретатель нарёк Ultra Hand и выпустил в 1967-ом, за ним последовали Ultra Machine, представлявший собой пушку для автоматической подачи бейсбольных мячей и довольно странный предмет под названием Love Tester - кондуктиметр, позволявший измерить ... степень любовной совместимости двух партнёров, но это не точно (во всяком случае, так гласила надпись на коробке). Гумпэй Ёкой искал новые идеи для своих проектов, раз за разом мысленно отправляясь в прошлое и пытаясь переосмыслить игры своего детства в свете своей новой философии, согласно которой старым, изжившим себя технологиям можно придать другую форму и вдохнуть новую жизнь. Данное кредо представляло собой довольно удобную экономическую модель, ведь старые технологии, лежавшие в основе таких новинок не требовали больших производственных затрат.

В последующие годы Nintendo активно развивала свою игровую линейку, выпуская порой не слишком оригинальную продукцию. Тяготясь репутацией производителя игрушек и желая заинтересовать более взрослую аудиторию, руководство Nintendo решило, что время для серьёзных перемен выбрано как нельзя лучше. Ещё в начале 70-х Гумпэй Ёкой заинтересовался применением светового ружья. Увидев в технологии неплохой потенциал, он вместе с несколькими коллегами приступил к работе над весьма амбициозным проектом - аркадным симулятором тира с утками. В это же время по всей стране массово закрывались вышедшие из моды боулинг клубы - и Хироси Ямаути принял решение об инвестировании в освободившиеся площадки. Компания планировала превратить новое развлечение в полноценный спорт, регулярно устраивая турниры. К сожалению, грандиозным планам помешал экономический кризис, внезапно обрушившийся на страну в 1973-ом году. Убытки от проекта оказались настолько велики, что в очередной раз едва не потопили компанию.

Game & Watch и первый крупный успех

Пока Япония вместе со всем миром медленно оправлялась от последствий нефтяного кризиса, Екой старался вывести свою фирму из долговой ямы. От уныния его спасала обнадеживающая уверенность коллег в том, что он не в полной мере реализовал свой карьерный потенциал. Предчувствие не подвело, ведь главное изобретение ждало не за горами. Так однажды в конце 1970-х годов, находясь в поезде, Гумпей Ёкой заметил в руках своего соседа маленький калькулятор, с которым он от скуки играл, стараясь убить время. На следующий день, опаздывая на деловую встречу в Осаке, Хироси Ямагути не смог найти для себя водителя, и Екой вызвался подвести своего шефа. По дороге они разговорились, и наш герой вскользь упомянул о своём недавнем попутчике и его игровом «калькуляторе». Идея показалась Ямагути интересной. Добравшись до места назначения, он обсудил её с оказавшимся поблизости производителем мелкой бытовой электроники, которому она также пришлась по душе. Сотрудничество виделось выгодным обеим сторонам - цена за запчасти и микросхемы к тому времени заметно упала, аркадные автоматы переживали пик своего расцвета, но рынок по-прежнему испытывал недостаток в портативных игровых девайсах. Уже существовавшие устройства могли похвастаться лишь рудиментарным геймплеем и слыли неудобными в обращении, тем самым не находя особой поддержки у Японцев. Все эти факторы способствовали оглушительному успеху Game&Watch, увидевшему свет в 1980-ом. Особенно радовались школьники - специально для них Nintendo решила добавить в устройство функцию всё ещё редких электронных часов и даже будильника, совместив приятное с полезным. В остальном же, Гумпей Екой, по своему обыкновению мысливший в условиях жёсткой экономии, максимально снизил затраты на производство и оптимизировал соотношение цены и качества, сделав продукт широкодоступным. Настоящей вехой в развитии игровой индустрии стало появление D-pad на корпусе Game&Watch. Согласно легенде, началось всё с того, что Гумпей Екой, владелец будущего патента, вдохновился серией мультфильма о морячке Попае и его приключениях на стройке для очередной аркады, принявшей на этот раз форму платформера.

Проблема заключалась в том, что владельцы прав на использование этого образа были категорически против. Не желая отказываться от задумки целиком, Екой заменил персонажей на будущих Марио, Принцессу Пич и Донки Конга, назвав игру в честь последнего. Когда же создатель попытался портировать игру на Game&Watch, ему очевидно пришлось искать наиболее эргономичную и в то же время компактную альтернативу привычному джойстику, что и натолкнуло его на мысль об использовании революционного крестообразного контроллера.

Эра Game Boy

Умудряясь успешно совмещать должности менеджера, инженера и геймдизайнера, Гумпей Екой вместе со своей командой успел положить начало нескольким знаковым франшизам для консоли NES, среди которых были Metroid и Kid Icarus, пока не задумался о следующем шаге в развитии терявших популярность портативок.

Новая, улучшенная консоль от Nintendo должна была, подобно своей «старшей сестре» NES, предоставлять игроку выбор из целого каталога сменных картриджей. Так появилась ныне всем известная Game Boy, чей выход в 1989-ом году был неожиданно омрачён для её создателя большим эмоциональным потрясением. Дело в том, что Гумпей Екой по невнимательности пренебрег серьёзным производственным дефктом первых прототипов Game Boy, легкомысленно дав добро на их запуск в массовое производство. Узнав о случившейся оплошности, Хироси Ямагути был в ярости, а Екой, осознав, что виновен в потенциальном банкротстве компании, надолго потерял всяческий покой и аппетит. К счастью, ситуацию удалось вовремя разрешить и в тот раз всё обошлось. Game Boy вошла в историю как одна из самых продаваемых консолей всех времён.

Эпилог

Устав от возросшей ответственности и желая вернуть себе былую независимость, в начале девяностых Гумпей Екой начал подумывать об отставке. Но перед этим не устоял перед соблазном и пошёл на поводу у самого модного увлечения тех лет. На этом пути его ждало полное фиаско. Новоявленный концепт виртуальной реальности воплотился в самом провальном девайсе Nintendo из когда-либо созданных - Virtual Boy. Технологии и общество были ещё не готовы. В 1996-ом году «непонятый визионер» ушёл, но не на покой, а создал собственную компанию. Там он мечтал попробовать себя на новых поприщах и работал над новыми перспективными проектами, благодаря которым, возможно, его имя было бы на слуху и сегодня, но ни один из них закончить не успел, нелепым образом попав в октябре 1997-го года в автокатастрофу, унесшую его жизнь. На его могильной плите выгравированы названия и даты выхода некоторых изобретений:

Yokoi Gunpei

1968 - Ultra Machine

1973 - Lasar Clay

1980 - Ten Billion Barrel

1980 - Game & Watch

1989 - Game Boy

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ма Рия", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 47, "favorites": 37, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 26135, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 31 Aug 2018 22:32:39 +0300" }
{ "id": 26135, "author_id": 72286, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/26135\/get","add":"\/comments\/26135\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/26135"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64967 }

16 комментариев 16 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Кстати по слухам это некие представители Нинтендо и наняли якудз для "типа несчастного случая", после того, как он перебежал в Bandai. Там очень мутная история была и о ней спекулируют до сих пор.

Ответить
0

Даже так? Интересно. Честно скажу, мне ничего об этом не известно, но обычно в теории заговора не верю.

Ответить
1

А мне по душе советские клоны. Купил в коллекцию редкий синий "НУ ПОГОДИ" 1986г

Ответить
0

На его могильной плите выгравированы строчки, легшие в основу его необычной философии.

Какие? Virtual boy или wonder swan? (На фото под статьей это единственные строчки)

Ответить
–2

))Подкол засчитан. Ну, фоточка могилы гуглится, но думаю, без неё будет менее депрессивно. Там про новую жизнь старых технологий.

Ответить
6

думаю, можно было всё-таки прикрепить цитату. а то какой-то странный конец, и логично приходит мысль, что на могиле написано “virtual boy”

Ответить
0

гуглил 10 минут, но так и не нашел ту самую цитату, спасибо че

Ответить
0

Примерный перевод - "Переосмысление устаревших технологий"

Ответить
0

Сверху - не имя, разве? Далее список достижений. Или надпись на другой стороне?

Ответить
0

Ну что же, вынуждена признать, что информации на этот счёт немного и она достаточно противоречивая. Жирным шрифтом имя, вы правы: 横井 軍平, можно сравнить с каллиграфией. А в столбик, напротив дат -перечислены все его важнейшие изобретения.
"Yokoi Gunpei

1968 - Ultra Machine

1973 - Lasar Clay

1980 - Ten Billion Barrel

1980 - Game & Watch

1989 - Game Boy"
Рядом ещё можно заметить Triforce из Зельды...и вот здесь версии о её появлении расходятся. Герб семьи? Дань уважения от коллеги Миямото? Кто знает
https://kotaku.com/why-the-triforce-is-on-the-grave-of-the-game-boys-creat-1704147285
Прошу прощения, если ввела в заблуждение, видимо статью придётся отредактировать.

Ответить
0

А что за перспективные проекты он вынашивал в другой компании?

Ответить
0

Хотел развивать новые технологии в медицине. В компанию перешли некоторые бывшие сотрудники Нинтендо, но о ней удалось найти крайне мало информации, на сегодняшний день её не существует

Ответить
1

Нин во времена Wii тоже хотела этим заняться (технологией в медицине, то бишь), но дальше скромного анонса дело не ушло.

Ответить
0

Лутбоксы, батлрояль, мова и выпустить всё это 22 февраля 2019 года

Ответить
0

Его назвали Jumpman, её - Паулиной, Пич появится позже. Права на Кинг Крнга не смоги получить. "Donkey" японцы ошибочно перевели как "глупый", поэтому появился не Глупый Конг, а Ослиный. Так же и с Тоадом - "жаба".
"Метроид" - от слов "метро" и "андроид" (он любил поезда).
В итоге выходит, что "метроидвания" это - Метро+Андроид+Каслевания : )

Ответить
0

Метроид-Каселвания - дали название новому жанру, но это уже другая история. Конечно любил поезда, ещё в детстве макеты собирал. Насчёт Полины всё верно, я поэтому употребила слово "будущий" :)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления