{"id":741,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043d\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0432 \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0431\u0438\u0442\u0432\u0435 Free Fire","url":"\/redirect?component=advertising&id=741&url=https:\/\/dtf.ru\/promo\/703344-ff-konight&hash=d8eabb7150caed1f8bc554f675243f8c714e4d7575568af97b2523cd7937ab9b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ретро
Семён Костин

Их место в музее: игры об Индиане Джонсе Статьи редакции

Раскопали как значимые, так и проклятые адаптации приключений знаменитого археолога.

«Игра по мотивам фильма» — раньше это звучало как приговор. Ещё 10-15 лет назад игровые адаптации фильмов часто получались либо очень плохими, либо средними. Шедевры или просто интересные работы попадались крайне редко.

Редкие игровые адаптации франшизы «Индиана Джонс» избежали этого злого рока и получились выдающимися, но от полного забвения и разгромных рецензий часть игр спасли две вещи: талантливые разработчики из студии LucasArts, а также Джордж Лукас вместе со Стивеном Спилбергом, которые помогали создателям. Оба режиссёра хотели, чтобы приключения отважного археолога вышли за пределы кинотеатров: получили свою расширенную вселенную в играх, комиксах и романах.

Раз уж Bethesda анонсировала новую игру про Индиану, самое время вспомнить обо всех адаптациях культовой франшизы — как удачных, так и нет.

Indiana Jones and the Staff of Kings

Древние артефакты: от затяжного кризиса до текстовых приключений

1982 год стал переломным для игровой индустрии — именно тогда начался бум игровых адаптаций крупных кинофраншиз. Конечно, во второй половине 70-х вышел аркадный автомат по фильму «Смертельная гонка», а ещё был Star Trek: Phaser Strike для консоли Microvision, но на этом всё и закончилось. А вот в 1982 году грянуло: на Atari 2600 выходят игры по «Чужому», «Трону», «Техасской резне бензопилой», пятому эпизоду «Звёздных войн» и «Индиане Джонсу: В поисках утраченного ковчега».

Последняя в одиночку создана геймдизайнером и программистом Ховардом Скоттом Уоршоу. Raiders of the Lost Ark стала одной из самых быстро продаваемых игр на Atari 2600, хотя сегодня сложно сказать, почему именно. Скорее всего, из-за оригинального управления (нужно управлять сразу двумя геймпадами Atari), удачной рекламной кампании и популярной лицензии.

Понять, как в неё играть, было очень сложно. Особенно, если у вас под рукой нет оригинального мануала или журнала с подсказками — тогда придётся бесцельно слоняться от одного экрана к другому: лениво избегать змей, ловушкек и агентов нацистов.

Пройти Raiders of the Lost Ark можно только методом проб и ошибок (или перебором предметов из инвентаря на разных локациях). И да, в случае с играми Atari нужно всегда подключать своё воображение, так как графику игры сложно назвать понятной и хорошо читаемой даже для своего времени. Это не лучшая игра по франшизе, но она хотя бы заставила игроков думать, в отличие от других проектов на консоли.

Raiders of the Lost Ark. На скриншоте рынок Каира

Дело в том, что Raiders of the Lost Ark вышла за полтора месяца до великого шторма — кризиса игровой индустрии 1983 года. Ховарда Скотта Уоршоу параллельно заставили работать над печально известной адаптацией E.T. На всё дали несколько месяцев, так что ему пришлось жутко кранчить. Результат: одна из худших игр за всю историю индустрии, сотни тысяч разочарованных детей (игру рекламировали в качестве идеального подарка на Рождество), многомиллионные убытки для Atari и символ затяжного кризиса, от которого американские игровые компании оправились только к концу 80-х. Нереализованные копии игры Atari закопала на свалке Техаса под толстым слоем бетона.

В 1982 году на одну хорошую игру приходилось около 20 посредственных или неиграбельных поделок. Прилавки были забиты некачественными играми и бесконечными клонами Pac-Man, Donkey Kong и Space Invaders. E.T просто стала последней каплей. Так что на этом фоне странная Raiders of the Lost Ark была глотком свежего воздуха, инновационным проектом.

Увы, дальше с играми не заладилось. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — этим девизом руководствовались авторы сборника головоломок Indiana Jones in the Lost Kingdom для Commodore 64. Разработчики из Mindscape не дали ни нормальных внутриигровых подсказок, ни мануала — игрок должен страдать и сам во всём разбираться. Умереть тут можно на каждом шагу. Даже на коробке Lost Kingdom создатели паясничали: «Программа, которая бросит вызов вашему уму».

В итоге Lost Kingdom собрала ворох негативных обзоров из-за нелогичных загадок и своего непроходимого статуса. И это не преувеличение, а реальный факт. Например, на YouTube до сих пор нет её полного видеопрохождения. Да что там, в сети даже текстового нет! Единицы смогли добраться до финала Lost Kingdom и похвастаться этим (а часть из них просто соврала).

Indiana Jones in the Lost Kingdom

Однако Lost Kingdom важна для ретроспективы — это первая игра про Индиану Джонса с новым сюжетом. Хотя сюжетом назвать это сложно: игрок стартует в джунглях неизвестной страны и отправляется на поиски сокровища некой забытой цивилизации. Вот и вся история.

После этого Доктора Джонса оставили в покое вплоть до выхода «Храма судьбы». Правда, релиз игровых адаптаций случился лишь в 1985 году — спустя год после премьеры картины. Аркадная версия появилась эксклюзивно для автоматов Atari, а её упрощенные порты одновременно вышли на персональных компьютерах и консолях.

И это был очень странный проект, во многом халтурный. Прохождение аркадной версии при должной сноровке займёт всего 15-18 минут. К тому же геймплей Temple of Doom основан на последнем получасе фильма. Рассчитывать на многое не стоит: игрока ждут лишь погони на вагонетках, битвы с культистами и блуждания по одинаковым пещерам. Temple of Doom также хочется поругать за дикую озвучку персонажей, но в 1985 году озвученные игры вообще считались большой редкостью. Так что странные крики и однотипные фразы придают игре какой-то шарм.

Аркадная версия

В целом, аркадная Temple of Doom получилась вполне играбельной, чего точно не скажешь про её порты. Версии для Amiga, Amstrad CPC, Commodore 64, Apple II, MS-DOS, MSX — это чудовищно упрощённые игры во всех аспектах. Сложность несправедливо завышена, от звуковых эффектов и музыки уши вянут, а визуально это какое-то непонятное графическое месиво с низкой частотой кадров (особенно на Amiga и Amstrad CPC). В это больно было играть в середине 80-х, больно и сегодня.

Версия для NES так и вовсе копипаста — вы на протяжении всей игры спасаете детей и ездите на вагонетках по запутанным разноцветным пещерам с некорректной перспективой сверху. Играть можно, но удовольствия мало. Самое удивительное, что версия для ZX Spectrum хоть и упрощена, но сделана качественнее, чем порты для старших платформ.

Temple of the Doom (ZX Spectrum)

В 1987 году вышел Indiana Jones in Revenge of the Ancients — неплохо написанный текстовый квест. В 80-е годы этот жанр был на пике своей славы. Никаких картинок — только белый текст на чёрном фоне. История у игры сделана по всем канонам: 1936 год, Индиана Джонс противостоит нацистам, которые хотят заполучить древнюю реликвию ацтеков, чтобы с помощью неё завоевать мир. Фактически это первый игровой спин-офф расширенной вселенной с нормальным сюжетом. В истории даже фигурирует возлюбленная Инди — Мэрион Рэйвенвуд из «Ковчега».

После Revenge of the Ancients появилась хоть какая-то вера в хорошие игры по франшизе, но в 1989 году на экраны вышел фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход», а вместе с ним и много плохих проектов — а именно 12 версий одного посредственного платформера для разных компьютеров и консолей. Адаптация «Крестового похода» от студии Tiertex моментально получила разгромные оценки от критиков. Непонятно только, зачем её упорно портировали на разные платформы целых пять лет — с 1989 по 1994 годы.

С Last Crusade всё кувырком. События фильма ужаты до шести слабо связанных между собой уровней: пещера, поезд, катакомбы, замок, дирижабль (отсутствует на Mega Drive) и храм Грааля. Опытный игрок пройдёт её всего за 16-18 минут, а отдельные версии и того меньше. И это даже не спидран, а обычное прохождение.

Каждая версия игры Last Crusade имеет свой набор «болячек». В одних версиях чудовищный экран обзора, на котором нельзя увидеть, где находится земля, а где пропасть. В других завышена сложность и отсутствует плавный скроллинг — персонаж двигается как в киселе. В компьютерных Last Crusade нет музыки на уровнях, а на Amiga зачем-то вырезали концовку.

Last Crusade (Amiga)

В версиях для NES и Game Boy на уровнях звучит одна композиция — главная тема серии. От однотипной музыки устаёшь уже спустя 10 минут игры. Но самое жуткое тут то, что версия для NES — это ленивый порт с Game Boy. Заметно это по обводке спрайтов и цветам, которых неестественно мало даже для устаревшей 8-битки.

В плане презентации «лучшей» можно назвать версию для Mega Drive. Это единственная адаптация Last Crusade с разнообразным саундтреком, вдобавок к этому и самая красивая. Только это всё равно сомнительный выбор между очень плохой игрой и просто посредственной.

Last Crusade (Mega Drive)

Важно упомянуть один факт: был ещё один платформер по Last Crusade для NES, но уже от Taito и британской студии Software Creations. Эта адаптация получилась куда интереснее предыдущих. Да, это всё ещё короткая игра, но она хотя бы нелинейная.

От действий игрока зависит то, на каком уровне стартует приключение и сколько всего уровней получится посмотреть за прохождение (например, в случае проигрыша на уровне с танком вас ждёт погоня на мотоциклах до Берлина). А ещё это смесь сразу нескольких жанров — от гонок до головоломки. Просто сносная игра по фильму, к тому же c очаровательным чиптюном от известного композитора Тима Фоллина.

Last Crusade (NES, Taito)

Я слегка нарушил хронологию, потому что хотелось сперва разобраться с посредственными играми. Дело в том, что существует ещё одна Last Crusade, но уже от Lucasfilm Games (в будущем переименована в LucasArts). Такое чувство, что на студии устали смотреть на некачественными адаптации, поэтому взяли франшизу в свои руки. И это заметно — с тех пор плохие игры про доктора Джонса почти исчезли (но исключения всё-таки будут).

Эпоха квестов и 16-битных консолей

На момент выхода Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure игровое подразделение Lucasfilm успело прославиться двумя замечательными point-n-click квестами — Maniac Mansion и Zak McKracken. Движок SCUMM был уже обкатан, так что игру удалось создать в кратчайшие сроки — всего за восемь месяцев до выхода картины.

Наверное, самое прекрасное в этой адаптации то, что она только маскируется под адаптацию фильма. В сюжете много несоответствий картине, а некоторые изменения сделаны с чёрным юмором. Например, в игре вырезана вся погоня в каньоне, а Инди и его отец без проблем добираются до храма Грааля. Позже к ним присоединяется их друг Маркус, который, как намекают разработчики, в одиночку расправился со всеми нацистами. А ещё Last Crusade это отличная пародия — тут можно ударить Гитлера в лицо и тут же проиграть.

Вариаций прохождения, конечно, не сотни, но точно десятки. Lucasfilm Games нацелилась на реиграбельность — часть катсцен, загадок и развилок можно увидеть лишь на втором, а то и на третьем прохождении. Новые пути открываются по мере изучения игры и набора очков IQ (Indy Quotient points). 800 очков — максимальное число. Если оно ниже, то вы что-то пропустили.

К сожалению, в игре встречаются не все персонажи из фильма (нет Саллы и Эрнста Фогеля), но это можно простить, особенно если учесть, сколько нового разработчики добавили в историю. Гробница в Венеции и замок нацистов — это переосмысленные локации из фильма с новым сюжетом. В журнале Computer Gaming World за 1989 год писали, что часть сюжетных линий были рекомендованы Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом.

Удивляет и оригинальная защита от пиратства. Конечно, до Lucasfilm о подобном уже додумались Sierra On-Line и Хидео Кодзима, но в Last Crusade всё намного сложнее — игру невозможно пройти, если у вас под рукой нет дневника отца Джонса из комплекта лицензионной версии, потому что только в дневнике есть важные подсказки к решению загадок. Без него додуматься до их решения можно разве что упорным методом тыка.

К счастью, современные версии для Steam и GOG продаются с его электронной копией. Сегодня любой может почувствовать себя Инди, который, как и в фильме, регулярно заглядывает в отцовский дневник.

Недостаток у игры один, но существенный — отсутствие нормального саундтрека и переизданий. Лучшая версия Last Crusade вышла только на японском рынке, только для экзотического компьютера FM Towns и никогда не перевыпускалась. Её легальная копия стоит сегодня порядка 40-45 тысяч рублей, к тому же найти рабочий FM Towns — та ещё задачка. Если вы хотите играть с оркестровым саундтреком и 256 цветами, то ничего не остаётся, как проходить доработанную фанатами пиратскую DOS-версию на эмуляторе ScummVM.

Как бы то ни было, Last Crusade: The Graphic Adventure — важнейшая игра в истории LucasArts. Это не просто качественная адаптация одноимённого фильма, но и один из лучших классических квестов своего времени. Его геймдизайнер Рон Гилберт использует полученный опыт во время разработки в будущем культовой The Secret of Monkey Island. Это также первый квест от Lucasfilm, который использует команды Look и Talk.

Last Crusade (FM Towns)

Успех Last Crusade подтолкнул Lucasfilm Games к созданию сиквела. Сперва новую игру планировали сделать на основе отменённого сценария (его написал молодой Крис Коламбус) Indiana Jones and the Monkey King — запланированного фильма про поиски потерянного города Короля обезьян Сунь Укуна, в котором хранится источник вечной молодости.

Лукас и Спилберг так и не сняли фильм из-за критики «Храма судьбы» — его сильно ругали за стереотипную демонстрацию жизни индийцев. Действие Monkey King разворачивалась в Африке, и оба режиссёра не могли решить, как без лишней «клюквы» показать местные народы. В итоге сценарий отправился на полку.

Геймдизайнеру и сценаристу Хэлу Барвуду он вообще показался посредственным, поэтому тот решил написать собственную историю. Барвуд зарылся в псевдонаучные книги и выбрал поиски Атлантиды в качестве основной темы для игры. Второй геймдизайнер Ноа Фальштейн предложил сделать квест более нелинейным, чем Last Crusade, что отняло дополнительные шесть месяцев разработки. Была проделана колоссальная работа: все фоны нарисованы вручную, а количество озвученных диалогов в CD-ROM версии составило 8000 фраз (рекорд для начала 90-х).

Чтобы понять, насколько важна Indiana Jones and the Fate of Altantis, нужно учесть всего один факт — задолго до выхода «Хрустального черепа» фанаты окрестили Fate of Atlantis «официальной четвёртой частью Индианы». И они до сих пор так считают. Ходили даже неправдоподобные слухи о том, будто Спилберг собирается экранизировать игру.

Все элементы тут на своих местах и отлично работают: мрачная история, погоня за загадочными артефактами, злые нацисты, здоровая доля сарказма Инди и чёрного юмора. Сюжет и диалоги квеста так талантливо написаны, что после первого прохождения его сразу же хочется пройти иным путём или получить скрытую концовку. Для каждого пути предусмотрены свои уникальные сценки, загадки и эксклюзивные локации.

Условно игра поделена на три пути:

  • Комадный путь — Индиана Джонс путешествует с обворожительной Софией Хэпгуд. Это сбалансированный путь, в котором будет место как экшену, так и загадкам средней сложности. Рекомендован для первого прохождения.
  • Путь смекалки — Индиана путешествует в одиночку. Упор на изучение локаций и решение загадок повышенной сложности. По словам разработчиков, «Путь смекалки» прошли только некоторые члены команды.
  • Путь кулака — сконцентрирован на экшене и сюжете. Более короткий и менее интересный, чем предыдущие. Разработчики считают его эквивалентом лёгкого режима. Подойдёт для тех игроков, которые хотят узнать историю, но не готовы заниматься пиксельхантингом.

Главное тут, что Fate of Atlantis выдержала проверку временем и неплохо играется даже сегодня. Это действительно «четвёртый фильм» без сильных перекосов, которые ждут франшизу в будущем. Кстати, у версии в Steam есть полная озвучка и неофициальный русификатор, запускается она без особых проблем, а стоит всего 154 рубля.

Одновременно с квестом вышла Fate of Atlantis: The Action Game. И кроме как недоразумением её не назвать. Она сжато пересказывает события базовой игры (в шести уровнях), выполнена в изометрии и зациклена на драках. Правда, до драк ещё нужно дойти. В начале игры вас выкидывают в казино, и в нём вообще непонятно, что нужно делать. Большинство игроков, которые отважились запустить The Action Game — бросили её именно на этом уровне. Бросил её и я, но чуть подальше, потому что играть в это невыносимо скучно.

Видео ниже расскажет всё лучше меня.

Fate of Atlantis: The Action Game

Кстати, в РФ Fate of Atlantis больше знают не по игре, а по серии официальных комиксов, которые в середине 90-х издавала «Эгмонт Россия». Адаптация писалась на ранних этапах разработки квеста, когда дизайн персонажей и история были ещё черновыми.

В итоге у авторов комиксов получилась своя версия «Судьбы Атлантиды», местами более мрачная, а под конец так и вовсе с элементами хоррора. В неё вошли вырезанные сцены из игры: поездка Джонса в Ленинград и его рабочие будни в университете.

Интересный факт: сегодня русские издания комиксов имеют большую коллекционную ценность и стоят порядка трёх с половиной тысяч рублей за полный комплект.

В титрах Fate of Atlantis был явный намёк на сиквел, но он так и не вышел. Запланированную Indiana Jones and the Iron Phoenix отменили из-за задержек со стороны канадской студии (игру частично отдали на аутсорс), ухода руководителя проекта, споров в творческом отделе и неоднозначного сюжета, который пришлось бы сильно изменить для того, чтобы игра вышла на рынке Германии. Помимо этого LucasArts решила отменить и квест Indiana Jones and the Spear of Destiny, у которого на тот момент был готов черновой сценарий. Обе истории в итоге адаптировали в виде четырехсерийных комиксов.

Интересный факт: в 2016 году фанаты LucasArts пообщались с бывшими разработчиками и написали большое расследование об отменённой Iron Phoenix.

Но в первой половине 90-х выходили не только квесты. Например, платформер The Young Indiana Jones Chronicles от японской компании Jaleco стал последней игрой по франшизе для тогда уже бесповоротно устаревшей NES. Эта адаптация основана на нескольких эпизодах одноимённого телевизионного сериала Джорджа Лукаса, который рассказывает о детстве и юношестве будущего археолога. Лукас детально продумал всю хронологию франшизы, а саму работу он рассматривал в качестве познавательного исторического сериала для детей и подростков.

Увы, проект с треском провалился. Сериал был дорог в производстве и имел чудовищно низкие рейтинги на ТВ. Юных зрителей он заинтересовать не сумел: в прессе его критиковали то за наивность, то за морализаторство или чрезмерную историчность. Сюжет практически лишён традиционной для серии мистики и местами походит на обычную историческую документалку. Как итог: из 70 запланированных эпизодов сняли только 32.

The Young Indiana Jones Chronicles

Игре тоже досталось от критиков. Хотя есть мнение, что зря. Западные обзорщики часто разносили NES релизы 1992 и 1993 года, приводя в аргумент неуместные сравнения с более мощными консолями. А с Indiana Jones Chronicles вообще доходило до смешного: пока одни журналисты разносили графику, музыку и низкую сложность, другие — наоборот, хвалили картинку и сбалансированную сложность.

В целом, это всё же качественный японский платформер. Ничего нового или революционного для жанра в нём нет (местами напоминает Ninja Gaiden и классические Castlevania), но играть хотя бы интересно. И если в США или Европе игра осталась незамеченной (маленький тираж, на eBay сложно купить полнокомплектный экземпляр), то в России она была популярна в эпоху Dendy. Про неё часто писали в журналах «Новая Реальность» и «Великий Dракон».

The Young Indiana Jones Chronicles

Годом позже, в 1994-м, вышла одна из самых низкооценённых игр в истории Sega Mega Drive — Instruments of Chaos starring Young Indiana Jones. Посредственная игра по мотивам чуть ли не худшего эпизода во всём сериале. Управление в ней неотзывчивое (хлыст будто живёт своей жизнью), платформинг сломан, сложность неадекватно завышена, боссы однотипные, а нормальная концовка и вовсе отсутствует. Про халтурный саундтрек и говорить не стоит. Не игра, а пытка.

После такого версию Young Indiana Jones для NES хочется буквально носить на руках. Вдвойне обидно, что настоящие «вьетнамские флешбеки» получили игроки из России. Дело в том, что больше половины пиратских версий Instruments of Chaos на нашем рынке были непроходимы — в руки пиратов попала бета-версия игры, которую нельзя пройти дальше второго уровня. Сотни российских игроков тщетно пытались понять, что делать и куда надо прыгать, но так и не нашли ответ.

Странный факт: картриджи с непроходимой пиратской версией Instruments of Chaos до сих пор штампуют и продают как в Китае, так и в России.

Instruments of Chaos starring Young Indiana Jones

Печально, что по франшизе вышло столько разных платформеров, но сегодня всерьёз можно рекомендовать лишь один — Indiana Jones' Greatest Adventures для Super Nintendo. Студии Factor 5 и LucasArts нашли простое, но гениальное решение — сделали упрощённый клон классической Castlevania в оболочке Индианы Джонса. В игру бережно перенесли все ключевые события трилогии, включая полёты на самолете, поездку на вагонетках и спуск на плоту с горы. Фактически это три игры в одной. После Greatest Adventures вообще не захочется прикасаться к предыдущим попыткам адаптировать трилогию (исключение — квест по Last Crusade)

Из минусов здесь разве что слабый пистолет, частый респаун противников и несбалансированная сложность. Некоторые уровни проходятся с первой попытки, тогда как в других настолько трудный платформинг, что каждый уголок и расположение предметов придётся выучивать наизусть.

Если в Castlevania сложность всегда шла по нарастающей, то в Greatest Adventures всё вперемешку. Уровни «Ковчега» иногда непростительно сложные (маршрут в побеге от булыжника нужно заучивать), «Храм Судьбы» местами близок к хардкору, а «Крестовый поход» — лёгкая прогулка перед титрами.

Эпоху двухмерных игр в серии официально закрыла Indiana Jones and his Desktop Adventures для ПК и Mac. Это незамысловатая бюджетная адвенчура с элементами RPG на том же движке, что и Star Wars: Yoda Stories. В ней случайно генерируется локации, персонажи и сюжетные линии (из нескольких заготовленных шаблонов). Нормальной концовки тут нет, а вся игра заточена под управление мышкой в маленьком окне, так что это больше незамысловатый кликер для офиса, за которым можно скоротать недельку-другую на работе.

Indiana Jones and his Desktop Adventures

Адская машина и гробница императора

Ждать новых приключений Индианы Джонса фанатам пришлось аж до 1999 года. Запланированным проектом вновь руководил геймдизайнер и сценарист Fate of Atlantis Хэл Барвуд, который давно хотел продолжить франшизу, но уже в полном 3D.

Барвуд считал тему борьбы со злыми нацистами избитой, и хотел перенести действие франшизы в первые годы Холодной войны. Теперь главные враги Джонса — советские спецслужбы, которые охотятся за древними инопланетными технологиями. Но Джордж Лукас сразу же завернул этот сюжетный питч, потому что хотел использовать инопланетян в запланированной четвёртой части фильма.

Барвуд тотчас начал искать другие источники вдохновения — и вскоре заинтересовался темой древних механизмов, особенно происхождением Антикитерского механизма. Это натолкнуло его на мысль, что древние люди могли каким-то образом получить достаточно продвинутые технологии за много веков до нашей эры. Вместо инопланетян он использовал библейские мифы о Вавилонской башне и сказания о боге Мардуке. Так появился сюжет Indiana Jones and the Infernal Machine.

1947 год, глубоко под руинами Вавилона находится мифическая Адская Машина — мощнейший артефакт, способный управлять миром и открыть портал в другое измерение. Советские спецслужбы во главе с учёным Геннадием Болотниковым хотят найти её, понять её принцип работы и привести СССР к господству над миром. Индиана Джонс должен заполучить недостающие детали машины до того, как советские солдаты найдут их.

Infernal Machine — это бережный клон классических частей Tomb Raider. Иронично, ведь серия Tomb Raider заимствует многое из вселенной Индианы (вдвойне иронично, что в будущем перезапуск Tomb Raider скопирует идеи Uncharted).

Инди, конечно, тут не такой ловкий и гибкий, как Лара, но он тоже умеет кувыркаться в разные стороны, а вместо длинных прыжков использует свой хлыст. В остальном куда не ткни, весь геймдизайн подсмотрен у первых трёх частей Tomb Raider. Расположение секретов, механики стрельбы, подводное плавание, логика загадок, инвентарь — всё из игр про Лару Крофт. В этом нет ничего плохого, но и оригинального тоже.

А вот история и постановка в Infernal Machine получились куда интереснее. Если в Tomb Raider сюжет рассказывался c помощью CG-роликов и редких катсцен, то в Infernal Machine вся история подана исключительно на движке игры. Да, это не уровень Shenmue (которая вышла в том же году) или Metal Gear Solid, но постановка цепляет, а за историей интересно следить. Тем более, это первая игра про Индиану Джонса, действие которой происходит после Второй мировой войны.

Конечно, расстраивает, что половину игры мы расстреливаем русских (противники, кстати, озвучены на русском), но СССР хотя бы показали без адской клюквы и не в самом дурном свете. Плюс для многих будет сюрпризом то, что у игры нет как такового антагониста. Геннадий Болотников оказался здравомыслящим учёным, который совсем не кричит о мировом господстве, а ближе к концовке он выживет и подружится с Инди.

К сожалению, неофициальной «четвертой частью» саги Infernal Machine так и не стала. Мнение фанатов и журналистов разделилось: одним история понравилась, тогда как другие критиковали её за излишнюю фантастичность. Мол, в сюжет напихали монстров, иные измерения, битвы с богами и древними роботами (в том числе битву с ацтекским богом Кетцелькоатлем). Потусторонние силы всегда были в фильмах про Инди, но боги и монстры?

Кого-то разочаровало, что вместо оригинальной игры они получили Tomb Raider со старыми «болячками». С момента выхода первой части прошло много лет, а на месте снова непослушная камера, «танковое» управление, кривое прицеливание и интеллект противников на уровне табуретки (советские солдаты мажут в упор).

И всё же у LucasArts получилась образцовая классика и одна из лучших игр по франшизе, которая даже сейчас заслуживает внимания. Главное перетерпеть неудобное управление и камеру. А если вы фанат LucasArts и Индианы Джонса, то получите сразу несколько фансервисных бонусов.

Например, после прохождения основной кампании можно открыть бонусной уровень, в котором игрок будет изучать перуанский храм из «Ковчега». Плюс в игре есть секретная комната по мотивам Monkey Island и «Близких контактов третьей степени» (Барвуд помогал Спилбергу со сценарием фильма).

Пасхалки в Infernal Machine

Кстати, спустя год на Nintendo 64 вышел упрощённый, но в чём-то и улучшенный порт. Текстуры в нём совсем замыленные, модели персонажей потеряли лицевую анимацию и стали более угловатыми, но зато исправлено управление, а на локациях появились мелкие детали и погодные эффекты. Объединить бы обе версии — получилось бы идеальное переиздание.

Следующая игра, Indiana Jones and the Emperor’s Tomb, появилась в 2003 году сначала эксклюзивно для Xbox, а спустя несколько месяцев получила порты для ПК и PS2. Над Emperor’s Tomb трудилась не LucasArts, а молодая американская студия The Collective, которая на тот момент отметилась неплохими играми по лицензиям Star Trek и Buffy the Vampire Slayer. Но в случае с Emperor’s Tomb всё получилось неоднозначно — плохого и хорошего в ней поровну. Где-то разработчикам не хватило смелости и времени сделать игру лучше, а где-то они, наоборот, перестарались.

История Emperor’s Tomb разворачивается в 1935 году, за пару недель до начала «Храма судьбы». То есть технически это приквел всей классической трилогии. К Индиане Джонсу приходит маршал Китайской республики Кай Ти и его помощница Мей Инь, которые хотят найти могущественный артефакт Сердце дракона — чёрную жемчужину, некогда принадлежавшую первому императору Китая — Цинь Шихуанди. За жемчужиной охотятся нацисты, так что сперва доктору Джонсу нужно собрать все фрагменты Зеркала Снов — ключа к гробнице Цинь Шихуанди.

Если говорить о сюжете, то это три шага вперёд в подаче истории, но пять шагов назад по качеству сценария. Трилогия Спилберга и Лукаса держала тонкий баланс (вплоть до выхода «Хрустального черепа») между мистикой, фантастикой и псевдоисторическими приключениями. Да, этот баланс был заметно нарушен в Infernal Machine, но в Emperor’s Tomb его просто уничтожили.

Джонс в своём путешествии столкнется с призраками, летающими скелетами, ожившими статуями, железными големами, китайскими драконами, ведьмой из потустороннего измерения, древним кракеном, зомби (владеющими приёмами кунг-фу) и прочей нечистью. Градус фантастики и цирка в Emperor’s Tomb настолько зашкаливает, что у The Collective почти получилась пародия. Будто купил не игру про Индиану Джонса, а гибрид «Ван Хеллсинга» и «Большого переполоха в маленьком Китае».

Да и смелости разработчикам явно не хватило — Emperor's Tomb словно делали по методичке. Тут прямо классический набор клише серии: храмы в джунглях, секретная база нацистов и улочки Cтамбула цитируют «Ковчег», замок в Праге — «Крестовый поход», а Шанхай, погони от мафии на машине и китайский ресторан — «Храм Судьбы». Если отбросить талантливую кальку, то оригинальных локаций останется всего парочка.

В плане геймплея это уже не клон Tomb Raider, а обычный экшен с редкими загадками. Джонс пачками кладёт не только нечисть, но и китайскую мафию вместе со злыми нацистами. Многие стычки превращаются в кинематографичный мордобой с комбо, акробатикой, хуками, апперкотами и разрушаемыми объектами. В ход идут стулья, бутылки, палки и другие подручные предметы. Кажется, что вот вот — и Emperor’s Tomb превратится в beat'em'up.

Интересный факт: боевую систему разработчики The Collective взяли из своей прошлой игры — Buffy the Vampire Slayer. Обе игры сделаны на одном проприетарном движке.

Emperor’s Tomb нельзя назвать хардкорной игрой, но попотеть в ней заставит отсутствие чекпоинтов и самостоятельных сохранений. Если вы случайно сорвётесь в пропасть или замешкаетесь в сражениях, то весь уровень придётся проходить с самого начала. Умер — мучайся ещё полчаса. Ещё раз умер — не забудь пополнить флягу с водой для восстановления жизни. Расслабиться игра не даёт.

Emperor’s Tomb — это хороший экшен, но плохой «Индиана Джонс». Впрочем, это совсем не проблема, если вас не волнуют какие-то каноны серии, не совсем справедливая сложность и слабый сюжет. А благодаря шикарной боевой системе, дизайну уровней и постановке на эти недостатки легко закрыть глаза.

Последние игры

После Emperor’s Tomb крупных игр по франшизе не было почти пять лет. В основном выходили незначительные вещи, вроде подборки образовательных flash-игр, которые шли в комплекте с коллекционным DVD-изданием The Adventures of Young Indiana Jones. К премьере «Хрустального черепа» на мобильных телефонах появился невзрачный платформер — скорее реклама фильма, чем полноценная игра.

Мобильная Lost Puzzles так и вовсе слегка усложнённая вариация «три в ряд». В общем, ничего существенного не выходило. В социальную игру Indiana Jones Adventure World для Facebook мне для материала поиграть не удалось — её закрыли спустя полгода после запуска.

Заметные подвижки начались с выходом дилогии LEGO Indiana Jones. Да, LEGO игры почему-то принято считать слишком детскими, а студию Traveller’s Tales порой упрекают в конвейерности. Мол, она штампует игры по лицензиям, но при этом толком не улучшает геймплей годами.

Признаюсь, я не играл ни в одну из частей серии LEGO до начала работы над этим материалом, поэтому мне не с чем сравнивать. Но обе части LEGO Indiana Jones стали для меня настоящим откровением — это безумно увлекательные и смешные платформеры. Уже не помню, когда последний раз садился за игру в 10 вечера, а вылезал в 4 утра. Каждую из частей хотелось пройти за один заход.

Первая игра — это аналог линейной Greatest Adventures, только в стилистике LEGO. Игрока за руку проводят по классической трилогии, в все изменения касаются известной юмористической подачи истории от сценаристов Traveller’s Tales — каждый поворот сюжет не обходится без неловкой пародии или насмешки над сценарием оригинала. Так что если вы давно не смотрели фильмы, то советую освежить воспоминания перед прохождением.

Вторая часть, на первый взгляд, кажется каким-то аддоном, но это куда более масштабная и серьёзная игра. С затягивающим и увлекательным конструктором уровней (я в одном обучение завис на час), большими хабами по каждому фильму, и просто тонной побочного контента, вроде розыска секретных комнат и зачистки всех миров. В общем, обе игры LEGO Indiana Jones точно достойны внимания.

Последней значимой, но при этом провальной игрой стала Indiana Jones and the Staff of Kings. Инди вновь вступил в схватку с нацистами, которые в этот раз разыскивают мифический посох Моисея. Игру анонсировали в 2005 году для всех платформ, но с прицелом на консоли нового поколения. В последующие годы LucasArts показала несколько трейлеров, а создатели часто хвастались передовой физикой от Euphoria и движком Star Wars: The Force Unleashed.

Итог печален: LucasArts по неизвестным причинам отменила версию для старших платформ в конце 2008 года. В 2009-м вышли бюджетные версии от сторонних студий для Nintendo Wii, PlayStation 2, PSP и Nintendo DS.

Все ролики отменённой версии

Сегодня остаётся только гадать, какими бы получились версии для Xbox 360 и PlayStation 3, но «младшие» адаптации от молодой студии A2M кроме как провалом не назвать. Это «ватный» экшен от третьего лица с редкими головоломками, банальным сюжетом, самым посредственным злодеем во всей франшизе, скучным дизайном уровней и рудиментарной боевой системой (огромный шаг назад, по сравнению с Emperor’s Tomb). Не худшая игра в серии, но точно позади всех трёхмерных адаптаций.

Я специально прошёл две версии The Staff of Kings — для PSP и Nintendo Wii. Раньше дважды пробовал пройти её на PS2, но бросал в самом начале. Если честно, то лучше бы прошёл на PS2, потому что версия для Wii хоть и выглядит красивее, но управление контроллером Wii Remote будто бы сломано. Инди рандомно реагирует на все движения, поэтому драться тут мучительно. Так что я всех либо расстреливал, либо использовал две тактики, которые работают против любых врагов в кулачном бою.

По слухам, адаптация для PSP от студии Amaze была ближе всего к отменённой старшей версии. Если это правда, то вдвойне жаль, что она так и не вышла. Играть в Staff of Kings на PSP куда интересней, чем на Wii. В этой версии лучше поставлены катсцены, раскрыты характеры персонажей и их мотивы. Да, главный злодей по-прежнему скучен, но и его раскрыли куда глубже. Всё это похоже на случай со Star Wars: Force Unleashed, которая геймплейно и сюжетно была интереснее на PS2 и Nintendo Wii.

Staff of Kings на PSP не выглядит игрой, сделанной на скорую руку, как это бывает с портами для хендхелдов. А графически это чуть ли не один из самых красивых проектов на старой портативке. Обязательно попробуйте, если появится возможность.

Прошло 10 лет с момента выхода Staff of Kings, а кроме Lego Indiana Jones фанаты не получили ничего существенного. Но с анонсом игры от Bethesda и Machine Games сообщество оживилось: наконец-то появился шанс увидеть дорогую и захватывающую игру по любимой франшизе. Поклонники уже изучили каждый сантиметр стола доктора Джонса из тизера, и начали строить первые теории. Пока всё очень размыто, но скорее всего Инди побывает в Риме, а сюжет будет как-то связан с древними вавилонскими зиккуратами.

Напоследок посоветую шесть игр, которые стоит пройти (или хотя бы попробовать) в указанном порядке:

  • Indiana Jones and the Fate of Atlantis
  • Indiana Jones' Greatest Adventures
  • Indiana Jones and the Infernal Machine
  • Indiana Jones and the Emperor’s Tomb
  • LEGO Indiana Jones: The Original Adventures
  • Indiana Jones and the Staff of Kings (PSP)
{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0438\u043d\u0434\u0438\u0430\u043d\u0430\u0434\u0436\u043e\u043d\u0441","long"], "comments": 98, "likes": 375, "favorites": 265, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 622796, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 26 Feb 2021 12:57:31 +0300", "is_special": false }
0
98 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
15

Так получилось, что не играл ни в одну игру про Индиану Джонса, поэтому статья стала откровением и маленьким путешествием в историю геймдева.
Верю ли я в новую игру? И да, и нет. Если они будут пытаться сделать клоны Лары/Дрейка, то ничего особенного у них не получиться. Если же сделают интересный открытый мир, может даже с элементами метроидвании, то есть хороший шанс на успех.
Спасибо за труд.

Ответить
1 комментарий
58

Я человек простой. Вижу Семена — ставлю лайк.

Ответить
13

а ведь когда-нибудь

Ответить

Алый цветок

Spid3r
1

Какой каламбур! :)))

Ответить
28

Indiana Jones and the Emperor’s Tomb в детстве охуенно игралась. Сейчас глянул рейтинги, удивился, что всего 73 балла у критиков

Ответить

Колючий будильник

Николай
5

Напоминаю, что тогда 70 баллов, если переводить десятибальную систему. Это оценка 7, что означает хорошо. 

Ответить
4

Лови плюс! Прям помню как на выходные и последующие актировки в неё так активно залип)

Ответить
0

Ну где-то так и есть, забросил в итоге (был диск от триады)

Ответить
17

Не согласен. Indiana Jones and the Emperor’s Tomb — это лучшая игра по франшизе.

Можно было жахнуть стулом нациста, отлетает он разобьёт стол и ножкой стула его добить. По динамике, по атмосфере — это самый индианистый Индиана.

Можно придраться к вымученным уровням со стрельбой с авто, которые сейчас будут напоминать Call of Duty, но тогда это не воспринималось как клише.

А сами уровни, таже Прага, обладают хорошим Metroid like геимплеем с лёгким бэктрекингом.

Саунд использует фирменные композиции из первых 3 фильмов. 

И да: управление всё ещё прекрасное. В какие-то моменты управление меняется так что Инди прыгает на центр специальных платформам и это также геимплейно удобно. Здесь есть маркер вызова нужного оружия, будь то мачете или кнут. Даже есть кнопка центрирования камеры за спиной. И никаких блядских "нажмите Е чтобы спрыгнуть со ступеньки".

Держитесь крепче: в 2003 году здесь была адекватная камера от 3 лица и это на консолях, бит эм ап драки с захватами и удобная консольная стрельба на ходу (пусть и с автоприцелом). А если кончатся патроны, то можно винтовкой ударить в лицо врага. Чёрт, да здесь даже можно избивать женщин (в одном из эпизодов есть те самые дамы-близнецы в китайском храме)!

Ответить
1

Так никто и не говорит, что она худшая. Она хорошая, в чём-то даже инновационная. Проблема у неё одна: лютый перебор с мистикой и фантастикой. Даже по меркам вселенной Индианы Джонса. Как игра она работает, как проект по канонам — спорно. 

Ответить
2

Возможно. По мистике авторы пережгли. И вот эта каша начинается наверно с Гонг-Конга. И да, чувствуется что создатели курили "разборки в маленьком китае".

Но всю игру соперничать исключительно с нацистами и мафией было бы скучно.

Ответить

Организованный

Вадим
1

Кстати да, достаточно посмотреть на ту же Лару, если оставить просто условные "гробницы и стандартный набор приключенца", но это повторение одного и того же всегда, так что мне кажется что как раз Мистика как таковая в приключенческих играх это далеко не худшее дело, особенно когда во франшизе попробовали все и повторяться не хочется, все таки те же артефакты и куча других элементов так или иначе сами по себе мистические, но люди предпочитают почему-то без всего этого игры, фильмы и в целом произведения в жанре, не знаю.. мне это кажется дополнительной интригой как таковой.

Ответить
11

До сих пор в пот бросает, когда вспоминаю танк из emperor's tomb.

Ответить
1

А я к другу ходил за него проходить, ибо у него не получалось
Игра топовая
А эта фраза в начале кат сцены
Ааах, Индиана Джонс))

Ответить
0

Недавно проходил на xbox, как же горело от этих перелетов обрывов которые в цепочке. Игра то не сложная, но кривость управления просто до харда задирает сложность. И как итог, на, казалось бы, простом уровне куча оставленных нервов.

Ответить

Центральный Мика

6

Fate of Atlantis и  Emperor’s Tomb  всё остальное такое себе. Infernal Mashine сохранилась плохо, как и старые части tomb raider(потому что их клон) из-за чего в неё играть довольно сложно 

Ответить
1

Тут надо отметить: если играть на N64, то играется даже лучше, чем Tomb Raider. Всё из-за более интуитивных прыжков и допиленной камеры. Так что Инди сохранился чуть чуть получше. 

Ответить
5

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5

Всем рекомендую квест Fate of Atlantis, и приключение Emperors Tomb 👍🏻

Ответить
3

Удивляет и оригинальная защита от пиратства. Конечно, до Lucasfilm о подобном уже додумался Хидео Кодзима, - это скорее преувеличение. Все-таки сам по себе прием защиты был не нов и до Кодзимы. Пусть и в ином оформлении, но например в Wizardry (точную часть не помню, с какой началось) мануал был и защитой от пиратства, там перечислялись названия заклинаний, которые нужно было вводить руками и их эффект. 

спасибо за статью, в большую часть играл. Схожее мнение

вот только непонятно, почему Last Crusade в списке рекомендаций нет. Она может и уступает Атлантиде, но все еще одна из лучших игр о Джонсе (на мой взгляд из двух, другие уж слишком сильно не дотягивают до квестов)

Ответить
1

Last Crusade чуть чуть похуже состарился просто. И для запуска его лучшей версии придётся потанцевать с бубном. Но да, игра отличная.

За Wizardry спасибо, не знал! Добавлю это в текст. 

Ответить
4

если говорить в целом о системе защиты, требующей информации из мануалов - такое было в большинстве рпг уж точно. На эту тему можно отдельную статью катать.
UPD: гугел за пару минут выдает: Trains 83 год
https://www.mobygames.com/game/trains

Ответить
5

отдельную статью

Кстати, спасибо за идею!

Ответить
1

Кстати как раз вспоминал сейчас Эльвиру 1 что на картинке, очень забавная была система подсказок с красный светофильтром. Но это они наверное все же поняли после довольно идиотских загадок Personal Nightmare, что надо хотя бы в мануале пару подсказок. Плюс в Эльвире они были гораздо логичнее.

Ответить
2

За Wizardry спасибо, не знал! Добавлю это в текст.

Это было в каждой первой игре. Причем были даже аналоговые калькуляторы кодового слова.

Ответить
1

Я знал про игры Sierra и LucasArts, но вот про другие не интересовался, к сожалению. Порою на эту тему, интересно.

Ответить
1

И так далее, и так далее. Это причем первые лишь мануалы что вспомнил и открыл. Рыть придется очень много. Одна защита от пиратства минимум тремя способами реализовывалась.

Ответить
1

Ну, я знаю, что раньше мануалы по факту были маленькими (а иногда и не очень) гайдами. Мне больше нравилось, когда помимо мануала добавляли художественный рассказ или комикс.

Ответить
1

в мануалы не просто вставляли рассказы, именно там обычно и находился почти весь сюжет игры.

Ответить
1

Ну не всегда) В тот же мануал Undying фактически засунули весь приквел игры в виде дневника.

Ответить
1

Ещё раз. В игры было проблемно впихнуть много текста, поэтому всё что могло, то делалось в печатном виде - мануал либо отдельно. В каком это виде оформлено рассказ, дневник или комикс - дело уже второе.

Ответить
1

Я это знаю) Я говорю же: были ещё художественные рассказы и комиксы. Не просто пересказ вселенной или гид, а мини-романы прям.

Ответить
0

Я это знаю) Я говорю же: были ещё художественные рассказы и комиксы. Не просто пересказ вселенной или гид, а мини-романы прям.

Учитывая, что ноунейм первым как раз вспомнил первую Эльвиру, он знает.

Ответить
0

прошли те времена когда днд-игры были частью сеттинга

Ответить
0

минимум текста в игре - залог её качества

Ответить
0

в игре изначально НЕТ сюжета
вы имеете ввиду ЗАВЯЗКУ

Ответить
0

не, есть прям в фул виде литературное повествование от и до.

Ответить
0

В игре повествование создаёт игрок.
Как СОАВТОР, дилдовского только не хватает.

Ответить
0

игрок создает только в тех рамках, в каких позволено разработчиками. Ими же и задаются ключевые элементы сюжета будь то персонажи, места действия или определенные события.

Ответить
0

Это - нет, разработчик иногда ЗАДУМАЛ правила
но игрок может варьировать их по своему выбору
Например - сноубординг в дедьмаке или руфинг в киберпане. Книга и кино как раз задают тебе рамки,
там ты уже ОТДЕЛЬНО интерпритируешь.

Ответить
1

маленькими (а иногда и не очень) гайдами.

Они не только были гайдами. Я же специально библиографию кинул. Они давали информацию, создавали настроение, помогали в игре и так далее.
 А так да, как раз в следующей партии вот это. Ну и комикс из Beneath the Steel Sky все знают.

Ответить
1

У меня были мануалы к японским жрпг 90х на туалетной бумаге, к разным платформам причём. Как оказалось - там много годноты, но так как по японским меркам 90е это вчера, факсы до сих пор работают то и игры они до сих пор такого же вида делают.

Ответить
1

а ещё мануал, гайд и солюшен - разные вещи

Ответить
0

Псс, есть еще клюбуки, но это совсем обскурные знания.

Ответить
0

ой, дед, проходить ММ9 и мурравинт по чужим гайдам
это были 90е, мы ескапизмовали как могли

Ответить
1

ММ9 и мурравинт по чужим гайдам

это были 90е

Ответить
0

нот компьют зато экзист, вы как-то привязали ощущение времени к часам на поводке на верхней конешности, митбеги

Ответить
1

Это, кстати, лишь очень малая часть функций мануала в старые времена

Ответить
1

я даже не уверен, что Wizardry были первыми, потому что часть элементов подобных и у Sierra была. Установить первенство прям точно достаточно сложно (может только лучший архивист видеоигровой истории The digital antiquarian в курсе ) ). Но точно раньше Кодзимы )

Ответить
2

"Игра по мотивам фильма" — раньше это звучало как приговор". Как приговор это всё же звучало в 00-х, ну или даже немного раньше, когда PS1 была в зените славы. А в 90-х огромное количество видеоигр по мотивам фильмов и мультфильмов были всё-таки реально классными и получали заслуженную народную любовь :)

А вообще отличный материал, спасибо.

Ответить
1

Огромное ли?
Билл и Тед херня, Семейка Адамсов херня, Кошмар на улице Вязов херня, Назад в Будущее херня, Терминатор херня, Рэмбо херня, Последний Киногерой херня, Челюсти херня, Чужой херня... Боже, на деле только игры по лицензии Диснея, ТМНТ да частично Звездные Войны были хороши, изредка лишь по отдельным кинолентам хорошие адаптации выходили.

Ответить
2

Я бы ещё сюда «Один дома» добавил) Там всё плохо!

Ответить
0

Я же не сказал, что абсолютно все :) Да, барахла тоже было немало (Jaws, Back to the Future - согласен). Но отличных игр тоже. Для NES те же Terminator 2, Robocop 3, New Ghostbusters 2, Bucky O'Hare, Tiny Toon - классика. Для Genesis - Demolition Man, True Lies, Pirates of the Dark Water, Stargate, Warlock, Jurassic Park. Batman Returns для SNES вообще топчик, самый бодрый битэмап на платформе. Ну хотя бы эти, просто первое, что в голову пришло. Да даже если считать только игры по лицензии Диснея, их наберётся пару десятков наверное в разных версиях для разных платформ. TMNT - отстойная разве что первая для NES, остальные для NES/Genesis/SNES отличные.

Ответить
2

А мне сериал про молодого Инди по тв понравился очень в свое время, аж прямо удивился что он оказывается провалился.

Ответить
1

Он клёвый (хотя некоторые эпизоды ну очень слабые), но американские подростки увидели в нём супер скучную документалку. Почти что школьный урок истории. А жаль, это не так.

Ответить
1

Тоже его обожала в детстве. И не понимала, почему он обрывается так резко.

Ответить
2

The Young Indiana Jones Chronicles - одна из любимых игр на денди. Странно, что на западе её захейтили. Локации разнообразные, играется очень приятно. Да и картинка для денди очень хорошая.

Ответить
0

Тут можно провести такую аналогию - люди сейчас смело сравнивают игры свитча и пс5, акцентируя внимание на графике, хотя это бессмысленно. А что тогда им мешало такое же бессмысленное сравнение несовских и снесовских игр проводить?

 пока одни журналисты разносили графику, музыку и низкую сложность

К слову игру совсем лёгкой ну никак не назвать.

Ответить
2

Я в детстве почти открыл третий глаз, пытаясь пройти комнату со слоном в Instruments of Chaos на сеге. Впрочем уже тогда догадывался, что некий подвох с игрой на картридже, но думал, что просто какой-то скрипт сломан и пытался его активировать разными действиями.

Странный факт: картриджи с непроходимой пиратской версией Instruments of Chaos до сих пор штампуют и продают как в Китае, так и в России.

А тут ничего странного, кстати. Пираты до сих пор продают бетку Соника 2 на новоделах, без музыки и боссов. Видимо, для них бета и финальная версия - это разные игры. Или просто в традицию вошло.

Ответить
0

Какая жиза.
Проторчал в детстве там часы, пытаясь понять, что делать. 

Ответить
2

Как же я ОБОЖАЛ в детстве Emperor's Tomb. Прошёл раз 5, наверное, очень хотелось бы ремейк или просто новую игру про Индиану Джонса.
Знаю, там есть что-то в разработке.

Ответить
2

Вот за упоминание СуперБратьев Фоллинов спасибо, шикарный ост они написали для The Last Crusade.

Ответить
2

The Young Indiana Jones Chronicles на nes была классной. единственный годный не квест во франшизе, который я помню.

Ответить
1

Семён крут!

Ответить
1

одна из самых ублюдских игр, которые остались в памяти - это игра про юного Индиану Джонса на Сеге. Там, походу, разрабы вообще не старались - эти чертовы бежевые змеи на бежевом фоне доводили до белого колена. Я, мне кажется, никогда дальше первого уровня не проходил.

Ответить
0

В 1982 году на одну хорошую игру приходилось около 20 посредственных или неиграбельных поделок. Прилавки были забиты некачественными играми и бесконечными клонами Pac-Man

Прости, Pac-Man, мы всё просрали. В 2021-м всё точно так же.

Ответить
0

По слухам, адаптация для PSP от студии Amaze была ближе всего к отменённой старшей версии.

Напоминает историю с Battlefront 3 и Elite Squadrons. 
Интересно, какая логика была у студий/издателей?
"У нас есть почти готовый проект для новых консолей, но давайте отменим его, а из наработок слепим игру для портативки".
¯\_(ツ)_/¯

Ответить
1

Elite Squadrons великий, я ничего от не ждал и остался доволен. Это реально кусочек отмененного Battlefront 3.

Ответить
0

Он, конечно, великий, но логика все равно непонятна)

Ответить
1

Если я не ошибаюсь, то про историю Battlefront 3 вроде всё давно известно. Если вкратце: дураки в руководстве Free Radical, которые решили подстраховаться и переделать игру за год до релиза, и LucasArts, которая была недовольна тем, что игру не доделали к оговоренному сроку.

Ответить
0

Там все-таки не так однозначно. Как раз скоро буду делать материал про Free Radical и собирал материал.

Одни утверждают, что все пошло ужасно со сменой руководства, которое сначала забило на них (как и на все инициативы предыдущего вице-президента, который горел играми), а потом ради передачи игры в более дешевое допроизводство начало буквоедничать по поводу майлстоунов (по мнению самих радикалов там были в основном придирки к неизмеримым категориям вроде "достаточное количество уровней"). Чтобы вынудить студию уйти на невыгодных условиях с передачей наработок. Вынудить уйти получилось, с технологиями не очень. Поэтому быстро допроизвести игру никак не удавалось. Путь до DICE местами теряется. Есть моменты, которые легко восстановить, есть посложнее

А лукасартс об этой ситуации говорила только устами одного неназванного руководителя (FR все заявляли сами), что студия вела себя некорректно, майлстоуны про..лись, а игра была нерабочим дерьмом (что восстановленная версия для ломанных боксов не очень подтверждает) 

Ответить
1

Я просто помню, что они посмотрели на провальный Haze и решили кучу всего переделать за год до релиза. Давно об этом читал.

Ответить
0

Haze повлиял на их уверенность скорее и возможность ходить по издателям с четвертыми таймсплиттерами. Лукас артс, кстати, еще утверждала, что деньги от батлы тратились на хэйз, что ессно доказано не было. Не берусь утврждать, что FR во всем были правы, они и сами признают, но ЛукасАртс их явно выдавливала.

Ответить
0

Спасибо за труды!
нашёл пару возможных опечаток:
здесь - странно построенное предложение, возможно, должно быть "Не игра, а пытка."
https://gyazo.com/a1c6be6bc263283db72e91f30b39c840
здесь - между "бывает" и "портами", возможно, пропущена "с"
https://gyazo.com/5a11d9b920187a6e6b7992473ff9d80d

Ответить
1

Спасибо, починил! 

Ответить
0

Помню в индиане джонсе эмперорс томб на компе были экзешники на все уровни. Либо я как-то химичил и менял расположение уровней в папке игры.

В те годы казалось в игре реально дофига уровней. И не точно все мог пройти

Жаль последнюю версию индианы на эйфории отменили. Даже не слили ни куда игру. Ходит слух, что из-за выхода анчареда 1) А может не хотели портить репутацию из выхода фильма, что выйдет просто середняк

Ответить

Медный Женя

0

Emperor's Tomb был хорош, но сложность там лютая. Смутно помню, что дошёл до уровня, где сначала Инди скатывался по наклонной поверхности и надо было вовремя цепляться кнутом, а потом появлялись новые враги (вроде кунг-фу зомби как раз) и просто отрывали жопу. На этом моменте сдался и забил.

Ответить

Значительный Женя

0

этим девизом руководствовались авторы сборника головоломок Indiana Jones in the Lost Kingdom для Commorode 64.

коммород

Ответить
0

Ховарда Скотта Уоршоу параллельно заставили работать над печально известной адаптацией E.T. На всё дали несколько месяцев, так что ему пришлось жутко кранчить. Результат: одна из худших игр за всю историю индустрии, сотни тысяч разочарованных детей (игру рекламировали в качестве идеального подарка на Рождество), многомиллионные убытки для Atari и начало затяжного кризиса, от которого американские игровые компании оправились только к концу 80-х.

Как же всё-таки этот абзац хорошо соотносится с данной игрой(ну,почти):

Ответить
0

Адская Машина была одной из любимых игр, с полнаяой озвучкой от Фаргуса, конечно. Читами ещё можно было заменить модель Инди на Гайбраша.

Ответить
0

Помню, как ещё в Видеомании показывали про невышедшего Джонса. Как же я ждал эту игру. Все эти фишки с эйфорией прям сильно радовали. Но, видимо, лукасы поняли, что на фоне Анча они блекло выглядят + ещё какие-то внутренние проблемы, и просто решили остановить разработку. Хотя я бы лучше в Индиану покатал, анчи не особо понравились.

Ответить
0

Fate of Atlantis вообще один из лучших классических квестов.

Ответить
0

Мне Emperor's Tomb понравилась именно за обилие паранормальщины. В фильмах она появляется в конце, а тут немного раньше. К тому же здесь Инди наконец-то получает магическое оружие для честной борьбы со всей этой чертовщиной.

Ответить
0

Дичайше врезался в память эпизод с хождением по буквам из Last Crusade (NES, Taito). Так и не прошёл её, так как английский в пять лет я не знал.

Ответить
0

Играл в детстве в Last Crusade на Спектруме, даже ещё не зная, кто такой Индиана Джонс :) Игра запомнилась, была вполне хорошей для платформы и тех лет

Ответить
0

Странный факт: картриджи с непроходимой пиратской версией Instruments of Chaos до сих пор штампуют и продают как в Китае, так и в России.

потому что выдуманный

Ответить
0

Нет, не выдуманный) Купите любой карик на Aliexpress c играми для Sega 100 in 1. Instruments of Chaos будет на нём до сих пор в бете. Я лично это видел. Отдельно найти сложнее, но на Emu-land писали, что и такое можно отыскать.

Ответить
0

С Last Crusade всё кувырком. События фильма ужаты до шести слабо связанных между собой уровней: пещера, поезд, катакомбы, замок, дирижабль (отсутствует на Mega Drive) и храм Грааля. Опытный игрок пройдёт её всего за 16-18 минут, а отдельные версии и того меньше. И это даже не спидран, а обычное прохождение.

Да, очень была хорошая игра в версии для Спектрума, крупные спрайты персонажей, плавная анимация, все круто. Автор статьи зумер и не шарит в олдовых играх

Ответить
0

Ну вот так сразу обзываться. Я там повыше Temple of Doom на Спектрум хвалю, если что. На Спектруме как минимум половина библиотеки игр «заходила» не потому, что хорошая, а потому что других платформ/игр не было и приходилось играть :) (это я про начало 90-х). Last Crusade от Tiertex посредственный везде, без исключений. Как адаптация, и как игра. Это не только моё мнение, но и мнение критиков того времени.

зумер

Мне 30 лет, если чё)

Ответить
0

Играл в какую-то досовскую игру. Далеко не ушел. Только помню, что там надо было плыть под водой, и мне не хватило воздуха.

Ответить
0

Играл в Emperor’s Tomb, но из за маленьких яиц не мог пройти уровень, где нужно было нырнуть в воду с акулами :(

Ответить
0

Блин, лучше бы в разделе посредственных игр сразу бы кинул видос AVGN'а, чтобы времени не тратить) А так спасибо за статью)

Ответить
–1

Я дождался!
Ура!

Ответить
–1

В плане геймплея это уже не клон Tomb Raider, а обычный экшен с редкими загадками. Джонс пачками кладёт не только нечисть, но и китайскую мафию вместе со злыми нацистами

А еще со злыми русскими, которые очень уморительно пытаются на нем говорить.

А по поводу Wii-версии Staff of Kings, то играется и управляется она нормально, просто очень скучно.

Ответить

Комментарии

null