История серии Road Rash

В наши дни, когда добрая часть новых релизов в игровой и киноиндустриях — ремейки, всё более странной становится ситуация с одной из успешнейших и любимейших франшиз 90-х. Практически все, кто застал расцвет серии Road Rash, до сих пор с обожанием вспоминают её, а разработчики новых игр часто признают, что черпали свое вдохновение именно в этом дорожном безумии. Однако индустрия упорно продолжает обходить вниманием эту великолепную франшизу...

История серии Road Rash

Начать, наверное, стоит с истории.

С 1971 по 1979 год в США проводились нелегальные гонки Cannonball Run (гонки "Пушечное ядро"), организованные американским гонщиком и журналистом Броком Йетсом и его другом Стивом Смитом. Основная цель гонок - протест против ужесточения дорожного законодательства. Впоследствии, эти гонки проводились ещё 4 раза, привлекая в том числе и знаменитых пилотов (например чемпиона Формулы-1 Дэна Герни). Последняя, 5-я гонка «Пушечное ядро» была проведена в 1979 году после чего их проведение окончательно было запрещено властями. Но и по сей день в США, а иногда и в других странах мира, проводится некое подобие Cannonball Run, но уже в гораздо меньшем масштабе.

Данные нелегальные гонки снискали огромную популярность среди американцев (и не только!). На основе них было снято несколько фильмов, телевизионных передач и даже написана манга.

Постер к одному из фильмов Cannonball Run
Постер к одному из фильмов Cannonball Run

Гонки Cannonball Run оказали влияние и на разработчиков игр. К примеру популярная уже в конце 80-х серия гоночных симуляторов Test Drive от студии Distinctive Software - во многом черпала идеи именно из движения Cannonball Run.

К слову, изданием Test Drive занималась тогда известная компания Accolade, но на некоторые платформы издательское дело доверили Electronic Arts, будущему разработчику серии Road Rash. Неудивительно, что глядя на коммерческий успех серии Test Drive - разрабы во многих аспектах опирались на игру от Distinctive.

В Test Drive 2: The Duel, вышедшей в 1989 году на ПК, были многие элементы, перекочевавшие в серию Road Rash: дорожный трафик, зеркало заднего вида, полиция на дорогах, и многое другое.
В Test Drive 2: The Duel, вышедшей в 1989 году на ПК, были многие элементы, перекочевавшие в серию Road Rash: дорожный трафик, зеркало заднего вида, полиция на дорогах, и многое другое.

В 1989 году студией Electronic Arts (слово arts в названии тогда еще оправдывало себя) была начата разработка совершенно новой игры, в нетипичном для студии и не самом популярном жанре мотосимулятора. Хотя опыт игры Super Hang-On показывал, что гонки на мотоциклах могут быть интересными и популярными. Игру делали эксклюзивно для консоли Genesis от Sega (но впоследствии портировали на множество других платформ).

Игра Super Hang-On выпущенная компанией Sega в 1987 году для аркадных автоматов. В 1989 году портирована на Sega MegaDrive.
Игра Super Hang-On выпущенная компанией Sega в 1987 году для аркадных автоматов. В 1989 году портирована на Sega MegaDrive.

К разработке привлекли программиста Дэна Гейслера, который до этого уже принимал участие в создании гоночных симуляторов Vette! и Stunt Driver. Музыку сел писать известный композитор компьютерной музыки Роб Хаббард, успевший в 1989-му году написать музыку чуть ли не для сотни популярных игр. Музыкальное сопровождение игры как нельзя лучше подчеркивало происходящее на экране и создавало нужную атмосферу, несмотря на аппаратные ограничения.

Ведущим дизайнером игры стал Рэнди Бринн, который комментировал разработку так: "мы создавали увлекательную игру, а не гоночный симулятор".

Суть игры очень проста: 16 байкеров соревнуются за звание лучшего. Гонки проходят на обычных трассах американской глубинки, что придаёт им экстремальность (резкие повороты, всякие неожиданные объекты на дороге, автомобили, пробегающие животные) и живописность. Насчитывает игра пять уровней по пять трасс. С каждым уровнем длина трасс увеличивается, а соперники становятся более быстрыми и умелыми. За деньги, выигранные в заездах, можно приобретать мотоциклы (на выбор предоставляется 8 вариантов). Каждый мотоцикл имеет свои достоинства и недостатки, о которых информирует красноречивое описание.

В игре все гонщики были одеты в разноцветную форму, а мотоциклы были представлены только спортивные. Связано это было, скорее всего, с аппаратными ограничениями. Консоль просто не позволяла впихнуть в игру всю байкерскую атрибутику и мотоциклы-чопперы.
В игре все гонщики были одеты в разноцветную форму, а мотоциклы были представлены только спортивные. Связано это было, скорее всего, с аппаратными ограничениями. Консоль просто не позволяла впихнуть в игру всю байкерскую атрибутику и мотоциклы-чопперы.

Графическая составляющая в игре очень сильна для своего времени. Профильная пресса даже сочла её (равно как и всю игру) опережающей свою эпоху. Яркие краски, очень качественные спрайтовые модели, множество разнообразных объектов. Фирменной фишкой серии стала панель внизу экрана, показывающая всю необходимую информацию о мотоцикле, гонщиках, трассе, а также имеющая зеркала заднего вида, полезность которых в Road Rash переоценить сложно.

Огромная панель позволяла разместить два зеркала и сужала игровое окно, что позволяло консоли тратить меньше драгоценных ресурсов на обработку данных.
Огромная панель позволяла разместить два зеркала и сужала игровое окно, что позволяло консоли тратить меньше драгоценных ресурсов на обработку данных.

Инновационным в Road Rash стал, собственно, сам геймплей: ни до, ни после неё не создавалось таких же безбашенных гоночных игр, где можно сбивать соперников с мотоциклов ударами кулаком по лицу, отталкивать ногой или спихивать с трассы, а также отбирать у них дубинки и пользоваться ими по прямому назначению. Высший пилотаж — отправить соперника пинком прямо под колёса идущего по встречной автомобиля, а затем насладиться видом аварии в зеркало заднего вида (и этой божественной озвучкой). Правда, если чересчур увлекаться драками, вряд ли получится занять призовое место, дающее солидный денежный бонус и “пропуск” на следующий уровень. Чтобы прийти к финишу первым, нужно либо иметь под задницей очень мощный байк, либо проехать всю трассу без падений, не отпуская газ. Ещё одна инновационная фишка игры — возможность бегать по трассе после падения с мотоцикла. Это, конечно, далеко не GTA, но отсутствие полной привязки игрока к байку было чем-то невероятным. И даже иногда полезным: разбив своего железного коня вдребезги неподалёку от завершения трассы, можно добежать до финишной прямой пешком.

На финиш можно было буквально "прилететь" без мотоцикла. И все равно победить в гонке.

Первая часть Road Rash для Sega Genesis быстро обрела армию фанатов, а затем ЕА увеличила её ряды в несколько раз, выпустив улучшенные издания игры для ПК и нескольких приставок. И уже на следующий год на основной платформе вышло продолжение.

Вторая часть серии, выпущенная только на Sega Genesis, получилась классическим сиквелом, что не удивляет, учитывая краткий срок разработки. Electronic Arts улучшили всё по чуть-чуть. Графика стала более детализированной, трассы более разнообразными, улучшился интерфейс и система приобретения мотоциклов. Видов оружия стало два: кроме дубинки ввели ещё и цепь. Кроме того, добавилась комичные анимационные ролики после заездов и появилась система паролей для сохранения прогресса (пароли легко можно было подделать)

История серии Road Rash

Тем не менее, нашлось в Road Rash II место и для более серьёзных новшеств. Например, в игре появились полицейские. Они не доставляли особых проблем, но падение около мотоцикла или машины служителей закона неизбежно приводило к задержанию и крупному денежному штрафу. Также в игру добавили возможность играть вдвоём в режиме split screen. Реализован, к сожалению, он был не слишком хорошо. Из-за аппаратных ограничений приставки, экраны для обоих игроков были совсем небольшими, качество графики заметно ухудшалось. Кроме того, солидный кусок места отъедали информационные панели, что тоже не радовало. Впрочем, всё равно это никого не останавливало — играли часто и с удовольствием.

История серии Road Rash

Однако ничто из вышеперечисленного не сравнится с главным достоинством Road Rash II, выделяющим её на фоне всех остальных игр серии. Это практически осязаемая атмосфера. Заслуга в её создании в равной степени принадлежит как графике, так и музыке. Музыка во второй части, пожалуй, лучшая во всей серии. Композиторы развернулись по полной, написав для каждой из пяти трасс свою классную тему, подходящую к окружающей обстановке на все 100%. Лучше всего удались неторопливая стоунер-роковая музыка жаркой Аризоны и бодрая хардовая композиция Вермонта, в которой midi-бас звучит получше, чем у некоторых настоящих рок-групп. Хотя самое лучшее, что есть в игре — это ставшая легендарной заглавная тема, играющая в главном меню. До сих пор владеющие музыкальными инструментами геймеры записывают каверы на неё. Сочетание отличной музыки с очень умело проработанными в визуальном плане трассами создаёт потрясающий эффект присутствия. Странно, но Road Rash II в этом плане даёт фору даже некоторым современным RPG, несмотря на разницу в технологиях. И дело здесь не в ностальгии — разработчикам каким-то образом удалось поймать и перенести в игру нужные ощущения.

Road Rash II развила и укрепила успех первой части, так что за продолжением дело не стояло…

Road Rash 3: Tour de Force (1995)

Успех первой и второй частей Road Rash на Sega Genesis побудил Electronic Arts переключиться на портирование игры на другие консоли и ПК. Впрочем, это не означало, что работа над продолжением не ведётся. Работа велась, да ещё какая!

История серии Road Rash

Вышедшая в 1995-ом году, на закате своей титульной платформы, Road Rash 3 представляла собой, как это водится в таких случаях, игру, в которой из технических возможностей приставки был выжат максимум. Графика ушла в сторону реализма, нарисованные модели сменились псевдотрехмерными оцифрованными. Проработка трасс и окружения вызывала восхищение. Возросло не только её качество (если трасса зимняя, вокруг бегают олени и лыжники, если это Африка — туземцы и слоны), но и количество объектов. Как на настоящих дорогах, везде были расставлены дорожные знаки, трафик стал плотнее, пешеходы и животные попадаются через каждую сотню метров. Кроме того, веселья ради, по краям трассы стали встречаться трамплины. Всё это увеличило сложность игры, так как теперь случайный съезд с трассы часто приводил к столкновению с каким-нибудь знаком. Или, что ещё хуже, со стоящей на обочине полицейской машиной. Полиция в Road Rash 3 окончательно ожесточилась, не стесняясь пускать в ход даже вертолёты, самым наглым образом снижающиеся и бьющие гонщиков по головам.

История серии Road Rash

Графика в третьей части была настолько хороша, что даже тормозила на железе Genesis. Впрочем, в детстве мало кто знал, что такое тормоза. Но, не играв в эту игру раньше и запустив её теперь, вы можете заметить, что плавности игре не достаёт. Но решение есть — разгон процессора сеги или использование эмулятора, эмулирующего «разогнанный» процессор. 22Мгц позволит вам забыть о тормозах и наслаждаться плавностью игры.

Масштабы игры заметно выросли. Tour de Force проходил теперь не в Штатах. а по всему миру. Как и прежде, на каждом из пяти уровней нужно было проехать пять трасс, заняв призовое место, но теперь трассы варьировались от уровня к уровню. Всего их насчитывалось семь: Япония, Австралия, Бразилия, Кения, Италия, Германия, Англия Причём каждая трасса имела свои особенности. В Японии гонка проходила ночью, дороги Австралии и Кении были покрыты пылью, затрудняющей управление, в Англии колёса скользили на мокром от дождя асфальте, а самое тяжёлое испытание предстояло в Германии с её обледенелыми дорогами и резкими поворотами. Каждый гонщик обзавёлся своей собственной биографией и наглым характером, раскрывающимся в сообщениях до и после заездов. Количество юморных анимационных роликов заметно выросло.

Полиция научилась устраивать засады на дороге
Полиция научилась устраивать засады на дороге

Арсенал оружия также расширился до семи единиц. Кроме каноничной дубинки, разводного ключа, цепи и нунчаков (самое мощное оружие) в игру добавились такие дикие вещи, как электрошокер, газовый баллончик и не самые полезные, но забавные склянки с машинным маслом, которые можно бросать под колёса едущим сзади. Очень радовало то, что теперь отобранное у соперников оружие не исчезало после гонки, а оставалось у вас до выхода из игры. Более того, между отобранным оружием можно было переключаться, зажимая кнопку “вверх” и нажимая Start. С разгону вмазать по голове противнику разводным ключом, услышав громкий звонкий лязг — это, доложу вам, непередаваемое удовольствие.

Привычные с прошлых частей удары руками/ногами тоже никуда не делись
Привычные с прошлых частей удары руками/ногами тоже никуда не делись

Парк мотоциклов расширится до 15 моделей (+1 супербайк, который можно было открыть только с помощью чита). Стало возможным не только покупать мотоциклы, но и улучшать их. Как и в Road Rash II, у каждого монстра были свои сильные и слабые стороны, так что деньги следовало тратить с умом.

Апгрейд позволял существенно улучшить характеристики имеющегося мотоцикла
Апгрейд позволял существенно улучшить характеристики имеющегося мотоцикла

Количество мультиплеерных режимов выросло в три раза. Кроме стандартного сплит-скрина, появился также “дуэльный” режим, где игроки соревновались на трассе вдвоём, и режим чемпионата, где игроки участвовали в заездах по очереди. Разумеется, несмотря на неудобства сплит-скрина, всё равно он остался самым популярным из режимов.

Road Rash 3 стал флагманом серии на 16-битной приставке (ну разве что музыкальное сопровождение, наверное, лучше во второй части) и по праву занимает звание одной из лучших в серии (если не самой лучшей).

Что интересно, самая популярная в остальном мире 16-битная платформа Super Nintendo так и осталась без единого представителя серии Road Rash.

Road Rash на других платформах:

1. Road Rash (Sega CD) (1993)

История серии Road Rash

Первым портом игры стала версия для приставки Sega CD. Разрабатывала её контора New Level Software, создавшая кривоватый гибрид Road Rash II с наработками Road Rash 3, добавившая к этому музыку и видео из грядущей версии игры для 3DO. В игре отсутствовал мультиплеер, техническая реализация была также не на высоте. Вдобавок, Sega CD оказалась провальным проектом, не окупившим затраченные на него средства. С игрой получилось то же самое.

2. Road Rash (3DO) (1994)

История серии Road Rash

Примером неудачного решения EA стал выпуск отдельной версии Road Rash для приставки 3D0 от Panasonic. Сама-то игра была прекрасна, и той малой частью фанатов, кто сыграл в неё, считается одной из самых лучших игр для платформы, да и в серии Road Rash тоже. Эта версия объединяла в себе наработки второй и третьей частей для Genesis, музыку в CD-качестве, а также совершенно новые трассы (включая городские), современные технологии, и специально отснятое живое fmv-видео.

К сожалению, Electronic Arts снова прогадали с платформой. Жизненный цикл приставки длился всего три года, а за такое время особой популярности не наберёшь. Road Rash для 3DO стала неоправданной тратой сил и средств, нанеся второй удар по доселе непоколебимому статусу серии.

3. Road Rash (PlayStation) (1995)

История серии Road Rash

В отличие от предыдущих двух позиций, этот порт Road Rash оказался значительно более успешен. Он отличался от версии для 3D0 только немного улучшенной графикой. Выпускать 2,5-мерную игру на приставке, созданной под знаком 3D, конечно, не слишком логично, но игроки были рады видеть замечательную серию на "народной" консоли.

4. Road Rash (Sega Saturn) (1996)

История серии Road Rash

В случае с этим портом остаётся только повториться. Это та же версия игры, изначально вышедшая на 3D0, неплохо реализованная, но не оправдавшая ожиданий из-за платформы, которая снова оказалась проблемной.

5. Road Rash (PC) (1996)

На ПК Road Rash вышла в виде, идентичном вышеперечисленным версиям, только с дотянутой до максимального качества графикой и уникальным интерфейсом. Особого успеха, к сожалению, игра не снискала. Виной тому, прежде всего, неудобное для клавиатуры управление, а также необходимость постоянно держать диск в приводе, что раздражало уже в те годы, когда игроки были ещё гораздо более привычны ко всяческим препонам.

6. Road Rash (Game Boy) (1996)

История серии Road Rash

Самая худшая версия Road Rash была выпущена на Game Boy. Маленькая портативная приставка в своих трёх цветах не сумела передать динамику серии. Слабая техническая часть оставила за бортом большинство геймплейных особенностей Road Rash, так что этот порт стал ещё одним бесполезным вложением.

7. Road Rash 3D (PlayStation) (1998)

История серии Road Rash

Первая по-настоящему трёхмерная Road Rash появилась на первой PlayStation. Современные технологии позволили ЕА осуществить изначальную задумку: теперь игра стала турниром настоящих байкеров на чопперах, со всеми сопутствующими атрибутами. В остальном же схема осталась прежней, только на этот раз в честном 3D. Игра вызвала достаточно смешанные чувства, поскольку корявая трёхмерная графика пришлась по вкусу далеко не всем. Что ещё хуже, динамика заметно проигрывала предыдущим частям. Акцент был смещён в сторону гонок, драться стало неудобно и не обязательно. Мультиплеер отсутствовал. Однако Road Rash 3D всё-таки собрала свою кассу и, в целом, воспринимается как достойное произведение.

8. Road Rash: Jailbreak (PlayStation) (1999)

История серии Road Rash

Спустя год на наработках Road Rash 3D была выпущена последняя "большая" игра серии. Jailbreak выделялась впервые появившейся простенькой сюжетной линией, более проработанной байкерской стилистикой, улучшенной графикой. Также там был шикарный саундтрек и запоминающийся до конца жизни мультиплеерный режим, в котором игроки ездили на одном мотоцикле с коляской. Можно было сыграть и за полицейского, добавилась система бонусов. Минусы, увы, тоже присутствовали. Трассы получились похожими друг на друга. При появлении на экране более трёх моделей мотоциклистов игра начинала сильно тормозить. Драться снова стало удобно, но не так весело, как раньше. Jailbreak, как и её предшественница, оставила неоднозначное впечатление. И Electronic Arts, к тому времени уже почти завершившая своё превращение в колосса игрового мира, начала задумываться о цифрах, которые говорили не в пользу серии Road Rash.

9. Road Rash 64 (Nintendo 64) (1999)

История серии Road Rash

Nintendo 64 была недолговечной, но очень интересной приставкой, на которой вышло немало хитов-эксклюзивов. Версия Road Rash для неё вышла на редкость удачной. В ней был свой уникальный визуальный стиль, здорово выручавший технически никуда не годную графику. В ней присутствовал режим мультиплеера для четверых игроков. Анимация и чувство езды были выполнены на очень высоком уровне. Плюс к тому, присутствовало 69 (!!!) трасс с возможностью срезать путь, очень умная полиция, реалистичный трафик, отличная музыка, куча мелких возможностей типа кастомизации байка и водителя. К сожалению, эта прекрасная игра осталась эксклюзивом для не самой удачной платформы, вскоре ушедшей в историю.

10. Road Rash (Game Boy Color) (2000)

История серии Road Rash

Версия Road Rash уже для цветного Game Boy мало в чём отличалась от предыдущей попытки, поскольку техническая начинка приставки осталась на уровне NES. Это очень примитивная гоночная игрушка с интерфейсом второй части и возможностями первой. Для Game Boy было не так уж плохо, но в 2000-ом году людей интересовали игры совершенно другого уровня.

11. Road Rash: Jailbreak (Game Boy Advanced) (2003)

История серии Road Rash

Jailbreak для Game Boy Advance выглядела красиво и ярко, но совсем лишилась стиля, да и вообще больше походила на Mario Kart в сеттинге байкерских побоищ. Продажи и отзывы оставляли желать лучшего, поэтому у Electronic Arts лопнуло терпение, и с серией было покончено. Хотя нет, была еще попытка.

12. Road Rash (J2ME) (2009)

История серии Road Rash

Вполне себе официальная и технически последняя на данный момент игра серии, вышедшая эксклюзивно для мобильных телефонов на J2ME. Продавалась исключительно на сайте EA Mobile.

Из-за неудачных выступлений последних версий Road Rash были отменены Road Rash: Jailbreak для GameCube, а также абсолютно новая Road Rash: Next Generation для PlayStation 2. Как сейчас известно, в 2006-ом внутри ЕА начались попытки сделать ремейк классических частей игры, но эта затея быстро сдулась. Чуть дольше ходила информация о выходе мобильной версии Road Rash, которая официально была отменена в 2008-ом. Впрочем, и сейчас серия не умерла окончательно. Создатель серии Дэн Гейслер пытался собрать средства на ремейк с помощью Kickstarter, но потерпел крах, будучи недостаточно убедительным. В 2014 году вышла Road Redemption, созданная DarkSeas Entertainment. Эта созданная с нуля игра — духовный наследник Road Rash.

История серии Road Rash

И вроде бы и весело, и вроде бы качественно, и вроде бы и новшества... Но все равно по духу до оригинальной серии не дотягивает. Да и без недостатков не обошлось: странная временами физика и не самая передовая графика способны огорчить перфекционистов. Увы, альтернативы на данный момент времени просто не существует.

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал о ретро-играх Mal0Bit

2828 показов
6K6K открытий
11 репост
34 комментария

Трассы получились похожими друг на друга.Вот уж чего не могу сказать про джейлбрейк, так это что там трассы похожие. Там был типа открытый мир с тремя штатами в котором просто отвал бошки сколько было уникального контента, чуть ли не для каждой дороги свои декорации вокруг поставили с кучей всякого интерактива типа неписей и всяких бочек с дорожными знаками, которые сшибаются и по физону разлетаются. Да ко всему прочему пока в других играх с ПС1 мы ехали в густой туман видя на 3 с половиной метра вперед, здесь в этом "опенворлде" дистанция обзора была до самого горизонта за счет того, что то, что выходило за пределы отображаемой в 3д области запекалось в скайбокс, а потом эти скайбоксы плавно менялись. Эх, крутецкая игра была, не понимаю, как серия на таком шедевре могла зокончиться.

Ответить

Полностью поддерживаю. Сега конечно очень круто, но вот в джейлбрейк было овер много часов и фана!!! А с люлькой и возможностью выбросить из нее перса, например, чтоб долететь до финиша - бесценно!!!!

Ответить

Sled storm так-же жалко. Хотя на ps2 и вышел типа ремейк, но по духу что-то не то совсем

Ответить

Где-то с полгода назад семья подарила выходные в одного, и я как на грех вспомнил третью часть. Купил ящик пива и кааак залип в эмуляторе. С заставок ржал как ненормальный, а сам гоночный геймплей сплошное удовольствие с этими пинками, бортованием у обочины и и прочими подлянками. Lucky Luc, Natasha и мстительный Ikira с музтемой германии навсегда в сердце. До сих пор замечательно аддиктивная игра.

Ответить

Заставки это душа этой игры)

Ответить

Стимулом к побеждать было то, что на финише тебя целовала блондинка и вручала кубок.

Ответить

Ппц объективация. Она ещё и белая.

Ответить