Обзор The Legend of Kyrandia: Book One

Предисловие: Текстовая версия обзора делалась из обрывков сценария для видео, так что заранее извиняюсь, если там будет ощущение небольшой "лоскутности". Ролик был моей первичной целью. Канал я открыл чуть менее двух месяцев назад и сейчас ищу своего зрителя среди таких-же любителей всевозможных ископаемых. Буду рад каждому подписавшемуся) Видео планирую выпускать на еженедельной основе. В меню: обзоры классических, забытых и просто редких игр периода 80-х - первой половины 2000-х гг, руководства по сорс-портам и альтернативным движкам, эмуляторам, улучшающим модам и прочему стаффу, позволяющему играть в ретро-игры на современных ОСях и смартфонах. Добро пожаловать!

Собственно, обзор

На стыке 80-х и 90-х годов прошлого века квест был самым благодатным и популярным жанром. Тот же Myst от Cyan Worlds на протяжении многих годов был одной из самых продаваемых игр на ПК, славу которого только в 2002-м году смогли пошатнуть игрушечные человечки от Maxis. Он смог даже дважды попасть в книгу рекордов Гиннесса, как самая быстрораскупаемая и наименее жестокая компьютерная игра.

Помимо Цианов, крупнейшими игроками на поле квестов в те времена были три кита: Westwood, LucasArts и Sierra. Первые в 1992 году, за год до Миста, выпустили игру, ставшую новаторской в своём жанре и заслужившую статус легендарной классики. В моём сердце для неё зарезервировано особое местечко. Называется она The Legend of Kyrandia: Book One, и сегодня мы поговорим о ней во всех подробностях.

Long time ago, in the land far far away...

В тридевятом царстве, тридевятом государстве, в волшебной стране, зовущейся Кирандия, жили-были король Вильям и королева Катерина. И был у них придворный шут, Малкольм. Этакий совершенно классический сказочный Джокер, подлый, коварный и, как сказали бы нынешние зумеры, токсичный. Уж не знаю, каким образом он попал в королевскую свиту, потому что такого парня не то что веселить себя заставлять не захочешь, но и нужду на одном поле справлять не сядешь. Мерзкий тип, короче. А вообще по игровому ЛОРу он был сыном старого придворного шута Хейнвальда и принцессы Телии, поэтому у него по факту изначально была грин-карта на придворную должность. Кумовство процветало и в тридевятых государствах, щито поделать. Ходят предания, что по началу он был близким другом короля и королевы, но потом у него начала потихоньку ехать крыша, и завертелось.

Королевское семейство явно было с прибабахом, раз допустило в свой ближний круг субъекта с таким выражением лица.
Королевское семейство явно было с прибабахом, раз допустило в свой ближний круг субъекта с таким выражением лица.

Уж не знаю, за что конкретно он затаил злобу на монаршую чету, но в один прекрасный момент он просто взял их и убил. То есть насмерть. Ну а что вы хотели? Настоящие сказки – это вам не карамельно-мармеладные адаптации из советского детства. Почитайте тех же братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена в оригинале, там убийства и прочая чернуха вообще в порядке вещей. Ну так вот, совершенно непонятно, почему он это сделал. Вообще, шут знает этих… простите… шутов. В здравом уме такой работой никто заниматься не будет. Да и вспомните, например, самого веселого парня вашего класса, этакого школьного клоуна и заводилу, постоянно смешившего всех свежими хохмами и придурковатым поведением. И я вам даю стопроцентную гарантию, этот парень не раз и не два в душе желал окружающим боли и страданий. Может, он хотел бы, чтобы одноклассники воспринимали его всерьёз, как личность с глубоким внутренним миром. А все вокруг ждали от него только бугагашенек. Может, он хотел, чтобы симпатичная одноклассница с передней парты обратила на него внимание, полюбила, когда та в то время сохла по главному школьному хулигану и дебоширу, который его гнобил и задирал при любом удобном случае. Ну вот как тут не затаить внутри злобу на весь мир?

Короче говоря, он отправил короля с королевой на тот свет и завладел главной волшебной реликвией – Кирагемом (или Кайраджемом, не знаю, как правильнее), за что совет придворных магов заточил его в королевском замке. А главный маг, Каллак, взял под опеку их новорожденного сына, Брэндона, с которым отправился жить в лес, чтобы вырастить парня подальше от дворцовых интриг и опасностей. И, блин, да, это сейчас был большой спойлер, простите! Но это и не особо страшно, потому что самый смак прохождения этой игры в её головоломках и потрясающей атмосфере. И если больших спойлеров по загадкам я постараюсь избежать, то дух игры вы прочувствуете только сами, если решитесь пройти её впервые. Но не будем отвлекаться.

Кирагем, с которого всё и началось. Неплохой самоцветик, а? Я отчасти понимаю, почему сбрендил Малкольм.
Кирагем, с которого всё и началось. Неплохой самоцветик, а? Я отчасти понимаю, почему сбрендил Малкольм.

В плане совета магов был один большой изъян. Заточив Малкольма в замке, они навечно привязали к нему похищенный Кирагем. А, поскольку тот был основным источником их силы, со временем запасы их маны начали иссякать. И спустя 18 лет заточающее заклятие ослабло настолько, что Малкольм, всё это время лелеявший планы страшной мести, наконец вырвался на свободу и отправился сеять хаос по всей Кирандии.

Собственно, хаос вышел фееричным. Малкольм дюйм за дюймом уничтожал некогда прекрасный край, заставлял исчезать деревья и скалы, отравлял воду и цинично взрывал белок. Таким образом он добрался до старого Каллака в его лесном жилище и превратил обессиленного деда в камень. Но до этого Каллак успел написать письмо своей коллеге – волшебнице Брин, чтобы та помогла юному Брэндону на пути противостояния взбесившемуся шуту с неограниченным магическим потенциалом. Тут мы и вступаем в игру.

Хорошо устроились. Я бы тоже там пожил.<br />
Хорошо устроились. Я бы тоже там пожил.

Играем мы по всем законам жанра за пока ничего не подозревающего Брэндона, который возвращается домой и обнаруживает своего деда в виде булыжника. Реакция у него, конечно, формально встревоженная, но будто так, для галочки, словно ничего странного, и здесь такое каждый день происходит. Ну дед окаменел, чо, бывает. Наверное, опять забыл мазью от радикулита намазаться. Что важнее – уже здесь перед нами во всей красе предстаёт местная игровая механика. И вот тут в своё время Кирандия совершила настоящий прорыв. Конкуренты из LucasArts и Sierra тогда использовали давно устаревшие системы управляющих глаголов или смены режима курсоров, что делало игры заметно сложнее для новичков, особенно слабых в английском. Кирандия предложила максимально прозрачную схему управления: один курсор – одно действие – контекстный результат. Одним и тем же кликом мы берём, используем и совмещаем предметы, ходим, общаемся с персонажами и выполняем все остальные функции. Невероятное удобство, позже ставшее золотым стандартом жанра. Во всём же остальном это классический point’n’click. Ищем нужные штуки, ходим по красиво нарисованным локациям, решаем всевозможные задачки.

Две атмосферообразующих вещи, в которых первая Кирандия была однозначно хороша – фантастическое художественное исполнение с великолепной анимацией, невероятно красивыми задниками и колоритными персонажами, что вкупе создавало эффект присутствия в сказочном мультфильме, и нереально кайфовый саундтрек от Фрэнка Клепаки, большому числу олдфагов известного по эпичной музыке к серии Command & Conquer и Red Alert. Его работа для Кирандии – нечто совершенно неземное, словами так не опишешь, надо слушать.

Лесной OST

Утащив из дома деда несколько важных предметов (ну а чо, нафига они нужны каменюке?), выходим в лес и отправляемся на поиски волшебницы Брин, которой предназначалось письмо Каллака. Здесь раскрывается одна из особенностей первой Кирандии. Фактически это был первый опыт Westwood в создании классических квестов, и некоторые решения здесь были откровенно экспериментальными. Так, две большие локации здесь были лабиринтами проходных экранов без единой активной точки, от чего в дальнейших частях полностью отошли. Но тут это имело определённый смысл, о котором чуть позже. Находим Брин в её храме, где она расколдовывает письмо, и из него мы узнаём, что нам надо найти королевский амулет и сразиться с проведшим почти 20 лет в заточении озверевшим злым шутом с неограниченной магической силой. Ну блин, дедуль, спасибо, от души подсобил… Но деваться некуда, за спиной Кирандия.

По пути к победе мы добываем королевский амулет, чиним сломавшийся мост над пещерной рекой и встречаемся с невероятно колоритной парочкой – магом Дармом и драконихой Брэндивайн. Обязательно послушайте диалог между ними. Юмор в игре тонкий, беззлобный, но совершенно уморительный. В новой локации находим алтарь с четырьмя слотами под самоцветы. И вот тут ВНИМАНИЕ! Бродя по лесу, вы наверняка обратили внимание на валяющиеся тут и там драгоценные камни. Появляются они рандомно в случайных точках и понадобятся нам дважды за игру. Но вот какие именно – никто не говорит! Инвентарь Брэндона ограничен десятью слотами, и в них надо как-то утрамбовать все нужные нам предметы, которых будет чуть больше, чем доступного места. Придётся скидывать всё, что не влезает в сумку, где-нибудь на землю, и потом возвращаться за нужным. Отсюда вытекает дофигища бэктрекинга, за который игру в своё время ругали все, кому не лень. Так вот, этот алтарь обязателен для дальнейшего прохождения. Но пройти его возможно ТОЛЬКО с помощью сейвскамминга! Дело в том, что первый и последний камни здесь прописаны изначально, один мы снимаем с дерева со змеёй, а второй достаём из ручья. А остальные два – чистый рандом, поэтому загадка решается исключительно сохранением и загрузкой после каждого успешно вставленного камня.

Место, попортившее мне в детстве немало крови.
Место, попортившее мне в детстве немало крови.

Также игра никоим образом не дает вам подсказок, какой предмет и когда может понадобиться. Многие предметы, такие, как некоторые самоцветы, по факту - чистый мусор и нужны только для того, чтобы занимать место в инвентаре. Узнать, какие вам будут нужны в будущем, а какие после использования можно выкинуть и забыть - невозможно. Например, яблоко, которое мы находим в доме Каллака, может показаться чистым филлером. Его можно забыть, а можно и просто сожрать. Затем вы встретите ещё одно на выходе из пещеры. И всё, в игре их только два! И если к определённому моменту игры у вас не будет ни одного, дальше вы не пройдёте! Так что к предметам относитесь со всем почтением и сваливайте где-нибудь в самом удобном месте.

Например, возле пещеры, где мы впервые встречаемся с Малкольмом лицом к лицу. Что мешает шуту здесь же прибить незадачливого принца – загадка из тьмы веков. Но забейте, это же сюжетный квест. Реши сценарист иначе – и игра оказалась бы намного короче и без хэппи-энда. Кстааааати, так в итоге и может произойти. Кирандия была из той когорты квестов ранних девяностых, где авторы, несмотря на сказочный антураж, абсолютно не стеснялись убивать главного героя десятком всевозможных извращённых способов. Реально, в иных экшенах не помираешь так часто, как здесь. И ведь откатить назад неудачное решение нельзя ничем, кроме загрузки последнего сохранения. Поэтому сэйвиться здесь надо как можно чаще. Учтите это.

И это только одна из опасностей, ждущих дальше...

Особенно в пещере, в которую мы заходим, расколдовав проход. И… ох, бля, эта пещера… Вот честно, я не знаю ни одного человека, в детстве, до появления интернета и доступа к солюшенам, прошедшего игру на этом этапе. Даже я здесь окончательно сломался и забросил игру на несколько лет. Друзья, добро пожаловать в грёбаный гигантский смертельный лабиринт, где КАЖДЫЙ неверный шаг оборачивается жуткой гибелью Брэндона в лапах местных троглодитов. Этот эпизод можно пройти ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по подсказкам, если не хотите методом проб и ошибок потратить на него несколько крайне нервных вечеров. В некоторых точках пещеры мы встречаем кусты с огненными ягодами, которые освещают тёмные закоулки. Снять с куста их можно сколько угодно. Но, лёжа у нас в рюкзаке, они постепенно тухнут с каждым пройденным экраном, и их нужно сбрасывать на землю, где они уже будут лежать хоть до скончания века в качестве этаких ночников. И вот таким макаром нам надо обойти всю эту огромную пещеру, найти пять булыжников, золотую монету и два изумруда. Что из этого - важные квестовые предметы, а что - ненужный хлам, вам конечно же никто не скажет! Экспериментируйте, детишки! По пути натыкаемся на грот, в котором левитируют два фиолетовых шара. Кто они такие – Малкольм их знает. Но пройти игру дальше можно только решив загадку с ними.

Первая встреча
Первая встреча

Выбравшись из пещеры, попадаем в новый лесной лабиринт, где после классического комедийного эпизода встречаемся с третьей королевской волшебницей – Занцией. Кстати, запомните эту особу. Во второй части она будет ключевым персонажем. Так вот, Занция наконец рассказывает нам страшную тайну, которую я заспойлерил в самом начале обзора, о том, что Брэндон – сын безвременно почивших Вильяма и Катерины, и ему судьбой предначертано остановить Малкольма и вернуть себе трон. Окей, ясно-понятно, занимаемся этим. В этом лесу мы по заказу Занции выполняем ещё несколько поручений, во второй раз встречаемся с Малкольмом, продолжающим строить нам какие-то беззубые для страшного злодея, каким его рисует ЛОР, козни, а также натыкаемся на ещё пару крайне раздражающих особенностей игры. Дело вот в чём. Тут будет два квеста, в которых нам понадобятся предметы из предыдущих локаций: три камня и два цветка. За камнями и тюльпаном, если ты их забыл где-то раньше, придётся тащиться обратно, через ту самую пещеру. Благо, с получением новой силы превращения в фиолетовый шар тебе больше не нужно волноваться о темных местах, и времени это займёт намного меньше. Но один хрен, бэктрекинг здесь жуть как раздражает. Собрав камни, тюльпан, орхидею и чернику, решаем очередную лютую загадку со смешиванием зелий. Перед ней ОБЯЗАТЕЛЬНО сохранитесь, потому что вам понадобится определённое количество склянок трёх цветов. Если запоретесь на этом моменте или позже, при смешивании зелий на алхимическом камне, добро пожаловать обратно, пешком, блять, по всей Кирандии, снова собирать нужный хлам!

Выполнив все условия, сначала добываем один из важных квестовых предметов, спрятанных в предыдущем лесу, выходим на морской берег, где стоят скульптуры пегасов. Это – точка невозвращения перед финальным этапом игры, и на этот момент у вас должны быть три из четырёх камней в королевском амулете, а в инвентаре – королевская чаша, ключ и красная орхидея. Условие соблюдено? Отлично, можно со спокойной душой отправляться к заброшенному королевскому замку!

Гостеприимство 80-го уровня...
Гостеприимство 80-го уровня...

Здесь Брэндон встретится с духом своей почившей матушки, которая дарует ему последнюю, четвёртую силу для королевского амулета, после чего мы заходим в заброшенный королевский дворец. Малкольм даже тут не догадывается предпринять хоть какие-то меры по пресечению нежелательной деятельности будущего короля. Но, я повторяюсь, это же грёбаный шут, и что у него в башке творится - одним богам хаоса ведомо. Но да не суть. В замке царит мрак, сырость, разруха и запустение. Очевидно, здесь давным-давно никто не устраивал генеральную уборку. Что любопытно, одолеть этот последний этап уже не так сложно, как всю предыдущую часть игры. Здесь нет таких лютых лабиринтов, как та пещера. Только замковые катакомбы могут заставить некоторое время пошататься по ним туда-сюда. Но спасибо блин огромное разработчикам, тут хоть нельзя сдохнуть на каждом неверном шагу! Более того, здесь Кирандия вспоминает, что она, вообще-то - классический point’n’click квест, и выдаёт игроку привычные головоломки без всякого рандома. Вот от души, в натуре! Благодарствую! Ну и финальное противостояние с Малкольмом (перед которым Брэндону всё-таки удаётся дать ему по настохреневшей шутовской роже), внезапно потребует от игрока мгновенного анализа обстановки и быстрой реакции.

И вот, наконец, игра пройдена. Все наши близкие люди расколдованы, Кирандия в безопасности, а по экрану ползут прощальные титры. Она не была первым суперуспешным классическим квестом своей эпохи. В ней был ряд экспериментальных решений, которые в итоге понравились далеко не всем. Но невероятная атмосфера, потрясающее художественное исполнение и тёплый, действительно забавный и беззлобный юмор позволили ей со временем перейти в разряд культовой классики, искренне почитаемой олдфагами.

Голос королевича Брэндона. Аж олдскулы сводит.<br />
Голос королевича Брэндона. Аж олдскулы сводит.

Сыграть в Кирандию на современных устройствах проще простого. Есть три способа. Самый очевидный - купить всю серию в магазине GOG.com. Но тут есть загвоздка. Там продаётся оригинальная англоязычная CD-версия без перевода, и людям, не знающим английский, придется туго. Таким могу посоветовать найти на просторах сети один из двух старинных пиратских переводов, либо от Тараса Каткова, либо от студии “СловоПалитраКод”, выпустившей ту самую легендарную локализацию второго Варкрафта. Но при этом вы пропустите одну из замечательных особенностей оригинальной игры - шикарную озвучку. А Брэндона здесь, если кто не знает, озвучивал сам Джо Кукан, тот самый Кейн, лысый из Command & Conquer. Также игру можно спокойно пройти на своём смартфоне. Программа ScummVM лежит бесплатно в Гугл Плее. Скачайте её, затем саму игру в распакованном виде, укажите в браузере программы путь к ней и играйте!

Наравне с многими классическими сказками, любимыми детьми всех времён и народов, Кирандия запомнилась мне каждой своей деталькой и особенностью. И пусть без солюшена одолеть её даже сегодня может быть довольно проблематично, я не мог не сделать на неё обзор.

Всех, кому понравилась видео-версия обзора, приглашаю на свой канал. Дальше будет больше!

77 показов
2.1K2.1K открытий
11 репост
81 комментарий

Вот честно, я не знаю ни одного человека, в детстве, до появления интернета и доступа к солюшенам, прошедшего игру на этом этапе.Я проходил. Карандаш, бумага, много сейвов и лоадов. Делов-то. После некоторых карт на двух двойных тетрадных листах, мне было ничего не страшно.

Ответить

мили метр ов оч ка

Ответить

Также проходил без солюшена. Игра не сложная, хотя как я понял позже по обзорам в игре можно было застрять. Но это было то время, когда делали несколько сохранений и играли очень аккуратно. Да я чертил карту. А в конце код просто подобрал перебором.

Ответить

Уважуха. Мне банально не хватило терпения и времени на такой подвиг...

Ответить

Я проходил, когда интернета ещё не было, но солюшн откуда то уже был. Спасибо ему

Ответить

Плюс-плюс, я проходил игру в этом году, тоже рисовал карту) Для собственного удовольствия и чтобы проверить, везде ли лабиринт соблюдает собственную логику. И таки везде, да.

Ответить

вот вот!

Ответить