Herzog Zwei или пока все копипастили Дюну

В закладки
Аудио

В любом жанре есть свои образцы, с вашего позволения, идолы. Все, кто хочет добиться успеха на этой стези, так или иначе ровняются на эталон, который добился успеха. Можно встретить формулировки: " Как в Героях", "Похожая на Варкрафт" и т.д. Иногда появляются смельчаки, которые хотят разорвать этот круг и предложить что-то новое в плане ядра геймплея. Иногда это получается, а иногда отличные идеи лежат и пылятся на складе истории. В какой-то степени это касается сегодняшней игры.

Herzog Zwei или в переводе с немецкого (поэтому и транскрипция тоже немецкая) Герцог Второй. Где потерялся первый герцог - мы узнаем чуть позже, однако двойка наводит на некоторые ассоциации. Игра выходила на Sega Mega Drive, но какой-то бешенной славы не получила. По крайней мере, найти обширные фанатские материалы по этой игре мне не удалось. Англоязычные источники ограничиваются фразами : «Hardcore game». Отсутствие продолжения, также добавляет очко к этой версии. У нас игра активно пиратилась, но в моём городе её никто не хотел брать на обмен, а на продажу она была дешевле всех. К слову, моя пиратка имела необычную обложку. В американском и японском регионах она выглядела так:

А пиратка была с такой обложкой и нестандартной коробкой. При этом найти скан таковой я не смог, хотя искал тщательно:

Начнём с сюжета, который мы сможем найти только в мануале. Сама игра не стремится познакомить игрока со своим лором или управлением. Итак, жила-была Республика Ариев (немецкие корни проявляются всё больше и больше). Все было хорошо, но случился военный переворот. В результате чего Герцог Ейнс Первый, Верховный главнокомандующий установил безграничную тиранию. Но, как это часто бывает, нашёлся влиятельный и несогласный с новым режимом - Генерал Людвиг. Заручившись поддержкой оппозиционных сил, он начал войну против Герцога. Тут появляемся мы, поскольку на нас ложится ноша непосредственного командования армией. А теперь цитата: "Сможешь ли ты стать Верховным главнокомандующим, Герцогом Вторым?" Если вы думаете что отнять власть у Первого Герцога будет просто - вы ошибаетесь. Все происходит в реальном времени, поэтому постоять и подумать - путь к потере инициативы. ИИ не будет пассивным и не постесняется надрать седалище зазнавшемуся геймеру:

Тут, как в скиллозависимых стратегиях или шахматах нужно чётко понимать, чем ты будешь заниматься первые 10 минут матча. Чтобы как-то упростить игру, можно воспользоваться совместной игрой против своего друга, который тоже видит игру впервые. На этом можно закончить говорить о сюжете и приступить к геймплею.

И первое, с чего стоит начать говорить, так это то, что вы будете летать и ходить по полю боя "своими ногами". Как в Дюне вы не командуете из вне, нет, каждый юнит и каждая стычка с противником - ложится лично на вас. Главная задача - уничтожить вражескую базу. Поскольку тумана войны нет, вы всегда знаете где противник и как его успехи. Главные базы расположены диагонально, а вокруг них находятся нейтральные, вспомогательные базы. Их уничтожить нельзя, только захватить. Каждая база даёт определенное количество ресурса для найма новых юнитов. Поэтому контроль территории нужен, это залог победы. На первый взгляд, всё просто, но тактическая глубина у игры присутствует, как и мелкие, но важные нюансы.

Для полного понимания, что для чего нужно, изучим интерфейс. Вверху есть несколько шкал, которые очень важны для контроля ситуации. «B» - хп наше базы; «D» - хп нашего командующего; «G» - боезапас командующего; «Е» - энергия или дальность хода командующего. У каждого юнита есть три последних параметра. Это накладывает свой отпечаток на темп и характер боевых действий. К слову чинить и заправлять можно как командующего меха, так и юниты на ближайшей дружественной базе. Наличие дальности хода меня в первый раз ввело в ступор. Такого, на моей памяти, никто (кроме хардкорных симуляторов) не делал. Это большой шаг в сторону реализма, поскольку в жизни нужно учитывать логистику и доставку своих сил на позиции. Те, кто интересовался военной историей, понимает всю суть вопроса. Возникает закономерный вопрос: "Как доставить юнит ближе к цели?". Наш командир пилотирует мех-трансформер. В режиме истребителя/крафта мы можем поражать воздушные цели и брать одного юнита в десантный отсек. Кто там ныл про то, что в Дюне тяжело управлять юнитами без рамки? — Попробуйте организовать танк-раш в Herzog Zwei! Микроконтроль необходим как воздух, поскольку на любой стадии игры нужно порхать как стая бабочек и жалить как носорог. Соответственно в наземном режиме/меха мы можем вступать в бой с наземной техникой противника. При этом наша огневая мощь и живучесть ощутимо выше, чем у любого юнита. Тем самым в дуэли мы победим всех. Из этого следует, что быть на острие атаки также необходимо, как и обеспечивать подкрепление наступления. Однако не стоит упарываться в бой, поскольку противник может вас сбить, а значит вы потеряете время. Пока вы будете восстанавливаться, противник может отбить вашу базу и закрепить свое положение, а нам это не нужно.

Ещё пару слов о юнитах. Каждого можно программировать, выбирая в стратегическом меню одну из команд: атаковать ближайшую базу, удерживать точку, патрулировать. При этом нужно учитывать, что маршрут наши подопечные прокладывают как Сусанин в лесу. Чтобы избежать смешных казусов про три сосны - нужно высадить юнита на прямой участок карты.

Теперь можно поговорить о том, как захватывать нейтральные базы. Как я уже говорил, разрушать нейтральные базы нельзя. Их захватывают пехотинцы. По краям "крыши" видны две полоски по 4 слота. Каждый слот - один пехотинец. Всего нужно четыре пехотинца для захвата базы. Перезахватывать базу можно. Как видно на скриншоте, при перезахвате один вражеский пехотинец исчезает, а ваш появляется. При этом выбить пехотинцев противника мехом нельзя. Как говорится: "Я в домике". Правда никто не мешает перехватить наглого захватчика на пол пути. И тут появляется важный вопрос - в каком порядке захватывать базы. Начинать с той, что в центре карты, чтобы сделать плацдарм для распространения или нет. Ведь нужно четыре раза слетать туда и обратно к искомой точке. За это время можно захватить одну ближнюю и начать захватывать следующую.

В Herzog Zwei много вопросов микроменеджмента, которые играют важную роль. При этом, как правило, всегда есть более агрессивный и уязвимый вариант, так и более безопасный, упускающий инициативу. Из-за этого, можно попробовать сделать выводы о характере человека, исходя из его манеры игры в Herzog Zwei. Подробно останавливаться на описании каждого юнита я не буду, потому как набор стандартный: пехота, мотоциклисты (как стервятники из StarCraft), бмп, установки ПВО, эсминцы, тяжёлые танки, машины поддержки. В воздухе господство принадлежит только командующим, поэтому Люфтваффе организовывать не нужды.

Теперь можно поговорить о графике и управлении. Управлять крафтом не так удобно, как хотелось, но привыкнуть можно. Немного деревянное управление усложняет процесс ведения огня по противнику. Иногда приходится нарезать круги вокруг несчастного солдатика, чтоб шлепнуть его. Графика хороша, тёмные тона создают атмосферу брутальной реалистичности. Учитывая разнообразие карт, глазу не заскучать. Единственное, на некоторых картах юниты могут сливаться с фоном.

Поговорим о звуке и музыке. Музыкальное сопровождение заслуживает похвалу, а вот звуковое вызывает недоумение. Такое ощущение, что звуки пришли к нам из Space Invaders на Atari 2600. Возможно, это поклон в сторону классики, но меня сильно смущали "Пиу-пиу" первые пол часа игры. Музыку в игре можно поделить на две категории: 1) военные барабаны под ритмичную электронику; 2) электроника с космо нотками, которая у меня ассоциируется с шмапами.

Подводя итоги, хочется сказать, Herzog Zwei в свое время предложила динамичный геймплей, который и в наше время отличается от лидеров жанра. Игра давала вызов, который сложно принять, если нет мануала. Как правило, игра заканчивалась на 10 минуте, когда ИИ внаглую раскатывал нашу базу. Стоит ли сейчас достать Герцога с пыльной полки? Думаю, что стоит. Есть возможность «сохраняться» через пароли, поэтому залпом всё проходить не нужно.

Казалось бы, что никто не сделает ремейк Герцога... но ребята из студии Carbon решились на это. К вашему вниманию Air Mech Strike. Насколько хорош конечный продукт? Давайте разбираться. Данный проект распространяется по принципу Free-to-play, что уже наводит на какие-то выводы, но мы не будем предвзятыми.

Первое, что нас встречает - обучение, где нам доходчиво поясняют как играть. Это крайне умный ход со стороны разработчиков, поскольку новички будут в полном недоумении что делать и как. Однако ИИ показался мне слишком простым, потому как я раскатал его за каких-то пару минут. На первый взгляд, ядро геймплея претерпело минимум изменений, однако не все так просто. Поэтому пройдемся по изменениям:

1) карта и объекты стали трёхмерными;

2) в десантный отсек крафта можно брать два/три юнита в зависимости от размера;

3) пехотинцы на базе теперь отстреливаются и можно их сбивать мехом или крафтом;

4) стало больше юнитов;

5) у меха появилось оружие ближнего боя.

С одной стороны разработчики сделали хорошее дело, поскольку создали что-то новое, а не очередной Tower Defence. С другой стороны, они не отказали себе в свободе творческого мышления, внеся изменения, которые я назвал бы неоднозначными. Во-первых, карта стала меньше и по форме близка к кишке. Из-за этого захват территории стал проще и прямолинейнее. Во-вторых, управление юнитами стало в разы проще. Можно поставить очередь производства и выпускать юнитов с ближайшей базы без участия меха. В-третьих, разработчики настолько любят Dota 2, что не отказали себе в удовольствии перенять некоторые аспекты. Нейтральные базы теперь имеют враждебных к обоим игрокам гарнизон. Мехи теперь растут в уровне и… прокачиваются. Пехотинцы сами появляются с базы по таймингу, что также упрощает игру, поскольку можно стоять на линии фронта и сдерживать противника, а база захватиться автоматически. Повышение в уровне позволяет впитать весь урон и спокойно пережить вражеского меха, практически без проблем. Это сильно меняет баланс. В-четвертых, отменили систему параметров для юнитов. теперь можно поджимать противника на его базе сколько угодно времени, и ждать подкрепление (которое найдет путь и не тратит топлива).

Все эти изменения сделали игру существенно проще, а в купе с крайне отзывчивым управлением можно проявлять свой скилл по полной программе. К слову, об управлении, оно напоминает таковое в Katana Zero: двигаемся WASD, а мышью целимся и стреляем в любую сторону. Крафт настолько легко управляется, что даже слишком, поэтому сделать боевую воронку плевая задача. Любопытства ради, погонял Nuclear Strike и Desert Strike, чтобы оценить разницу в отзывчивости управления. Как мне показалось, Air Mech Strike имеет слабую инерцию движения. В купе с малым импактом от движений, нет ощущения того, что ты пилотируешь огромной стальной боевой машиной.

Теперь можно поговорить о графике и звуке. Как видно по скриншотам, графика стала более мультяшной, напоминает почерк Blizzard. А вот со звуком беда полная. Музыка отсутствует, а звуки стрельбы немного игрушечные.

Подводя итоги, могу сказать, что это тот случай, когда каждый видит все по-своему. То, что мне так зашло в оригинальном Герцоге, было упрощено или убрано. Я прекрасно понимаю. что тотальное упрощение залог успеха… но какое-то горькое послевкусие остается. Я, наверное, отношусь к тем, кому без сложности играть неинтересно, поскольку ИИ не является противником. Поиграв несколько матчей, поскольку соперники не пытаются играть активно, противодействовать. Они сидели на базе, что-то выжидая. Мне даже стало как-то не по себе, поэтому решил посмотреть как обстоят дела с монетизацией. И тут на меня нахлынули флешбеки из World of Tanks, покупка всего и вся, которая ненавязчиво подмигивает и прочее. Не смотря на то, что я поругал игру, я считаю, что если вам очень хочется лайт версию Герцога для игры по Сети, то лучшего варианта нет.

Казалось бы, что на этом можно поставить точку, но нет. Есть еще одна стратегия, которая сделала реверанс в сторону Herzog Zwei — это Supreme Commander.

Сходство тут только в двух вещах — главная фигура-мех, а также сложность и комплексность управления. Мы управляем огромным мехом, который создает все здания, а также обладает приличным уровнем прочности и огневой мощи. Но если в Герцоге, задача стояла в уничтожении главной базы противника, то в Supreme Commander — уничтожить вражеского меха-командира.

В остальном же, это совершенно другая игра, которая сделала своей фишкой масштабность и сложность. К слову, смотреть за матчами сильных игроков довольно занимательно, есть чему поучиться.

Теперь можно поставить точку. Herzog Zwei в 1989 году предложила принципиально новый, динамичный геймплей, ставши совершенно иным образцом RTS. Это пример игры, которую сложно освоить без родной документации или чьей-то помощи. Пока готовил этот материал, набрел на обзор в Великом Драконе (https://gdragon.ru/gddarticle/herzog-zwei/). Автор либо сам не видел мануал, или не сильно заморачивался над темой. Это подталкивает к мысли, что в своё время, мало кто толком понимал как в неё играть. Я надеюсь, что мой обзор немного изменит эту ситуацию, не смотря на тридцатилетнее опоздание. Мудрость такова — нужно сначала внимательно разобраться, а то можно пройти мимо бриллианта.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Черкашин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 43, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 80393, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 12 Nov 2019 19:32:11 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80393, "author_id": 180050, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80393\/get","add":"\/comments\/80393\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80393"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64967, "last_count_and_date": null }
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

О, помню, как с другом рубились в эту игру) все эти лавовые карты и вставшие посреди поля боя юниты, у которых закончилось топливо о.о

Ответить
–1

Да, ценность ее главная в том, что стратегия на двоих. Не помню, были ещё такие на сеге?

Ответить
1

General Chaos

Ответить
0

Ну это так себе «стратегия». Хотя игрушка веселая.

Ответить
3

был этот карик в детсве, но я там всегда проигрывал и не смог разобраться 

Ответить
2

Было дело, минус игры для меня был в том, что в герцога как и в дюну\мегаломанию любил катать мой батя. Так что порой вечерами мне не доставалась сега(

Ответить
1

Второго геймпада не было?

Ответить
2

В 1989 году жанра RTS ещё и не было, по крайней мере, в современном его виде. Dune 2 появится только спустя три года. Кстати, авторы Dune 2 в интервью говорили, что Herzog Zwei был одним из источником вдохновения для них. Так что Herzog Zwei можно считать одним из прародителей жанра RTS (хотя он сам по себе сиквел к игре Herzog, выходившей на персональных компьютерах той эпохи).

Ответить
1

https://www.youtube.com/watch?v=WK-At2_z9X4

а кто помнит metal fatigue?
необычная стратегия, где можно собирать из разных частей своих мехов. Вот бы что-то похожее с современной графикой и мультиплеером

Ответить
2

Самое крутым было когда от роботов отпадали части и ты их мог отвезти на сборник, скопировать технологию для потокового производства, а саму деталь присобачить к своему роботу. Весело когда все три франкции на карте воюют, можно было собирать роботов франкенштейна. ))

Ответить
0

да, а ещё круто что пилотов можно было вроде вытащить из меха и он просто стоял бы как груда метала

Ответить
0

Угу. Пилотов в пустующего вражеского запихнул и уже есть бесплатный воин на поле боя. Классно было.

Ответить
1

Вот этой игре полюбому ремастер или ремейк нужен. А то жанр стратегий выродился совсем, вот и приходится в 2019 до сих пор в тибериан сан играть

Ответить
1

Есть еще одна стратегия, которая сделала реверанс в сторону Herzog Zwei — это Supreme Commander.

Мы управляем огромным мехом, который создает все здания, а также обладает приличным уровнем прочности и огневой мощи. Но если в Герцоге, задача стояла в уничтожении главной базы противника, то в Supreme Commander — уничтожить вражеского меха-командира.

А всё потому, что Supreme Commander не делает реверансы в сторону Herzog Zwei, а напрямую наследует Total Annihilation. Да, возможно, последняя и взяла какие-то идеи из Герцога, но тогда следовало именно её и приводить в пример.

Ответить
0

Не спорю, что Total Annihilation является предшественником Supreme , но мех-командующий не такая частая механика, чтобы не увидеть некоторое сходство с Герцогом. Не так ли? 

Ответить
1

Сходство есть. Но исключительно из-за сходства непосредственного предшественника. Поэтому и говорю, что уместней было бы привести в пример именно Total Annihilation. Потому что SupCom делали на его основе, вряд ли оглядываясь на Херцога.

Ответить
1

Напомнило 

Ответить
0

Большое спасибо. Когда-то играл, но забыл как называется.

Ответить
1

Это Nether Earth,  для тех кто не в курсе, стратегия где роботы махаются и захватывают заводы, а ты на летающем командном центре можешь выбрать роботу стиль  поведения, или управлять роботом с клавы, правда по мощности робот вроде не менялся

Ответить
0

По описанию похоже на Z, но это не точно. 

Ответить
0

Захват территорий почти также сделан

Ответить
0

О, дедушка суприма, интересно было узнать.

Ответить
0

Классная игра, Юбисот сделали что-то похожее: Mech Arena или как-то так.

Ответить
0

Игра вроде не андроид, или нет?

Ответить
0

На ПС4, про другие платформы не знаю.

Ответить
0

поДчерк о_о что за слово

Ответить
0

А это не слово, а опечатка, которая просочилась через вычитки текста :|

Ответить
0

скорее бы выпустили ремастер kknd2 уж очень она классная

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]