«Серп и молот» — проклятый и забытый

«…Под дождём, по мощёной улице тихого немецкого городка, в промокшей чужой военной форме торопливо шёл советский офицер. Он шёл навстречу своей судьбе…». (ересь из фанфика по мотивам игры)

«Серп и молот» — проклятый и забытый

Ну что, гики – тактическая RPG российского пошиба подъехала. Поскольку заголовок статьи несёт кликбейт, то немного истории. Шёл 2004 год. Российская индустрия РС-игр переживала эпоху дичайшего подъёма - как грибы после дождичка росли новые творческие студии, штамповалось всякое…от «русских квестов», до шедевральных безобразий мирового уровня, даже продавались права на использование оригинальных РС-игр российских разработчиков для последующего использования в очень дальнем зарубежье.

Компания Nival Interactive в лице бессменного генерального директора Сергея Орловского, почивая на лаврах одного из своих главных детищ триумфального для компании 2003 года – тактической RPG «Операция Silent Stоrm» и её сиквела «Операция Silent Stоrm. Часовые» - решила-таки сделать продолжение… Орловского сгубила жадность на ниве русского бизнеса и он решил сотворить аутсорс, задействовав небольшую по численности команду под чутким руководством программиста Александра Москальца, он же «Novik», позже к проекту подключили писателя Ивана Кошкина (он же bigfatcat19 на ЖЖ) в качестве сценариста. И завертелось. Орловский, похоже, не понял, что эта маленькая команда Москальца будет создавать тихую легенду…

Историческая подоплёка сей RPG, под названием «Серп и Молот», исходила из весьма напряжённого периода новейшей истории. Весна 1949 года, разгар «холодной войны». Затягивается блокада Западного Берлина - всё летят в аэропорт Темпельхоф «изюмные бомбардировщики», доставляя продовольствие несгибаемому населению. В отместку Советскому Союзу создаётся горячо любимый Североатлантический альянс НАТО.

Вдоль западной границы советской оккупационной зоны проводятся интенсивные учения соединений Армии США в Европе и Британской Рейнской армии с боевыми стрельбами… Особое беспокойство командования НАТО вызывал «фульдский коридор» в районе стыка советской, американской и британской оккупационных зон Германии, как наиболее удобное направление удара советскими общевойсковыми и танковыми армиями в случае войны.

А как раз, в тихую провинциальную жизнь городов и деревень, куда-то в Гессен, близ стыка советской, американской и британской оккупационных зон, через границу советской зоны был заброшен с заданием по проверке информатора главный герой (главгад и далее по тексту ГГ) игрошедевра – кадровый офицер Советской Армии из разведорганов Главного разведывательного управления Генерального штаба в звании капитана и тридцати лет от роду…

Оперативная проверка источника информации в лице старого польского соратника капитана по подполью в Кракове в 1945-м (привет «майору Вихрю» с племянниками) заканчивается для капитана печально – проверяемого расстреливают на глазах у разведчика какие-то «люди в чёрном». Приходится отправить в Вальхаллу и расстрельную команду, и подваливших соратников сей черноты. Внезапно заполучив в распоряжение разведывательную базу с радиосвязью, охраной из аборигенов, врачом Анри, сварливым торговцем оружием Конрадом и его полоумной тёщей Мартой, подделывающей документы и непонятную жгучую брюнетку Элизабет Дж. Сандерс в звании лейтенанта Армии США (дезертира по совместительству), главный герой оказывался на перепутье и лез во все тяжкие.

Первое знакомство с «районом действия» не сулило ГГ ничего хорошего – район кишел как бандами и торговцами оружием, так и местной денацифицированной полицией, гордыми американскими «эм-пи» (военными полицейскими). Радиограмма от начальства вносила скорбь – в разведцентре теракт, сидите тихо. Но фанаты Silent Stоrm делали себе очень плохо, совершая неосторожные действия и стреляя без разбора и в бандитов, и в полицию обоих сортов и в смурных от местного пива бюргеров из близлежащего городка.

Сначала он просрал все полимеры, а потом…
Сначала он просрал все полимеры, а потом…

Особо отчаянные заходили дальше - после перехвата британской военной колонны со взрывчаткой в американской зоне, по наводке торговца оружием, они умудрялись перестрелять близлежащий американский военный пост вместе с «советскими» провокаторами и американскими солдатами, пришедшими на помощь товарищам.

Привычка «зачистки локации» без уяснения подробностей игры делала с потребителем злую шутку – в сторону границы советской оккупационной зоны Германии ползли американские танки и ГГ получал радиограмму наподобие «объявлен особый период, действуйте по оговорённому плану». Попутно приходилось пристреливать бравую лейтенантшу Лизу (либо она пристреливала ГГ) и отваливать до ближайшей советской диверсионной группы, готовой штурмовать мост с американской охраной с целью обеспечения прорыва советской танковой дивизии в направлении Франкфурта-на-Майне…

«Серп и молот» — проклятый и забытый

И потребитель с удивлением узнавал, что он «едрить, сударь, бестолочь», поскольку Европа погружалась во мрак «ограниченной» Третьей мировой войны на несколько миллионов жертв и над советскими городами вздымались дьявольским оскалом «грибы» от атомных бомбардировок. После чего следовала экспрессивная ругань, крики о продажности разработчиков игры мировой закулисе и «зачем я купил это?».

«Русские не сдаются! У нас командир без мозгов!»
«Русские не сдаются! У нас командир без мозгов!»

Как позже вспоминал сценарист игры, Иван Кошкин, «школиё решило, что им подогнали еще одну часть любимой игры, начинало с ходу мочить проклятых пиндосов (большая часть аудитории были совершенно проткнутые патриоты) и закономерно вылетало на короткую ветку с интересным концом. […] У некоторых представителей «палеоваты» (в то время этот термин еще не вошел в обиход) неиллюзорно «бомбило» от того, что результатом их действий становилась гора в несколько миллионов трупов и обнагасаченный Питер. Дети кричали прямо как пуштунские мальчики. Впрочем, поскольку большинство из них были патриоты и м….и, купившие «пиратку» в переходе, нам их было не жаль».

Ошибка в выборе целевой аудитории и неготовности последней воспринимать концепцию игры сделала игру проклятой и забытой. Но массовый потребитель видел лишь одну, самую негативную из «веток» прохождения. Содержание же игры, в силу заложенных в неё идей, было куда шире.

Игрока сопровождал постоянный цейтнот между заданиями и имела место строгая иерархия действий, позволявшая получить в качестве приятной «плюшки» очки опыта. Невыполнение инструкций из обширных диалогов и радиограмм, отсутствие анализа оперативной обстановки жестоко карались по игре откатом на уже оговорённый, провальный финал. Более того, присутствовали «очки кармы» - убийство солдат, полицейских, мирного населения (за исключением некоторых персонажей) медленно, но жестоко подводило к провалу.

«Мозговой штурм» приводил игрока к внезапному осознанию, что суть игры в систематическом ведении нелегальной разведки на территории противника с подбором кадров по месту выполнения задач, оборудованием оперативных баз, тайников, конспирацией из документов и костюмов, покупкой и продажей оружия (при страшном дефиците качественного оружия и боеприпасов), снаряжения, лечением раненых и прочим микроменеджментом, взятым из «Операция Silent Stоrm. Часовые».

Определённые пакости были и во взаимоотношениях персонажей. Были и признаки квеста – старые игроки наверняка вспомнят мантру «четыре «Беломора» и две канистры». В итоге игрок получал полный набор «тайной войны» - опросы местного населения, квартирные кражи, подделка документов, вымогательство денег с «крышеванием» местного антиквара, сотрудничавшего с нацистами.

Как вариант - собственноручно сотворённые главным героем убийства содержателя оперативной базы, изготовителя инструмента, оружейного мастера в лице тихого егеря Карла и торговца оружием Зигмунда - матёрого ветерана танковых частей СС. Апофеозом допустимого безумия была организация массовых беспорядков в тайной британской военной тюрьме. И, о чудо, вскоре появлялось отменное, без ограничений, поле для охоты на двуногих кожаных (во всех смыслах) ублюдков, которые хотят творить ужас и террор в американской оккупационной зоне.

Хана вам, «Часовые» — медведь пришёл с компанией.
Хана вам, «Часовые» — медведь пришёл с компанией.

Действия ГГ и собираемых в весьма неустойчивую агентурно-боевую группу по сюжету бойцов, приводили к пердимоноклю – на их пути вставали жаба с гадюкой, то есть старые знакомые по «Операции Silent Stоrm» и «Операции Silent Stоrm. Часовые» в лице тайной террористической организации «Молот Тора» и частной лавочки, из отставных ветеранов преимущественно британских спецслужб, под названием «Часовые», которые излишне увлеклись охотой на своего старого супостата - «Молот Тора». И «Молот Тора» творит веселье уже по указке нового руководства. Даже предлагается вариант – выбрать сторону в жабогадюкиной разборке и ликвидировать одну из злых рептилий.

Прихват же на цугундер командира группы боевиков «Молота Тора» даёт неожиданный результат – тайная закулиса действительно замышляет гадостный план против стран советского блока. И тут игра делала новый поворот ещё на два ответвления – либо ГГ и его боевая группа «падает на хвост» «Молоту Тора» и навлекает гнев американской и британской военных контрразведок, натравливающих свои боевые группы по указанию той самой закулисы…либо идёт на сотрудничество с явным врагом в лице представителя британской разведки, полковника Мак-Леода, который даёт ясно понять, что «Часовые» располагают тем, что нужно русскому капитану. Разгром базы «Часовых» даёт искомое и укорачивает дорогу к счастью. Гадкий Мак-Леод довершает расправу над «Часовыми» во имя государственных интересов. Не ищущие лёгких путей с «Молотом Тора», после обширной мясницкой работёнки, влияющей ещё и на пост-биографии бойцов, уходили на новую оперативную базу, прихватывая по указанию разведцентра ещё и советского разведчика-нелегала. И снова вставали на дорогу к счастью.

…И специальный гость в лице Мак-Леода.
…И специальный гость в лице Мак-Леода.

А дорога к счастью являла собой оперативный архив «Молота Тора» с данными о диверсиях в «угрожаемый период» в ближайшее время, сведениями о боевиках и агентуре, и, о ужас – переброске атомной бомбы к советской оккупационной зоне. И взбалмошная Лиза Сандерс показывала своё истинное личико… оперативника ЦРУ, уже успев завраться в оперативной легенде – секрет этого вранья удивит и повеселит в конце, если Лизу живой оставить.

Вообще агентурно-боевая группа в подчинении ГГ являла собой сборище отпетых профессионалов. Лиза являет собой крепкого стрелка и медика. Сексуально озабоченный юнец из гитлерюгенда Ларри хронически любит всё минировать, разминировать и взламывать. Неунывающий ветеран армии Второй Испанской республики, Красной Армии…и перевербованный после немецкого плена в британское Управление специальных операций (SOE), и попавший позже в британскую MI-6 испанец Фидель, отменный пулемётчик и универсальный инженер. Угрюмый «кацетник» из варшавского гетто и Освенцима Моше (явно являющийся агентом израильской военной разведки АМАН, со специализацией на «адресном терроре» против нацистов) – прекрасный снайпер. Захваченный командир группы боевиков «Молота Тора», бывший СС-ман Зигфрид – гренадёр и штурмовой боец. Советский разведчик-нелегал Петрович хорошо работает холодным оружием.

Эпичное совещание «закулисы». Первый слева, сверху— роковой полковник Мак-Леод.
Эпичное совещание «закулисы». Первый слева, сверху— роковой полковник Мак-Леод.

Осиротевшая после трогательного ухода (либо убийства главгероем) Лизы, из-за обнаруженного архива, группа далее уходила спасать мир от ядерной угрозы…и спасать начальство советского капитана от диверсантов. А там…снова выпадало три разные концовки…

Отдельно хочется отметить блестящую работу актёров озвучивания под руководством Людмилы Ильиной – крепкая команда из актёров, которых слышали уже все из каждого утюга, «сделала» не просто игру, а дописала прекрасными голосами проработанный шпионский визуализированный роман, который расширяет вселенную каждого персонажа.

Любит она его, дурака, а он лютует.
Любит она его, дурака, а он лютует.

Ой, что-то я хвалю проклятое и забытое и «продаю» про шпионов. А оно красивое…

Автор: Дмитрий Артемов. Сообщество CatGeek
Автор: Дмитрий Артемов. Сообщество CatGeek
1717 показов
2.7K2.7K открытий
11 репост
25 комментариев

Полил ЦА говном и получил хуй продаж в итоге, заслуженнно я щитаю

Ответить

Это Кошкин уже в обидку "норот не тот" играет. Известная отмазка.

Серп и Молот мне запомнился какой-то криворукой забагованной поделкой, уровня любительского мода с дешевым сюжетом и тупыми штампованнымм диалогами (что уже кстати хорошо видно и по скриншотам, приложенным к статье, и эт еще не самые дрянные). В статье пишется про какие-то там концовки, вот только добраться даже до одной будет несколько проблематично ибо игра по дороге сломается. Ну дизайн прохождения прям такой классический представитель современного псевдорусского стиля игрового дизайна - угадай правильное прохождение, задуманное разработчиками и ни шагу в сторону (и хорошо если просто запинают как в Аллодах, а не полетять к чертям всем скрипты как в СиМ).

Люди дропали игру не потому что игроки какие-то неправильные, как хочет всех убедить Кошкин, а потому что игра тупо оказалась неиграбельной и полностью сломанной к херам, и у всех возникал резонный вопрос, как Nival вообще мог выпустить игру в таком состоянии. Замечу, что в начале 2000-ых еще не было нормой выпускать гигабайтные патчи первого дня и латать игру на лету, тогда еще было принято, что игры попадали на прилавки без критических ошибок (баги на старте убили The Temple of Elemental Evil).

Игру громило большинство рецензентов (баги, поломанные скрипты, плохой сюжет), и громили как раз именно буржуйские издания. Например, на GameSpot Серпу и Молоту с барского плеча отвесили 3.6 баллов из 10

https://www.gamespot.com/reviews/hammer-and-sickle-review/1900-6142094/

Типа задумка хороша, но играть в такое невозможно. Ревью на метакритике и сейчас воображение не поражает:

https://www.metacritic.com/game/pc/hammer-sickle/critic-reviews

Зато некоторые наши-то критики игру как раз таки нахваливали (Зомбик ей поставил чуть ли ни 90%), что наводили на нехорошие мысли относительно объективности игрожуров.

В какой-то момент ру-геймдев стал откровенно скатыватся в УГ и штамповать недоигры. Вот Серп и Молот, это как раз один из представителей таких попильных проекта ру-геймдева 2000-ых годов, из того же ряда что и всякие там Lada Street Racing, Сталин против марсиан, Бой с тенью и прочие тому подобные недоигры в стиле "как бы срубить бабла с игроков".

Игра просто объективно плоха и делалась с расчётом навариться на Silent Storm, за что разработчики в итоге наполучали море лучей добра от игроков. Ну а Кошкин на это ожидаемо рефлексирует, мол игрок какой-то неправильный поэтому и не оценил шедевр, бла-бла-бла. Не будет же он свершать каминг-аут и сообщать что это была просто халтурка? :-)

Ответить

вопрос в том, хорошо ли донесли изменение акцентов игрового процесса продолжения до игроков, которые садясь за новую часть ожидали развития её идей, а не смещения в другую сторону?

Ответить

Сильно люблю Silent Storm, но в Серп и Молот не смог вписаться - очень сильно отталкивали диалоги аля Гоблин. Да и какая бы там вариативность не была, один фиг почему-то получалось проходить только на одну и туже концовку

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Новик сделал игру своей мечты для себя одного. Заодно поставив крест на продолжении СС.

Ответить

не смог на win10 её запустить. Разрушаемость в первых частях silent storm сейчас выглядит круто. Пробил стену, закинул гранат обрушил пол второго этажа.

Ответить