{"id":3883,"url":"\/distributions\/3883\/click?bit=1&hash=210a1d94d529957f1d27c0e400035f840d67e707d953e72623e29dd6f59d78f7","title":"\u0417\u0432\u043e\u043d\u0438\u0442\u044c \u0438\u0437 \u041a\u0430\u043b\u0438\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430 \u0432 \u042f\u043a\u0443\u0442\u0438\u044e \u043f\u043e \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0431\u0435\u0437 \u0437\u0430\u0434\u0435\u0440\u0436\u0435\u043a","buttonText":"\u0410\u043b\u043b\u043e","imageUuid":"bc8e606b-9a50-5550-a16e-3fed09971ed5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Кино-Каракули

Цвет в кино: Балагов. Теснота

Вопреки распространенному мнению, в кино очень мало случайного. И как правило, чем лучше фильм и серьезнее автор, тем более продуман каждый кадр, каждая сцена. Фильмы не создаются по случайному импульсу и сиюминутной прихоти (хотя бывают и исключения) , а дотошно выверены. На уровне сценария, затем в раскадровках, а после на «натуре». Иногда продюсеры и режиссеры тратят недели, чтобы найти подходящее для съемок место или привести его в должный вид. Так, например, Питер Джексон снимая оригинальную трилогию Властелин колец, для красивого панорамного кадра в несколько секунд, мог заставить техническую группу двое суток обклеивать искусственным мхом скалы, которые режиссеру показались невыразительными.

Кадр из Властелина колец

Предметы, фон, окружение – все это может иметь, и часто действительно имеет смысл. Ведь не столь неважно, что мы подмечаем осознано, важно то как подсознание считывает эти маленькие детали, преобразуемые в эмоциональный коктейль. Поэтому, синие занавески, зачастую, это без шуток не просто синие занавески.

Особую роль в современном кино играет цвет. Его влияние и значение выходит далеко за рамки обычной эстетики. Цвет может задать определенное настроение или тон картины. Например, Дэвид Финчер в сериале «Охотники за разумом/Mindhunter», в сценах допроса, умышленно исключает один из цветов спектра, чтобы вызвать у зрителя ощущение растерянности и дискомфорта.

Охотники за разумом

Зачастую, в кино используются определенные цвета, которые мы и в повседневной жизни ассоциируем с какими-либо событиями и эмоциями:

Но на этом использование цвета не ограничивается, автор волен сам выбирать его инструментарий, как и значение каждого конкретного цвета. Например, «белый" или "зеленый» можно легко сделать цветом символизирующем опасность. Так, в серии фильмов о Гарри Поттере, зеленый ассоциирован с темной магией и запрещенными заклинаниями. Но на его месте, мог быть и любой другой цвет, если в бы фильме он был правильно подан.

Существуют и куда более тонкие, и изощренные способы «игры» с цветом.

Для примера, разберем фильм российско-кабардинского режиссера Кантемира Балагова. Есть несколько причин, почему выбор пал на его «тесноту». Во-первых, это фильм отечественный, а во-вторых, использование цвета в картине так нарочито, и исполнено буквально по кино-учебнику, так что все примеры не оставляют пространства для иных трактовок и будут наиболее наглядны.

Осторожно, дальше спойлеры к кинофильму "Теснота"

Сюжет фильма повествует о Нальчике 1998 года. Главная героиня Илана — девочка-подросток из хорошей семьи, которая всё делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Она встречается с парнем, который не нравится её родителям. Пацанка и красавица, она идёт своим путём и жаждет свободы.

Удивительно, но фильм начинает работать с цветом уже в своих вступительных титрах. Возможно, многие замечали странный градиентный фон, который выглядит даже немного нелепо. Если замечали, то не зря. Два цвета: оранжевый и синий, будут вступать в конфликт на протяжении всей картины:

Фильм открывается сценой в гараже, здесь мы знакомимся с главной героиней – Иланой и ее отцом. На голове у Иланы ярко-синия повязка и она наливает воду из не менее синего термоса. Так Благов «присвоил» ей этот цвет.

Всё остальное в кадре выполнено в близкой по тону гамме и никак не выделяется, в том числе и фигура отца, которая не случайно сливается с фоном.

В следующей сцене мы наблюдаем за диалогом Иланы и ее брата Давида. Последнего режиссер также почти сливает с кадром, мы видим на нем желто-оранжевую куртку. Несмотря на объятия, в цветовом смысле, родственники очень сильно друг другу контрастируют.

Далее героиня приходит домой где намечается застолье. Мать Иланы заставляет дочь надеть платье. У матери тот же желто-оранжевый цвет, который как мы теперь понимаем атрибутирован как цвет её семьи. Примечательно, но цвет платье имеет примирительный характер, включающий как синие, так и оранжевые линии.

Далее приходят гости и добавляется новый цвет – зеленый. А следом замечаем, что под свитером Давида проглядывается зеленая рубашка. Уже без всяких слов, нам становится понятен характер их взаимоотношений с появившейся девушкой.

Панорамный кадр застолья. По-прежнему желто-оранжевый и зеленый, все остальные гости имеют серый, черный и белый цвет (одного спектра) – для сюжета они не важны.

Дальше по сюжету, Илана сбегает к своему парню. Надо ли говорить каким цветом он атрибутирован или какое у него авто?

После этого, происходит похищение Давида, и перед нами Разговор Иланы и матери. Похитители оставляют номер телефона (ярко-красный — цвет опасности). А в руках мать держит частичку сына — его оранжево-желтую куртку.

Цвет матери под стать гневу и опасности становиться даже красным:

Семье нужны средства для выкупа сына и Илану убеждают выйти замуж «за деньги». Чтобы расстроить помолвку, она теряет девственность со своим парнем. Сцена полностью залита тяжелым красным, олицетворяющем потерю невинности, гнев и радикализм решения девушки.

Что примечательно, в некоторых сценах, отец героини меняет цвет на синий, что символизирует его поддержку дочери, даже если внешне он демонстрирует иное. (сверху накинута желтая куртка, впрочем уступающая по силе заполняющему сцену синему) . Отец склонен к компромиссам и ищет примирения, а не конфликта с Иланой.

После возвращения сына из плена, родители решают уехать из Нальчика. Мы видим сцену где Давид надевает зеленую шапку и спрашивает: «Что происходит?». Символически, теперь его мысли принадлежат новой семье. Исход спора с матерью уже очевиден, он собирается остаться со своей девушкой.

Прощание с родителями. Давид полностью переменил цвет на зеленый. Произошел окончательный «разрыв» с родителями. Однако, это не выражает противопоставление и конфликт. Он помогает отцу со сборами, а тот в свою очередь принимает нейтральный цвет.

Финальная сцена. Семья на пути из города останавливается чтобы передохнуть. Илана уже «растеряла» весь синий, кроме тонкой полоски на кофте.

Многим финальная сцена может быть не до конца ясна, но в очередной раз обращаясь к цвету мы получаем дополнительную глубину:

Мать надевает на дочь оранжево-желтую, ту самую, куртку сына. Означает ли это, что Илана теперь на пути к тому чтобы действительно стать частью своей семьи, а не формально как это было раньше. Или она «проиграла» свою свободу и индивидуальность, и мать ее подавила? Вопрос, на который уже каждый самостоятельно даст ответ.

Автор: Я.Ш.У.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null