Анимация
captain cat

Человек по кадрам. Пикселяция

В рамках раздела об анимации, хотелось бы рассказать о не самых очевидных техниках, например о пикселяции.

Прежде всего, хотелось бы затронуть истоки возникновения этой техники, известных авторов, работающих с пикселяцией и поделиться собственным опытом участия в съемках.

«Neighbours», Norman McLaren, 1952

Пискселяция (Pixilation)— техника в стоп-моушен анимации (покадровая съемка), где главным объектом выступает живой человек, актер. Человек медленно выполняет движение под руководством аниматора, который фиксирует это все на камеру кадр за кадром. Часто, авторы, работающие в этой технике, также плотно связаны с экспериментальными кино и анимацией.

Немое кино

Один из самых ранних известных примеров не только подобной техники, а вообще покадровой съемки, приходится на 1908 год. В немом фильме «Электрическая гостиница» (El hotel eléctrico) Сегундо де Шомона есть сцены, где предметы движутся как бы сами по себе. Во времена немого кинематографа, скорость съемки и проигрывания зависела от оператора и того, как быстро он крутит ручку, поэтому, чтобы добиться необходимого эффекта, нужно было прокрутить ручку на четверть оборота, переместить предмет в кадре, и повторять дальше нужное количество раз. При быстром проигрывании создавалась видимость, что объекты движутся сами по себе.

Сцена из фильма «Электрическая гостиница», Сегундо де Шомон. 1908

Норман Макларен (Norman McLaren)

Вплоть до 50-х годов техника пикселяции была фактически забыта. Сам термин для «покадровой съемки живых актеров» был придуман двумя канадцами: Грантом Манро и Норманом Маклерном на съемках фильма «Соседи» в 1952 году, где режиссером выступил Макларен, а Манро одним из актеров. «Соседи»— одна из самых известных работ Макларена.

В «Соседях» техника пикселяции используется наравне с традиционной съемкой. Неестественность и фантасмагория движения дополнительно подчеркнуты звуком, напоминающем 8-ми битные композиции, и все вместе работает на иронию в сюжете фильма.

Фильм удостоился премии Оскар, правда как «лучший короткометражный документальный фильм».

Про Макларена можно рассказывать очень долго. Это важный режиссер для авторской и экспериментальной анимации. Он много работал и с абстрактной анимацией, и с видеоартом и кино, исследуя связь между звуком и изображением, а его эксперименты в области анимации повлияли на многих авторов.

Помимо Макларена на протяжении второй половины 20-го века многие режиссеры экспериментировали с пикселяцией, но чаще всего это ограничивалось короткими вставками в фильмы.

Ян Шванкмайер (Jan Švankmajer)

Чешский режиссер и аниматор, Ян Шванкмайер, стал вторым наиболее известным автором, использующим для анимации людей. Прежде всего, он известен в экспериментальном кинематографе своими сюрреалистическими работами, в которых люди взаимодействуют с различными объектами непривычным способом, что подчеркивается анимацией.

Становление режиссера пришлось на 50-60 годы, в театральной среде, где он занимался декорациями. Тогда режиссер увлекся использованием кукол в постановках, наравне с живыми актерами. После событий 1968 года Шванкмайер вместе с семьей эмигрировал в Австрию, где снимал "кафкианские" художественные фильмы с социальным комментарием.

Прежде всего, в творчестве Шванкмайера важное место занимает символизм, а наибольшее вдохновение оказывают народное искусство, живопись (в особенности работы Арчимбольдо ), а также интерес к магии вуду и ее связи с куклами (здесь стоит подчеркнуть, что куклы, марионетки и кукольный театр являются важной частью чешской культуры).

Забавный факт: когда я проходила Шванкмайера по истории анимации, некоторые студенты выходили из аудитории.

Сейчас

С развитием портативности и доступности техники, стало появляться все больше проектов, использующих пикселяцию. Если раньше все снималось по большей части на пленку и вслепую, то сейчас режиссеры могу сразу видеть результат на компьютере и фотокамере. Среди самых ярких проектов хочется отметить следующие:

OK Go - End Love

Здесь пикселяция смешана с обработанной видеосъемкой, но сам прием особенно заметен в движении на 2 минуте.

Victoria Mather - Stanley Pickle

PES

Рекомендую к просмотру весь его канал на Youtube, так как там есть видео с процессом съемки.

Весной прошлого года мои друзья с курса анимации начали съемки своего короткометражного фильма в рамках учебного курса, в котором большая часть актеров была в масках, поэтому можно было приглашать к участию большое количество людей, не привязываясь к конкретным актерам, и мне тоже довелось участвовать в съемках.

Съемки фильма проходили на открытой местности, что усложнило процесс по нескольким причинам: постоянно меняющееся освещение, переменчивая погода, внезапные перемены в местности (спустя пару недель съемок недалеко начали строить метро). Поэтому, если получалось отснять секунд 10 за один день съемок (до захода солнца), то это считалось успехом. Но есть и свои плюсы, например, возможность работать на воздухе, а не в четырех стенах студии. :)

Мне в свою очередь предстояло сидеть за столом в маске из папье-маше, в которой ничего не было видно. Сама съемка проходила следующим образом: ставится поза, в которой актер замирает, затем либо аниматор говорит в какую сторону нужно медленно двигаться, либо сам передвигает актера каждый кадр. Сложность для актера заключается в том, что замирание в одной позе может длиться довольно долго и иногда может быть физически тяжелым, например, долго держать руку на весу, поэтому приходится часто прерываться.

Для работы использовалась камера и ноутбук, с установленной программой Dragonframe. Это самая удобная программа для работы со стоп-моушен, которая подключается непосредственно к камере и позволяет сразу проигрывать результат, а также сравнивать положение объектов на предыдущем кадре для их стыковки.

Съемки велись с фреймрейтом в 12 кадров, так как это вполне комфортное количество кадров для анимации вне больших студий. Затем готовая секвенция экспортируется в стандартные 30 кадров. Здесь хочу отметить, что чаще всего большие проекты снимают с бо́льшим количеством кадров, около 25, добиваясь плавного движения, но это зависит от целей фильма.

К сожалению из-за ряда технических и организационных проблем съемки пришлось отложить на год (чтобы дождаться нормального лета в Москве), поэтому я могу показать лишь пару кадров из проекта.

В качестве итога, хочется сказать, что в анимации есть много техник, связанных не с рисованием, а со съемкой, поэтому имея даже камеру мобильного телефона, можно попробовать делать простые анимационные эксперименты с предметами, не выходя из дома.

Это мой первый опыт написания такой статьи, надеюсь было полезно и интересно. :) Если у кого-нибудь возникнут вопросы, связанные с технологиями анимирования, поделюсь имеющимися знаниями.

0
4 комментария
Популярные
По порядку

чудесная статья, спасибо вам! Было очень интересно прочесть
Надеюсь, у вас будут еще силы и желания писать такое

1

Раз уж тут нет активности....

Спасибо за статью

0

да, активности нет, потому что мало материала, мало материала, потому что нет активности.)

0

Привет. Очень грустно, но всё так. В апреле постараюсь исправиться.

За статью спасибо, было интересно!

2
Читать все 4 комментария
null