{"id":4008,"url":"\/distributions\/4008\/click?bit=1&hash=3e0e24714242dbbafe0bc5f0070ccccc83480de788b38ffe56426b16d15d7a5e","title":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u043b\u0438, \u0447\u0435\u0433\u043e \u0436\u0434\u0443\u0442 \u043e\u0442 \u043d\u043e\u0443\u0442\u0431\u0443\u043a\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u0439","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Четыре человека за доской и выбор хода костями. История шахмат — Часть 1

Шахматы уходят корнями в глубокую древность. Игра очень сильно изменилась по сравнению со своими прародителями, а ее современные правила сформировались только в XVI веке. Только с второй половины XIX века стали регулярно проходить турниры сильнейших шахматистов, разыгрываться звание чемпиона мира и появляться различные стили игры. Первый дебютный справочник вышел в 1843 году, но теория шахмат приобрела современный вид только к середине XX века.

Чатуранга

В этой части мы рассмотрим прародителей шахмат. Их вид и правила отличались от современных, играть можно было вчетвером, а ходы выбирались с помощью броска кости.

Рождение. Игры-гонки.

Настольные игры разного рода чрезвычайно широко распространены и имеют очень глубокие корни — их следы прослеживаются вплоть до 5-го тысячелетия до нашей эры. К сожалению, ранняя индийская литература носила исключительно религиозный характер, а в более позднее время в моду вошёл стиль с туманными и витиеватыми аллегориями. Поэтому судить о существовании и особенностях индийских игр приходится, в основном, по редким упоминаниям отдельных терминов.

Один из таких терминов — "аштапада«, обозначавший нераскрашенную квадратную доску размером 8x8 клеток, а также игру на этой доске. Аштапада упоминается, например, в »Брахмаджала-сутте" — древнейшем буддийском тексте, написанном на языке пали (предшественнике санскрита) в середине I тысячелетия до н. э., и в «Рамаяне» — санскритском эпосе IV века до н. э. Более поздняя «Балабхарата» (переложение «Махабхараты») рассказывает подробности поединка между Юдхиштхирой и Шакуни — представителями враждующих родов Пандавов и Кауравов. В этом поединке чёрные и красные фигурки («сари») передвигались по аштападе в соответствии с бросками двух костей (тоже чёрной и красной). Сари могли быть выставлены на доску, захвачены в плен и освобождены. Речь идёт об игре типа гонок.

Игры-гонки — вероятно, самые популярные и наиболее древние из настольных игр — построены по единому принципу. Фигуры передвигаются вдоль определённого маршрута в соответствии с бросками кости (раковин, зёрен и т. п.). Если фигура, совершая ход, встаёт на поле, занятое фигурой противника, то последняя снимается с доски и начинает свой путь заново. На некоторых полях (обозначаемых обычно крестиком) фигура защищена от взятия, и ход фигуры противника на данное поле не разрешён. Выигрывает тот игрок, кто первым пройдёт заданный маршрут всеми своими фигурами.

Cатуранкам

В качестве примера игры типа гонок можно привести сатуранкам, некогда популярный на Цейлоне и в Южной Индии. В сатуранкам играют 2-4 игрока на доске 9x9; каждый имеет по две фишки. Фигуры должны пройти по маршруту, сходящемуся от краёв к центру. Для определения хода используются две продолговатых четырёхсторонних кости, грани которых помечены цифрами 1, 3, 4 и 6. Сумма, набранная в результате броска, может быть по усмотрению игрока разделена между его фишками в любой пропорции или использована для хода одной фишкой. Фишка, которой остаётся 1, 3 либо 4 хода до финиша (например на поле f6 на рисунке), может быть удалена с доски только броском-дублем (дубль-1, дубль-3 и дубль-4 соответственно). Фишка, побитая фишкой противника, снова вводится в игру только с начального поля и только броском дубль-1.

Наиболее любопытной особенностью сатуранкама является его название — очевидное искажение санскритского слова «чатуранга». Эта деталь свидетельствует, что шахматы (которые назывались в Индии именно чатурангой) состоят в определённой связи с игрой типа гонок. Шахматные историки расходятся во мнении о том, насколько тесной была эта связь, но шахматы, несомненно, позаимствовали у игры-предшественницы доску-аштападу.

Первые упоминания. Чатуранга

Происхождение шахмат остается предметом споров. Нет достоверных доказательств того, что шахматы существовали в форме, приближенной к современной игре, до VII века нашей эры. Упоминания игры находили в России, Китае, Индии, Центральной Азии, Пакистане и других странах. Все они отличались по формату от современных: в некоторых использовался кубик, некоторые имели поле в 100 квадратов.

Одной из таких ранних игр была военная игра под названием чатуранга — санскритское название боевого построения, упомянутого в индийском эпосе «Махабхарата». Изначально игра была развлечением раджей и богачей, процветала в северо-западной Индии в VII веку и считается самым ранним предшественником современных шахмат, потому что имела две ключевые особенности, встречающиеся во всех более поздних вариантах шахмат — разные фигуры имели разную силу (в отличие от шашек и го), а победа основывалась на захвате короле.

В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений — трактат хорезмского учёного XI века Аль-Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги.

В игре принимали участие 4 человека. Использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару - этот принцип был заимствован из классических индийских гонок круга и креста и сохранится в том числе и в более поздних вариантах четверных шахмат (Русских четверных и Четверных с крепостями, Енохианских шахмат, шахмат четырёх сезонов, и др.). Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), хасти (слон), ашва (конь), ратха (колесниц — аналог ладьи) и падати (четыре пешки). Игроки занимали места по сторонам игрового поля. Фигуры выстраивались в левом нижнем углу доски (относительно игрока). На первой линии (от игрока): слон в углу, за ним конь, колесница и раджа. На второй линии — ряд пешек.

Чатуранга

По легенде, в чатурангу играли четверо сыновей раджи, они управляли своими армиями, чтобы определить наследника царства.

Из отличий в правилах с современными шахматами:

  • Раджа (король) мог делать ход на одно поле в любом направлении, как в современных шахматах. В версии для 4 игроков король мог быть съеден, как и любая другая фигура. За каждую фигуру участникам начислялись очки. Если король становится на исходное поле другого короля, то он получает управление над всеми фигурами данного цвета, а игрок выигрывает соответствующую ставку. Если король забирает короля противника на его троне, то выигрыш игрока удваивается. Когда игрок забирает всех королей противника и сохраняет своего, то этот вид победы называется чатураджи (отсюда и возникло европейское название игры). Если короли всех противников побиты королём на их тронах, то выигрыш за чатураджи возрастает в четырёхкратном размере. Игрок, король которого был побит, может выменять его на любого короля, которого он уже забрал сам.
  • О ходе слона существуют различные сведения. Согласно поэту Рудрате и энциклопедисту Бируни, он перемещался на одно поле вперёд или на одно поле по диагонали в любом направлении. Согласно Адли — «прыжком» через одну клетку по вертикали и горизонтали. В игре для четырёх игроков, согласно Бируни, слон ходил как современная ладья
  • Ходы коня соответствуют современным
  • Ладья - ходит до третьей клетки по диагонали, похож на слона в современных шахматах.
  • Пешки могли ходить только вперёд, на одно поле, и бить ходом по диагонали вперёд на одно поле. Фигура не имела возможности пойти на две клетки вперед первым ходом. Согласно трудам Рагхунандана Тхакура стало известно, что в версии для 4 игроков пешка, при достижении последнего ряда, становилась той фигурой своего цвета, которая занимала эту вертикаль в начальной позиции
  • Рокировки не существовало
Схема ходов в варианте для 4 человек

Помимо варианта на четверых игроков предположительно существовала версия и на двух. Комплект фигур в таком варианте удваивался, сама игра была похожа на современные шахматы и имела дополнительную фигуру — советника (ферзь), который мог перемещаться на одно поле по диагонали.

Чатуранга на двух игроков

В игре присутствовал элемент случайности. Фигура, которая должна двигаться в текущий ход определялась броском кубика:

  • При броске 1 или 5 движется пешка или король. Короля можно побить, и он не обязан уходить из-под шаха.
  • При броске 2 движется ладья. Она ходит через одно поле по диагонали, как наш слон.
  • При броске 3 движется конь. Его ход тот же, что и у нас.
  • При броске 4 или 6 движется слон. Слон ходит на одно поле вперёд, как пешка, и на четыре соседних поля по диагонали, как ферзь. Они говорят, что эти пять клеток соответствуют пяти конечностям слона (четырём ногам и хоботу).

У каждой фигуры есть своя стоимость, в соответствии с которой по окончании игры делятся ставки. Если игрок побил чужого короля, он получает за него 5 очков, за слона — 4, за коня — 3, за ладью — 2, за пешку — 1 очко. Два короля стоят 10 очков, три короля — 15; но если шахматист забрал всех чужих королей и сохранил своего, то он получает 54 очка.

Бытует мнение, что игра для 4 человек является лишь одной из вариаций и древним индийцам была знакома версия для двух игроков. Более того, предполагается, что первым был как раз вариант для двух. Увы, никаких точных документов с того времени не осталось, вся информация черпается из различных повестей тех лет.

Из чатуранги в разных странах развились китайские cянци, японские сёги, таиландский макрук, корейские чанги и персидский шатрандж (непосредственный предок шахмат). Касательно прямой наследственности последнего все еще ведутся споры, так как, судя по записям Аль-Бируни, в арабской и персидской культуре шатрандж – был уже давно известной и вполне себе оформившейся игрой для двоих

Трансформация к привычному виду. Шатрандж.

Первое упоминание об игре Шатрандж можно обнаружить в литературном памятнике «Книга деяний Ардшира сына Папака». После стремительного завоевания арабами Персии (Иран) и принятия ислама персидской элитой — игра, тогда еще «Трактат о шахматах» Бозормехра, государственного деятеля VII века, рассказывает о появлении шахмат в Персии. Там нет подробного описания игры, но игра уже определяется как игра для двух игроков и содержит названия фигур. Из Персии шатрандж перекочевал в арабский мир, где игра была очень популярна в течении 150 лет до середины X века. Во времена арабских завоеваний Пиренейского полуострова, примерно VIII-IX веках, игра распространилась в Испании, а после — в западной Европе.

Шариат запрещает любые изображения животных и людей, поэтому традиционные для чатуранги вычурные резные фигуры оказались для арабского Востока абсолютно неприемлемыми. Для шатранджа характерны схематические, абстрактные изображения. Изготовить такие фигуры из обожжённой глины не составляло труда, и если чатуранга была развлечением раджей и богачей, то шатрандж был куда как более демократичным: в него играли представители всех социальных слоёв – от уличных нищих до придворных мудрецов. Многие изображения и символы шатранджа стали каноническими и после перекочевали в шахматы. Все нынешние шахматные фигуры – наследники мусульманских.

Фигруки игры шатрандж

Немаловажно то, что именно арабский период появилась шахматная нотация.

Изменениям придали и правила игры:

  • Король (перс. «Шах», араб. «Малик») – ходит на одно поле в любом направлении. Если король оказывался под боем (т.е. мог быть взят противником на следующем ходу), игрок предупреждал соперника: «Шах!», подразумевая под этим: «Обрати внимание на короля» (этот термин сохранился до наших дней). Игрок, чей король атакован, должен следующим ходом вывести его из-под шаха, делать другие ходы, оставляя короля под шахом, нельзя. Выигрыш осуществлялся матованием. Более того, этот тактический приём и термин «мат» с вероятностью в 90% возник именно в Персии (в чатурангу мат пришёл уже из шатранджа, до этого выигрышем было взятие короля). Возможно, просвещённым персам (и арабам) была противна сама идея убийства властителя. Рокировка отсутствовала.
  • Ладья (Рух) – ходила как современная, по вертикали или горизонтали в любую сторону, на любое количество полей. Вероятно, именно в Иране произошла замена боевой колесницы – «ратхи», которой в те времена в персидском войске уже не было, на мифическую птицу рух из иранской мифологии, олицетворявшую судьбу, случай (отсюда же «рок»). Эта птица, покровительница воинов, могла решить исход сражения в любое время и в любом месте.
  • Слон (перс. Пиль и Ауфин, араб. Альфил) – ходит по диагонали через одно поле в любом направлении, причём поле, через которое делается ход, может быть занято. Слон таким образом мог попасть только на восемь полей и не мог напасть на слона противника, даже ходящего по полям того же цвета. У этого недальнобойного и вроде как бы даже слабого слона были свои сильные стороны. Так, например, слон был ещё одной фигурой, помимо коня, от шаха которой нельзя было закрыться. Ход слоном мог быть первым в игре, непробиваемая пешечная цепь также не представляла для слона преграды – он спокойно мог перешагнуть её и оказаться в самой гуще боя, а в случае опасности мгновенно спрятаться за нею. Кони и слоны как нелинейные фигуры запросто могли составить авангард атаки, гарцуя на острие пешечного клина, что довольно рискованно в шахматах. Интересно также, что ни один из слонов не мог быть уничтожен слоном противника: белые слоны могли ступать только на поля, расположенные по 1, 3, 5 и 7-й горизонталям, а чёрные – по 2, 4, 6 и 8-й, и «точек соприкосновения» меж ними не было. Это была ещё одна особенность шатранджа, которая помогала игре сохранить баланс.
Демонстрация хода слона
  • Конь (перс. Асп, араб. Фарас) – как в современных шахматах, перемещается Г-образным ходом и может перепрыгивать фигуры.
  • Ферзь (перс. Ферс, араб. Фарсин) – предшественник современного ферзя, однако перемещался только на одно поле по диагонали в любом направлении. Ферзи в начальной позиции стояли на полях противоположного цвета, так что ферзь одного игрока не мог напасть на ферзя противника.
  • Пешка (перс. Сарбаз и Пиада, араб. Байдак) – ходит на одно поле вперёд и бьёт по диагонали на одно поле вперёд (как в современных «Шахматах» за исключением того, что не имеет хода на два поля из начальной позиции и соответственно взятия на проходе. Пешка, достигшая конца доски, превращается в ферзя, при этом возможное количество ферзей на доске не ограничивалось.

Общий темп игры был достаточно низким, что породило теории о том, что такой игры вовсе не было. Но разрушает этот домысл наличие игр наследниц по темпу: макрук, ок-чатранг, ситтуйин.

Мат в шатрандже встречался сравнительно редко и наряду с ним применялись другие виды выигрыша: пат (проигравшей признавалась сторона, фигуры которой оказывались запатованными) и окончание «король и хотя бы ещё одна фигура против короля». Ничья объявлялась, если последние 70 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур, или если одинаковая позиция трижды повторялась на доске.

Другой особенностью шатраджа были — табии или начальные позиции. Подобно полю боя, где в зависимости от рельефа командир расставлял свои воиска, тут игрок расставлял свои фигуры.

Табий - Муджанах / Мушаихи

«Табии представляли важное преимущество в том отношении, что быстро развивали игру, которая при тогдашних ограниченных ходах ферзя и слона весьма нуждалась в оживлении», – писал русский шахматист и шашист М.Гоняев в 1880 году и в общем, был прав. Порядок ходов при построении табий значения не имел; на расстановку приходилось от 12 до 20 ходов (средняя линия обычно при этом не пересекалась). Порой соперники просто выбирали подходящую табию, которая устраивала обоих – и сразу переходили к активным действиям. Игроки могли играть и разные табии (один – одну, другой – другую) классический пример последних – «Муджанах / Мушаихи».

В сущности, табия представляет собой развитую дебютную позицию, где закончена мобилизация сил и начинается миттельшпиль. Табии обычно имели имена собственные, как то: «Аль-Муджанах» («Крылатая»), «Мушаихи» («Мудрая»), «Сайф» («Меч»), «Саял» («Поток») и т.д.

Табии не прижились в шахматах, однако довольно долгое время бытовали у некоторых северных народов (в частности, у аборигенов Алеутских островов), а также в Эфиопии, но как они туда попали, неизвестно.

Помимо табий существовала ещё одна форма дебюта: мастер разрабатывал позицию и предлагал желающим сыграть с ним на ставку из этой позиции (причём, противнику предлагалось самому выбрать, каким цветом играть). Для таких игр разрабатывались особые построения, в которых, на первый взгляд, одна из сторон имела серьёзное преимущество, однако это преимущество могло быть сведено на нет каким-либо неожиданным ходом.

Для уравнивания шансов и возможности дачи форы мастера шатранджа делились по силе на классы (аль-Адли и ас-Сули приводят пять таких классов). Лучших игроков называли "алия" ("великий мастер"), игроки рангом ниже звались "мутакарибат" – алия давал им пешку вперёд (сильным игрокам – пешку g, a или h, более слабым – d или e). Игрокам третьего класса давали вперёд ферзя (напомню – очень слабую фигуру), четвёртого – коня, а пятого – ладью. Чтобы определить свой рейтинг, игрок должен был выиграть (или свести вничью) серию игр без форы с игроком, чей класс уже известен. Если он выигрывал 7 или более игр из 10, его рейтинг считался выше, если же нет – наоборот.

Шатрадж, в отличае от чатуранги сохранил больше записей, включая задачи и партии. К примеру, вот одна из:

В условии задачи начинают чёрные, а выигрывают белые. В тексте, сопровождающем эту позицию, есть следующая фраза: «Если начинают белые, то они выигрывают в три хода» (действительно, после 1.Крa2 Крd3 2.Фb4 Крc4 3.Фa3 игра кончается), однако по условиям задачи первыми ходят чёрные. Решение зачади выглядит следующим образом:

Ферзь мог ходить только на одну клетку по диагонали. В конечной позиции чёрные теряют ферзя, и следует выигрыш позицией «король и ещё одна фигура против одинокого короля» (все прочие ходы по правилам шатранджа ведут к ничьей).

Послесловие

Если чатуранга была относительно локальной игрой, то шатрадж получил более широкое распространение по всей Европе, благодаря арабским завоеваниям и крестовым походам. К слову, именно в Европе произошло изменение в названии фигур. Вы наверняка могли видеть, что коня называют Knight (рыцарь), а ладью — Rook (башня). В отличие от России, в которую шахматы попали напрямую из средней Азии через Таджикистан.

Но об этом мы поговорим в другой раз.

Ссылки

0
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

Достойно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Хозяйственный корабль

Уф, лонг по шахматам. @Блогосфера мб репост? 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null