Кто является "автором" игры?

Все мы помним, что авторское право неотчуждаемо. Что бы ни случилось - автором Властелина Колец будет некто Дж. Р.Р. Толкин и это надо указывать. В кино авторские права тоже четко обозначены - если я верно помню, они принадлежат режиссеру, композитору и продюсеру. В музыке всегда обязаны указывать автора слов и автора музыки. Но кому, по закону, принадлежит именно неотчуждаемое авторское право на игру?

Я так и не нашел ничего по данному вопросу - но я не специалист-юрист, может быть плохо искал. Вопрос возник как раз потому, что в свое время Американу МакГи, например, не давали стримить игру "American Mcgee's Alice" - потому что он не обладает на нее никакими правами. Сейчас есть игры "By Hideo Kodjima" - может быть через пару лет Кодзима уже тоже не сможет их стримить и даже о них говорить. И потому да - очень интересно, кто реально, по закону, считается автором аудиовизуального произведения "видеоигра"?

0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Versus.gamedev

Привет! Отличный вопрос!
Дело в том, что прямого ответа на этот вопрос в законе нет.
Игра - это сложный объект, он состоит из большого количество деталей - кода, графики, музыки и т.д. И по идее - у каждого элемента есть свой автор.

И здесь надо оговориться о разнице между понятием "автор" и "правообладатель".

Автор - тот, кто вложил творческий вклад в игру - то есть все программисты, дизайнеры и саунд дизайнеры и т.д. Они все авторы игры, имеют право быть указанными в титрах и т.д. Но не все они правообладатели (обладатели исключительных прав) - к последним относятся те, кто в силу закона или договора приобретают права на игру, имеют право распоряжаться ее судьбой, зарабатывать на ней, продавать и т.д. К ним обычно относится то лицо, которое собрало команду вместе: это может быть как юрлицо, так и ИП или физлицо - главное, что был корректно юридически описан переход прав от всех авторов к нему.

Пример: есть юрлицо - студия, она как имеет наемных работников в штате, так и привлекает аутсорсеров для работы на проекте. Если она корректно оформила внутреннюю документацию, исключительные права на все созданное ею переходят к юрлицу. Если в договоре с внешними подрядчиками корректно включено положение о переходе прав на созданное к заказчику, она приобретает права и от них.
То есть в итоге на студии "собираются" все права на кусочки игры, из которой и состоит большой проект. Это удобнее всего - иметь 1 правообладателя на игру, обычно этого же требуют инвесторы, которым удобнее работать с одним лицом, чем со 100 соавторами.

Ответить
4
Развернуть ветку
Константин Рыжов

Любопытно. Тогда вопрос - те же Рокстар, кажется, были известны тем, что в титрах не указывали тех сотрудников, что не "дожили" до релиза. И этим, в том числе, заставляли остаться и кранчить - по сути, шантаж. Получается, они нарушали закон и не имели права не указывать авторов контента?

Точно так же - например, "отменяли" Авелона. Он уже успел написать важную часть сценария, но по политическим причинам его не укажут в титрах. Это, я так понимаю, в целом незаконно - но правоприменительной практики пока нет?

Ответить
0
Развернуть ветку
Versus.gamedev

Да, авторы имеют право быть указанными в титрах.
С ходу в голову пришел пример из IT но не из геймдева: спор бывшего сотрудника Veam Software с его работодателем. После его увольнения 
из программы исчезли все элементы знака охраны авторского права, в том числе подпись (С) 2012-2017 Anton Mamichev, то есть бывший работодатель удалил информацию об авторе. Суд решил признать Мамичева автором программы «eLearning Metadata Manager» и признать за ним исключительное право на её использование, а также взыскать с «Интервим» 1,57 млн рублей за удаление информации об авторстве программы.

Подробнее можно почитать здесь: https://vc.ru/legal/71598-eks-sotrudnik-veeam-software-otsudil-u-byvshego-rabotodatelya-23-mln-rubley-za-narushenie-avtorskih-prav-na-prilozhenie 

Возможно, в другой инстанции это решение было отменено, мы не отслеживали его так детально, но, кажется, это важный прецедент для России.

Ответить
2
Развернуть ветку
Константин Рыжов

А в какой инстанции обсуждаются международные вопросы авторского права? Тот же Авелон или МакГи куда должны были бы пойти, если, например, Американец Авелон работал на польский Текленд?

Ответить
0
Развернуть ветку
Versus.gamedev

К сожалению, международного суда "над странами", который решал бы такие вопросы не существует. 
Обычно споры рассматриваются по месту нахождения ответчика.

Ответить
1
Развернуть ветку
Константин Рыжов

Стало понятнее, почему нет прецедентов. Спасибо!

Ответить
0
Развернуть ветку
Humsterr

Да, авторы имеют право быть указанными в титрах.

Если только не подписали договор со словами "разрешаю анонимное использование" (по праву РФ) или "отказываюсь от права на имя" (по праву США), или ещё что-то аналогичное по применимому праву

Ответить
0
Развернуть ветку
Siroca

Авторские права есть имущественные и неимущественные. Когда ты что-то создаёшь, у тебя есть оба права. Первые можно продавать и они касаются использования продукта в коммерческих целях. Когда говорят про авторские права, то практически всегда имеют ввиду именно эти. Неимущественные права как раз неотчуждаемы, тебе могут запретить пользоваться продуктом, но никто не может запретить тебе быть его автором. Чтобы проще было понять, то картину ты можешь продать и её могут дальше перепродавать, а вот то, что именно ты её написал, закреплено за тобой навсегда.
Когда дело касается игр, то над проектом трудится коллектив, обычно узких специалистов, и сказать, что они являются авторами нельзя. Можно предъявить авторство на код или дизайн, но во многих странах в законах авторское право принадлежит в таком случае компании, на которую работают все эти люди.

Ответить
1
Развернуть ветку
Константин Рыжов

То есть чисто юридически не указать, к примеру, в титрах программиста или ГД - нормально? 

Ответить
0
Развернуть ветку
Siroca

Нет, это как раз и относится к неимущественным правам. Никто не может отрицать того факта, что человек работал над игрой или фильмом. Если в итоговом варианте осталось что-то от работ специалиста, то его обязаны указывать в титрах.

P.S. Но тут есть нюансы, авторские права распространяются на тех, кто использует творчество. Бывают случаи, когда два программиста работают над кодом, один, собственно, создаёт, а другой помогает тем, что, например, вставляет библиотеки или исправляет ошибки. Первый имеет право на авторство, а второй - нет.

Ответить
0
Развернуть ветку
Arhshed

Компания-разработчик. Макги и Кодзима - наемные работники. Интеллектуальная собственность, созданная в рамках должностных обязанностей принадлежит работодателю. А что там в названии или просто на обложке это решение маркетологов.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Константин Рыжов

Не совсем в том вопрос. Да, несомненно, если композитор написал музыку и слова песни для корпоратива заказчику, то компания имеет право ей распоряжаться. Но *автором* всегда останется именно он. И его будут указывать, как автора.

Но кто *автор* игры? Не обладатель прав на дистрибуцию\продажи\торговую марку, а именно *автор*?

Ответить
0
Развернуть ветку
Versus.gamedev

Все автора "кусочков" игры остаются авторами. Авторами кода, музыки, графики. Так как игра - сложный объект - единого "автора" у нее нет и обычно не может быть. Может быть только единый правообладатель.

Ответить
2
Развернуть ветку
Константин Рыжов

То есть пока до логики кино не дошли, официально?

А кем тогда считаются геймдизайнеры, юридически? Если они не пишут код, не рисуют модели и не пишут музыку?

Ответить
0
Развернуть ветку
Versus.gamedev

Да, специального регулирования для игр, как для кино, нет. Поэтому пока придерживаемся такой логики :)

Геймдизайнеры создают сценарные произведения, закрепленные в объективной форме концепции игровых уровней, описание персонажей и их возможностей, способностей и характеристик игрового взаимодействия между собой, описания игровых механик и способов монетизации. Нам кажется, они тоже авторы :)

Ответить
1
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

ГК РФ Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
В ГК РФ автором любого кино считались следующие 3е человек : Режисер постановщик, Сценарист и Композитор - у них всех равные права зваться автором. 

Весь вопрос - можно считать Игры - аудиовизуальным произведением?
И кто тогда режисер постановщик?

Ответить
0
Развернуть ветку
Arhshed

Юридически если написал для заказчика - ты можешь эту композицию у себя в портфолио строчкой записать. Да и то если контракт не запрещает. А исполнять публично - болт.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Да и то если контракт не запрещает.
Это только в США авторские права на имя можно передать - во всех остальных странах  право на имя не отчуждаемо. Если ты участвовал - то зваться автором тебе никто не имеет права запретить. Даже если это договор Авторского заказа. 
Но только после  публикации произведения:)

Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен.

А исполнять публично - болт.
Вообше то автор может по статье Статья 1277 ГК
Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной церемонии или похорон 

То есть если позвали на церемонию награждения - то композитор там может исполнить музыку. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Totorimoto

компании-разработчику

Ответить
0
Развернуть ветку
Mankustrap

Вопрос возник как раз потому, что в свое время Американу МакГи, например, не давали стримить игру "American Mcgee's Alice" - потому что он не обладает на нее никакими правами.
Ему же из-за Content ID давали страйк, после выкрутасов другого ютубера с правами на музыку. С самой игрой там вроде все было норм

Ответить
0
Развернуть ветку
Rick Ashtongue

Не знаю, но если уже прочитал - то ты проиграл игру.

Ответить
0
Развернуть ветку
Dako

Не всегда компания разработчик, иногда и издатель может владеть правами на игру. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Собственно издатели всегда стараются подсунуть бумажку что будут обладать всеми исключительными правами на распространение 

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Морозов

Кто является "автором" игры?
Я.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Читать все 24 комментария
null