{"id":4008,"url":"\/distributions\/4008\/click?bit=1&hash=3e0e24714242dbbafe0bc5f0070ccccc83480de788b38ffe56426b16d15d7a5e","title":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u043b\u0438, \u0447\u0435\u0433\u043e \u0436\u0434\u0443\u0442 \u043e\u0442 \u043d\u043e\u0443\u0442\u0431\u0443\u043a\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u0439","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

И почему она сломала главный парадокс первой части.

В 2013 году, прямо перед релизом TLoU, вышла другая игра про сурового мужчину средних лет, путешествующего по миру с хрупкой девушкой — Bioshock: Infinite. Это был более громкий и ожидаемый релиз, который прошел производственный ад и чудом вышел в назначенный срок — но об этом мы узнаем нескоро.

Я очень ждал новый Bioshock, перечитывал первые обзоры (Metascore 94!) и верил, что вышел настоящий шедевр. Немного обжегся — Infinite оказался просто хорошей игрой, но, с учетом ожиданий, я был сильно разочарован.

Поэтому на оценки The Last of Us я просто не обратил внимания — «очередная хорошая игра, которую перехайпили» — и даже не собирался ее покупать.

Так почему же The Last of Us — гениальная игра, которую я могу назвать своей любимой?

Не лестницей единой

The Last of Us — типичный постапокалиптический роуд-муви, где два персонажа проходят огонь, воду и зомби ради простой цели — выжить и помочь выжить другим. Ключевые персонажи любят умирать, а Джоэл и Элли — закрытые, враждебные к миру люди, которые идут вместе, только потому что нет другого выхода, но постепенно притираются, начинают искренне заботиться друг о друге. Причем Элли — не статист, а храбрая девочка, готовая сражаться и не потерявшая любовь к жизни. По сравнению с тем же Биошоком — другой уровень проработки персонажей.

Мир игры — мрачное и жестокое место. Разработчики взяли реально существующий грибок (Ophiocordyceps unilateralis), который превращает в зомби насекомых, и сделали его причиной пандемии. Вроде бы мелочь, но такая пугающе подробная и реалистичная проработка игрового мира цепляла и удивляла.

В этом поколении консолей уже вышла Uncharted 2, которая взрывала мозг уровнем постановки, но TLoU стала еще одним шагом вперед. Первая же сцена — с дочкой Джоэла и началом пандемии — сделана на уровне, который можно сравнить только с фильмами, например, знаменитой сценой из «Дитя человеческое». И это не единственный яркий эпизод: вся игра собрана так плотно, что за спокойным сегментом следует мощный взрыв экшена — знаменитый геймплейный ритм, который доведут до идеала в TLoU2.

Но по-настоящему особенной The Last of Us делает её концовка.

Sic parvis magna

Что такое мораль? Все понимают это слово, но дать ему определение очень сложно. Проще найти синонимы — правильный, нравственный, порядочный — или примеры из жизни.

Например, пожертвовать собой на войне — моральный поступок? Да, несомненно: если человек совершает подвиг, он помогает выжить своему отряду. Простая арифметика: несколько жизней важнее одной.

А оплодотворить как можно больше женщин, не заботясь о последствиях — морально? Однозначно нет: хоть мужчина и распространит свои гены, он снизит выживаемость группы, потому что ребенок без одного из родителей имеет меньше шансов выжить. Это правило имеет такую силу, что когда-то и секс считался моральным только после свадьбы — и только ради размножения!

Мораль, если коротко — это система общественных правил, которые позволяют группе людей выжить. Мораль связана с эволюцией: только те общества, которые вырабатывают действенный кодекс правил, выживают, остальные — вымирают.

Теперь, зная определение морали, попробуйте ответить на вопрос. Спасти все человечество от неизлечимой болезни, пожертвовав жизнью одного человека — моральный поступок? Да, несомненно: каждый из нас чувствует это на подкорке, потому что с детства усвоил мораль общества, в котором мы живем.

А что, если этот человек, эта девочка — Элли?

Пожалуйста, только живи

The Last of Us неспешно рассказывает свою историю, чтобы в конце поставить перед выбором: пожертвовать будущим человечества ради одного человека или позволить его убить? Выбора, впрочем, сделать не дают — Джоэл сам спасает Элли — но каждый игрок чувствует… Что поступил бы также?

Понимая, что это аморально, эгоистично и обрекает человечество на верную смерть — провоцируя внутренний конфликт, который невозможно оправдать или унять — ты принимаешь, что жертвуешь всем ради одного человека.

Это взрывает мозг: бесспорно рациональный довод — человечество важнее жизни одной девочки — проигрывает эмоциональному (эту девочку ты знаешь и любишь). Это неправильно, но в этом вся прелесть концовки. Два сломанных, одиноких человека вдруг становятся бесконечно дороги друг другу — и все остальное, даже целый мир, не имеет значения.

И поэтому концовка The Last of Us прекрасна: парадокс, который в ней заключен, до до самых глубин общественной морали и заставляет испытать бурю эмоций от осознания его неразрешимости.

Не сотвори себе кумира

Мне понравилась вторая часть. Она лучше первой по всем признакам: в нее интереснее играть, мир игры лучше описан (чего стоит только фоновый конфликт в Сиэтле!), а постановка стала еще кинематографичнее. Наконец, центральная тема на бумаге звучит еще мощнее — месть.

The Last of Us: Part II можно сравнить с Red Dead Redemption 2 — это две лучшие игры современности. Но RDR2 концентрируется на отдельной истории, связанной с первой частью лишь некоторыми персонажами и эпилогом, который полностью заточен на то, чтобы концовка первой части стреляла еще сильнее. А TLoU2 продолжает сюжет, берет тех же самых героев, но не может вызвать те же эмоции.

Почему? Многие скажут: потому что убили Джоэла. Но ведь это должна быть еще более сильная причина для мести — то есть сюжет становится… сильнее?

Другие скажут: потому что в середине игры начинаешь играть за Эбби. Но это прекрасный художественный прием, который еще лучше раскрывает тему мести и никак не может сделать игру менее глубокой.

Наконец, есть мнение, что игре вредит эпилог, в котором Элли находит Эбби, но не убивает ее: до этого момента сюжет выглядит завершенным, а эпилог начинает новый цикл мести и кажется лишним. Но в этом центральная мысль сюжета: месть никогда не отпускает и разрушает человека изнутри.

Так почему The Last of Us: Part II не дает такого же эмоционального отклика, как и первая часть?

Kill. Die. Repeat

Убивать — плохо, а месть не приносит покоя. Цикл мести не завершится, пока кто-то не разорвет порочный круг. Прощение спасает жизни, убийства провоцируют новые смерти.

Ничего из этого не выглядит парадоксальным — даже решение Элли в концовке вполне укладывается в те мысли, которые возникают в голове во время прохождения.

Шокируя внешне, TLoU2 сталкивает лбом общественную мораль и личную эмпатию лишь однажды — во время смерти Джоэла. И, в общем то, ломает парадокс, который был в первой части: Джоэл сделал хреновый поступок (убил десятки людей и лишил человечество шансов на выживание), и его убийство разозленными людьми было вопросом времени. То, что Эбби — нормальная девушка с вполне разумными представлениями об общественной морали, тоже вполне естественно, и ее сторону можно понять: Джоэл для нее — убийца отца.

Но как быть с личной эмпатией к Джоэлу, из-за которой Эбби сложно сочувствовать? Об этом — сюжетная ветка Элли. Но ее месть бессмысленна: она лишь разрушает себя и мир вокруг, ей тоже сложно искренне сочувствовать.

В структуре TLoU2 не заложен тот конфликт, который был в первой части. Если бы в концовке первой части Джоэл не спас Элли, то она бы была правильной, моральной — но нечестной, ужасной и несправедливой. А вот в концовке второй можно безболезненно принять любую сторону.

Плохо ли это? Нет, мы получили прекрасную игру на сложную тему мести. Изучать, как рушится мир любимого персонажа, интересно, но больно. После прохождения ты чувствуешь себя опустошенным, достигнувшим дна — но это именно то чувство, которое могут дать только великие произведения.

. . .

Я очень люблю первый inFamous, LittleBigPlanet и Uncharted 4. И все же выбрал TLoU, потому что именно эта игра (возможно, вместе с третьим Ведьмаком) предопределила сюжеты двух последних поколений консольных игр. Потому что пробила культурный барьер и скоро станет сериалом HBO. Потому что сделала Naughty Dog не просто одной из лучших, а лучшей игровой студией в мире.

А еще потому, что навсегда что-то поменяла внутри.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Привлекательный томагавк_два
Так почему The Last of Us: Part II не дает такого же эмоционального отклика, как и первая часть?

Потому, что она даёт совершенно другие эмоции - которые, кстати, гораздо сильнее и насыщеннее. Просто это совсем не то, чего ждали фанаты первой части. Остальной хейт строится на том, что 1) там лесбиянки и вообще повестка и 2) это же экз плейстейшон, а значит априори переоценённое мыльное кинцо без геймплея.

Ответить
Развернуть ветку
Ника невашедело

Категорически не согласен главная претензия к игре была в диком лудонаративном диссонасе

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Грузинский нос

Моя главная претензия к ластику второму — устаревший геймплей. Он толком не вырос за 8 лет, всё по накатаной, но игра довольно долгая, к концу это оч надоедает, я уже просто проходил чтобы побыстрее узнать чем всё закончится, скорее превозмогал даже. К сюжету равнодушен, классическое кинцо про месть и прощение, как и первое прям классический роадмуви, он просто норм.
Технически игра пушка, выжали из протухшего железа просто вышку, это даже в рецензиях внутренних МС расхваливали.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Никита Сивирин

1)Так и есть
2)Так и есть

Ответить
Развернуть ветку
Прозрачный татарин

Не дотянулась? Превзошла

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

Мне вот почему-то первая меньше зашла, чем вторая, от второй я как ты написал, сидел на титрах и размышлял, было чувство опустошения, из-за того, что я пропустил через себя эти 30 часов, никакое другое произведение на меня так не действовало, я человек довольно не эмоциональный, но Дракман вывернул все мои эмоции наружу. Хочу на пс5 пройти второй раз, спустя год, но слышал ещё будет патч помимо 60фпс, увеличат разрешение

Ответить
Развернуть ветку
Евген, торговец скуумой

Недавно в 60 фпс перепрошел и эмоции все такие же как после первого раза- такое себе лайтовое эмоциональное выгорание. Почему-то кажется что именно такого состояния авторы и ожидали от игроков

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Raging Fenix

Обожаю обе игры. Эмоциально они меня задели очень сильно. Одни из лучших игр современности в моих глазах. Жду третью часть и надеюсь, что обе девушки останутся живы и трилогия всё-таки завершится на позитивной и жизнеутверждающей ноте. 

Ответить
Развернуть ветку
Guardian
трилогия всё-таки завершится на позитивной и жизнеутверждающей ноте

Игра же не про это) Даже если третья часть и выйдет, позитивно она точно не закончится.
То же самое, например, с серией Дизонорд – низкий хаос или высокий – исход один, чума она и есть чума.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nikita Revenko
Автор

Когда ты сидишь на DTF, но первый раз натыкаешься на спойлеры TLoU2 только сейчас ¯\_(ツ)_/¯
Убрал спойлер по просьбам трудящихся, простите, если кого-то сильно расстроил.

Ответить
Развернуть ветку
Евген, торговец скуумой

На самом деле, нужно просто в тексте его прятать с предупреждением. Внезапно есть еще люди которые каким-то чудом пропустили такие сюжетные повороты мимо себя. А между тем, самые яркие эмоции будут от них как раз если заранее не знаешь об этом, особенно, если фанат первой части

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dako

Ну типа если хэштег забанить, в темы не заходить... и то, где то в консолесрачах не наткнутся на картинки какие то, удивительно. 

Ответить
Развернуть ветку
Karl666Smith
Выбора, впрочем, сделать не дают — Джоэл сам спасает Элли — но каждый игрок чувствует… Что поступил бы также?

Не все не уважают желание своих близких настолько, чтобы такие эгоистичные поступки делать

Ответить
Развернуть ветку
TeneBrifer

Во во. Элли была готова, весь мир в этом нуждался.
Но нет! Джоел поступил как конченный эгоистичный урод. Его смерть за подобную выходку вполне закономерна. Он не заслужил жить спокойно.

Ответить
Развернуть ветку
Konetz

хороший материал, автор красавчик
пс
а, ну и да - с мыслю согласен полностью. 
вторая часть - незаслуженно захейтенная игра. причем захейтенная по большей части теми, кто в нее не играл.
такой вот парадокс.
есть, конечно, и те, кто играл и осуждает - но это как раз нормально. не может ведь игра нравиться всем, даже первая часть кому-то не зашла. 
и именно _как игра_ вторая часть на голову выше первой. но вот как история - сильно не дотягивает. пока для себя не решил, что в итоге лучше. 

Ответить
Развернуть ветку
Haka

Даже те, кто играл и хейтит, по большей части ругают лесботрансов, а не персонажей и сюжет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Maxim Kiryukh
Так почему The Last of Us: Part II не дает такого же эмоционального отклика, как и первая часть?

Банально потому что игра вызывает совершенно другие эмоции. Первая часть точно так же не даст того же эмоционального отклика как вторая. И это чертовски интересный опыт, особенно для людей, что проходили две части подряд без большого перерыва

Ответить
Развернуть ветку
Texlama

Совсем не считаю, что в первой части был парадокс. Отец всегда должен спасать дочь и вовсе неважно мир накону или одна жизнь. Это морально. Мы бл=ть не герои из сказок, а обычные люди, у которых вычлкие цели. Да и с какого хера спасти человечество можно ставить на одни весы с одним человеком. Это не нам выбирать и не Джоелу. Все вышло именно так как надо и никак иначе. Если Элли была бы не ребёнком, то можно было ей сделать выбор и пожертвовать собой к примеру. Но она еще ребёнок и должна пожиить. Поэтому в этой истории только один моральный конец. А все, кто считает, что могло бы быть иначе и это тоже с одной стороны морально пересмотрели всяких геройский фильмов или типо того.
И дополнительно скажу то понятие, которое даёт автор статьи вообще не считаю верным. И неважно откуда оно взято. Нужно своей головой думать, пытаться мыслить критически, потому что в наше время инфойн столько подмен понятий, что уже даже слова мораль имеет такое еб*нутое описание.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Ronyo

Да. Мораль тут за уши притянута.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dako

А ты реально не знал или просто за челов обидно?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Буржуазный геймпад

Так она для восприятия тяжелее и для меня первую часть уверенно превзошла)

Ответить
Развернуть ветку
GeorgeMichael

Разбор интересный. Но ты так и не понял о чем игра в конце?!
« в конце можно принят любую из сторон»
Но вся суть игры в том что нет сторон, они бессмысленны. Показана абсурдность и вред трайбализма. Псы и Серафиты воюют не за что, у каждого из них своя правда и стороны бессмысленны. Тоже самое про Элли и Эбби.
P.S. Консольные войны тоже трайбализм и не имеют смысла.

Ответить
Развернуть ветку
Johny BLAZE

TLoU2 сделал всё правильно. Авторы не стали заложником успеха оригинальной работы, рванув без компромисса вперёд. Дело в том, что первая часть воспринимается, как классическое произведение. Выстроенный ритм, вывереннвя подача, чётко расставленные эмоциональные и смысловые акценты. Выбивается лишь финал. Делает авторский ход, вызывая немой вопрос: " ну а дальше то что? Кто прав/виноват то по итогу?" Многие не приняли эту сцену диалога. Она словно из артхаусного фильма, что попала в картину Спилберга. Стилистический конфликт.
Эта сцена - мост ко второй части по которому прошла Ноти Дог, спалив его за собой до тла, создав одну из самых смелых игр в истории индустрии. Её делал уже не классик Спилберг, а анархист вроде Финчера.

Ответить
Развернуть ветку
Haka
сюжетная ветка Элли. Но ее месть бессмысленна: она лишь разрушает себя и мир вокруг, ей тоже сложно искренне сочувствовать.

Этого никто не увидел. Одни сломались на лесбо моментах, вторые на принуждении играть за "мерзкую убийцу нашего Джоела". Самые стойкие продержались до трансо-откровений. Понять, про что эта игра большинство даже не пытались, хейт застилал глаза.
Такую статью в первый месяц после выхода игры просто утопили бы в минусах, что показательно. Снежинкам сделали бо-бо.

Ответить
Развернуть ветку
Привлекательный томагавк_два

Не снежинкам, а старым пердунам, взрощенным на традиционных устоях и которые эти самые устои не подвергают сомнению и не терпят критики в их адрес. Я таких называю Барнаульцами. Снежинки-то в массе своей как раз намного более либеральны к лгбт-тематике. А вот барнаульцы оскорбляются похлеще фемок и снежинок вместе взятых, и начинают генерировать доёбы из воздуха, лишь бы хоть как-то обосрать игру и увести тему в сторону от реальной причины бомбежа в лице "повестки".

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
realavt

Первую часть конечно сильно подпортили отсутствием выбора в финале. Отобрали возможность узнать, стоило ли оно того вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Привлекательный томагавк_два

Там не должно было быть выбора. Джоэл - чётко прописанный персонаж, который в финале поступил именно так, как должен был поступить человек с его характером и бэкграундом. В этом вся суть линейных игр - персонажи поступают именно так, как считают нужным они, а не так, как считает нужным игрок. Для кого-то это минус (особенно для любителей всяких рпг), для кого-то - плюс.

Ответить
Развернуть ветку
sincexx

Потому что дотянулась с другой стороны

Ответить
Развернуть ветку
QwikLis

Спасибо за Споллер в самом начале! Хоть предупреждайте, что дальше жирный споллер!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сходи к Зубному

Всю игру у меня метало от любви до ненависти и окончательно вылилось в любовь когда я сразу стал её перепроходить
И я понял в чем её проблема
В неправильной последовательности, всего то нужно поменять некоторые главы местами и всё станет очень круто безусловно круче первой части

Ответить
Развернуть ветку
Привлекательный томагавк_два

Какие, например?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Guardian

Ты действовал наверняка)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Revenko
Автор

Обложкой упорно вставала картинка с биошоком, пару раз пришлось распубликовать запись)

Ответить
Развернуть ветку
Mr Bruna

Как я уже писал недавно в еще одной статейке по тлоу2, основной хейт на игру льется от старых фанатов первой части, которые напридумали себе СВОЕ продолжение, а в итоге получили не то чего хотели. Naughty Dog явно не ориентировались ни на массового потребителя и отчасти ни на фанатов первой игры. Они просто взяли и сделали сиквел таким каким хотели. Хочу провести небольшую аналогию с последними Звездными Войнами. Делая последний эпизод, дисней настолько боялись гнева фанатов, что просто решили угодить всем, сделав максимально современный блокбастер для массового потребителя и напичкав фильм тонной фансервиса для фанатов. В результате чего сильно пострадал сценарий и фильм провалился (не в прокате конечно).

Что я хочу сказать этим примером. Naughty Dog грубо говоря наплевали на всех и просто написали тот сценарий который и хотели. Это смелый шаг особенно в наше время. На мой взгляд, если бы они стали прислушиваться к теоретикам-фанатам первой части и пытались бы угодить всем и вся, то сюжет пострадал бы очень сильно, как в случаи с ЗВ (ИМХО).

А что касается повестки. Ну то что Элли лесбиянка мы знали еще давно, в DLC Left Behind. А все остальное, по типу волосатых подмышек, накаченной бабы и шовинистской еды - это все показывают в первые 2 часа игры, что наводит меня на мысль, что разрабы специально добавили все это в начало игры по типу "быстро это покажем и пойдем дальше". Да Анита Саркисян умеет убеждать (хоть и РЭДы не прогнулись, красавчики). Так что считаю хейт игры из-за повестки просто очередным хейтом ради хейта, уже молчу про тех кто не играл и выставил отрицательные оценки. 

Что в итоге? Тлоу2 получилась не такой какой была первая часть. Это две разные игры, каждая хороша и плоха по своему и я считаю что именно такими должны быть сиквелы.

Ответить
Развернуть ветку
Ilia Ronyo

А я в шоке был, когда Эбби убивает человека только что спасшего ей жизнь от неминуемой гибели. Спас жизнь, рискуя своей, когда он просто мог отсидеться. Это нереально отважнейший поступок. И я бы уж точно призадумался, стоит ли мстить такому человеку, который за время явно претерпел перемены к лучшему и стал хорошим.

В конце 2ой части совершенно непонятна перемена Элли и решение отпустить Эбби. Флэшбэк лишь для нас, игроков, инфу несёт. Чем он был вызван и как на неё повлиял, не понимаю.

Про концовку первой. Хоть я и в стане тех, кому она понравилась, было много людей, кто был не согласен и считал что или Джоэл должен был поступить иначе, или дать выбор игроку.

Ответить
Развернуть ветку
Vit Mir

"Выбора, впрочем, сделать не дают — Джоэл сам спасает Элли"
В этом и есть самая большая проблема концовки в остальном великолепной TLoU.
 Мой Джоэл поступил бы также, скорее всего, но отсутствие выбора убивает весь смысл прошедшего им с Элли и мной пути.

А вторая часть мне совсем не зашла именно из-за сюжета.
Сделавшем из Элли неблагодарную идиотку.
И опять таки - не дав мне игроку прикончить в финале эту тварь Эбби.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 84 комментария
null