{"id":2223,"title":"\u0417\u0430\u0433\u0430\u0434\u043a\u0438 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0433\u043e \u0415\u0433\u0438\u043f\u0442\u0430: \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0432\u0435\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=2223&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/egypt&hash=e984e3ad6f09a93c4ac1d44a0c67c5ea94b453eb4900281befab21cab31bf040","isPaidAndBannersEnabled":false}
Автоспорт
Руслан Бициев

Непризнанный король 80-х

Версия для аудио-визуалов:

Версия для читателей:

«Я хотел быть пилотом истребителя, но зрение не позволило, тогда я решил создать автомобиль прямо как истребитель.» – Геральд Уэгерт.

Такими словами самого создателя можно охарактеризовать появление первого на 100% американского серийного суперкара, который вполне естественно смотрелся бы в гараже какого-нибудь Джонни Мнемоника, особенно учитывая, на каком высоком технологическом уровне был выполнен этот, пожалуй, самый киберпанковский автомобиль.

Это история про нелегкую судьбу суперкара Vector W8 и про упорство его создателя – человека одержимого мечтой, Геральда "Джерри" Уэгерта.

В 1971 году молодой выпускник Центрального Художественного Дизайн-Колледжа Лос-Анджелеса, Геральд Уэгерт, основал компанию Vehicle Design Force. (Сила Транспортного Дизайна)

Геральд Уэгерт (справа)

За год он разработал дизайн оригинального Vector и создал макет в масштабе один к пяти.

Как признавался сам Геральд, он вдохновлялся внешностью концепта Alfa Romeo Carabo 1968 года – одного из основоположников клиновидного дизайна. Глядя на окна и двери Alfa Romeo это становится очевидным.

Один из первых эскизов Vector Concept
Alfa Romeo Carabo 1968

Однако, что бы заявить о себе на автовыставках, нужен был полноразмерный концепт. За помощью в этом вопросе Геральд обратился к знаменитому голливудскому кузовщику, Ли Брауну.

Ли Браун

Основатель голливудской автомастерской «Precision Auto Body», занимавшейся модифицированием и подготовкой авто, как для кинолент, так и для знаменитостей.

Забавно, что самым знаменитым клиентом Ли был актер Стив Маккуин со своими Ferrari, а самый известный фильм, для которого Ли подготавливал автомобиль Ford Mustang GT'68 – "Детектив Буллит", в котором Стив Маккуин исполняет главную роль.

В апреле 1973 года на обложке журнала Motor-Trend появился первый концепт Vector. Живьем его смогли увидеть только в 76-м на Лос-Анджелесской автовыставке, и это был просто кузов без мотора. Ли Браун обещал оснастить концепт двигателем от порше, но не успел, а после выставки Уэгерт вообще рассорился с Брауном и тот отобрал концепт спрятав его.

Уэгерт переименовал компанию в "Vector Aeromotive" и пообещал себе больше никогда не заводить бизнес-партнера.

К 78 году он разработал новый концепт W2, который по внешности уже был близок к тому, что в будущем станет серийным W8.

Vector W2

Идея первого полностью американского, максимально технологичного суперкара, не уступающего итальянцам в дизайне, так всем понравилась, что через некоторое время концепт красовался на обложках всех возможных журналов, и никого особо не интересовало на каком этапе развития находится проект и насколько он вообще реален.

Как говорил, сам Геральд, спроектировать и построить автомобиль не сложно, сложно найти инвестиции, которые придали бы проекту движение. Именно этим он и занимался более десяти лет, почти все 80-е, искал инвесторов, чтобы превратить концепт в серийный автомобиль.

Уэгерт шел на любые жертвы, дабы усилить узнаваемость своего бренда!

Надо тусоваться всю ночь с владельцами команд НБА — Джери Бассом и Дональдом Стерлингом, так тому и быть!

Завтракать с секс-символом 70-х, актрисой Ракель Уелч, на заднем сидении ее Ролс-Ройса? Чего не сделаешь ради любимого автомобиля мечты.

Гонять по ночному Лос-Анджелесу с безбашенным Робином Уильямсом? Да не вопрос!

Геральд даже распространял среди бизнесменов рекламные листовки, где было написано, что Vector W2 это «самая быстрая инвестиция в мире». Он также, подобно Кэрроллу Шелби, постоянно перекрашивал единственный концепт, чтобы создать впечатление, будто компания собрала уже несколько экземпляров.

На этом единственном концепте, почти за 10 лет, Геральд намотал 350000 км пробега! Чем не предсерийные испытания?

В итоге, отсудив несколько миллионов у Goodyear за использование слова Vector в названии покрышки, а у сигаретной компании за изображение концепта на упаковке, Геральд выставил часть акций компании на продажу, с чего выручил еще 6 миллионов долларов.

После этого он переименовал компанию в «Vector Aeromotive Corporation» и выпустил ценные бумаги на право покупки акций компании по выгодной цене. Это принесло ему еще 8 миллионов.

Все эти манипуляции позволили Геральду Уэгерту обзавестись производственными мощностями площадью в 7500 квадратных метров и нанять 150 сотрудников.

Так, в 1989 году, серийный Vector из мечты превратился в реальность и стал называться «W8 Twin-Turbo»

К концу 80-х ассоциации спортивного автомобиля с авиацией превратилась в заезженное клише рекламщиков, но в случае с W8 это был не пустой звук! Vector действительно вобрал себя многие технологические решения и принципы производства из аэрокосмонавтики.

Начиная от кузовных панелей из карбон-кевларовых композитов, трубчатого шасси из хромомолибденовой стали, к которому, с помощью специального эпоксидного состава, присоединен алюминиевый монокок с полом из сотовой структуры усиленный авиационными заклепками,

и заканчивая выполненной по военному стандарту электро-проводкой, бортовым электролюминесцентным дисплеем с настоящего истребителя, который мог отражать 4 набора рабочих параметров двигателя, коробки и периферии.

Почти все кнопки и тумблеры тоже были позаимствованы у истребителя, предположительно F-117. Вообще, все в этом автомобиле производило впечатление, будто оно сделано на века.

Тот же двигатель, 6 литровый V8 от Chevrolet, был построен на базе блока фирмы Rodeck, которая славится своими двигателями для драгстеров.

А учитывая его объем, двум турбинам Garrett не нужно было особо напрягаться, чтобы выжимать 625 лошадиных сил. Но с помощью поворота одной крутилки можно было удвоить рабочее давление турбин и повысить мощность до 1200 л.с.

GM V8 6.0L Rodeck + 2x Garrett AiResearch Turbos

Напомню, что к концу 80-х мощность большинства суперкаров обитала на территории между четырьмя и пятью сотнями лошадиных сил.

А вот выбор коробки передач многим показался, мягко говоря, странным.

Трехступенчатый автомат Turbo-Hydramatic 425 от General Motors появился еще в 60-х и изначально предназначался для переднеприводного люксового Oldsmobile Toronado и для, внимание.. домов на колесах.

Oldsmobile Toronado 1966 – отличный донор для суперкара
GMC Transmode 1976 – отличный донор для суперкара №2

Но по факту, от оригинальной коробки остался только корпус и количество передач. Все узлы были переделаны с нуля из прочных металлов способных выдержать почти 900 Нм крутящего момента. Кстати, рычаг переключения передач находился слева от водителя между сиденьем и дверью и больше напоминал самолетный рукоять контроля тяги.

GM 3-Speed Turbo-Hydramatic 425

Первой передачи хватало, чтобы разогнаться до 112 км/ч, вторая достигала 220 км/ч, а третья позволяла набрать максимальные 350 км/ч. То есть, чтобы ездить по городу, даже не надо переключаться, удобно!

Добавьте к этому невиданное для конца 80-х зрелище в виде аудиосистемы с чейнджером на 10 компакт дисков, кожаные сиденья Recaro с электро-регулировкой, климат-контроль, электрозеркала, круиз-контроль, и вы получите самый комфортабельный суперкар своего времени, который, к тому же, в отличие от всяких Ferrari и Lamborghini, еще и не ломается.

Звучит как рецепт успеха! Только вот цена на серийный образец в итоге поднялась с изначальных 250 000 долларов до 450 000. В те времена за такие деньги можно было купить целую охапку итальянских суперкаров.

Но, даже не смотря на стоимость, клиенты нашлись сразу.

Среди них были пара шейхов из королевской семьи Саудовской Аравии, владелец американской автодилерской империи Рон Тонкин, Швейцарский гонщик Фредди Линхарт, Малькольм Форбс – владелец того самого журнала, Джон Пол Деджориа – сооснователь парикмахерской империи «Пола Митчела»

Однако, самым знаменитым владельцем Vector W8 стал Андре Агасси – легенда большого тенниса 90-х. Он же был и единственным недовольным клиентом, который потребовал вернуть ему деньги после того, как коврик багажника его W8 расплавился от жара выхлопных труб.

Андре Агасси – восьмикратный победитель Большого шлема, олимпийский чемпион, трехкратный обладатель Кубка Дэвиса, экс-первая ракетка мира, первый в истории обладатель карьерного «Золотого шлема» среди мужчин.

Главным продающим фактором, если не считать внешность, была, конечно же, максимальная скорость. И если в 350 км/ч еще можно было поверить, то заявленные на повышенном давлении турбин 389 км/ч казались чересчур смелыми сказками, ведь ни одно автомобильное издание так и не получило возможность протестировать максимальную скорость.

Вообще два единственных автомобильных журнала, которые смогли сделать реальные замеры динамических характеристик W8, были Road & Track и Car and Driver.

Тесты показали соответствие заявленным характеристикам. У Road & Track Vector набирал сотню за 4.2 секунды, а у Car and Driver вообще за 3.8, четверть мили автомобиль, в обоих случаях, проходил за 12 секунд.

Журнал Car and Driver должен был провести тесты и на максимальную скорость, но к этому моменту трансмиссия начала глючить, а во время каждой из четырех попыток машина перегревалась.

Тестируемый автомобиль был пред серийным образцом, но первое впечатление можно произвести лишь раз, так что обзор Vector закончился смешанными оценками.

А главный редактор Car and Driver, Чаба Чере, на заявления о максималке в 389 км/ч вообще сказал, что Vector сможет достичь этой скорости, только если его выкинуть из летящего 747 Боинга.

Тем не менее, большинство клиентов были в восторге от Vector W8, например Уилл Уэнгерт – популярный американский автор книг про эффективные бизнес стратегии, фанател от автомобиля настолько, что имел два экземпляра и даже собирался купить третий, но экземпляр умыкнули у него из под носа.

Он не раз рассказывал, как объездил на своем W8 всю Южную Калифорнию, гоняя машину и в хвост и в гриву, по его же словам, попытайся он провернуть подобное на своем Lamborghini, то каждую неделю тратил бы по 6000$ на замену сцепления. В целом Уилл описывал машину, как «пуленепробиваемую».

Даже не смотря на космическую цену, все машины были проданы в убыток, всего за три с небольшим года было собрано 17 серийных экземпляров, после чего деньги кончились.

Но Геральд Уэгерт не унывал, он уже продумывал новые схемы по привлечению инвестиций

для нового проекта – Avtech WX-3, обновленного, 1200 сильного Vector, который впечатлил публику своим дебютом на Женевском автосалоне 93-го года.

Vector Avtech WX-3

Инвесторы нашлись на удивление легко. Тогда Геральд еще не догадывался, насколько это тревожный знак о грядущей беде.

Геральда катали по клубам и ресторанам, обещали ему золотые горы и светлое будущее, но в реальности его ждала другая участь.

Дело в том, что одним из главных инвесторов был индонезиец, которого звали Хутомо Мандала Путра. Хутомо был младшим сыном индонезийского диктатора, генерала Сухатро, правившего страной на протяжении 32 лет, вплоть до 1998 года.

Хутомо Мандала Путра

Хутомо по кличке «Томми» был типичным представителем гнилого коррупционера, который пользовался своим положением и именем отца каждый раз когда ему хотелось ввязаться в новую авантюру.

А авантюр было предостаточно:

  • Хранение оружия.
  • Вымогательство займов у государственного банка для своих приятелей на нефтехимический бизнес.
  • Авиакомпания, занимавшаяся доставкой богатых индонезийцев на игорный курорт.
  • Незаконная монополия на торговлю гвоздиками.
  • Земельный скандал на Бали, где местных жителей незаконно выселяли из домов ради постройки курорта.
  • Заказное убийство судьи ведшего уголовное дело о коррупции.
  • и еще множество других махинаций которыми «Томми» промышлял вплоть до своего ареста в 2002 году

Вот такой человек решил стать инвестором нового проекта Vector. Под «решил стать инвестором» имеется в виду заиметь себе компанию по производству суперкаров.

В 1993 году зарегистрированная на Бермудах фирма Megatech, принадлежавшая Хутомо «Томми» Мандала, выделила пару миллионов долларов на начало производства Avtech WX-3.

Vector Avtech WX-3

Но как только Геральд, в свойственной ему решительной манере, заключил договоренности с поставщиками, раздал обещания акционерам и будущим клиентам, финансовый кран был перекрыт. Деньги закончились, оплаты поставщикам были просрочены, а рабочие были отправлены домой.

Наверно, каких-то акционеров пришлось подкупить, каким-то пригрозить. Как бы там ни было, большинство проголосовало за изгнание Геральда из его же компании.

После этого Геральд нанял вооруженную охрану, сменил на производстве замки и забаррикадировался внутри. Но осада продлилась недолго и конфликт переехал в зал суда, где Геральд Уэгерт проиграл.

В итоге остатки компании переехали во Флориду, где Megatech после приобретения компании Lamborghini у корпорации Chrysler, разработала и начала производство нового Vector M12, который на самом деле представлял из себя не что иное, как Lamborghini Diablo с кузовом в фирменном стиле Vector.

Проект не увенчался успехом, и после сборки 14 экземпляров, фирма Vector прекратила свое фактическое существование. Купленный за 40 миллионов производитель суперкаров Lamborghini в 1998 году был продан компании Audi уже за 110 миллионов.

Индонезийский сын диктатора отправился обратно домой распространять раковую опухоль коррупции и криминала по телу своей родины.

В 99-м суд Вернул Геральду остатки компании и права на имя Vector. Но это, по сути, была Пиррова победа. Сам Геральд говорил, что компания стала радиоактивной и ее проще закопать и начать что-нибудь новое.

Но «что-нибудь новое» не продлилось долго. Водные мотоциклы Aquajet, разработанные Геральдом, не набрали популярность, а сам Геральд не отпускал идею о постройке нового суперкара выполненного по тем же принципам, с оглядкой на военные и аэрокосмические технологии.

Aquajet Jetbike

Похоже, это было его пожизненной одержимостью, потому что в 2007 году был запущен новый проект – Vector WX-8.

На этот раз обещалось 2000 л.с. и максимальная скорость в 430 км/ч. Правда рекламные лозунги на сайте производителя ничуть не изменились и будто бы были скопированы прямиком из 80-х.

Vector WX-8 (ранняя WX-1 версия)

Сам автомобиль, с фарами от Toyota Supra и внешностью из 90-х, выглядел сомнительно, особенно на фоне современных конкурентов и не шел ни в какое сравнение с оригинальным самобытным и смелым W8, который до сих пор вызывает своей инопланетной внешностью куда больше эмоций, чем любой Vector, выпущенный после.

Серийному WX-8 не суждено было увидеть свет, а Геральд в одном из своих последних интервью 2019 года рассказывал о планах постройки уже другого гиперкара под кодовым названием «Концепт 3-3-3».

Три тройки означали мощность в 3000 лошадей, максималку в 300 миль в час и стоимость в 3 миллиона долларов. Звучит весьма дерзко, вполне в духе оригинала. Единственное, что смущало, это впечатление, будто бы философия Уэгерта относительно постройки автомобиля не менялась на протяжении десятилетий и выглядела устаревшей.

Ведь в наше время сложно представить себе гиперкар без таких уже привычных элементов, как гибридные силовые установки, относительно маленький литраж двигателя, компьютерные системы, имеющие чуть ли не полный контроль над управлением шасси, активная аэродинамика и т.п.

На фоне такой картины Vector выглядит, как древняя история. Но Геральд, будто предвещая подобный скептицизм, в конце обсуждения нового концепта добавил: «Я живу в самой богатой стране в мире, здесь же живут десятки тысяч молодых талантливых ребят, которые в состоянии вернуть Vector в лучи славы. Каждый заслуживает второй шанс, а у меня моего еще не было.» – сказал он с обезоруживающей улыбкой.

Но, к сожалению, мы уже никогда не узнаем, получилось бы у Геральда Уэгерта воплотить свою новую идею в реальность, так как 15 января этого года, в возрасте 76 лет, он ушел из жизни.

Так закончилась история одного человека с мечтой, которой он посвятил всю свою жизнь, с мечтой, которая сегодня могла бы эволюционировать во что-то невероятное, сложись судьба иначе.

Но эволюция Vector достигла своего пика в конце 80-х и там же и остановилась. Возможно, так даже и лучше. Таким образом Геральд Уэгерт оставил после себя наследие в виде одного из самых необычных и дерзких автомобилей, принадлежащего, пожалуй, самой безбашенной и беззаботной эпохе автомобилестроения – эпохе, во времена которой ярче всего светил неон, крепче всего был лак для волос, а громче всего играли синтезаторные мотивы.

{ "author_name": "Руслан Бициев", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0432\u0445\u043d","\u0430\u0432\u0442\u043e\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442","long","80s"], "comments": 27, "likes": 66, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "racing", "id": 705165, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 17 Apr 2021 13:53:26 +0300", "is_special": false }
0
27 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Даг Демуро неплохой обзор на Вектор делал.

Ответить
0

У меня в видео есть пару кадров оттуда

Ответить
1

Велеколепный обзор и классное видео.
Побольше бы такого контента.

Ответить
0

Спасибо, будем стараться

Ответить
3

@Алексей Иванович @Dmitry Davydov эксклюзив DTF. Достойно репоста? 

Ответить
2

Сдаëтся мне что имя его читается как Джеральд. 
За статью спасибо. Вечером прочту. 

Ответить
0

Возможно, его почему то все по кличке называют – Джерри.
Но имя Геральд существует же?)

Ответить
0

Может и существует. Но звучит не очень. Джеральд лучше. 

Ответить
0

Лучше для кого?
С - субъективность.

Ответить
0

На слух лучше. 

Ответить
0

С - субъективность.

Ответить
2

Всë субьективно. Вот только Джеральда я в фильмах точно встречал, а вот Геральда точно нет. 

Ответить
0

"Джеральт из Ривии" - действительно неплохо звучит🙃

Ответить
0

Ой всë. 🤯

Ответить
1

Материал вышка, видео как всегда отличное!

Ответить
1

Спасибо, рад видеть, что на DTF так много авто-энтузиастов!

Ответить
1

О, а я ведь в какой-то игре на денди ее видел, еще мелким удивлялся, что это за вектор такой. 

Ответить
1

Formula One: Built to Win

Ответить
1

Ого, это совсем олдскул, я в таком стиле помню только с Лотусами игру. 
С "50 to 70 cars" они конечно перегнули)))

Ответить

Следственный пёс_анон

1

Смотрел видос, крутой получился.

Ответить
0

Спасибо, этот выпуск что-то долго вымучивал🥵

Ответить
0

О, знакомая машинка, видел где-то

Ответить
0

В фильме с Уэсли Снайпсом и Шоном Коннери?

Ответить
0

Суперкар, а салон такой колхозный как будто я его лично собирал из советского электронного хлама и обшивал кожей из старых сапог.

Ответить

Комментарии

null