Мишель Мутон: женщина, не желавшая выступать в ралли

История одной из лучших гонщиц в мире.

Мишель Мутон
Мишель Мутон

«Группа Б» считается золотой эрой мирового ралли. Помимо сорвавшихся с цепи инженеров, создающих 500 сильных монстров, сорвались с цепи и гонщики. Мир увидел настоящих гениев пилотажа, которые управляли этими монстрами на пределе возможностей. И, наверное, неудивительно, что в это безумное время в автоспорте блистала одна из самых ярких гонщиц, о которой я и хочу рассказать.

Болиды Группы Б: Peugeot 205 Turbo 16, Audi Quattro S1, Lancia Delta S4, Metro 6R4
Болиды Группы Б: Peugeot 205 Turbo 16, Audi Quattro S1, Lancia Delta S4, Metro 6R4

Мишель Мутон родилась 23 июня 1951 года в городе Грас, Франция. Мишель росла активной девушкой — занималась теннисом и плаванием, любила водить автомобили, но о какой-то карьере гонщика не было и речи. Она училась на юриста и с миром гонок столкнулась абсолютно случайно.

На одной из вечеринок она познакомилась с молодым итальянцем, который в качестве развлечения предложил ей съездить на Корсику — посмотреть, как проходит чемпионат по ралли. Её отец был не только не против такой поездки, но наоборот полностью оплатил путешествие двух молодых людей. Это знакомство стало знаковым для её жизни.

Я никогда не хотела быть гонщиком и не планировала этого. У меня был друг, который выступал на любительском уровне. Я поехала на Корсику, чтобы понаблюдать за ним. Он поругался со своим штурманом и попросил меня о помощи. Это была чистая случайность.

Мишель Мутон, первый президент Комитета женского автоспорта FIA

Чуть позже, в 1973 году, она дебютирует в роли штурмана у своего друга Жана Таби на самом первом этапе чемпионата мира по ралли (WRC) — ралли Монте-Карло. Дебют трудно назвать удачным, ведь их экипаж на Peugeot 304S под номером 153 дисквалифицировали за блокировку трассы.

Peugeot 304S под управлением Жана Таби на ралли Монте-Карло
Peugeot 304S под управлением Жана Таби на ралли Монте-Карло

Но каким бы ни был итоговый результат, это уже было не важно. К следующему сезону отец Мишель решает купить ей гоночный Alpine-Renault A110 и оплатить целый сезон, но с одним условием — пилотировать автомобиль должна она.

Alpine-Renault A110, Ралли Тур Де Корсика, 1975-й год
Alpine-Renault A110, Ралли Тур Де Корсика, 1975-й год

Я знаю, что ты любишь водить. Я куплю тебе машину и оплачу сезон. Если ты хороша, то должна достигнуть каких-то результатов.

Пьер Мутон, отец Мишель

И результаты пошли. В 1974 году Мишель заявляется на ралли Париж — Сен-Рафаэль, которое проводилось исключительно для женщин, и заняла 12 место в ралли Тур Де Корс (на следующий год улучшив результат до 7 места), по итогу года став первой среди женщин. Но, как настоящий гонщик тех времен, Мишель не останавливается на одном лишь ралли. В 1975 году она становится чемпионкой французского чемпионата GT и победительницей «24 часа Ле-Мана» в своём классе.

Мишель Мутон за рулем прототипа Moynet LM 75
Мишель Мутон за рулем прототипа Moynet LM 75

Ей было всего 23 года, когда она вместе с Кристин Дакремон и Марианн Хёпфнер поучаствовала в знаменитом суточном марафоне на прототипе Moynet LM 75 в классе болидов с двигателем объемом до двух литров.

Они провели безупречную гонку и выиграли её под дождём на обычных сликах, заняв 21 место в общем зачете. Сама Мишель об этом вспоминала:

Помню, что тогда пошёл дождь и я начала всех обгонять. Я ехала на сликах и в боксах говорили мне: «Мишель, ты должна остановиться!», но мне этого не хотелось, потому что я и так всех обгоняла.

Мишель Мутон, первый президент Комитета женского автоспорта FIA

Такие результаты не могли остаться без внимания, и уже совсем скоро её спонсором становится французский нефтяной гигант Elf.

В 1976 году она занимает 11 место в ралли Монте-Карло на своем верном A110 и затем пересаживается на новый Alpine-Renault A310, на котором с отставанием в минуту занимает 2 место на ралли Critèrium International Alpin.

Alpine-Renault A310
Alpine-Renault A310

Уже на следующий год французское подразделение FIAT подписывает её партнером по команде к Жан-Клоду Андрюэ. Несмотря на то, что отношения с итальянской машиной у Мишель не заладились, результаты были хорошими — 8 место на ралли Тур де Корс и затем 3 раза подряд 5-е (с 1978 по 1980), а ещё победа в ралли де Франс в 1978-м.

FIAT 131 Abarth, ралли Тур Де Корс, 1977 год
FIAT 131 Abarth, ралли Тур Де Корс, 1977 год

Параллельно с этим Мишель продает свой А310 и покупает Porsche 911 Carrera RS, на котором выигрывает своё первое ралли в Испании '77, а по итогам сезона занимает 2 место в европейском чемпионате по ралли (ERC).

Porsche 911 Carrera RS, ралли Франции, 1977 год
Porsche 911 Carrera RS, ралли Франции, 1977 год

Но всё равно эти выступления были по большей части эпизодическими. Так продолжалось до 1980 года, пока ей не позвонили из Audi и не пригласили в команду.

Когда они мне позвонили, я была в шоке! Когда ты простая гонщица из Франции, а тут звонят из Германии и просят выступать за них на чемпионате мира по ралли, ты не можешь поверить в это. Я не знала, к чему это приведёт, но не могла сказать «нет». Моим товарищем по команде должен был стать Ханну Миккола. Он всегда был для меня одним из величайших, а теперь нам предстояло выступать в одной команде!

Мишель Мутон, первый президент Комитета женского автоспорта FIA

В 1980 году машины Audi Quattro были первыми раллийными болидами с полным приводом, и на тот момент они ещё не получили омологацию от FIA. Поэтому, дебютировав в октябре 1980 года, они могли участвовать только «нулевым экипажем» (результаты таких участников официально не засчитывались). Сама Мишель впервые села за руль Audi Quattro только на финальном этапе в Финляндии. Сначала автомобиль показался ей не слишком маневренным, но советы от Ханну Микколы помогли ей раскрыть свой потенциал.

На следующий год Audi Sport уже полноценно заявились в WRC, но, к сожалению для Мишель, первый этап в Монте-Карло закончился даже не начавшись. Из-за проблем с двигателем им пришлось сняться со старта гонки.

На ралли Португалии в роли штурмана к ней присоединилась Фабриция Понс, с которой они будут выступать долгое время. Это был первый женский экипаж в чемпионате мира по ралли, и такое не могло остаться без внимания.

Сейчас я вижу, что привлекательность могла играть мне на руку, ведь в то время я была единственной девушкой на чемпионате. И пресса очень хорошо обходилась со мной, несмотря на мой не самый приятный характер. Но меня так раздражало, когда журналист мог прийти ко мне в конце ралли и сказать: «Вы можете улыбнуться?». В таком случае я отвечала что-то вроде «Окей, сначала найди Блумквиста или Миккола и попроси их о том же, а потом возвращайся ко мне!».

Мишель Мутон, первый президент Комитета женского автоспорта FIA
Фабриция Понс и Мишель Мутон, 1984 год
Фабриция Понс и Мишель Мутон, 1984 год

Но всё же главным событием того сезона была её победа в ралли Сан-Ремо. После того, как местная звезда Мишель Чинотто разбился, ей удалось сдержать легендарных финских гонщиков Хенри Тойвонена и Ари Ватанена и финишировать впереди на четыре минуты. Это была первая победа женщины в мировом ралли.

Я помню это не только потому, что это была победа, но и потому, что это была большая борьба до последней ночи.

Мишель Мутон, первый президент Комитета женского автоспорта FIA

По итогам сезона она стала восьмой, но настоящее сражение было ещё впереди.

Фабриция Понс и Мишель Мутон после первой победы на ралли Сан-Ремо, 1981 год
Фабриция Понс и Мишель Мутон после первой победы на ралли Сан-Ремо, 1981 год

Начало сезона 1982-го не задалось. На ралли Монте-Карло Мишель попала в аварию и повредила колено, а её штурман получила сотрясение мозга. Травмы были несерьезными, и гонщицы быстро поправились, заняв 5 место в Швеции, а затем выиграв свою вторую гонку на ралли Португалии. После семи этапов экипаж Мутон-Понс был вторым в общем зачете. На ралли Бразилии Мишель смогла победить в четвертый раз за свою карьеру, минимально сократив отрыв от своего главного соперника — Вальтера Рёрля. На её счету было три победы против двух у Рёрля.

Новый виток борьбы за чемпионство произошел на самом тяжелом марафоне чемпионата. Изначально Audi Sport не планировали заявляться на этап в Африке, но из-за борьбы за чемпионство эти планы решили изменить.

Незадолго до старта гонки Мишель Мутон получила печальные вести из дома. От рака скончался её отец, который всегда поддерживал её: даже последним желанием Пьера Мутона было, чтобы его дочь вышла на старт ралли.

После первого дня ралли (1200 км) она опережала своего главного соперника на полчаса. Условия были невыносимыми, температура в болиде могла достигать 70 градусов, но несмотря на жару и проблемы с коробкой передач она уверенно держала лидерство до последнего дня ралли. Чтобы завоевать титул, ей нужно было прийти хотя бы третей, даже при условии победы Вальтера Рёрля. Но за 600 км от финиша в тумане она сильно повредила свой автомобиль и смогла проехать на нем ещё лишь пять километров. Это был пятый сход, в то время как у более стабильного Рёрля их было три.

По итогам сезона она стала второй с отрывом от лидера всего в 12 очков. А команда Audi благодаря ей и Ханну Миккола стала чемпионом в кубке конструкторов.

Audi Quattro, ралли Африки, 1982 год
Audi Quattro, ралли Африки, 1982 год

В 1983 году началась эпоха «Группы Б», но о какой-либо борьбе за титул не было и речи. Большое количество сходов и всего пара подиумов. На следующий год Мишель Мутон даже не участвовала на полном расписании в WRC, хоть ей и удалось завоевать одно второе место в Швеции. Главным событием для неё в том году было участие в знаменитой гонке Pikes Peak в Америке и победа в своей категории.

Pikes Peak, 1984 год
Pikes Peak, 1984 год

1985 год стал последним для тандема Audi-Мутон. Сезон в WRC был сплошным разочарованием, зато в Америке на горе Пайкс-Пик ей сопутствовала удача. Она одержала победу в общем зачёте, побив рекорд Бобби Анзера.

Анзера не устраивало, что его рекорд побила женщина, и Мишель, известная своей прямолинейностью и взрывным характером (из-за которого имела прозвище «черный вулкан»), ответила ему:

Если у тебя хватит яиц, то попробуй обогнать меня в гонке.

Мишель Мутон, первый президент Комитета женского автоспорта FIA

После разрыва контракта с Audi она приняла предложение от Peugeot и поучаствовала в немецком чемпионате по ралли и на двух этапах WRC на Peugeot 205 Turbo 16.

Выиграв шесть этапов из восьми в национальном чемпионате Германии, она завоевала чемпионский титул и стала первой женщиной, выигравшей крупный чемпионат по ралли. После этого события и новостей о том, что «Группа Б» прекращает своё существование из-за аварий, приводящих к смертям гонщиков и болельщиков, она решила объявить о прекращении своей гоночной карьеры.

Peugeot 205 Turbo 16, ралли Тур де Корс, 1986 год
Peugeot 205 Turbo 16, ралли Тур де Корс, 1986 год

После ухода Мишель вышла замуж и родила дочь, но полностью уйти из гонок она не смогла. Ещё два раза она принимала участие в ралли-рейдах как пилот технического автомобиля, два раза выступала в Дакаре и принимала единичные участия в различных гонках.

За всё своё время в гонках Мишель Мутон не раз получала звание лучшей женщины в автоспорте и вдохновила огромное количество девушек на выступления в гонках. Стирлинг Мосс считал её «одной из лучших», Ники Лауда окрестил «суперженщиной», а в 2011 году Николя Саркози наградил её орденом «Почетного Легиона».

Помимо этого она помогала в организации «гонки чемпионов» в честь погибшего Хенри Тойвонена, а в 2010-м стала первым президентом Комитета женского автоспорта FIA. Она и по сей день участвует в жизни автоспорта, постепенно развивая его и продвигая в нём женщин. Не без её помощи в Саудовской Аравии впервые проехали гонщицы, а затем женщинам разрешили водить автомобиль на дорогах общего пользования.

В этом году ей исполнится уже 70 лет, но Мишель Мутон не собирается останавливаться на достигнутом и дальше будет менять мир к лучшему.

Group B — The Golden Era of Rallyng
2020 показов
8.3K8.3K открытий
1010 репостов
78 комментариев

Спасибо.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

упоминание гендерных стереотипов тут не к месту. а в целом, да, предки которые поддерживают увлечения своих детей достойны большого уважения!

Ответить

Да, гонщиц такого уровня ни до неё, ни после неё, к сожалению, ещё не было. Жаль, что в 82 не взяла титул. Спасибо за классный материал!

Ответить

Великая гонщица. Как я говорил - умел бы, то снял бы фильм про неё. Жаль, что киноделы так игнорируют истории из автоспорта 

Ответить