Как я 2 года добирался до высшей точки Европы

Сейчас довольно сложно вспомнить как я пришел к идее об этом путешествии. Думаю сложилось много факторов: просмотр фильма Эверест, несколько постов чувака с лепры, который работает гидом. Главным же фактом думаю было то, что мне осточертело сидеть дома, а ехать в условные турции и египты мне не хотелось. Позднее подобная же мысль о скучном отдыхе на пляже меня приведет к довольно эпичной поездке по Марокко, где я за 10 дней побывал в нескольких городах, пустыне и плавал в Атлантическом океане. Но это уже тема отдельного поста.

Сегодня же хочу рассказать, как несмотря на кучу проблем я все-таки добрался до вершины Эльбруса.

Предыстория

Началось все с того, что в 2015 году я посмотрел только что вышедший фильм Эверест. Главное, что я извлек из него - горы это невероятно круто, опасно и что я хочу также. К сожалению, ценники на Эверест были заоблачными, подготовка невероятно изнурительная, плюс ко всему, восхождение(вместе с акклиматизацией) занимаем около 2 месяцев. Мне, как офисному планктону, это было не по силам.

Примерно в это же время на лепре появилось несколько постом на тему восхождения на Эльбрус и тут то я и понял, что это идеальный для меня вариант. Цена адекватная, время занимаем около 10 дней, да и начинать лучше с малого.

Как я 2 года добирался до высшей точки Европы

Оценив свои возможности более тщательно, я понял, что одному идти мне как-то не очень комфортно(это слабо сказано), хотя очень много историй одиночных восхождений без гидов(на вершине я встретил двух девочек, которые поднялись сами, но толком пообщаться не успели, а жаль, думаю их история очень занимательная). Но это вообще моя первая поездка в горы, и уж тем более на такую высоту. В итоге решил поискать какую-нибудь фирму, которая предлагает подобные услуги. Выбор пал на mountainguide. Не сочтите это за рекламу, я совершенно искренне их советую всем, ребята очень крутые.

Связался с ними, внес небольшую предоплату и начал думать, что же теперь делать дальше. На дворе был ноябрь, тур запланирован на июнь. Очевидно, надо приводить себя в форму, бросать бухать и вообще вести здоровый образ жизни, может в итоге вольюсь(спойлер: не влился, все еще бухаю). Не буду подробно расписывать, как тяжело и грустно вставать зимой в 5 утра, одеваться, выходить на улицу и бежать по 3-5-10 километров. Но со временем стало проще. И вообще зимой бегать довольно забавно, мало того, что холодно, так есть еще неиллюзорная вероятность поскользнуться и свернуть себе шею. Но до марта все шло хорошо. С каждым разом бегал все больше, плюс добавил пробежки в подъезде по лестнице(лица соседей в 5 утра - бесценно). Бассейн тоже начал приносить невероятное удовольствие.

К сожалению, в марте случилась небольшая неприятность. Врач онколог обрадовал меня потрясающими новостями. Поездку надо было переносить, либо, в случае совсем дерьмового сценария, отменять. Написал чуваку, сказал, что мол так и так, но летом не могу по причине здоровья и можно ли вернуть предоплату. Никаких проблем не возникло, вернули все вообще без каких-либо проблем, так что я еще раз решил, что если буду жив-здоров, то поеду с ними.

Дальше были не очень приятные пара месяцев, но в целом сложилось все неплохо и в сентябре подготовка началась сначала. В этот раз, уже было проще. Несмотря на состояние здоровья я уже знал, как бегать, в чем лучше бегать, где лучше бегать, как лучше составить режим дня, чтобы все успеть и не свалится от истощения. Заново была внесена предоплата, дата поездки опять была в начале июня. Вроде все складывается отлично. В мае я подворачиваю ногу на пробежке.

Думаю не стоит описывать свои эмоции, но тут я уже подумал, что может быть Вселенная дает мне какие-то знаки и стоит все-таки прислушаться. Прислушиваться не стал, доехал до врача, купил кучу мазей, устроил себе постельный режим и к началу июня был вполне себе в отличной форме. Эльбрус, жди!

День первый

Как обычно все и бывает, все предусмотреть нельзя. Приехав на вокзал Минеральных Вод, я немного растерялся. Контактные телефоны я спросить забыл, телефон почти сел, на улице 2 часа ночи. Встретить меня должны были около 3 утра. То есть у меня час, чтобы зарядить телефон, в случае если меня будут искать. Тут фортуна оказалась на моей стороне, недалеко от вокзала я встретил приветливого кавказца, который, как оказалось и ждал меня и еще нескольких человек из моей группы. К разговорам я был не очень расположен, чем, скорее всего, немного его расстроил, но время 2 часа и я решил поспать немного в машине. Проснулся уже в дороге и сразу охренел от видов.

Дорога до следующей точки моего пути, поселка Терскола, занимает около 2,5 часов, но скучать особенно не приходилось. Во-первых, я, человек, видевший горы только на картинках и в кино, не мог оторваться от видов, а во-вторых, со мной же ехали ребята с кем мне предстояло жить на протяжении следующей недели.

Приехав в Терскол, нас разместили в небольшом отеле, сказали, что пока приехали еще не все, так что у вас свободное время до вечера, когда будет общее орг собрание и ужин.

Не долго думаю, скинув вещи и сходив в душ пошли гулять с моим соседом по комнате. Он уже делал попытку зайти на гору в прошлом году, но тогда не сложилось. Так что рассказать ему было что. Особенно важным был совет, обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО брать крем от солнца(который я конечно же проигнорировал, что я солнца раньше не видел что-ли). В итоге ближе к вечеру я спешно искал аптеку, где продается пантенол.

На который цена была заоблачной. Видимо, как раз на таких идиотах, как я они и делают деньги.

Вечером нам рассказали примерный план действий, накормили и отправили отсыпаться. Завтра нас ждал первый акклиматизационный выход до обсерватории.

День второй

Проснувшись в довольно бодром состоянии, несмотря на ожоги и высоту, я понял, что вообще-то я мог бы здесь жить постоянно(к этой мысли я до сих пор периодически возвращаюсь). Собрались на завтрак, где нас познакомили с вновь прибывшими финнами, которые должны были идти второй группой с нами. Забавные ребята, совершенно разных возрастов от 15 до 65. Всем нам сообщили, что сбор через час, не забудьте треккинговые палки, теплую одежду, воду, перекус и КРЕМ ОТ СОЛНЦА! Как оказалось я не один такой идиот, который обгорел предыдущим днем.

Как я 2 года добирался до высшей точки Европы

Подъем до обсерватории в целом довольно простой, что опять меня заставило думать, что зайти на вершину будет как два пальца. Особенно тут рассказывать нечего мы просто шли, делились историями и наслаждались видами. Трудности начались ближе к 3 тысячам, где еще лежал снег и дышать стало чуть-чуть сложнее. Но все справились и довольные вернулись обратно. На следующий день нас ждали сборы и переезд к бочкам, где нам уже предстояло прожить следующие 4-5 дней.

День третий

Сборы, как это обычно бывает, происходили в спешке. Надо было проверить все снаряжение и одежду, а чего не хватает взять в прокате, находившимся в подвале отеля. Плюс погрузить все эти вещи в машину(а берем мы не только личное снаряжение, но еще и групповое, еду и воду на пять дней). Поездка не длинная - до канатной дороги, где нужно было все снова выгрузить и загрузить уже в подъемник, потом опять выгрузить и загрузить уже в ратраки, а потом НАКОНЕЦ-ТО выгрузить у приюта(вот так мы все начали подрабатывать грузчиками).

На этот же день был запланирован акклиматизационный выход на 4100 и возвращение обратно. Тут уже нельзя было ограничиться обычными треккинговыми кроссовками и джинсами с флиской и курткой. Одевались как на восхождение - двойные ботинки, термобелье, флисовые штаны, мембранные штаны, флисовая кофта, непромокаемая куртка, пуховик. Хочу напомнить, что внизу июнь, но наверху температура вполне себе опускается до -10 и до - 20 на вершине(да вот такой я капитан очевидность). Стало сложнее, как идти, так и дышать. Пару минут идешь, потом стоишь и пытаешься отдышаться. И так всю дорогу. На виды вокруг обращаешь уже меньше внимания, так как в приоритете у тебя не задохнуться и не выплюнуть свои легкие. Прошли мы чуть дальше приюта Одиннадцати, а потом повернули обратно отдыхать. Если кто не знает, то приют Одиннадцати это бывшая гостиница, от которой сейчас почти ничего не осталось. Но ходят слухи, что ее планируют восстанавливать. Так что будем надеяться на лучшее, место невероятное.

День четвертый

На сегодня запланирован выход до нижней части скал Пастухова(4550 метров), а если получится, то и до верхней(4700 метров). Схема абсолютно та же самая - одеваемся максимально тепло, берем перекус, чай, кофе и идем. Пару шагов, подышать, пару шагов подышать. До приюта дошли довольно бодро, а вот дальше стало тяжелее. Нет, ТЯЖЕЛЕЕ! Во-первых, дышать стало еще сложнее, во-вторых начала портится погода и видимость снизилась, ну и в-третьих, подъем стал намного круче.

В итоге до верхней границы мы дошли, но были настолько выжаты, что тяжело было даже представить путь назад. Радовала мысль, на следующий день у нас день отдыха, никуда идти было не надо. На обратном пути стало понятно, что я, с непривычки, натер себе ноги. В итоге путь обратно занял у меня дольше всех остальных и ребятам приходилась меня ждать, чтобы я не потерялся где-то по пути.

Придя в приют, понял, что появилась еще одна проблема, которая мучила меня и практически весь следующий день - невыносимо начала болеть голова. Настолько сильно, что даже уснуть не получалось. В итоге пришлось прибегнуть к таблеткам, иначе я бы так и не уснул.

День пятый

Весь день занимаемся тем, что смотрим на горы, пьем чай, читаем книги и мучаемся от головной боли. Знакомимся с дополнительными гидами, которые будут нас сопровождать на вершину. Погоду завтра обещают хорошую, так что восхождение не отменяем. Спать ложимся рано, на следующий день подъем в 2 утра.

День шестой

День Д. Никто не выспался, так как долго не могли уснуть. Понимая проблемы со своим состоянием, я, половина финнов и двое из моей группы решили сэкономить силы и до начала скал Пастухова доехать на ратраке. До знаю, совершенно не спортивно, но цель все таки добраться до вершины, поэтому надо разумно растрачивать свои силы. Полусонные, в полной темноте, едем и смотрим на звезды. Постепенно начинает светать, и мы как раз догоняем тех, кто вышел раньше пешком. Спускаемся с ратрака и начинаем медленный подъем.

Вверх лучше не смотреть, так как идти еще далеко, и эта скотская вершина даже не приближается.

От верхней границы скал Пастухова и до косой полки(начало которой отмечает заброшенный и засыпанный снегом ратрак) идти где-то 300 метров. Но по прямой идти не получается, так как слишком крутой склон, в итоге идем зигзагами, боком, друг за другом. Поднимаемся эти злосчастные 300 метров около часа, а может и больше, так как за временем следили только гиды, мы же старались передвигать ногами.

Тут стоит упомянуть дополнительного гида, который сопровождал нашу группу. Сейчас уже не вспомню его имени, но до сих пор помню, как меня впечатлило то, что он чуть ли не бегом поднимается выше нас всех, закуривает сигарету, молча наблюдает за нашими страданиями, потом спускается, помогает застрявшим и снова бежит вверх.

На этом месте, мы потеряли одного из нашей группы, он шел медленнее всех, и как сам потом сказал, что физически не сможет дойти до конца. В итоге, один из гидов повел его вниз. Смотреть на это было довольно грустно.

Добравшись до косой полки и устроив небольшой перекус с чаем, начали перевязываться веревками. По началу казалось, что идти довольно просто, но сказывалась и общая усталость, и необходимость подстраиваться под ход группы(идем связанные), и нехватка кислорода.

Тут я хотел разворачиваться. Подозвал ведущего, сказал, что сил нет и идти дальше не могу, отведите меня вниз. Он молча посмотрел на меня, достал из рюкзака бутылку колы и сказал потихоньку пить. Вы даже не представляете, что может кола сделать с человеком. Я до сих пор этого не понимаю. Возможно это была банальная нехватка сахара и от колы сделалось лучше, возможно какой-то эффект плацебо. В общем, у меня открылось второе дыхание. Остаток полки прошли практически без проблем.

Следующий привал - это седловина, а дальше уже подъем на Западную вершину. Немного отдохнув, начали выдвигаться. Подъем тут невероятно крутой, идти приходится по одному друг за другом. Вниз лететь далеко. Нам хоть и дали базовые навыки пользования ледорубом, но проверять на практике их не хотелось. В итоге, опираясь на ледоруб, после каждого шага, останавливаемся на несколько секунд перевести дыхание. Проблема еще заключается в том, что обогнать там кого-то невозможно, слишком узкая тропа, так что если кто-то останавливается перевести дыхание, остальные тоже стоят. Один из самых сложных этапов для меня.

Последние сто метров, как мне кто-то рассказывал, называют тропой зомби. На этом этапе уже никто практически не останавливается, до вершины рукой подать. Все идут еле шевеля ногами и неотрывно смотрят вперед на конечную точку. Но финал стоит всех мучений.

Та самая тропа зомби. Впереди конечная точка подъема.

Не буду вас обманывать и рассказывать как проходил обратный путь, так как я практически ничего не помню. Подъем на вершину - это всего лишь полпути. Еще надо спуститься. Помню, что шел совершенно автоматически, не знаю, сколько времени это заняло, кто шел рядом, и какие вокруг были виды.

Оставшаяся часть отдыха(а это был уже именно отдых), прошел отлично, в день спуска решили все отметить и дружно перепили пива, а на следующий день организаторы уже устроили для нас прощальный ужин, с шашлыком, кавказскими блюдами и коньяком.

55 показов
331331 открытие
11 комментариев

Большое спасибо за отчет. На одном дыхании прочитал. Сам пока что путешествую по странам, но очень хочу в горы, пока физическое состояние не позволяет. Насколько вообще серьезно нужно готовиться, если на данный момент весь спорт заключается в хождении пешком в лесу по 30 мин практически каждый день?
И да, про колу очень интересный момент)

Кардио вот прям обязательно. Как минимум час в день, лучше каждый день(можно чередовать бег-бассейн). Прокачивать интервальный бег(это когда ты бежишь в обычном темпе на рабочем для тебя пульсе, а потом делаешь резко ускорение на 10-15 секунд), но очень аккуратно, так как это довольно травмоопасно. Особенно зимой.

Классная история. Залезал в 2011м кажется году. Теперь вот подумываю летом опять туда сходить. Это крайне лайтовое восхождение на самом деле, если есть, с чем сравнивать.

Кстати не знал, что последние 100 метров - Дорога Зомби. Отличное название. Забавно, что у меня начались лютые галюны по дороге вниз, и мне казалось, что вокруг зомбаки. Занятное совпадение.

Молодец, что взошёл. Пиши ещё, вдохновляет. Может и сам сюда чё-нить напишу рано или поздно.

Согласен, что максимально лайтовое, если сравнивать хотя бы с самыми простыми семитысячниками)
Я вот думаю на счет следующей горы и пока вариантов только два - пик Ленина и Кили. Последняя тоже довольно простая, но там хочется еще попробовать сафари и расходы в таком случае будут не меньше 200-250к.

Круто, спасибо за рассказ)

Кола и правда поднимает почти мертвых и спасла много гонок, поэтому она есть на большинстве соревнований на выносливость. На ironman всегда есть.