Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

Симулятор работника уличного кафе в Генсокё. И одна из лучших возможностей для знакомства с Touhou Project в целом. Игра, из-за которой я почти решился начать учить китайский язык.

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

Игра начинается с обучения в кафе, которое заканчивается объяснением, почему в дальнейшем мы будем работать на свежем воздухе - один недовольный посетитель и... Это Touhou, здесь всё серьёзно. Поначалу будет не страшно: просто облако тьмы над кухней, немного потерянных ингредиентов... Но потом приходу специальных гостей перестаёшь радоваться, а руки начинают дрожать. Ошибки здесь стоят дорого. Во всех смыслах.

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

Геймплей состоит из двух стадий, потому что наше уличное кафе открывается только в 18:00 и до этого времени нужно всё подготовить. Во-первых, добыть ингредиенты. Ecть два способа: купить в магазине за выручку, или пойти собирать по окрестностям. На каждой локации есть несколько их источников разных типов, а на сбор уходит полчаса времени. Что примечательно, на движение время не тратится, можно решать сколько угодно, что важнее собрать сегодня. Но "месторождения" истощаются сразу и восстанавливаются через несколько игровых часов. И дают случайное количество ингредиентов из доступных в них. В "бурлящей" воде, например, можно найти угря, ломтики рыбы или водоросли. Впрочем, большую часть игры нужно просто восполнять запасы. Кроме этого, можно подойти к торговцам, но их ассортимент не позволяет только покупать продукты, ничего не добывая.

Два угря! Уря! А на двух соседних были водоросли...
Два угря! Уря! А на двух соседних были водоросли...

Здесь отлично передана атмосфера мирной жизни ёкая в Генсокё - затерянном уголке древней Японии, изолированном от внешнего мира с помощью Хакурейского барьера. Ко всем новым механикам и блюдам игра подводит через общение с другими персонажами, поэтому они добавляются органично. Сюжетные и квестовые (они здесь необязательны, открываются в определённые дни или при высокой симпатии отдельных клиентов) диалоги написаны хорошо, а оформление с изображением различных эмоций делает их понятнее и добавляет определённого шарма.

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

Помимо этого можно потратить часть времени на предварительное приготовление нескольких порций любых доступных блюд. Которые портятся через день. Но можно... Система готовки здесь довольно оригинальная - есть пять предметов, с помощью каждого можно сделать определённые виды блюд, но поначалу можно взять только три из них. Так что ассортимент ограничен. У клиентов есть вкусы, и важность их распространяется за пределы предпочтений стандартных рецептов блюд - для максимальной прибавки к счастью этого мало. Нужно стараться создавать всё новые сочетания для каждого блюда и запоминать те, что вызывают вот такую реакцию (или оранжевую хотя бы):

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

Здесь можно добавлять к стандартному рецепту любые доступные ингредиенты и скармливать это клиентам. Почти. Совсем оригинальные сочетания превращаются в "темную материю". Кормить ей клиентов не стоит. Но для таких случаев есть просторный холодильник. И для ошибочно взятых напитков. И для не нужных сейчас блюд. Что интересно, на предмете для готовки можно держать их хоть весь вечер. При этом нужные для улучшения блюда ингредиенты - это не какая-то случайно сгенерированная последовательность, а понятные сочетания. Например, к жареным грибам достаточно добавить картошку и лук :) Но этого разработчикам было мало и они добавили...

Выражение лица главной героини идеально совпало с моим.
Выражение лица главной героини идеально совпало с моим.

После этой фразы и непродолжительного диалога, в котором хотелось увидеть отказ от этой затеи, очень хотелось... придётся после выбора продуктов практически всегда играть в простенькую мини-игру, а именно: появляется свиток, на нём - "ноты" двух типов, одни требуется просто нажать вовремя, другие - удерживать по всей длине. Ничего сложного в ней нет, но она снижает концентрацию на заказах, а ошибки влияют на качество конкретного блюда. Это добавляет динамики, но не настолько, чтобы уйти от обычного для жанра геймплея. И не сказать, что раздражает.

Без паники! Это самое сложное, что мне встречалось.
Без паники! Это самое сложное, что мне встречалось.

Кстати о напитках. Здесь в "баре" - всё доступное... питьё (чай есть), можно взять любое. Потому что есть специальные гости - другие известные персонажи Touhou, которые не выбирают что-то в меню, как обычные посетители. Они просто говорят свои пожелания. Даже то, чего нет в меню. Например, что-то с мясом, когда рецептов с ним ещё нет. И приходится проявлять творческий подход. Как и в составлении меню на каждый день: нужно выбрать продаваемые обычным посетителям напитки и блюда. Важное замечание - некоторые блюда заказывают часто, лучше добавлять их в меню через день-два, потому что убрать их оттуда во время работы уже нельзя. А вот напитки стоит подбирать разнообразные, иначе клиенты будут заказывать самый дешёвый бесконечный чай.

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

Часто после первой порции посетители делают еще один заказ, но если у вас нет нужных ингредиентов - подходим к столику и... выгоняем их, забирая деньги за всё съеденное. Даже капитализм в Генсокё особенный :) Хотя если попытаться сделать что-то подобное со специальными гостями... Это Touhou, здесь можно встретить весьма могущественных существ, которые могут существенно усложнить игру. Хотя до мрачных реалий Lobotomy Corporation всё же не доходит (а жаль) - последствия обычно наступают только при низкой симпатии, которую можно восполнить просто подойдя для разговора в нерабочее время. То есть придётся совершить серию ошибок, чтобы что-то случилось. Но такое всё же бывает.

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

На то есть три причины: первая - клиентов мало только в начале, потом количество столов становится больше трёх и можно перепутать столик, поставив напиток не туда, и его вернуть уже нельзя (да, выгнать посетителя можно, а вот забрать пиво - никак); вторая - специальные гости просто "говорят" желания, просмотреть которые можно лишь рядом с ними, надо их запоминать и, когда у тебя два или три таких клиента, приходится напрячь память; третья - порой заказы достаточно трудно понять правильно, если торопиться и не подумать. Геймплей не слишком динамичный, пианистом быть не обязательно, но череда ошибок может стать фатальной. Поэтому в игре шесть слотов сохранения. Не нужно ими пренебрегать или сохраняться в один и тот же.

Потому что можно однажды разозлить Рейму Хакурей и...
Потому что можно однажды разозлить Рейму Хакурей и...

Со временем открываются ещё два уровня сложности. Кухню тоже ждёт апгрейд - можно будет уместить все предметы для готовки. В определённые дни будет доступна и первая, начальная сложность, но на ней и прибыль будет меньше. Ошибки, естественно, тоже снижают доходы. Просто "пережить" день можно и с ними, но однажды может не хватить денег на редкий ингредиент, выполнение квеста или что-то ещё... С апгрейдами, кстати, помогает сама милота...

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

К счастью, есть и заметные упрощения геймплея - заказы не нужно забирать - они просто отображаются на панели внизу; грязная посуда тоже просто "исчезает"; клиенты сами занимают пустующие столики; во время работы с любым предметом на кухне, отдачи готовых блюд и чтения заказов специальных гостей время останавливается. Это не делает геймплей проще, но позволяет играть не в save/load, а в сюжетное приключение, пусть на повышенной сложности иногда и "приходилось" начинать день заново. К тому же, если как следует обслужить специальных гостей, они могут свои способности и с пользой для нашего заведения применить:

После этого приходит целая толпа посетителей.
После этого приходит целая толпа посетителей.

А ещё очень радует внимание разработчиков к деталям. Например, каждое утро на некоторых деревьях появляется роса, и собрать её можно только в первые полтора часа. Потом она исчезает. Или капканы, в которых можно найти мясо. Или немалый набор портретов-эмоций для каждого персонажа. Или домик нашего ёкая, в котором так много всего, хотя за всю игру в нём не проведёшь и полчаса времени:

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

В общем, рекомендую к покупке. Нужно только подождать локализацию. Screen Translator - полезная штука. Но не "панацея". Здесь важно точно знать пожелания клиентов, поэтому играть на незнакомом языке неудобно. Ждите хотя бы английского. Фанаты Touhou Project перевод с него на русский оперативно сделают. Я не рассказал об умениях, одно из которых позволяет бросать блюда и напитки из кухни на столики, не упомянул о повышении уровня героини, и ещё много о чём... Впрочем, и без этого ясно, что игра красивая, оригинальная, с проработанной механикой. Музыки пока что мало, но она хорошая, хоть и далека от композиций ZUN'a стилистически. Это никак не портит атмосферу. Игра находится в раннем доступе, но сложно сказать, чего ей не хватает (кроме локализации и кастомизации управления). Так что все, кому нравятся тайкуны, Touhou Project, визуальные новеллы, кулинария, милые персонажи и упражнения для тренировки всех типов памяти - добавляем игру в список желаемого и ждём релиза. Или учим китайский :)

И таких замечательных фраз в игре немало.
И таких замечательных фраз в игре немало.

P.S. Это был мой первый опыт прохождения игры с помощью Screen Translator. Эксперимент, очевидно, неудачный. Повторять такое без необходимости никому не рекомендую. Я и сам бы постарался не доигрывать в таком режиме. Но пришлось... Сюжет настолько хорош, что я ждал перевода большинства фраз с неизвестного мне совсем китайского упрощенного на английский, дополнительно переводил многие слова на русский, чтобы только ничего не упустить. Здесь есть всё: и хорошие шутки, и забавные ситуации, и продолжительные споры, и драматические моменты... На этом всё. Напоследок, одна из местных "кат-сцен".

Обзор игры Touhou Mystia's Izakaya

Специально для подсайта Виабу. Репост разрешён.

Контент для взрослых
7575
25 комментариев

А чего в такую рань запостил? Яре-яре.

8
Ответить

Она на китайском только?

5
Ответить

Пока что да. Но ранний доступ ещё, в полной версии хотя бы английский добавят, наверное. 

4
Ответить

Почему по Тохе до сих пор не выпустили приличного платформера, один мусор по диким ценам? Проблемы лицензирования?

2
Ответить

Так есть же отличная Touhou Luna Nights

11
Ответить

Что угодно, но не проблемы с лицензией. Как минимум потому, что правообладатель, ZUN, вообще не торгует правами на Touhou Project. Фанаты могут делать что угодно и бесплатно, кроме 18+ контента, так что... Просто среди фанатов не нашлось хороших геймдизайнеров для платформера, пока что...

3
Ответить

Хочу в тоху, но игра слишком не для казуалов, а у меня уровень игры "ниер автомата".

2
Ответить