Хроники будущего: 2019 год в фантастике и реальности

Завершение истории о мире прошлого и настоящего

В закладки
​Концепт-арт Сида Мида к фильму «Бегущий по лезвию»

Слово автора

Вторая часть материала должна была начаться разделом о кинофантастике 1980-х годов. Но прежде чем начать рассказ, я счёл важным поведать о переменах, произошедших до этого, как преобразились окружающий мир и НФ-литература. Изложить хронологию событий и явлений, кардинальным образом повлиявших на действительность. И выяснить, почему взгляд в будущее сменился с оптимистичного на реалистичный, а подчас даже печальный.

Будущее становится настоящим

В 1960-е жанр научной фантастики переживал своего рода культурную революцию — началась Новая волна научной фантастики. В предшествующем ей Золотом веке истории всё равно отчасти напоминали приключенческие повести из pulp-журналов, хоть и с сильным упором на описание научных достижений; будущее же в таких больше напоминало утопию.

В Новой волне уже было куда меньше героического, вместо средоточия повествования вокруг науки и техники больше внимания уделялось социальным, психологическим и политическим проблемам. Исчезли всякие условности и табу жанра, теперь научная фантастика была не только «о роботах и космических полётах».

Сюжеты произведений Новой волны не стеснялись тем сексуальности, наркотиков, насилия; главные персонажи не были исключительно положительными, и порой высказывали неоднозначные мысли. А «завтрашний день» перестали «красить» в радужные тона.

Авторы экспериментировали со стилями и языком, могли без стеснения говорить о сложных темах вроде радикализма или религии и озвучивать непопулярные мнения. Они стремились расширить границы научной фантастики, разрушить стереотип о ней как о подростковой литературе.

Можно сказать, к переменам подтолкнул не только застой в жанре, но даже сама обстановка на Земле. Мир стремительно менялся каждый день — Холодная война становилась всё жарче и жарче, появлялись новые страны и торговые блоки, города становились больше и густонаселённее, бурными темпами росла экономика, начался второй период глобализации.

Теперь фантасты старались писать об актуальных проблемах: взаимодействии человека с себе подобными, столкновениях культур и взглядов, роли государства в жизни общества и изменениях в самом обществе.

Так, на фоне взрывного демографического роста писатель Гарри Гаррисон задумался о том, что ждёт Землю в ближайшем будущем, и в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь! » (1966) показал планету в 1999 году, страдающую от перенаселения и загрязнения окружающей среды.

Поистине пророческой же можно считать другую антиутопию — «Всем стоять на Занзибаре» Джона Браннера. Книга, опубликованная в 1969 году, описывает мир 2010 года, и делает это с удивительной точностью. Китай здесь является новым мировым лидером наряду с США, европейские страны объединились в союз для большей мощи на мировой арене, цивилизации Запада и Востока всё больше взаимопроникают друг в друга; государства слились с мегакорпорациями и контролируют жизнь граждан. Остро стоит проблема перенаселённости и нехватки ресурсов, осуществляется тотальный контроль рождаемости. Вследствие этого молодые люди не спешат заводить семьи и отдают предпочтение свободным отношениям и сексуальным экспериментам.

Инфляция, международный терроризм, манипуляция общественным мнением через СМИ, господство корпораций, демографические кризисы — Браннер описывает проблемы нашей современности, пусть и в более резких тонах. В последующие годы эти темы найдут отражение в других фантастических произведениях.

Обложка книги «Всем стоять на Занзибаре» от художника Джона Харриса (John Harris)

В 1970-е, с усилением глобализации, начинается интенсивный процесс обмена между странами. И если после Второй Мировой войны шла вестернизация со стороны Запада, то в 70-е годы запустился обратный процесс. В 1970-х — начале 1980-х на рынок пришли фирмы с Востока. Вследствие топливного кризиса 1973 года, в США пришли японские автоконцерны, готовые предложить покупателю малолитражные автомобили с небольшим расходом топлива. В последующие годы они займут лидирующие позиции. Западные потребители покупали доступную бытовую технику, производимую в Южной Кореи или Японии, и электронику, экспортированную с Тайваня.

То, что раньше можно было увидеть лишь на картинках, стало воплощаться в реальность. На кухнях теперь стояли технологичные устройства — микроволновки и автоматические посудомоечные машины, — избавившие от бремени бытовых проблем. Компьютеры стали компактнее и доступнее, и теперь позволить их себе мог любой желающий.

Вместе с экономическим ростом, по всему миру начинается «бум небоскрёбов». В Америке и Азии взмывают вверх здания из стекла и железобетона, закладывая облик «города будущего».

Но у технологического и промышленного прогресса была и обратная сторона. Корпорации усиливались, скупая фирмы поменьше и лоббируя интересы, и выходили на транснациональный уровень. Вместе с ростом корпораций рос и уровень загрязнения окружающей среды. Смог в крупных городах уже давно не был непривычным. В 1960-е — 70-е годы проблема достигла таких масштабов, что промышленные гиганты того времени — Япония, США, СССР и страны Европы — приняли соответствующие нормы, ограничивающие выбросы токсичных веществ в атмосферу.

Будущее стало настоящим, и оказалось не таким уж «светлым». Теперь в «день завтрашний» смотрели без вящей радости. Прогнозы футурологов начали носить несколько пессимистичный характер, а в кино показывали более реалистичную картину времён грядущих.

«Альтернативный 2019»: версии будущего в экранной фантастике восьмидесятых

В 80-е годы XX века вышли сразу три культовые картины, действие которых происходит в 2019 году — «Бегущий по лезвию», «Акира» и «Бегущий человек». Каждый из фильмов предлагал свой взгляд на мир будущего 2019 года. «Наш» 2019 год уже прошёл, так что давайте сравним его с «альтернативными» версиями и выясним, что из этого случилось на самом деле.

«Бегущий по лезвию»: мрачное будущее…

Улицы Лос-Анджелеса 2019 года, кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982)

«Бегущий по лезвию» 1982 года воплощал в себе негативные настроения своего времени, и «рисовал» мир будущего хмурыми красками: в 2019 году в мире царит корпоратократия, экология окончательно загублена, а перенаселение и социальное расслоение достигло пика. Всё это — дело рук человеческих, последствия неконтролируемого потребления и людских пороков.

Несмотря на то, что природа практически уничтожена, заводы продолжают коптить грязно-серое небо вредными выбросами. Никого уже не волнует состояние планеты. Большинство видов животных давно вымерло, а территорий, пригодных для жизни, почти не осталось.

Те, кто побогаче, давно покинули Землю и живут на других планетах. Оставшиеся вынуждены влачить существование в переполненных мегаполисах. Из-за нехватки места города растут не вширь, а ввысь. Свободное пространство заполняется блоками монолитных небоскрёбов. Улицы затянуты смогом, сквозь который не проходят лучи Солнца. Этот мир умирает, и никому до этого нет дела…

Панорама Лос-Анджелеса будущего

Конечно, в 1982 году создатели фильма придерживались весьма пессимистичных прогнозов, однако обстановка на планете за прошедшие 38 лет действительно не стала лучше.

Концентрация парниковых газов в атмосфере растёт, температура Земли поднимается. За последние 40 лет площадь лесов уменьшилась на 50%, с 1970 года человечество уничтожило 60% животных на планете. В стремлении удовлетворить всё нарастающий спрос, забота о природе отошла на второй план.

Корпорации не правят странами (пока), но давно слились в симбиозе с правительствами. Государственная и корпоративная экономика уже неотделимы, и зачастую государство предпочитает помогать не собственным гражданам, а крупным компаниям. Например, во время финансового кризиса 2008 года правительство США списало многомиллиардные долги различных банков и выделило им дотации, а финансовое бремя переложило на рядовых налогоплательщиков.

И это не единичный случай — транснациональные корпорации, несмотря на миллиардные доходы, продолжают рапортовать о нулевой прибыли и получать налоговые послабления. Так, в 2019 году Activision Blizzard получила налоговых льгот на 228 млн. $, а Amazon, гигант с оборотом в 200 млрд. $, несколько лет вообще не платил налогов.

Технологические, промышленные и продуктовые компании продолжают засорять природу, при этом они совсем не спешат делиться отчётностью. Выбросы углекислого газа обновляют рекорды, от загрязнения воздуха каждый год умирает 7 миллионов человек. В некоторых мегаполисах атмосфера настолько грязная, что солнечные панели становятся бесполезными.

В погоне за прибылью капитал не думает о последствиях. Производители ещё на стадии конструирования решают, когда устройство сломается, при этом для увеличения продаж стараются сделать его не ремонтопригодным. Это ведёт к перепроизводству, что в итоге ведёт к ещё большему загрязнению окружающей среды. При этом бизнес старается не замечать проблемы и перекладывать всю вину на потребителя.

Процесс разрушения экологии давно запущен, и, вероятно, не далёк тот день, когда пейзаж из «Бегущего по лезвию» станет реальным. Но, в отличие от фильма, мы не можем улететь на другую планету.

Смог над Пекином

…и искусственная жизнь

Развитие науки и техники в мире «Бегущего по лезвию» пошло совсем по иному пути. Электроника достаточно продвинутая — существуют «умные» дома и компьютеры с голосовым управлением, есть даже технология достроения изображения (в «нашей» реальности такие системы на стадии прототипов). Однако здесь нет Интернета и мобильных устройств, а видеосвязь исключительно стационарная.

В некоторых вопросах тамошний прогресс ушёл далеко вперёд. По воздуху летают спиннеры, а космические корабли совершают рейсы к внеземным колониям. Генная инженерия достигла невиданных высот, и может создавать искусственных животных, в том числе вымерших. Но самое невероятное — местной науке подвластно сотворение искусственного человека.

После того, как космос был освоен, власть имущие предпочли не спасать родную Землю, и вместо этого устремилась строить новый мир на иных планетах. Условия на этих планетах зачастую были неблагоприятные, поэтому для постройки колоний использовали репликантов — синтетических людей, производимых генной корпорацией Tyrell.

В этом мире репликанты служат трудовой и военной силой, и выступают в роли солдат, шахтёров или обслуживающего персонала, предоставляя и услуги сексуального характера. Продукт учёных-генетиков, они во всём напоминают человека, но более совершенны физически и устойчивы к тяжёлым нагрузкам. Их собирают из искусственного биологического материала, вживляют воспоминания и «программируют» специальность.

Чтобы сохранить возможность контроля над репликантами, в их гены заложена «установка», в соответствии с которой по истечении четырёх лет жизни они умирают. Многие репликанты не согласно со своей участью и периодически восстают против людей. По этой причине их использование разрешено только во внеземных колониях.

По сути, от человека они отличаются деталями. В физиологическом плане у репликантов больше выносливость и отсутствует чувствительность к боли, кроме этого, у них светится глазное дно. В плане психологии у искусственных людей отсутствует часть эмоционального спектра, и нет собственных воспоминаний, только вживлённые.

Репликанты — отнюдь не роботы, а полноценные живые существа, способные мыслить и чувствовать. В каком-то смысле, репликанты даже больше люди, чем сами люди.

В «нашей» версии реальности искусственная жизнь существует — учёные создают искусственных животных с помощью клонирования, включая приматов. Сейчас успешно клонируют овец, собак, кошек, свиней и другие хорошо изученные виды, но до воскрешения вымерших животных ещё рано.

Однако метод далёк от совершенства — процесс этот трудоёмкий и длительный, для создания клона нужно несколько матерей, клонированные животные стареют быстрее обычных и зачастую страдают от врождённых болезней. Поэтому клонирование человека пока видится далёкой перспективой, хотя в теории оно и возможно. Если не брать в расчёт моральные и законодательные нормы, сложность здесь в самой неразвитости технологий. Так, для создания двух клонов макак — приматов, близких родственников «человека» — потребовались 63 суррогатные матери.

Ко всему прочему, нужно исключить сам факт возможных заболеваний и мутаций у клонированного человека. На данный момент, генные инженеры успешно работают над лечением болезней у обычных и генно-модифицированных животных, и, вероятно, в будущем, этот подход применят и к клонированным.

Если говорить о «сборке» искусственного организма на основе синтетических биоматериалов, как в фильме, то и это кажется маловероятным. Биологические конструкции уже производят, но существующих искусственных органов недостаточно для создания полноценного функционирующего тела. К тому же, мозг, самый сложный орган, ещё нельзя воссоздать, хотя и исследования в этой области ведутся. В августе 2019 года органоид (заготовка искусственно выращенного органа) мозга впервые показал нейронную активность, а в октябре международная команда учёных, работающих под руководством NIMS, отчиталась о работе над нейроморфной сетью, разработанной по модели человеческого мозга.

Возможно, в отдалённом будущем вместо искусственных людей у нас будут полноценные биороботы. В январе 2020-го учёные из Вермонтского университета представили метод сборки роботов из живых клеток. Предполагается, что благодаря малым размерам подобные роботы смогут перемещаться по кровеносным сосудам человека и убирать тромбы, работать с радиационными и опасными материалами и очищать океан от микропластика.

Пока фантастика сильно обгоняет реальность. Мало того, что в мире «Бегущего по лезвию» искусственных людей производят в промышленных масштабах, тамошние учёные умеют контролировать мыслительные процессы репликантов и имплантировать им ложную память. В реальности же процессы по удалению и внедрения воспоминаний проводят только на лабораторных мышах и птицах.

Гиноид Sophia рассказывает о своих планах на 2020 год

В свете всего этого, более вероятным кажется появление искусственного «человека» в виде андроидов, роботов с человекоподобной внешностью. Их можно программировать, они могут самообучаться, а самое главное — они уже существуют. Пусть и не столь идеальные, как репликанты, андроиды год за годом совершенствуются и становятся функциональней.

Самый продвинутый из подобных — гиноид Sophia фирмы Hanson Robotics. Когда-то она была лишь стендовым образцом, а её дёрганая мимика становилась объектом шуток. Сегодня же София может ходить, двигать руками, рисовать, петь… В 2017 году София получила гражданство Саудовской Аравии, её приглашают на телешоу и модные показы, и она ведёт себя скорее как медийная персона, а не объект научных разработок.

София обладает собственным искусственным интеллектом, и с помощью машинного обучения становится умнее с каждым днём. Она умеет отвечать на задаваемые ей вопросы и поддерживать беседу, запоминает и анализирует речь и разговоры. Исследователи из Hanson Robotics хотят пойти ещё дальше, и научить робота общаться, подобно живым людям — распознавая эмоции и реагируя на них соответствующим образом.

Сегодня человекоподобные роботы резко выделяются на фоне настоящего человека, иногда вызывая эффект «зловещей долины». Но проблемы внешности в конечном итоге будут решены, а роботы станут смышлёнее и смогут понимать тонкие оттенки вроде сарказма (люди-то не всегда могут его уловить). И настанет день, когда мы будем вести осмысленные споры с «потомками» Софии. Аналитики и учёные предполагают, что с нынешним уровнем развития науки и техники, создание полноценного искусственного интеллекта возможно уже в 2030-х. Как следствие, после этого можно ожидать появление искусственных «людей», неотличимых от настоящего человека.

«Бегущий человек»: социальное расслоение и тотальный контроль СМИ

​Калифорния в 2019 году, кадр из фильма «Бегущий человек» (1987)

Ещё одним фильмом, показывавшем безрадостное будущее 2019 года, был «Бегущий человек» (1987). По завязке фильма, в мире бушует экономический кризис и ресурсы на исходе, в обществе преобладает дикое неравенство. США стали полицейским государством, СМИ контролируются правительством, вся информация подвергается тотальной цензуре и контролю. Любой бунт против системы жестоко подавляется.

Чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем, власти показывают садистские и кровавые телешоу, чрезвычайно популярные у публики. Участниками одного из таких шоу — «Бегущий человек» — становятся заключённые тюрем, которые имеют шанс пройти суровые испытания и получить свободу, либо умереть на глазах телезрителей от рук преследователей-охотников…

Трейлер фильма «Бегущий человек» (1987)

«Бегущий человек» не старался в деталях воссоздать мир будущего, всё-таки это в первую очередь боевик. С прогнозом популярности жестокости на телевидении создатели не угадали, и обстановка ровно противоположная — зрители предпочитают смотреть реалити-шоу об отношениях, а не наблюдать смерть в прямом эфире.

Но в вопросах социального неравенства и свободы слова антиутопия фильма подошла близко к реальности.

По оценкам ООН, количество голодающих растёт с каждым годом, при этом в мире становится всё больше людей с избыточным весом. По данным объединения Oxfam, занимающегося проблемами бедности, всего 1% населения планеты контролирует в два раза больше финансов, чем 6,9 миллиарда человек, из них 735 миллионов живут в условиях крайней нищеты. В 2019 году 4,6 миллиардов жителей планеты оказались беднее 2153 миллиардеров. При этом богачи приносят только 4% налоговых поступлений, уклоняясь от большей части обязательств с помощью финансовых проволочек.

Со средствами массовой информацией картина тоже становится печальнее. К 2019 году в Индексе свободы прессы остались лишь 16 стран, в которых положение дел со свободой прессы оценивалось как хорошее. Во многих странах СМИ контролируются либо полностью, либо частично, медийные компании сотрудничают или работают в связке с правительством. Журналистов преследуют и запугивают, СМИ перекупаются и управляются ограниченным кругом лиц. По мнению Freedom House, на 2019 год ситуация с прессой и медиа находится в «затяжной петле».

Интернет, в теории самое свободное пространство, постоянно анализируется и проверяется. «Большая пятёрка» информационных корпораций (Google, Amazon, Facebook, Apple,Microsoft), занимающих доминирующее положение в киберпространстве, неоднократно подвергались критике за манипулирование общественным мнением и цензуру. В некоторых странах Интернет и вовсе принадлежит государству.

Сегодня любое мнение негласно контролируется. И это не сюжет фантастического фильма. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на количество организаций, осуществляющих массовую слежку.

«Акира»: настоящее, которого не случилось

Улицы Нео-Токио в 2019 году, кадр из аниме «Акира» (1988)

В 1988 году ядерный взрыв неизвестного происхождения уничтожил Токио, что послужило началом Третьей Мировой войны. После войны, столица Японии была отстроена и получила название Нео-Токио. В 2019 году, на городских задворках, идёт уличная война между бандами байкеров.

Канеда и Тэцуо — члены одной из таких банд. Во время агрессивного мотоциклетного столкновения на шоссе с конкурирующей бандой Клоунов, Тэцуо чуть не сбивает странного седого мальчика, теряет управление и разбивается. Вскоре на место прибывают военные, и забирают Тэцуо и ребёнка.

Оказывается, в правительственных лабораториях проводят опыты по созданию людей, обладающих сверхъестественными способностями — психокинезом, телепатией, экстрасенсорным восприятием. И седой мальчик — один из подопытных…

В отличие от других фильмов подборки, будущее по версии аниме 1988 года не столь мрачно. Экология не уничтожена, власть не правит «железной рукой», социальное расслоение не столь резкое. «Реальность» «Акиры» похожа на наше настоящее. Пока в трущобах преступные группировки выясняют отношения, на аллеях в центре города спокойно гуляют прохожие. В стране растёт уровень безработицы и проблемы с экономикой, в обществе зреют протестные настроения, но недовольные не боятся выйти на улицы под страхом смерти. В общем, как и в «нашей» версии 2019-го, здесь присутствуют не только негативные факторы.

Реалистичности добавляют и здешние технологии. Создатели аниме не строили грандиозных планов о межпланетных экспедициях и разумных роботах. В основном они отталкивались от существовавших или планируемых изобретений — лазерного оружия, летающих платформ и голограмм — и экстраполировали их.

Однако некоторым прогнозам не суждено было сбыться по тем или иным причинам. Если в «Акире» есть портативные боевые лазеры, то «у нас» их создание ограничено конвенцией ООН 1995 года, и нынешние лазерные винтовки исключительно нелетального действия. Орбитального лазерного оружия, подобного спутнику SOL из аниме, в ближайшее время тоже не предвидится. Расхождение связано с тем, что на момент создания картины (до 1988 года), противостояние СССР и США ещё было в разгаре, и действовали программы («СОИ» и «СК-1000») по созданию сети космической противоракетной обороны, с потенциальным выводом на орбиту спутников с лазерным вооружением. В 1991 году Советский Союз распался, Холодная война закончилась, и обе программы «сошли на нет». Летающие платформы попросту оказались недостаточно перспективны, чтобы кто-нибудь в них вкладывался.

Солдат со «сверхъестественными» силами на сегодняшний день нет, но их появление возможно в следующие десятилетия. Это не будут люди, способные двигать предметы взглядом или останавливать пули в воздухе. Но солдаты будущего смогут общаться с помощью «телепатии» и обладать возможностями, выходящими за пределы человеческих.

Во многих странах разрабатываются программы солдат будущего, и сейчас ставка идёт в основном на технологические новшества — экзоскелеты, «умное» оружие, вспомогательные приборы. Но военные смотрят и в сторону биологических и генетических усовершенствований.

Министерство обороны США считает, что к 2050 году или ранее на службе уже будут состоять кибернетически улучшенные солдаты. Они будут лучше видеть и слышать, обладать развитой мускулатурой и повышенной выносливостью, и обмениваться сообщениями «силой мысли» за счёт нейроимплантов.

Для лучшей ориентировки на местности и координации действий предполагается использование контактных линз с дополненной реальностью (такие разрабатывают сразу несколько компаний), отображающих информацию с поля боя, и с функциями ночного видения. Слуховые устройства защитят уши и помогут бойцам различать самые незначительные звуки. Нательный костюм, разработанный с помощью оптогенетики, позволит быстрее восстанавливать мышцы и управлять их реакцией.

Но самое интересное — это использование нейронных компьютеров. Кроме расширения возможностей мозга и «телепатической» связи, их планируют применять для управления оружием и боевыми машинами. В исследовательском центре Минобороны США DARPA интересуются созданием интерфейса «мозг-компьютер», благодаря которому солдаты смогут мгновенно передавать информацию без внешних устройств связи, и в теории отдавать команды «умному» оружию. DARPA делает небольшие инвестиции в различные стартапы, связанные с этой сферой.

Например, в компанию Neuralink, разрабатывающую технологию имплантируемого в мозг электронного интерфейса. Устройство, представляющее собой чип с гибкими «нитями» толщиной 4–6 мкм, считывает мозговые сигналы и передаёт полученную информацию. Исследователи уже провели успешные опыты на лабораторных крысах, которым вживили чип с переходником USB-C, и сняли показания мозговой активности животных. Сейчас в компании работают над методом беспроводной передачи данных, и к середине 2020 года планируют начать эксперименты с людьми. В Neuralink видят потенциал в использовании имплантов для помощи парализованным людям, чтобы те могли взаимодействовать со смартфонами или компьютером. В будущем же, по словам представителей фирмы, они достигнут «симбиоза человека с искусственным интеллектом».

В Минобороны не исключают и расширения возможностей человеческого тела генетическим путём; например, посредством редактирования генов позволить глазам видеть в темноте. При условии, что изменения можно будет «откатить». В DARPA ставят целью, чтобы любые вмешательства в организм солдата, кибернетические или генетические, были обратимыми.

Сегодняшние технологии ещё не достигли уровня, необходимого для создания «суперсолдат», и армия пока «приглядывается». Но их появление в следующие 30 лет вполне реально. Когда-то многие элементы современной войны— боевые роботы, беспилотники, дроны — существовали лишь на бумаге, а теперь принимают участие в бою. И появление среди них солдат-киборгов уже не кажется чем-то фантастичным.

Постапокалипсис нам только снится…

В качестве интермедии, можно упомянуть другие фильмы, действие которых также происходит в 2019 году. Все они посвящены приключениям на постъядерных пустошах после наступившего конца света. «2019: Новые варвары», «2019: После падения Нью-Йорка», «Стальная граница» — кроме общей темы, их объединяет дешевизна исполнения и китчевая стилистика, «позаимствованная» у фильмов «Побег из Нью-Йорка» и «Безумный Макс».

К счастью, ядерной войны за прошедшие годы не случилось, и нам не нужно носить кожаные штаны и бродить по руинам городов в поисках запчастей для ржавого рыдвана. А подобные фильмы так и остались забавным развлечением, и не служат учебным пособием.

Прогнозы футурологов

​Обложка книги Артура Ч. Кларка «20 июля 2019 года: Один день жизни в XXI веке»

Писатели, пишущие о будущем, тоже строили предположения о том, какой будет жизнь в 2019 году. Как и в остальной фантастике, их предсказания сместились в сторону реальных пробем.

Так, в своём очерке о жизни в 2019 году, написанном в 1983 году, классик фантастической литературы и популяризатор науки Айзек Азимов задумывался, к чему может привести безответственное отношение к мировому загрязнению, и всерьёз боялся вероятности ядерного конфликта между СССР и США.

Азимов сделал прогнозы в самых разных категориях, и вот как он описывал развитие событий до 2019 года:

  • Массовая компьютеризация

Фантаст считал, что компьютеры будут играть всё большую роль в жизни человека, использоваться в экономике и промышленности. Изменится даже концепция образования — учащиеся будут получать все необходимые знания из домашних компьютеров, без нужды ходить в школу.

«Со временем общество нельзя будет представить без них. “Мобильные компьютеры” проникнут в каждый дом. Новому поколению придётся стать «компьютерно-грамотными», чтобы выжить в новом мире высоких технологий.»

Айзек Азимов
писатель-фантаст
  • Роботизация и автоматизация

Компьютеры и роботы будут выполнять всё больше и больше рутинных задач, вроде бумажной волокиты или конвейерного производства. Часть профессий, связанных с этим, исчезнет, и появятся новые. В освободившееся время люди будут наслаждаться «жизнью, насыщенной досугом».

  • Экология

Писатель опасался, что безответственность в плане переработки отходов и борьбы с загрязнением среды приведёт к очевидным и сложным проблемам. И надеялся, что к 2019 году учёные придумают способ, как бороться с этими проблемами.

​Освоение Луны. Иллюстрация из журнала LIFE, 1989 год
  • Освоение космоса

«Мы закрепимся в космосе». К 2019 году на орбите Земли будут летать научные лаборатории, обсерватории и солнечные электростанции. На Луне будут добывать полезные ископаемые. В 2019 первое космическое поселение будет как минимум на стадии планирования, а может быть, уже и строительства.

  • Мир во всём мире

Азимов надеялся, что к 2019 году мировые нации объединятся, но не из-за внезапной любви друг к другу, а от осознания факта, что без объединения усилий человечество может и не выжить.

«Если мы не начнём сотрудничать, гибель грозит всем нам»

Айзек Азимов
писатель-фантаст

Что-то из этого сбылось . Компьютеры и роботы повсюду, в быту и промышленности. Любую интересующую информацию можно найти через Интернет, и каждому доступно дистанционное обучение.

Что-то, к сожалению, нет. Экологические проблемы так и остаются нерешёнными и усугубляются. А мир, живущий во всеобщем согласии, кажется ещё большей фантастикой, чем колонии на Луне.

Другой известный фантаст и профессиональный футуролог — Артур Кларк — тоже писал о грядущем 2019 годе. В 1986 году он выпустил книгу под названием «20 июля 2019 года: Один день жизни в XXI веке». Писатель размышлял, каким будет мир через 50 лет после первой высадки на Луну. Книга представляет собой сборник на разные темы: «День в больнице», «Вечер в кино», «Роботы», и другие, и описывает отдельные аспекты повседневности XXI века. Интересно, что в главе, названной «Война», Кларк высказывал опасения, что напряжённость между Западом и Востоком приведёт к началу Третьей Мировой войны.

Давайте пройдёмся по некоторым интересным разделам книги, и посмотрим, что же из этого сбылось:

  • Космос

Открывается книга посланием «будущего» Артура Кларка, которому в 2019 году уже больше 100 лет. Он живёт на Луне, и находится в отличной форме благодаря пониженной гравитации и достижениям медицины. Как и Азимов, писатель верил, что космос станет новым промышленным плацдармом — на астероидах будут шахты, а лунную поверхность будут видоизменять с помощью роботов. Увы, пока этого не случилось.

  • Технологии

Фантаст предугадал общее развитие электронных технологий — он описывает и «умные» дома, и бытовую технику, управляемую голосом, и мобильные устройства. Как ни странно, совершенно не упоминая Интернет или хотя бы что-то отдалённое — все «умные» приборы работают без связи с внешним миром внутри закрытой системы. Здешняя «умная» кухня может приготовить еду к вашему приходу, но ей нужно предварительно позвонить и продиктовать команду вслух.

Но при этом футуролог правильно размышлял о том, что объём знаний и информации в компьютерах позволит создать механизм, основывающийся на вычислениях миллионов байт информации — что-то наподобие технологии Big Data. Подобные вычисления будут применяться в комплексных областях науки, например, в медицине.

​Космонавты на Луне, 1969 год. Фото NASA
  • Медицина

Здесь эффективно лечат старческие заболевания — так, в одной из глав упоминаются соревнования 80-летних спортсменов. С помощью биоинженерии родители «конструируют» будущих детей, органы выращивают в лабораториях, а психиатрия успешно научилась справляться с ментальными болезнями.

Мини-клиники первой помощи стоят на каждом шагу, роботы могут самостоятельно проводить несложные операции с помощью лазеров, а отдельные галлюциногенные вещества, такие как LSD, были «избавлены» от негативных последствий и теперь совершенно легальны.

Но прогнозы фантаста были чересчур оптимистичны. В реальности генетические изменения младенцев проводились только один раз, роботы не заменили хирургов, а способ продления жизни ещё не найден. Хотя благодаря достижениям клеточной и генной терапии, за кругленькую сумму можно пропить курс препаратов от некоторых заболеваний (в основном онкологических), или «притормозить» старение.

  • Развлечения
Цифровая девушка Siren

Видение Кларка было наиболее чётко реализовано в том, что касается развлечений. В кинотеатрах идёт продолжение «Унесённых ветром», в ролях — герои оригинального фильма, «воскрешённые»в цифровом виде.

И действительно, цифровые копии людей играют в кино. Актёр Питер Кушинг, исполнивший роль гранд-моффа Таркина в «Звёздных войнах», умер ещё в 1994 году. Но в 2016 году сыгранный им персонаж появился в продолжении фильма, в виде компьютерной реконструкции образа. Сегодня с помощью технологий актёров омолаживают, меняют им внешность, на основе их облика создаются цифровые личности.

Технологии зашли дальше фантазий — к 2019 году такие вещи, как концерты виртуальных знаменитостей, стали обыденностью. Вскоре с «искусственными людьми» можно будет даже поговорить — в январе 2020-го Samsung представила аватаров Neon. По заявлениям компании, у неонов есть свои собственные эмоции и воспоминания, и они могут поддерживать беседу при помощи встроенного ИИ.

  • Транспорт

В этом плане футуролог придерживался традиционных взглядов — принципиально новых видов перемещения не появится, будет идти лишь совершенствование существующих. Машины начнут ездить без водителей, самолёты будут летать на скорости нескольких мах, а перевозки по морю осуществляться за счёт подводных лодок, для уменьшения вероятности происшествий.

Прогресс оказался скромнее. Беспилотные автомобили есть, но в других аспектах всё по-прежнему— грузы транспортируют на танкерах, а пассажирская авиация осталась дозвуковой.

Concorde, сверхзвуковой пассажирский самолёт, совершает свой последний полёт, 2003 год

По заявлению самого писателя, его целью не было точно предсказать мир будущего. «Я исследовал границы возможного», — пишет Кларк на страницах книги. И именно подобными исследованиями наука занималась всю историю. Может быть, несбывшиеся прогнозы исполнятся до 100-летнего юбилея миссии «Аполлон-11».

Единственный способ установить границы возможного — попытаться сделать шаг за эти границы.

Второй Закон Артура Кларка

2000-е годы: каким видели будущее ещё «вчера»

​Лос-Анджелес 2019 года, кадр из фильма «Остров» (2005)

К началу нового тысячелетия о полётах к другим планетам в ближайшем будущем уже не мечтали. Футурологи в прогнозах размышляли о компьютерах, а космический антураж в фильмах стали использовать в развлекательных целях.

Теперь 2019 год не был чем-то далёким, а стал отметкой на календаре. Экранная фантастика помещала события в 2019 год, потому что он всё ещё оставался «на горизонте», но был тем, что «вот-вот наступит»; и можно было снимать фантастику, не сильно тратясь на декорации.

Например, так поступили создатели подросткового сериала «Тёмный ангел», рассказывавшего о жизни и отношениях генетически изменённых молодых людей. В других случаях 2019 год и вовсе превратился в строчку «10 лет спустя…». Как в фильме 2009 года «Воины света», где в 2019 году Землёй правят вампиры.

Из этих фильмов стоит выделить боевик 2005 года «Остров», который ближе других лежит к научной фантастике. По сюжету фильма, в недалеком будущем корпорации выращивают для состоятельных клиентов их собственных клонов на заказ, чтобы в дальнейшем использовать тех в качестве доноров органов. Таким образом, состоятельные люди могут продлевать себе жизнь и выглядеть «вечно молодыми». Клонированных людей содержат в изолированном комплексе, и говорят им, что за пределами комплекса всё вымерло, и на Земле осталось только одно нетронутое место — Остров, куда администрация комплекса забирает «счастливчиков»…

Трейлер фильма «Остров»

Если когда-то искусственные органы представляли собой механические устройства из неорганических материалов (пластик, металл) и стоили баснословных денег, то, возможно, в недалёком будущем любой желающий сможет пересадить себе недорогую искусственную почку, напечатанную на 3D-принтере из живых клеток. И без всякого участия постороннего донора!

С каждым годом перечень печатаемых органов увеличивается, а стоимость печати уменьшается. Пациентам успешно пересаживают напечатанные протезы ушей и носа, устанавливают искусственные черепа, с помощью напечатанных лицевых трансплантатов придают облик деформированным лицам.

В ближайшие годы, вероятно, начнутся первые пересадки искусственных внутренних органов. В 2019 году осуществили первую операцию по пересадке напечатанной кости таза из титана, в 2020 начнутся испытания костей, созданных из биоматериалов. В исследовательских лабораториях и клиниках уже печатают искусственные почки, печень, кожу с сосудами…

Однако искусственные органы ещё не могут заменить полноценные. В настоящее время используют очень малую их часть, например, подсаживают временную искусственную кость, которая будет постепенно растворяться по мере того, как организм на её месте будет выращивать настоящую. Или применяют в качестве макета-тренажёра перед пересадкой донорского органа. Трансплантация напечатанных органов пока что ограничивается их сложностью. Сейчас пересаживают лишь простые органы, вроде мочевого пузыря.

Органы — комплексный механизм, пронизанный сетью множества кровеносных сосудов и капилляров. В 2019 году в этой области случилось сразу несколько прорывов, приблизивших появление функционирующих аналогов живых органов. В мае объединённая команда исследователей из Университета Райса и Вашингтонского университета представила методику создания сосудистых сетей на основе гидрогелевого раствора. В ноябре 2019 года учёные из Шэньчжэньского университета объявили о создании технологии печати жидкость-в-жидкости, при помощи которой можно создавать жидкие поддерживающие матрицы.

Серьёзные успехи были и в области печати самих органов. В апреле учёные из Тель-Авивского университета показали органоид сердца, в начале декабря учёные из Института регенеративной медицины Уэйк Форест (WFIRM) сообщили об усовершенствовании технологии печати трахеи, а в середине декабря исследователи из Университета Сан-Паулу сообщили о том, что смогли создать уменьшенную копию печени.

Модель искусственного лёгкого, видео Rice University

Технология 3D-печати произведёт революцию в области искусственных органов, так же, как это произошло в области протезирования. Благодаря 3D-печати, бионические протезы рук всего за несколько лет подешевели в десятки раз. По мнению экспертов, через 5–10 лет пересадка искусственных органов станет реальностью, и сотни тысяч больных в очереди на пересадку получат свой шанс.

Тем же, кто не хочет ждать и желает продлить жизнь и поправить здоровье уже сегодня, предлагаются .

Наука и медицина стремительно прогрессируют, и в скором времени «вечная молодость» будет доступна и без всяких клонов.

Эпилог

На этом рассказ о мире прошлого и будущего завершается. На протяжении всего XX века люди по-разному представляли 2019 год. Взгляды на «завтрашний день» менялись от десятилетия к десятилетию.

Microsoft Productivity Future Vision (2009)

Предсказание будущего — наука не точная. Предвидеть его сложно даже на 10 лет вперёд. Достаточно посмотреть, как Microsoft представляли 2019 год в 2009-ом, а после оглядеться вокруг и увидеть, как сильно отличается настоящее.

На настоящем и остановимся. Что ждёт нас в дальнейшем? До изобретения машины времени, единственный способ узнать ответ на этот вопрос — ждать, когда будущее настанет само. Так что, «поживём — yвидим».

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Аркадий Райнер", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0430\u043d\u0442\u0430\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043d\u0430\u0443\u043a\u0430","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","long"], "comments": 5, "likes": 71, "favorites": 132, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 103148, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 14 Feb 2020 14:17:54 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 103148, "author_id": 111260, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/103148\/get","add":"\/comments\/103148\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/103148"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 112327, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
1

Сильный анализ, прям затянуло

Ответить
0

почему кнопки аудио нет? в приложении все работает

Ответить
1

 От команды знатоков отвечает @Denis Shiryaev 

Ответить
0

вообще было бы норм если бы аудио было во всех статьях, а не только в больших

Ответить
0

Мы тоже были бы рады, потому что текстового материала и так немного, больше каналов и возможностей"доведения" до читателя - это прям сильно помогает.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]
{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }