Наука
- MaRkFrolov -

Парадокс Ферми

Владимир Михайлович Липунов — советский и российский учёный-астрофизик, профессор МГУ, доктор физико-математических наук.

Парадокс Ферми (англ. Fermi paradox) — отсутствие видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций, которые должны были бы расселиться по всей Вселенной за миллиарды лет её развития. Парадокс был предложен физиком Энрико Ферми, который подверг сомнению возможность обнаружения внеземных цивилизаций, и связан с попыткой ответить на один из важнейших вопросов современности: «Является ли человечество единственной технологически развитой цивилизацией во Вселенной?». Попыткой ответа на этот вопрос служит уравнение Дрейка, которое оценивает возможное количество внеземных цивилизаций, способных вступить в контакт. Оно может давать при некоторых значениях неизвестных параметров довольно высокую оценку шансам на такую встречу. На подобные выводы Ферми ответил, что если в нашей галактике должно существовать множество развитых цивилизаций, то надо ответить на вопрос: «Где они? Почему мы не наблюдаем никаких следов разумной внеземной жизни, таких, например, как зонды, космические корабли или радиопередачи?»[1]. Допущения, которые легли в основу парадокса Ферми, часто называют «принципом Ферми»

P.S.

Где ум угасает – там гибнет познанье,

Где гибнет познанье, – да ведает всякий, –

Там гибнет дитя человечье во мраке.

{ "author_name": "- MaRkFrolov -", "author_type": "self", "tags": ["universe","time","science","paradox","light","fermi"], "comments": 72, "likes": 39, "favorites": 62, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 622882, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 27 Jan 2021 01:33:36 +0300", "is_special": false }
72 комментария

Мы все далеко в жопе, при масштабах Вселенной совершенно не важно, есть ли ещё где-то цивилизации, встретиться им статистически невероятно.
Ну, по крайней мере пока не достигнут 4 энергетического уровня и не начнут общаться, гася и включая звезды. Да и то придется по 10 000 лет ждать галактических дикпиков.

Или посмотрят, что мы агрессивные, и просто разъебут каким нибудь планетарным оружием. Чтобы в будущем не подвергать себя опасности.

Агрессивные мы, а разъебут они? Звучит логично)

Весьма. Чего не сделаешь ради собственной безопасности. В том числе и убьешь опасного зверя, не дав ему вырасти.

На эту тему есть интересное произведение у Элиезера Юдковского - Тройной контакт.
Заходят в одну солнечную систему корабль землян, корабль инопланетян..., а им бармен такой...

На эту тему есть интересное произведение у Элиезера Юдковского -  Тройной контакт.

Зачем целая вселенная, нам и галактики достаточно для изучения. А галактика молчит, потому и парадокс есть

Так разве не далековато для зондов, космических кораблей и радиопередач? В масштабах нашей галактики, а не то что Вселенной, это надо, грубо говоря, в одном маленьком углу сидеть, чтоб успеть услышать цивилизацию, примерно равную нашей по развитию. Менее технологически развитым еще нечего запускать/вещать, а о более - сложно даже представить, какие технологии могут ими применяться. Приняли бы в Древней Греции радиосигнал? А в начале XX века смогли бы принять даже направленный в сторону потенциального искателя луч лазерной связи?

Ну да. К тому же, от нас самих в галактике не так уж много следов. Гипотетические развитые цивилизации сидят и спрашивают себя «ну и где сигналы и космические корабли?».

От нас следов уже не мало. Мы в полне по взрослому нашумели радиосигналами уже как минимум на 50 световых лет вокруг.
И тут надо учитывать, что самому человечеству какие-то жалкие тысячи лет. Это абсолютное ничто в масштабах нашей галактики. Там счёт идёт на миллиарды лет. Даже плюс минус один миллиард лет и весь млечный путь должен быть забит радиошумом.

И этот шум на таком расстоянии уже превратился в кашу, и ничем кроме шума, для условных инопланетян, не знакомых с тем, как мы шифруем сигнал, являться не будет.

Про вселенную и речи нет. Связь, общение и наблюдение между галактиками не обсуждается в принципе.
А в рамках нашего Млечного пути расстояния хоть и большие, но в масштабах существования даже только нашей звёздной системы — ерунда.
Всего 100К световых лет хватит радиосигналу чтобы облететь весь Млечный путь (без учёта затухания сигнала конечно). А нашему солнцу примерно 4ККК лет и жизнь появилась почти сразу.
Звёзды и планеты вроде нашей в огромном количестве появлялись и раньше и эта вот дистанция (а нам же не из конца в конец, нам и на пол галактики хватит) в 50 000 световых лет это на уровне погрешности.
Т.е. если даже всего (лол) на один миллиардик лет раньше где-то зародилась жизнь подобная нашей — они в теории могут радиошуметь туда и обратно через всю галактику десятки тысяч раз. Ну и экспансия возможна.

На данном этапе развития межзвездные путешествия на космических кораблях выглядят бредовыми - даже со скоростью света лететь 4.5 года хуй знает куда такое себе. Возможно окажется, что это вприницпе не состоятельный способ перемещения, и либо порталы либо ничего.

Скорее кротовые норы)
Звучит более адекватно для путешествий на большие расстояния. Хоть и чисто теоретически.
Порталы это что-то ну совсем из фентези

я это и имел ввиду, система вход-выход

Пока не реализуют работающую защиту от космической радиации (кроме собвственного источника искусственного магнитного поля на корабле, пока ничего перспективного не предвидится), никто даже до Марса долететь не сможет без последствий, не говоря уже про дальний космос.

Массовый Мика

Jonh

Легче увеличить продолжительность жизни, чем ломать законы физики.

Даже если люди на "своих двоих" полетят заселять космос, то это будут независимые колонии, с полным отсутствием коммуникации между друг другом.

Помню создал коуб, и понеслось копипасты. Лям просмотров почти набрал, не ожидал) видео идёт 13 минут, как раз 2 моих коуба. А вот полная тема, кому интересно

тоже помню этот куб, мне кажется тут заслуга от части Ханца Цимера, если бы не этот таинственный эмбиент паста так бы не разлетелась) про этот парадокс уже кучу раз говорили включая знаменитого Нила Деграса

Ага. Я нашел на Ютубе помню это интервью. И параллельно у меня ещё играл саундтрек из Интерстеллар. Решил закоубить)

Ух ты, я его помню, даже сохранил себе.

Я сшил твои два видео очень давно) Ставил тебе лайк и делал перепост. Маленький мир.

тож самое скинул..

Не понимаю, почему это парадокс, если уравнение взято с потолка и не претендует на истину.
Люди явно плохо представляют масштабы Вселенной.

Мне сложней представить, что кроме нас во Вселенной никого нет, чем наоборот)) Просто многим нравится считать себя (людей) уникальными. А еще половине тех, кто допускает вероятность жизни на других планетах - что она прямо-таки обязана быть похожей на земную.

История развития физики уже научила нас, что интуитивно понятное не всегда правильно описывает окружающий мир, а история религии - что человеческие хотелки не имеют ничего общего с реальностью. Было бы круто, если бы человечество не было одиноко в его видимой части Вселенной, но пока что мы тут одни, никто нам не поможет, если мы решим поиграть в фаллаут или просто выкачаем всю нефть и останемся без возможности запуска ракет на другие планеты. Нам пизда и это на нашей совести.

Да и не факт что захотели бы помогать ведь Земля это лишь какая то там планета 13-го типа, которая уничтожит себя в ходе войн или в попытках вычислить массу бозона Хиггса.

Всё же есть разница между ничтожной гипотетической возможностью и абсолютным отчаянием и одиночеством.

Сто процентов.

Хотя бы из определения бесконечности Вселенной следует, что жизнь не может быть уникальным явлением.
Но это похер, см первый комментарий

Если бы мы были одни во Вселенной, это было бы уже не чудом, а чудищем (с)

Согласен с вами и понимаю о чём вы, но. Есть предположение, что комплексная жизнь, такая как мы с нами, это очень-очень редкое явление во вселенной. Планета должна быть в относительно стабильном состоянии примерно ахулеард лет, пока жизнь появится на планете, а потом ещё начнет эволюционировать. Нам в этом смысле капец как повезло. Например, если бы не было планеты Юпитер - не было бы и никакой жизни на земле.

Планета должна быть в относительно стабильном состоянии примерно ахулеард лет

Ну тут не скажи, наша планета пережила 5 или 6 массовых вымираний, то есть эволюция начиналась 5 раз с чистого листа (ну не с чистого, потому что всяким тихоходкам пофиг на вымирания, живучие твари), и вот на 5 получилось... что то получилось. Так что стабильность такое себе, если возраст Земли 4,5 млрд. лет, то о какой стабильности речь? За такое время чего только не происходило на нашей планете.
А о Юпитере верно подмечено, "зона Златовласки", слишком много аспектов должно сойтись что бы планета могла дать какую то жизнь, так сейчас и ищут экзопланеты. "Правильное" расстояние от звезды, размеры, химические элементы которые есть на Земле, там много всего.

химические элементы которые есть на Земле

Не обязательно. Существование форм жизни, отличных от углеродной, вполне возможно. А им для хим.процессов не нужны те же самые элементы, что и на Земле. Ну и шанс того, что при встрече мы вообще не сможем понять, что они живые (в нашем, углеродном понимании)  есть и очень большой.
Хорошие примеры из литературы: Солярис (Лем) и Малыш (Стругацких), где живые организмы были настолько отличны от нас, что мы просто не могли не то что их найти, понять их и понять что они живые
UPD в книгах конечно было допущение, что люди просекли, кто живой, а кто нет. Но все же

слишком много аспектов должно сойтись что бы планета могла дать какую то жизнь

Всегда забавляла эта ничем не обоснованная заносчивость мясных мешков, считающих, что, кроме белкового студня, невозможно существование других форм самоорганизации диссипативных структур.

Ты меня не правильно понял или я неправильно написал. Я вполне допускаю иные формы жизни кроме "мясных мешков".  Просто тут вопрос что считать жизнью? Клетка это жизнь? Какие процессы должны происходить в "оболочке" что бы можно было назвать эту оболочку живой?

относительно стабильном

Всё что ты описал, входит в понятие относительной стабильности, имхо.

Мне кажется как раз вы плохо себе представляете масштабы "вселенной".
Отбросим сразу, что про Вселенную и речи не идёт. Расстояния между галактиками действительно слишком большие. Речь только про Млечный путь. И в одной только нашей галактике порядка 300 000 000 000 звёзд. Это как-бы не дофига, а просто пиздец как много.
И уравнение не с потолка, там не школьники его писали. Там даже если на порядки уменьшать шансы — всё равно получается очень много вероятных точек зарождения жизни.
Ну и уникальность зарождения жизни я бы под большое сомнение поставил, т.к. на на шей планете она появилась почти сразу.

да насрать, люди и масштабы галактики плохо себе представляют.
в нашей галактике может быть несколько тысяч планет, в которых есть жизнь, может даже сотни миллионов, но мы(как и потенциально они) даже звездную систему свою изучить нормально не можем, а наши радиосигналы успели зацепить только несколько ближайших звезд

Нам хватило всего 400 лет от изобретения телескопа, до межпланетных полётов.
Если предположить даже несколько сотен точек возникновения жизни в нашей галактике и растянуть их возникновение на несколько миллиардов лет (наличие воды предполагают уже в первом миллиарде лет жизни вселенной, а ей 13ККК лет), то выходит, что есть цивилизации которым миллионы или даже миллиарды лет. По всем прикидкам этого достаточно чтобы засорить радиоэфир во всей нашей галактике.
Тут и получается, что либо мы единственные (и это под большим сомнением), либо мы самые крутые, либо использование радиоволн для связи это какая-то промежуточная и не особенно эффективная технология, от которой довольно быстро отказываются.

добавь к этому то, что наши представления о жизни очень узкие и их технический путь(или его отсутствие) может быть абсолютно другим.
и вот тебе развитая цивилизация которая и дня не пользовалась радиоволнами, или даже развитая цивилизация которая не будет нам казаться живой даже при прямом контакте.

полностью согласен.
И про абсолютно "не техническую" цивилизацию и про наше (возможное) полное непонимание какой-нибудь формы жизни.
Это именно как возможные объяснения этого парадокса.
Возможно кто-то вообще шлёт сообщения при помощи гравитационных волн, с которыми мы только-только начинаем разбираться.

Это всё, конечно, интересно и занимательно, но всё больше кажется, что даже если кто-то там и найдётся, то люди максимум потвитят об этом некоторое время и пойдут дальше по своим земным делам.

Почему внеземной разум до сих пор молчит в радиодиапазоне? Мне видится тут две причины: во первых мы слушаем их радио меньше 100 лет, а во вторых: что если цивилизация относительно быстро (1000 лет?) проходит этап радиообщения? И переходит на какой то совершенно иной и неведомый нам способ передачи информации?
Получается чтобы нам их услышать надо чтобы совпало два очень коротких по времени события - наша возможность слушать  радио и прохождение "короткоживущего" сигнала через нашу систему. Этот радиосигнал мог уже пройти 2000 лет назад и уже "кончился".  Или просто еще не дошел, т.к. разум не обязан возникнуть именно на проксиме центавра, мог родится и подальше.
Вполне может быть , что мы раньше увидим зеленых человечков воочию, чем услышим их радиопередачи.
Так что никакого особого парадокса я тут не вижу. Только бедность фантазии.

Может инопланетяне такие же придурки как и мы. Сидят ловят сигналы из космоса, а сами нихера не излучают. Мы же в космос ничего не шлём кроме мусора телерадиовещания.

Мы впервые дали о себе знать, послали хоть какой сигнал в космос, в 1936 году. 85 лет. 85 лет при возрасте Вселенной в 13,8 млрд. О каком контакте речь? Цивилизация в масштабах Вселенной, это пшык. Что бы так совпало что где то в одном созвездии развились две независимые цивилизации, которые освоили Космос, а не одни бились палками а другие уже ракеты запускали, то есть что бы все совпало для отправки и принятие сигналов, это... это почти что нереально, хз какие шансы.

Жизнь мб где то и есть, но она может быть как мы где пару млрд. лет назад, простые клетки, которым еще эволюционировать те же млрд. лет, и то не факт что, что то выйдет, ведь эволюция такая непредсказуемая штука, забейте кароч.
Одни мы, не одни... Это как искать иголку в океане, какой там стог сена.

Сейчас кстати астрономы, астрофизики способны изучать атмосферу далёких планет. Планета проходит перед звездой, свет пронизывает атмосферу и по параметрам такого света можно определить ее состав. Наличие кислорода в атмосфере может говорить о наличии жизни, так как кислород химически активный газ. Без его воспроизведения в атмосфере весь кислород уйдет в оксиды и гидроксиды и прочие соединения, значит наличие его в атмосфере говорит о том, что на планете есть источник его воспроизведения - микроорганизмы как вариант.

Ну пока это не изучение а больше, констатация факта наличия (огромной) экзопланеты.
Вот Джеймса Веба запустят осенью (да хоть бы не перенесли) и это будет огромный скачок в изучении экзопланет.

Джеймса Веба

Мне вот интересно, насколько он сможет далеко взглянуть назад, сейчас Хаббл вроде не может из за звездной пыли (газа) который был сформирован при развитии ранней Вселенной. Интересно будут ли у Уэбба фишки что бы как то заглянуть за "ширму", увидеть начало Вселенной или даже сам БВ, прикинь? Это же нереально, но почему я не знаю, но хотелось бы это увидеть. Как далеко в прошлое мы можем заглянуть.

хз.
За счёт того, что он не в видимом, а в инфракрасном спектре смотрит, он конечно дальше заглянет. Но надо понимать, что сам свет появился только несколько сотен тысяч лет после БВ и раньше ты ни как не заглянешь. Да и если честно, мне это не очень интересно. Там же вроде всё более-менее изучено.
Другое дело, что его разрешающей способности хватит чтобы изучать\наблюдать экзопланеты в радиусе десятка световых лет. Вот тут непаханое поле для открытий.

Я кстати не подумал об этом, это моя идея фикс. Сделать фотку сингулярности, начала всего, да это нереально, но звучит круто).
изучать\наблюдать экзопланеты в радиусе десятка световых лет.

А они у нас есть тут такие? Правильную экзопланету найти в зоне Златовласки, да еще и в десятках световых лет? Что то не слышал о таких... аааа загуглил, Траппист, всего то 39,5 св. год от Солнца, думал они дальше намного, ну круто что, ждем.

Сейчас считается, что наличие планет это норма, а не исключение, для звёздной системы. У нас просто не было инструментов для регистрации этих планет (как там меркурий или венера повлияют на яркость солнца).
Меньше сотни звёзд это конечно ничтожно мало, но зато можно будет детальнее на них сосредоточится.

Да, может как мы пару миллиардов лет назад — еще пилить и пилить до многоклеточности.
А ты представь не пару миллиардов лет назад, а хотябы один миллиард лет... да нет, даже на 50 тысяч лет (даже не секунда, а мгновенье в масштабах галактики) и вот уже радиошумом можно закрыть весь млечный путь (понятно про затухание сигнала и всё вот это, просто пример).
А если не десятки тысяч, а миллионы лет? А миллиард?
Мы всего через 400 лет после изобретения телескопа отправили грёбанный подержанный электрокар к соседней планете.

Все может быть, как тут писали, мб нам что то присылали 1,2,3-пару тысяч лет назад, но мы просто были не в состоянии принять сигнал, и они забили болт, развернулись в другую "сторону" Вселенной. Тут все может быть и пытаться конечно надо, у нас много локаторов настроено вверх, почти каждый вид сигнала, который люди воспринимают мы можем получить.
Другое дело, а что если нам посылают сигналы, но не в нашем "диапазоне", мы просто слепы. Например сигналы темной энергией... мы же без понятия что это такое и как его пощупать, а они все идут и идут... У нас просто нет приборов, что бы его фиксировать.

Как бы учёные специально шлют в космос сигналы в направлении возможных обитаемых планет. Но сами никаких сигналов так и не приняли.

Интересно как они обходят шум от Солнца и прочих помех, не говоря о том, что чем дальше тем хуже сигнал.

Вселенной всего 13 млрд, при этом галактики начали скапливаться спустя 3 млрд лет от образования частиц, самой Земле 4,5 млрд, а жизнь на ней образовалась почти сразу, 4млрд лет потребовалось жизни, чтобы создать технологии способные создавать электромагнитные сигналы, должно пройти 98 млрд лет, чтобы наши сигналы дошли хотя бы до границы видимой вселенной. В общем расстояния слишком большие, времени с зарождения вселенной прошло слишком мало, а человеческая цивилизация скорее всего одна из первых наиболее продвинутых цивилизаций во вселенной

Воу-воу, полегче!
Никакой речи про "границы видимой вселенной" не идёт. Тем более что с учётом её расширения никакой сигнал в принципе не достигнет её "границ". И вообще "видимая" вселенная для нас постоянно уменьшается (и потом вообще останется одна галактика, а потом и её -то всю не будет видно).
В парадоксе Ферми рассматривается только наша галактика. А это всего 100К световых лет в поперечнике. И нам вся-то и не нужна. Звёзд в ней так много, что даже в радиусе 10К лет их сотни миллионов.

Ну технически не совсем так. Наоборот те галактики, что находятся за сферой Хаббла и удаляются быстрее скорости света со временем станут видны, просто их фактической положение будет очень далеко от того места, откуда к нам придет свет. Тоже касается и нашей галактики для тех кто находится на границе. Поэтому прицельную отправку сообщений вести не получится.

интересно

Это с коуба взято) моего. Люди может и оригинала даже не слышали, думают это 13минутное видео и есть оригинал)

За 4 года многое поменялось. Движки у Маска были не русские, а свои Merlin (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)).

Движки РД-180 использовали для запуска ракет Atlas-5 компания ULA (United Launch Alliance). Сейчас они разрабатывают свой движок. - https://www.rbc.ru/politics/17/04/2020/5e9954609a7947480d39f4eb

Просто мы нахер никому в галактике не сдались. Ни одна уважающая себя разумная цивилизация не за хочет зашквариться "общением" с первобытными обезьянами, использующими технологический прогресс не для познания окружающего мира, а для уничтожения себеподобных и геноцида вообще любой жизни вокруг. На эту тему, кстати, у Станислава Лема был очень едкий памфлет: "Путешествие восьмое" из цикла "Звездные дневники Ийона Тихого".

Как цивилизация узнает о нас, о нашей культуре не войдя с нами в контакт?

Просканирует эфир Земли. Документалок про холокост и Нанкинскую резню будет достаточно.

А как они отличат документалки от мстителей?

По тегу "документалка"/"фантастика".

Кодеки для воспроизведения видео цифрового сигнала тоже из нашего интернета возьмут?XD.

Комментарий удален

Ты же начал рофлить в этой ветке. Я лишь подхватил. Огорчу, но ЕГЭ появилось после моего выпуска из школы. Забавно то, что тут только ты делаешь какие-то выводы. Я ничего не утверждал. Адью!

@Шериф тут два аккаунта Magnus Perfectus
https://dtf.ru/u/269428-magnus-perfectus На проекте с 13 авг 2020
https://dtf.ru/u/329239-magnus-perfectus На проекте с 27 янв 2021
Является ли создание второго аккаунта нарушением (с целью обхода возможности писать комментарии с отрицательной кармой на первом аккаунте)?

Да, обход ограничений рейтинга созданием твинков запрещён.

Второй аккаунт заблокирован :)