Игра в имитацию: лечение фобий в виртуальной реальности

В исследовательском университете Дьюка есть программа терапии в VR. Метод лечения подойдёт людям, боящимся высоты, лифтов, грозы, публичных выступлений и полётов.

В закладки

За последнее десятилетие наш язык изменился. В нём появилась лексика, акцентирующая внимание на психологическом опыте личности.

Мы живём в эпоху повышенного внимания к своему психическим здоровьем и слышим, как все вокруг говорят о важности личных границ, прорабатывают с психотерапевтом травматичный опыт (часто) токсичных отношений и отчаянно ищут safe space для восстановления ресурсного состояния. Ведут трекеры настроения и привычек, оттачивая навыки рефлексии и осознанности. А мобильные приложения, кажется, есть для всего, даже для лечения обсессивно-компульсивного расстройства. И вот с него, с ОКР, стоило начать. Несмотря на то, что использование нового языка и недавнее увлечение терапией больше похоже на моду, некоторых проблем у людей не отнять — не закрывать же глаза на панические страхи? О них ниже.

Итак, в университете Дьюка (Северная Каролина, США) фобии лечат в VR. Вот как выглядит схема лечения:

После проведения первичной диагностической беседы пациента помещают в созданный компьютером трехмерный виртуальный мир. Компьютерная графика и технологии позволяют добиться ощущения присутствия и погружения в виртуальную среду. Голос терапевта проводит участника через окружающую среду и взаимодействует с ним на протяжении всего сеанса.

Исследования показывают, что для достижения максимальной пользы требуется от 6 до 12 сессий. Чем VR-терапия лучше традиционной экспозиционной терапии (далее ЭТ), использующейся для лечения тревожных расстройств, панических атак и фобий?

Больше контроля и безопасности

ЭТ в виртуальной реальности включает в себя экспозицию (воздействие) на пациента виртуальной среды, в которой находится вызывающий страх раздражитель. Что важно, пациента не помещают в реальный мир, который может оказаться непредсказуемым. Терапевт управляет виртуальной средой с помощью клавиатуры, гарантируя воздействие исключительно запрограммированных ситуаций.

Сеансы терапии дешевле и их проще запланировать

Классическая экспозиционная терапия длится дольше и, следовательно, стоит гораздо дороже, поскольку для неё врач должен покинуть кабинет и приехать к пациенту. В виртуальной реальности врач и пациент не привязаны к месту (не нужно искать лифт, ждать грозу, покупать билет на самолёт и как-то ещё подстраиваться под внешние обстоятельства), и того же эффекта можно достичь в течение стандартного терапевтического часа (~50 минут), в пределах кабинета терапевта. Чтобы ускорить лечение, на неделе можно запланировать несколько сеансов, не боясь перегрузить ни себя, ни доктора.

Вызывающими страх ситуациями можно управлять и проигрывать их бесконечно — до достижения нужного эффекта

Использование VR позволяет терапевту полностью контролировать раздражители. Стандартная ЭТ связана с ограничениями настоящего мира. Например, полёт на самолёте — это всего лишь один взлет и посадка за рейс, а за одну сессию избавиться от страха едва ли возможно (а вот разориться на авиабилетах — вполне). VR позволяет терапевту регулировать ситуацию в режиме реального времени: совершить несколько посадок, сократить длительность полёта, если пациенту очень страшно, или наоборот продлить время взлёта и добавить турбулентность, если панические атаки вызывает именно она.

Что делать, если вы не в Северной Каролине, а опробовать на себе терапию в виртуальной реальности очень хочется? Проходить VR-игры и квесты

City Z screen Anvio

Многие игры созданы так, чтобы вызывать у участников определённые эмоции: прогулка на большой высоте вызовет всплеск адреналина даже у тех, кто, казалось бы, был не склонен к акрофобии. Но игры от терапии отличает более детализированный нарратив и высокое качество графики — не зря над ними трудятся команды геймдизайнеров.

В отличие от разработчиков классических видеоигр, мы строим посекундный сценарий действий пользователя. Из него следует, какие эмоции и в какой момент времени испытывают игроки. Мы управляем длительностью фаз боя и передышки, движений внутри платформы. Всё это создаёт эффект маятника, когда ужас сменяется восторгом, а он — трепетом, удивлением и радостью победы.

Главная составляющая всего, что мы делаем, — это эмоции, и мы стараемся подарить игрокам всю их палитру, не используя вычурные гаджеты и технические прибамбасы, которые не дают ничего кроме сиюминутного удовольствия. Эмоциональный же заряд, который получают посетители наших аттракционов, сопоставим с прыжком с парашютом — он меняет их, заставляет по-другому посмотреть на свои страхи и определённо запоминается надолго.

Максим Карандашов
технический директор Anvio

Проходить игры местами страшно, но больше интересно. Это как стать героем любимого приключенческого романа или экшн-фильма. А отбиваться ли от зомби, отправиться спасать далёкую планету или исследовать легендарный город-храм в Мексике — решать вам.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Елена Тер-Микаэлян", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 25, "likes": 23, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 62537, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 05 Aug 2019 19:45:58 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 62537, "author_id": 149938, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/62537\/get","add":"\/comments\/62537\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/62537"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 112327, "last_count_and_date": null }
25 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Думал, будет короткая новостная заметка, но нашёл здесь неплохой обзорный материал с объяснениями на пальцах. Спасибо.

Ответить
0

Это нативочка Anvio, зачем-то пришедших на дтф.)

Ответить
0

Тимур, спасибо! Приятно слышать.

Ответить
1

Хороший материал и тема интересная!

Вопрос к форматированию здесь (может точка нужна была?)
схема лечения: После проведения

А прямую речь лучше оформить цитатой, либо чуть подправить как косвенную :)

Ответить
0

Спасибо вам! Исправлю)

Ответить
0

Как с edutainment 30 лет назад.
Есть игры, отвечающие всем массовым запросам, с минимальными модификациями подгоняемые под запросы специфические.
И есть изобретатели велосипедов, которые пишут статьи о том, что можно было бы что-то такое сделать. И кто-то даже в это инвестирует.

Ответить
0

В исследовательском университете Дьюка появилась программа терапии в VR. Новый метод лечения подойдёт людям, боящимся высоты, лифтов, грозы, публичных выступлений и полётов.

так этому как бы ну, уже минимум года три. Ребята в университете изобрели велосипед.

https://uploadvr.com/phobias-vr/
https://oxfordvr.org/
https://news.samsung.com/global/befearless-part-1-how-vr-can-defeat-your-fear-of-public-speaking

Ответить
0

Про лечение ПТСР слышала, про фобии — нет. Ну окей, для вас это не новость, а для меня вот была. Решила поделиться)

Ответить
0

И чисто случайно включили ссылку на лендинг Anvio с комментарием фаундера, ага.
Свежо предание, Елена)

Ответить
0

Павел, миссия разоблачителя, наверное, кажется вам великой и благородной... но нет)

Ответить
0

Я и не стремился. Пусть выводы делают пользователи) Я лишь дал гипотезу

Ответить
0

Что делать, если вы не в Северной Каролине, а опробовать на себе терапию в виртуальной реальности очень хочется? Проходить VR-игры и квесты

Называть терапией 3 хоррор-виар шутера и адвенчуру — это сильно, конечно)

Ответить
0

Ага, пожалуй. Однако это мнение посетителей, а не только моё предположение. + есть исследования, где разные VR-экспириенсы помогают людям справиться с тревожностью, приступами агрессии и облегчают симптомы эмоционального выгорания

Ответить
0

Представляю себе, как игра ночью в виаре в какой-нибудь Left4Dead помогает людям справиться с тревожностью, ага +)

есть исследования, где разные VR-экспириенсы помогают людям справиться с тревожностью, приступами агрессии и облегчают симптомы эмоционального выгорания

это удивительно, но именно на исследования я и скинул ссылки выше. И удивительно, но там нет ни одного хоррор-шутера. удивительно, правда?)

Ответить
0

Павел, вам врач запретил в них играть?(

Ответить
0

а вам врач выписал практиковать стрелочки?)
Причем тут я вообще)?

Ответить
0

а ваш пример причём?) явно притянут за уши. у меня в статье хоррор-шутер не упомянут даже, тем более рядом с тревожностью
ясное дело, что человеку с тревожным расстройством от него только хуже станет. речь была вообще не о том. я ссылаюсь на практику исследовательского университета и говорю, что VR-игры нас тоже меняют - в цитатах, собственно, главная мысль, почему

Ответить
0

у меня в статье хоррор-шутер не упомянут даже, тем более рядом с тревожностью

ну да, действительно.

Ответить
0

это зомби-шутер. и про тревожность в следующем предложении я не пишу.

Ответить
0

Елена, я вижу у вас некие преграды в понимании течения разговора, давайте я помогу вам разобраться.

Вы пишете:
Что делать, если вы не в Северной Каролине, а опробовать на себе терапию в виртуальной реальности очень хочется? Проходить VR-игры и квесты

Далее идет скриншот игры City Z (который зомби шутер), и комментарией тех. директора Anvio.

Из чего обыватель может сделать вывод, что вы рекомендуете "терапию" в виде стрельбы по немертвям. Что само по себе очевидная нативная реклама, но да ладно.

Что наиболее интересно, вы сами же подтверждаете это в комментариях, аппелируя к посетителям ваших VR аттракционов и мнению "экспертов":

Однако это мнение посетителей, а не только моё предположение. + есть исследования, где разные VR-экспириенсы помогают людям справиться с тревожностью

Вместо того чтобы заметить, что речь идет не об Anvio и предлагаемых ими играх, вы расширяете топик разговора до обобщения, после которого я замечаю, что нет ни одного исследования, где в качестве терапии выступает зомби-шутер.

И после этого вы пишете, что мой пример притянут за уши и вообще не причем.

Резюмируя: вы оч хреновенько защищаетесь)

Ответить
0

)) ух ты, целое эссе. Не в моих правилах вести такие разговоры, но напоследок отвечу.

1) Павел, не нужно рассказывать мне, как течёт диалог, давать оценку логике и тому, как я "защищаюсь" (и вообще, осторожнее с выбором слов). Вам действительно больше нечем заняться, или вы пытаетесь самоутвердиться таким образом?)

2) Разные VR-экспириенсы - это не обязательно игры. Были бы игры, я бы так и написала. В качестве примера: сафари в виртуальной реальности, где можно на расстоянии вытянутой руки быть с животными и созерцать природу. Ссылку прикрепляю.

3) Скрин зомби-шутера - окей, не лучшая иллюстрация, но вы тут столько шума из-за неё развели, что это даже смешно. Попробуйте что ли медитацию)

Ответить
0

Вам действительно больше нечем заняться, или вы пытаетесь самоутвердиться таким образом?)

4 минуты на пост не то чтобы ощутимое вложение в свободное время. Но вообще в интернетах принято говорить "потому что я могу".

(и вообще, осторожнее с выбором слов)

баюс баюс мам не бей.
-

просто так странно защищать настолько очевидные попытки нативной рекламы и при этом говорить, что кому то нечем заняться. Ну да ладно.

Не в моих правилах вести такие разговоры, но напоследок отвечу.

Ответить
0

за сим откланиваюсь;

Ответить
0

Метод лечения подойдёт людям, боящимся высоты, лифтов, грозы, публичных выступлений и полётов.

Звучит как #befearless у самсунг окулусов, возможно они банально надевают гирвиар.

Ответить
–3

пациента помещают в созданный компьютером трехмерный виртуальный мир

созданный компьютером

Дальше не читал.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]