Наука
HolSoul

Квантовая физика для чайников

Или книги про нее, написанные легким языком, которые смогут прочитать даже школьники, правда не факт, что все поймут о чем там написано.

Из-за того что в школе я очень любил физику, мне пришла мысль начать читать про квантовую физику. В этой статье я расскажу про самые интересные книги, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Это будет не топ, так как все эти книги очень хорошо написаны, и даже я, который не профессор Гарварда, не много, да понимает о чем говорится в них .

Первая книга, Тайны квантового мира от Олега Фейгина.

Первая книга о которой хочу рассказать это Тайны квантового мира. Прочел я ее совсем недавно и из всего, что я прочитал про квантовую физику, она дает большего всего информации, без всяких формул. Автор очень хорошо преподает текст, как будто ты сидишь перед своим соседом, и вы разговариваете про физику, хотя ты ничего не понимаешь, но тебе так интересно, что ты и не хочешь прерывать эту беседу. В ней вы узнаете о том как волновая механика (другое название квантовой физики) заменила привычную нам ньютоновскую физику, узнаете о самых полезных открытиях, которые влияют на нашу жизнь, узнаете о интересных личностях которые изменили этот отдел науки.

Популярная физика от не безызвестного Айзека Азимова.

Что же можно сказать о данной книге? Она так же как и прошлая очень информативна, но тут она преподносит себя как учебник, только с альтернативными формулами, формулировками, примерами. Кстати, я ее так и не дочитал, даже до половины слишком она скучна. Хотя его научно-фантастические романы очень интересные и их не скучно читать. Так почему же я написал о данной книге, да потому что, кому то она окажется полезной в чтении хоть и не очень то интересной.

Космические рубежи теории относительности от Уильяма Кауфмана

Как можно понять из названия говорит эта книга о теории относительности, как о общей, так и о специальной. Будет она говорить и о необычных объектах Вселенной, например черные дыры.

Кратчайшая история времени от Стивена Хокинга.

Последняя книга, которую я хочу посоветовать. Эта книга, которую я прочел первым делом, от нее все и пошло, от нее я и "заразился" физикой и квантовой физикой. Все говорят что она написана легким языком о трудных вещах и я хочу сказать что именно так и есть, читать ее приятно, ты и не замешаешь как проходит час, два, три. Очень советую начать прочтение книг про квантовую механику именно с нее.

Хочу спросить, будете ли читать эти книги?
С радостью прочту!
Нет, физика мне не интересна!
Подумаю над тем читать или нет!
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

{ "author_name": "HolSoul", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 48, "likes": 66, "favorites": 178, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 66067, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Aug 2019 21:51:55 +0300", "is_special": false }
{ "id": 66067, "author_id": 157828, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/66067\/get","add":"\/comments\/66067\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/66067"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 112327, "last_count_and_date": null }
48 комментариев

Блин, а чоб и нет. Поделюсь ссылками на свои тексты про квантовую физику

Разбор т.н. "загадки радиуса протона" через призму развития квантовой теории от квантовой механики до квантовой электродинамики

Рецензия на "Квантовую случайность". Заодно небольшой ликбез по структуре квантовых теорий

Разбор самого простого протокола квантовой криптографии на игральных картах

Попытка прояснить неподготовленному читателю иерархию разделов квантовой физики

Здесь разбираю, как нужно правильно воспринимать новости про Em Drive, попутно объясняя, как устроена наука (физика) как социальный институт

Комментарий удален

А зачем тут тогда раздел "наука" ?

Он наверное и не знал про него. :) Ну человек узнал сегодня что-то новое

Заходим Vlad Loparev - комментарии
И все становится на свои места.

Настрой подписки и будет у тебя только игро-кино портал

Я преподаю квантовую механику, ща буду разносить)
волновая механика (другое название квантовой физики)

Это ошибочное понимание. Волновая механика была неполной предшественницей квантовой механики. Но квантовая механика не есть квантовая физика, второе лишь включает первое.

Не знал, спасибо что поправил меня

Хокинг и Кауфман - это всё таки больше про космологию и ОТО. К сожалению, чтобы сформировалось правильное восприятие квантовой картины мира, нужно иметь математическую подкованность, без неё это будет хождение по верхам, увы, ибо самое интересное в квантах под капотом. Нильс Бор в своё время сказал: глубина понимания квантовой механики находится в неопределенности с подробностью её изложения. За век это правило не поменялось. Поэтому щупая квантовую физику через научпоп, помните, что вы щупаете только отдельно хобот, либо отдельно ноги слона, а чтобы прозреть и увидеть его целиком, нужно математическое зрение.

Тем не менее, со своей стороны могу посоветовать "КЭД: странная теория..." Фейнмана (про квантовую природу света), "Квантовая случайность" Жизана (про квантовую информатику и вторую квантовую революцию), "Лептоны и кварки" Хелзен, Мартин, 1 глава (стандартная модель, правда книжка старая, но вы поймёте иерархию)

Спасибо, как нибудь найду время и почитаю

Я так скажу: если за спиной есть хоть какие-нибудь пары по высшей математике, в частности анализ и линейная алгебра, стоит рискнуть и почитать "Принципы квантовой механики" Дирака. В ней на самом деле много текста и интересных размышлений, не только формулы. Главное там - справится с постулатами, которые формулируются на языке векторов и операторов. Вектора и операторы в частном случае рассматриваются в линейной алгебре (это там, где матрицы и определители). Если подтянуть конспекты, то можно опираться на этот курс, и тогда, возможно получится понять самые исходные вещи квантовой механики. А там уже и до простых задач можно дотянуться с помощью знания интегралов и производных, сначала до понятия волновой функции, а затем, например до квантового осциллятора или атома водорода. Главное, не заморачиваться на выкладках, не стесняться скипать их, веря на слово, но понимать выводы, которые из этих выкладок следуют. Тогда можно начать понимать квантовую механику поглубже некоторых физиков.

Мне 15, я как то пытался пройти быстренько по математике за 9, 10, 11 классы, но не получилось, потому что я понимаю, чтобы это понимать нужен человек который это знает, то есть учитель, а я не могу себе позволить репетитора.

Что ж, тогда могу лишь пожелать терпения. Со временем всё придёт.

Спасибо и удачи тебе тоже )

Кстати хотел спросить, как относишься к кротовым норам, много читал, но не с кем, об этом поболтать

Надеюсь, что они существуют, но не думаю, что из них можно будет извлечь пользу. Правда я в космологии не очень, я больше по микромиру.

мм, ладно, а мне вот как раз астрономия( а кстати космология и астрономия, это одно и тоже?) больше нравится

Космология и астрономия пересекаются, но в целом это скорее разные дисциплины. Космология - это всё таки больше теоретическая наука, в то время, как астрономия - наблюдательная

понял, большое спасибо

А есть ли какие нибудь труды для чайников,но о математике?

Numberphill - канал на ютубе ;)

Раз уж тема подходящая, какой еще есть крутой научпоп по физике/химии/биологии?

Две последних не читал, но в первых двух все достаточно понятно написано, приведены хорошие аналогии и примеры + немного матана.

Зашел в комментарии чтобы порекомендовать эту книгу. Она прям очень круто все расписывает, я с нулевыми познаниями и интересом к физике после школы прочел эту книгу и не только понял все базовые концепции, но и по теории струн подугорел

Митио Каку "Физика невозможного"

Как и все книги автора в целом, очень круты и увлекательны.

Роберт Сапольски "Биология добра и зла" с его курсом лекций Билогия поведения человека. Есть на русском в ютубе.
Никита Жуков. Дилогия "Модицина" и его сайт о доказательной медицине "энциклопатия". Полезно знать в быту о том, какая херня у нас в плане медицины.
Александр Панчин. "Сумма биотехнологий". Так же его паблик в вк. Как популяризатор, борется с религиозным мракобесием и мифами вокруг биологии, в частности ГМО.
Александр Марков. "Эволюция человека".
Ричард Докинз. "Бог как иллюзия" например. Тоже довольно эпичный чувак.

Только хардкор

Хороший справочник, плохой учебник. Лучше уж Дирака читать.

Оба, к сожалению, безнадёжно устарели

Неужели? Это что же там такого безнадёжно устаревшего?

Ну если говорить про Ландау, например, то отсутствие дираковской нотации и всех достижений физики после пятидесятых годов прошлого века. Чтобы сдать экзамен может быть и ок, а чтобы заниматься исследованиями точно не подойдет

Ну у Ландау-Лифшица полно проблем, но их сложно назвать проблемами устаревания. Разве устарела теория возмущений? Она используется по сей день в научной работе, я сам недавно лазил в эту книгу, когда считал для новой статьи. Или разве устарела релятивистская теория атома? Почитайте последние теоретические работы по прецизионной спектроскопии: они все стартуют с дираковского выражения для энергии. Да, эти формулы в итоге недостаточно точные, но не потому что квантовая механика неполная или устарела, как какая-нибудь эфиродинамика, а потому что в игру вступает вакуум.
Если говоря о последних достижениях вы имеете в виду запутанность, неравенства Белла и прочие парадоксы ЭПР, то здесь всё в полном согласии с канонической квантовой механикой. Более того, состояние запутанности появляется в старых учебниках при описании состояний многоэлектронных атомов, просто там это так не называется. Если вы имеете в виду матрицу плотности и открытые системы, то надо понимать, что это расширение квантовой механики на статистическую физику, которое механику чистых состояний никак не опровергает. Это просто другая дисциплина про другие физические задачи.
В общем, достижения квантовой механики, во-первых, иногда ещё нужны в некоторых областях, а во-вторых, служат обязательным базисом для движения дальше, будь то КТП, открытые системы или что-то ещё. Поэтому, нет, книги не устарели. По крайней мере в том смысле, в котором это понимается по умолчанию.

Хокинга читал, хорошая книга.

Квантование невозможно понять. Как и многие вещи в физике, они просто есть.

PS. Обожаю этот диалог с Фейнманом.

Прикольный видос, спасибо за то что скинул

лично я считаю что до квант-физ надо дойти(эта ступенька) которую не осилишь без базы...а елси нет базы зачем читать? можно посмотреть фильм от дискваре или лекцию Александра Львовского.

В чем то согласен, но я читаю потому что мне нравится, хоть я и не слишком силен в математике, я просто пытаюсь это представить, а может когда нибудь серьезно займусь этим делом и мне уже и не надо будет читать это

без формул и глубины,это просто туалетное чтиво...это как читать про ядерный реактор не зная периодическую систему химических элементов.

Львовский крутой и то, что он делает - это круто, но вот то, что он подмешивает в рассказы про квантовую механику многомировую интерпретацию - это очень и очень плохо.

Ты делаешь подборку книг о квантовой механике для чайников, но не включаешь в неё Фейнмана? Покайся, грешник

ахах, извини, не читал его, думаю после твоего коммента почитаю

Это же папа квантовой электродинамики и тот кто смог пояснить домохозяйкам за квантово-волновой дуализм

это вообще автор метода по объяснению чего угодно домохозяйкам.
"Если вы не можете рассказать пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь - то вы, скорое всего, шарлатан" (С)

“Она так же как и прошла очень информативна.” Поправь, а то сначала с толку сбила :)

Спасибо, исправил)

лол, ладно, останемся при своих мнениях

«Если вам кажется, что вы понимаете квантовую теорию… то вы не понимаете квантовую теорию.» Фейнман.
Кстати он получил нобелевку по квантовой электродинамике.
А вообще почитайте его автобиографию, с квантовой физикой не связано но очень увлекательно и весело.

Первой на эту тему я прочел "Теорию всего" Хоккинга, потом остальные его книги. Все это очень увлекательно, но, как уже сказали выше, без познаний в математике толком все равно ничего не понимаешь.

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]